В южной части Сан-Франциско обосновалась элита, здесь расположены штаб-квартиры многих высокотехнологичных корпораций: Apple, Фейсбук, Google и иже с ними В южной части Сан-Франциско обосновалась элита, здесь расположены штаб-квартиры многих высокотехнологичных корпораций: Apple, «Фейсбук», Google и иже с ними

«НОВЫЙ СОТРУДНИК В APPLE ПРИНОСИТ КОМПАНИИ В ГОД 2 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ»

В южной части Сан-Франциско обосновалась элита, здесь расположены штаб-квартиры многих высокотехнологичных корпораций: Apple, «Фейсбук», Google и иже с ними.

Силиконовая долина — это Мекка для организаций, занимающихся разработкой новых технологий, место встречи стартаперов и инвесторов.

Как это происходит на деле и в чем загадка данного успешного взаимодействия? Этими вопросами я озадачилась в ходе своей очередной бизнес-поездки в Америку в сентябре этого года.

Мы побывали в Нью-Йорке, Лас-Вегасе и неделю прожили в Силиконовой долине. Мы посетили штаб квартиры монстров бизнеса Google, Apple, Tesla, Netflix, Zappos. Общались с ребятами, работающими в этих компаниях, стартаперами и инвесторами.

Прежде чем начать разговор о стартапах, приведу интересный факт — это показатель прироста прибыли в крупных компаниях на нового сотрудника.

Один новый сотрудник в Apple приносит компании в год $2 млн дополнительной прибыли! Примерно такие же цифры по приросту прибыли на нового сотрудника называют в «Фейсбуке» и Google.

Понятно, что эти крупные компании в долине ведут войны за талантливых ребят из стартап-проектов и платят им нереальные деньги, потому как прирост прибыли для фирмы с этого сотрудника будет несоизмеримо больше.

Силиконовая долина — это Мекка для организаций, занимающихся разработкой новых технологий, место встречи стартапов и инвесторов Силиконовая долина — это Мекка для организаций, занимающихся разработкой новых технологий, место встречи стартаперов и инвесторов

Вышеупомянутые гиганты создают венчурные корпорации, цель которых — инвестиции в стартап-проекты не с целью их последующей продажи, а с целью реализации и внедрения в свой бизнес. Их интересуют не столько сами деньги сегодня, сколько перспектива получить во много раз больше. Они понимают необходимость всегда быть в развитии, иначе — смерть.

Примеров этому много: Kodak и Nokia — компании, которые ушли с рынка, потому что не захотели меняться и развиваться. Жизнь со старым багажом, пусть и славным, — это дорога в никуда.

Теперь к основной теме. Мы действительно много говорили о стартапах, ведь они являются неотъемлемой частью экосистемы долины.

Что это вообще такое? Стартап — организация, созданная для того, чтобы найти масштабируемый бизнес. У нее нет бизнес-модели, только чистая идея, под которую надо найти бизнес-модель, привлечь инвестиции и реализовать. Цель стартапа — продажа или выход на IPO. В этом принципиальное отличие стартапа от обычного бизнеса на нулевом этапе.

В Силиконовой долине — бешеная концентрация идей и стартап-проектов. Конкуренция здесь тоже очень большая. Сюда съезжаются лучшие умы со всех концов света. Топы. И между ними идет жесткая конкурентная борьба. Многие ломаются. Но самые упрямые, самые сильные остаются. И побеждают.

Штаб-квартира Netflix Штаб-квартира Netflix

«В ДЕТСКИЙ САД ЛУЧШЕ ХОДИТЬ ДОМА»

Мы общались и с частными инвесторами (ангелами), и с собственниками венчурных фондов. Из бесед вынесли для себя некоторые истины для обитателей долины:

— «В детский сад лучше ходить дома»: здесь охотно инвестируют в тех, кто достиг чего-то вне долины и перебрался сюда для развития нового проекта.

— Развивая стартап, не надо тащить в долину всю команду. Пусть работают на местах. С собой надо брать маркетологов и продавцов.

— Состав созданной команды стартапа для дальнейшей реализации бизнес-модели нужно будет менять полностью.

Почему?

Работа над идеей стартапа строится вокруг поиска гипотез ее реализации, тестирования и проверки на целевой аудитории потребителей в короткие промежутки времени. 90% предположений, как правило, неверны.

Задача — быстро найти 10% правильных гипотез. Здесь нужна команда активных и быстродействующих ребят. На этапе запуска и реализации нужен уже не хаотичный поиск гипотез, а структурный и деловой подход. Это совсем другая задача, здесь нужны в команду совсем другие люди.

Какие направления наиболее привлекательны с точки зрения инвестирования?

1. AI и его применение во множестве областей:

— самоуправляемый транспорт;

— оценка качества персонала;

— безопасность данных;

— финансовая аналитика.

2. Агро- и биотехнологии.

3. Предложения для улучшения качества жизни большого количества людей.

Как оценивают стартап на предмет инвестирования?

— Насколько глобальна проблема, решение которой предлагает стартап-проект в мировом масштабе?

— Как она уже решается сейчас, если решается? Насколько дорого?

— Какое предлагается решение для существенного удешевления этой глобальной проблемы?

— Насколько сильна команда стартапа?

О чем еще полезно знать:

— Система отбора проектов на предмет инвестиций состоит из нескольких этапов — это сито, причем на каждом — сито все более мелкоячеистое, отсеивается 99% проектов.

— Решение об инвестировании в проект может быть принято на основании одного твердого «Да!», сказанного одним человеком на голосовании представителей венчурного фонда. Этот человек берет на себя всю ответственность за проект.

— Решение об инвестировании может быть принято за ужином. Мы встречались с представителем компании, которая занимается инвест-туризмом. Они организовывают ужины, куда приглашают инвесторов. У стартапера будет 30 минут, чтобы презентовать свой проект.

Что надо понимать:

— Выживает сильнейший, отбираются только лучшие проекты по итогам жесткой конкурентной борьбы.

— Ты на подводной лодке и должен заниматься своим делом независимо от того, получится или нет.

— Готовность к пребыванию в Эдеме и Аду. Ради идеи ты должен быть готов стать и нищим, и миллиардером.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Все проблемы стартапа (даже форс-мажор в виде пожара) — это твои проблемы. Инвесторы не будут тебя спасать.

— На любую самую безумную идею найдутся толпы конкурентов из Китая. Китай сегодня является главным конкурентом Америки. Аналог-конкурент Силиконовой долины сейчас уже создается — долина в Шэньчжэне. И в этом году произошла смена лидера — в китайские стартапы проинвестировали больше, чем в американские. Учитывая ментальность китайцев, это уже похоже на диагноз.

ПРИМЕРЫ СТАРТАПОВ

Поделюсь несколькими примерами стартап-проектов, чтобы вы могли оценить масштабность предлагаемых решений.

а) Пример стартап-проекта по решению такой глобальной мировой проблемы, как борьба с раком.

Работают ребята в сфере клеточной терапии. Их базовая идея — научиться перепрограммировать иммунные клетки, чтобы они находили и убивали рак. Отличие от медикаментозного метода: с болезнью борются ваши же клетки. «Прошивка» их доработана вручную, чтобы распознать и уничтожать болезнь. Перепрограммировать клетку можно. Для этого изучают разные раковые клетки различных видов, находят отличительные особенности и учат иммунные клетки на них реагировать.

И это не просто теория! В прошлом году данный метод официально одобрили FDA для лечения рака крови! Результаты ошеломляют: 80% пациентов уходят в ремиссию после первой же процедуры! Воздействие только на больные клетки и без побочных эффектов — мечта человечества. Пока это очень дорого — $300 на одного пациента. Но ребята уверены, что люди научатся лечить многие виды рака уже через 5–10 лет и найдут способ сделать лечение доступным.

б) Еще один проект разработки для медицины — «Виртуальная перчатка».

Изначально она создавалась для компьютерных игр, но потом ребята увидели в ней возможности для решения более глобальных проблем — восстановления людей после инсульта. Предложена разработка виртуальной перчатки для людей, проходящих реабилитацию после инсульта. Перчатка помогает восстанавливать двигательные функции организма, отдавая указания движения, минуя нервные окончания, сразу в мозг.

в) Еще один интересный проект — «Искусственные алмазы».

Проект по производству искусственных алмазов. Существующая технология создания искусственных алмазов дорогая, трудоемкая и в том числе затратная по времени. Отличие разработки этого стартап-проекта в том, что ребята придумали технологии выращивания не одного, а сразу несколько алмазов на одной платформе. Это удешевило производство в десятки раз, при этом алмазы производятся чистоты, превосходящей чистоту настоящих природных камней! Сегодня уже выпущена ювелирная линия продукции, причем она пользуется высоким спросом по причине чистоты и доступности цены!

Многие предприниматели считают, что имеют готовую идею для стартапа и им только надо найти инвесторов. Им кажется, что для получения денег достаточно иметь крутую идею, огромный рынок и красивую презентацию. Нужно сначала ответить себе на все вышеперечисленные вопросы, оценить риски, готовность работать ради идеи и за идею. Если вы на все вопросы ответили себе утвердительно — дерзайте, у вас все получится!