На третьем концерте VIII международного фестиваля современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia прозвучала мировая премьера произведения победительницы всероссийского конкурса сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра «Другое пространство». Кому уступил место за дирижерским пультом Александр Сладковский и почему молодой американец восхищается советским авангардистом — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Открывала программу вечера мировая премьера сочинения Анны Поспеловой Equilibrio, с которым она завоевала победу во всероссийском конкурсе сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра
ВСЕ ДЕЛО В БАЛАНСЕ
Дорогу молодым! Так можно охарактеризовать вчерашний третий концерт VIII международного фестиваля современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. Открывала программу вечера мировая премьера сочинения Анны Поспеловой Equilibrio, с которым она завоевала победу во Всероссийском конкурсе сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра «Другое пространство». В первом туре произведения конкурсантов оценивало композиторское жюри, во втором — дирижерское, в которое входит и худрук Государственного симфонического оркестра РТ (ГСО) Александр Сладковский. «Произведения финалистов конкурса прозвучат в ноябре 2018 года на концертах фестиваля „Другое пространство“ в исполнении Госоркестра России им. Светланова, также в исполнении ведущих симфонических оркестров и дирижеров России на лучших филармонических площадках страны», — говорится на сайте конкурса. И для исполнения ГСО РТ на сцене ГБКЗ им. Сайдашева выбрали Equilibrio.
Поспелова говорит, что это ее дипломная работа и с 2012 года ни разу не исполнялась перед публикой. «Произведение, видимо, ждало своего часа, — говорит композитор. — Оно — о соблюдении баланса, равновесия». И действительно, в ее сочинении все построено на попытке достичь баланса между гармонией и диссонансом, легкостью и напряженностью, спокойствием и тревогой. Это единое полотно, на котором можно обнаружить и сказки народов мира, и образы природы, и философские споры об истине.
И кому доверить премьерное исполнение такого произведения, как не маэстро Сладковскому, который умеет тонко настроить взаимодействие разных групп оркестра. «Это очень известный оркестр и это большое счастье, когда тебя играют, и играют хорошие исполнители», — отметила Поспелова.
Сладковский пригласил в Казань дирижера Симфонического оркестра Мариинского театра Гавриэля Гейне
«С ТАТАРСТАНСКИМ ОРКЕСТРОМ МНЕ БЕЗУМНО ИНТЕРЕСНО»
Для исполнения второго произведения программы — концерта для скрипки и альта с оркестром Кшиштофа Пендерецкого — Сладковский пригласил в Казань дирижера Симфонического оркестра Мариинского театра Гавриэля Гейне и солистов, братьев Михаила и Ивана Почекиных. Гейне — человек с любопытной судьбой: он родился в американском Нью-Джерси, получил степень магистра в университете Индианы (Блумингтон) и стал первым американцем, окончившим Московскую консерваторию, а также одним из последних учеников Ильи Мусина в Санкт-Петербургской консерватории. Его приглашали дирижировать ведущими оркестрами Европы и России, а сейчас он дирижер Мариинского театра и музыкальный руководитель расположенного в Миннесоте Northern Lights Festival Opera. Это его третий приезд в Казань — первый раз он дирижировал на Concordia в 2014 году, а год спустя уже выступал на «Рахлинских сезонах». «Я Александра Витальевича знаю со времен консерваторских, и мне очень приятно, что он меня приглашает уже в третий раз, — порадовался Гейне. — Я к нему отношусь с колоссальным уважением и вижу, что он здесь сделал и делает. И с коллективом мне безумно интересно и приятно работать».
Дирижер отмечает, что для него было немного неожиданно открыть партитуру и увидеть композиторский язык, ведь со времен консерватории он помнил, что у Пендерецкого сплошная графика, нестандартная нотация, звуковая игра, специфическая палитра. «А этот концерт написан в 2012 году, в XXI веке, и ссылается на Шостаковича, на Барток, — объяснил Гейне. — Это не то чтобы традиционный язык, но чувствуется и язык XX века. Там есть очень интересная пассакалия, которой открывается и закрывается концерт. И в ней есть глубокие отсылки к пассакалиям Шостаковича из его некоторых симфоний, из второго фортепианного трио». Концерт был написан Пендерецким к 200-летию знаменитого венского центра классической музыки «Музикферайн».
Братья Почекины отметили, что произведение Пендерецкого — глубокая музыка и от ее исполнения они получают огромное удовольствие
И Гейне, и Почекины, и музыканты ГСО РТ работали над этим концертом впервые. Почекины отметили, что произведение Пендерецкого — глубокая музыка и от ее исполнения они получают огромное удовольствие. И действительно чувствуется, что братья пропускают через себя каждый звук, каждый такт, проникают в самую ткань музыкального сочинения. И с их восприятием гармонирует оркестр, который и с «неродным» дирижером продолжает играть четко, словно отлаженная машина (в самом хорошем смысле) — следствие правильного и эффективного «воспитания» Сладковского. Это очень эмоциональное произведение живо отозвалось в сердцах солистов и музыкантов ГСО РТ, которые показали умение глубоко чувствовать всю драматичность этого концерта — скрипки были глубоки и пронзительны, ударные и духовые обрушивались катастрофично и страстно.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ЛЮТОСЛАВСКОГО И КОНСТРУКТИВИЗМ МОСОЛОВА
Второе отделение концерта открылось исполнением концерта для виолончели с оркестром Витольда Лютославского. Солировала молодая виолончелистка из Екатеринбурга Анастасия Кобекина, которая выступала с множеством ведущих российских оркестров. Гейне отмечает, что в этом концерте «совершенно свободный уникальный композиторский язык»: «Там не столько нужно дирижировать, сколько показать намеки, и огромная ответственность лежит на самих музыкантах. У нас безумно талантливая солистка сегодня, многое лежит на ее плечах как солистки именно в этом концерте». И Кобекина не подвела. Сам композитор определял жанр концерта как соревнование между солистом и оркестром, причем у солиста должны быть почти олимпийские достижения и амбиции. Виолончелистка в полной мере доказала, что достойна золотой медали, — не снижала эмоционального накала до последней ноты. «Огромный сегодня был успех!» — констатировал Гейне.
Молодая виолончелистка из Екатеринбурга Анастасия Кобекина выступала со множеством ведущих российских оркестров
Завершал программу концерта небольшой симфонический эпизод советского авангардиста Александра Мосолова «Завод. Музыка машин». «Мосолов — это такой конструктивизм в музыке, — отметил Гейне. — Когда он сочинил это произведение в 1928 году, шла борьба между РАПМом (Российской ассоциацией пролетарских музыкантов) и АСМом (Ассоциацией современной музыки). И когда РАПМ увидел эту партитуру — а это был большой балет „Сталь“ — они бóльшую часть отрубили. И этот трехминутный фрагмент, который мы сейчас называем „Завод“, — все, что осталось от балета. Но там мы чувствуем энергию завода, механизма и настроение — люди с огромной уверенностью строят будущее». Действительно, по этому короткому и яркому отрывку можно получить представление и об атмосфере ушедшей эпохи, и о конструктивисткой образности, и авангардистских приемах музыки начала XX века — полиритмии, звуковых и шумовых экспериментах, воссоздающих мелодию работы завода. Это не плоское звукоподражание, а многослойный художественный образ, осязаемо создаваемый благодаря звукоизобразительным эффектам. При этом музыкантам необходимо большое мастерство, чтобы этот образ воспроизвести без потери глубины звучания.
В заключительный день фестиваля, 3 ноября, гостем маэстро Сладковского и ГСО РТ станет знаменитый австрийский скрипач и дирижер, концертмейстер Венского филармонического оркестра Райнер Хонек. В исполнении солиста и оркестра впервые в Казани прозвучит Концерт для скрипки с оркестром Игоря Стравинского. В рамках визита приглашенный солист проведет мастер-классы для музыкантов татарстанского симфонического оркестра. В рамках фестивального вечера ГСО РТ под управлением Сладковского также впервые представит казанской публике музыку балета «Петрушка» Стравинского и «Садовую симфонию» московского композитора Александра Чайковского, посвященную дирижеру оркестра Баварского радио Марису Янсонсу (премьера ее состоялась в 2014 году в Мюнхене в программе «Русских ночей»). Произведение написано специально по заказу Оркестра Баварского радио в 2013 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.