Открывала программу вечера мировая премьера сочинения Анны Поспеловой Equilibrio, с которым она завоевала победу во всероссийском конкурсе сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра

ВСЕ ДЕЛО В БАЛАНСЕ

Дорогу молодым! Так можно охарактеризовать вчерашний третий концерт VIII международного фестиваля современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. Открывала программу вечера мировая премьера сочинения Анны Поспеловой Equilibrio, с которым она завоевала победу во Всероссийском конкурсе сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра «Другое пространство». В первом туре произведения конкурсантов оценивало композиторское жюри, во втором — дирижерское, в которое входит и худрук Государственного симфонического оркестра РТ (ГСО) Александр Сладковский. «Произведения финалистов конкурса прозвучат в ноябре 2018 года на концертах фестиваля „Другое пространство“ в исполнении Госоркестра России им. Светланова, также в исполнении ведущих симфонических оркестров и дирижеров России на лучших филармонических площадках страны», — говорится на сайте конкурса. И для исполнения ГСО РТ на сцене ГБКЗ им. Сайдашева выбрали Equilibrio.

Поспелова говорит, что это ее дипломная работа и с 2012 года ни разу не исполнялась перед публикой. «Произведение, видимо, ждало своего часа, — говорит композитор. — Оно — о соблюдении баланса, равновесия».  И действительно, в ее сочинении все построено на попытке достичь баланса между гармонией и диссонансом, легкостью и напряженностью, спокойствием и тревогой. Это единое полотно, на котором можно обнаружить и сказки народов мира, и образы природы, и философские споры об истине.

И кому доверить премьерное исполнение такого произведения, как не маэстро Сладковскому, который умеет тонко настроить взаимодействие разных групп оркестра. «Это очень известный оркестр и это большое счастье, когда тебя играют, и играют хорошие исполнители», — отметила Поспелова.

Сладковский пригласил в Казань дирижера Симфонического оркестра Мариинского театра Гавриэля Гейне

«С ТАТАРСТАНСКИМ ОРКЕСТРОМ МНЕ БЕЗУМНО ИНТЕРЕСНО»

Для исполнения второго произведения программы — концерта для скрипки и альта с оркестром Кшиштофа Пендерецкого — Сладковский пригласил в Казань дирижера Симфонического оркестра Мариинского театра Гавриэля Гейне и солистов, братьев Михаила и Ивана Почекиных. Гейне — человек с любопытной судьбой: он родился в американском Нью-Джерси, получил степень магистра в университете Индианы (Блумингтон) и стал первым американцем, окончившим Московскую консерваторию, а также одним из последних учеников Ильи Мусина в Санкт-Петербургской консерватории. Его приглашали дирижировать ведущими оркестрами Европы и России, а сейчас он дирижер Мариинского театра и музыкальный руководитель расположенного в Миннесоте Northern Lights Festival Opera. Это его третий приезд в Казань — первый раз он дирижировал на Concordia в 2014 году, а год спустя уже выступал на «Рахлинских сезонах». «Я Александра Витальевича знаю со времен консерваторских, и мне очень приятно, что он меня приглашает уже в третий раз, — порадовался Гейне. — Я к нему отношусь с колоссальным уважением и вижу, что он здесь сделал и делает. И с коллективом мне безумно интересно и приятно работать».

Дирижер отмечает, что для него было немного неожиданно открыть партитуру и увидеть композиторский язык, ведь со времен консерватории он помнил, что у Пендерецкого сплошная графика, нестандартная нотация, звуковая игра, специфическая палитра. «А этот концерт написан в 2012 году, в XXI веке, и ссылается на Шостаковича, на Барток, — объяснил Гейне. — Это не то чтобы традиционный язык, но чувствуется и язык XX века. Там есть очень интересная пассакалия, которой открывается и закрывается концерт. И в ней есть глубокие отсылки к пассакалиям Шостаковича из его некоторых симфоний, из второго фортепианного трио». Концерт был написан Пендерецким к 200-летию знаменитого венского центра классической музыки «Музикферайн».

Братья Почекины отметили, что произведение Пендерецкого — глубокая музыка и от ее исполнения они получают огромное удовольствие

И Гейне, и Почекины, и музыканты ГСО РТ работали над этим концертом впервые. Почекины отметили, что произведение Пендерецкого — глубокая музыка и от ее исполнения они получают огромное удовольствие. И действительно чувствуется, что братья пропускают через себя каждый звук, каждый такт, проникают в самую ткань музыкального сочинения. И с их восприятием гармонирует оркестр, который и с «неродным» дирижером продолжает играть четко, словно отлаженная машина (в самом хорошем смысле) — следствие правильного и эффективного «воспитания» Сладковского. Это очень эмоциональное произведение живо отозвалось в сердцах солистов и музыкантов ГСО РТ, которые показали умение глубоко чувствовать всю драматичность этого концерта — скрипки были глубоки и пронзительны, ударные и духовые обрушивались катастрофично и страстно.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ЛЮТОСЛАВСКОГО И КОНСТРУКТИВИЗМ МОСОЛОВА

Второе отделение концерта открылось исполнением концерта для виолончели с оркестром Витольда Лютославского. Солировала молодая виолончелистка из Екатеринбурга Анастасия Кобекина, которая выступала с множеством ведущих российских оркестров. Гейне отмечает, что в этом концерте «совершенно свободный уникальный композиторский язык»: «Там не столько нужно дирижировать, сколько показать намеки, и огромная ответственность лежит на самих музыкантах. У нас безумно талантливая солистка сегодня, многое лежит на ее плечах как солистки именно в этом концерте». И Кобекина не подвела. Сам композитор определял жанр концерта как соревнование между солистом и оркестром, причем у солиста должны быть почти олимпийские достижения и амбиции. Виолончелистка в полной мере доказала, что достойна золотой медали, — не снижала эмоционального накала до последней ноты. «Огромный сегодня был успех!» — констатировал Гейне.

Молодая виолончелистка из Екатеринбурга Анастасия Кобекина выступала со множеством ведущих российских оркестров

Завершал программу концерта небольшой симфонический эпизод советского авангардиста Александра Мосолова «Завод. Музыка машин». «Мосолов — это такой конструктивизм в музыке, — отметил Гейне. — Когда он сочинил это произведение в 1928 году, шла борьба между РАПМом (Российской ассоциацией пролетарских музыкантов) и АСМом (Ассоциацией современной музыки). И когда РАПМ увидел эту партитуру — а это был большой балет „Сталь“ — они бóльшую часть отрубили. И этот трехминутный фрагмент, который мы сейчас называем „Завод“, — все, что осталось от балета. Но там мы чувствуем энергию завода, механизма и настроение — люди с огромной уверенностью строят будущее». Действительно, по этому короткому и яркому отрывку можно получить представление и об атмосфере ушедшей эпохи, и о конструктивисткой образности, и авангардистских приемах музыки начала XX века — полиритмии, звуковых и шумовых экспериментах, воссоздающих мелодию работы завода. Это не плоское звукоподражание, а многослойный художественный образ, осязаемо создаваемый благодаря звукоизобразительным эффектам. При этом музыкантам необходимо большое мастерство, чтобы этот образ воспроизвести без потери глубины звучания.

В заключительный день фестиваля, 3 ноября, гостем маэстро Сладковского и ГСО РТ станет знаменитый австрийский скрипач и дирижер, концертмейстер Венского филармонического оркестра Райнер Хонек. В исполнении солиста и оркестра впервые в Казани прозвучит Концерт для скрипки с оркестром Игоря Стравинского. В рамках визита приглашенный солист проведет мастер-классы для музыкантов татарстанского симфонического оркестра. В рамках фестивального вечера ГСО РТ под управлением Сладковского также впервые представит казанской публике музыку балета «Петрушка» Стравинского и «Садовую симфонию» московского композитора Александра Чайковского, посвященную дирижеру оркестра Баварского радио Марису Янсонсу (премьера ее состоялась в 2014 году в Мюнхене в программе «Русских ночей»). Произведение написано специально по заказу Оркестра Баварского радио в 2013 году.