Разработчик автомобилей-амфибий из Екатеринбурга предъявил права на название «Бурлак», которое стал использовать для новой машины и челнинский РИАТ. «Это выглядит так, словно у вас собрались отобрать бизнес. Ни в коем случае мы ничего подобного не замышляем», — отвечают в РИАТ. К тому же товарный знак формально еще не зарегистрирован в Роспатенте. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», конфликт налицо, а доводы о том, что производитель не знал о зарегистрированном товарном знаке, в суде не сработают.
Разработчик автомобилей-амфибий из Екатеринбурга предъявил права на название «Бурлак», которое стал использовать для новой машины и челнинский РИАТ
«БУРЛАК» В РОССИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОЛЬКО ОДИН?
Компания «Вездеходы Макарова», занимающаяся выпуском и продвижением арктических вездеходов под марками «Бурлак» и «Макар», предъявила претензии по использованию товарного знака «Бурлак» челнинскому производителю спецтехники — компании «РИАТ». Уральская фирма, штаб-квартира которой расположена в Екатеринбурге, считает, что разработчик спецтехники из Челнов, используя наименование «Бурлак» в одной из своих разработок на шасси КАМАЗ, нарушает ее авторские права. Об этом компания заявила в пресс-релизе, разосланном вчера по СМИ.
По сведениям екатеринбуржцев, 31 октября этого года РИАТ на своих корпоративных сайтах анонсировал выпуск «нового продукта по программе импортозамещения — спецавтомобиль „КАМАЗ-Бурлак“ — „КАМАЗ- 6560 8*8 /ISL400 E5“». Собственно, об этом разработчики «Бурлака» и не узнали бы, если б эту новость не перепечатали некоторые СМИ. При этом к тексту с сайтов РИАТа, по всей видимости, по ошибке были «пристегнуты» изображения и видео екатеринбургского тезки. Проблема для екатеринбуржцев усугубляется тем, что челнинский автопроизводитель позиционирует «КАМАЗ-Бурлак» тоже как машину для Крайнего Севера. В этой связи в «Вездеходах Макарова» считают, что использование бренда предоставило РИАТу необоснованное преимущество за счет создания у потребителей ассоциативных связей с этим знаком, тем самым фирма вводит в заблуждение потребителей относительно товара и его изготовителя.
Екатеринбургская компания уже направила в адрес РИАТа претензию, в которой требует незамедлительно прекратить использование обозначения «Бурлак» в коммерческой деятельности РИАТа и сообщить об этом правообладателю в письменной в форме в кратчайшие сроки. В противном случае производитель вездеходов обещает обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
При этом за «Вездеходами Макарова» товарный знак «Бурлак» еще не зарегистрирован. Компания является лишь правообладателем регистрируемого товарного знака в 12-м классе «Международной классификации товаров и услуг (номер заявки в Роспатенте — 2017731100, дата приоритета — 01.08.2017). При этом «Вездеходы Макарова» апеллируют к тому, что с даты подачи заявки на регистрацию товарного знака у компании действует исключительное право на него, поэтому его использование РИАТом считают нарушением исключительного права.
ООО «Вездеходы Макарова» создано в прошлом году. Владельцами компании на паритетных правах являются основатель федерального такси «Максим» Максим Белоногов, одновременно стоящий у руля ООО, и Флюза Макарова, по всей видимости, супруга разработчика «Бурлака» — Алексея Макарова. На конец 2017 года оборот «Вездеходов Макарова» составлял 10,2 млн рублей, выручка — 157 тыс., чистая прибыль — 223 тыс. рублей.
Компания производит и продает снегоболотоходы, разработанные конструктором Макаровым, с 2010 года. Шестиколесный автомобиль-амфибия «Бурлак» выпускается с 2016 года — он построен для автономных экспедиций на Северный полюс и стал родоначальником нового класса многоцелевых арктических вездеходов. Машина, в основу которой легла концепция БТР-60, разработана в трех комплектациях: экспедиционной с повышенным комфортом, грузовой и промышленной с возможностью монтажа мобильных установок. На сайте компании-производителя сообщается, что усовершенствованная модель арктического вездехода испытана за Полярным кругом, где в экстремальных условиях машина прошла 3 тыс. км непрерывного пробега, а также взобралась на гору Народную и достигла Северного Ледовитого океана.
Цена вездехода начинается от 8 млн рублей, реализовано всего четыре экземпляра. Сейчас в производстве два «Бурлака», однако в компании заявляют, что могут выпускать до 12 машин в год.
МАРКЕТИНГОВАЯ ТРАДИЦИЯ ИЛИ МАРКЕТИНГОВОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ?
Торгово-производственная компания «РИАТ», крупнейшим акционером которого считается Владимир Пономарев, работает на рынке грузовиков уже 26 лет. Это официальный партнер и дилер КАМАЗа, который делает спецтехнику на шасси челнинского автомобиля, продает запчасти, предлагает гарантийный и постгарантийный сервис покупателям «КАМАЗов» и ведет еще несколько независимых от автогиганта направлений. По итогам прошлого года выручка от продаж «РИАТа», по данным компании, превысила 7 млрд рублей, в этом году по плану достигнет 7,5 миллиарда. Чистая прибыль в прошлом году зафиксирована на уровне 325,5 млн рублей.
Для РИАТа слово «бурлак» в названии грузовика стало продолжением маркетинговой традиции. Новая модификация спецавтомобиля для работы нефтесервисных организаций на севере дополняет существующую серию спецмашин, в названиях которых к «КАМАЗу» добавляется яркий идентификатор — «Полярник», «Север», «Ванкор», «Батыр». «Бурлака» РИАТ презентовал этой осенью.
Спецавтомобиль на шасси «КАМАЗ-6560» с двигателем Cummins ISL400 E5 позиционируется производителем как «универсальный солдат», совмещающий в себе функции буллитовоза, манифольдовоза и контейнеровоза для работы в тяжелых климатических условиях. Техническая грузоподъемность машины достигает 23,5 т, погрузочная площадка с габаритами 7 на 2,5 метра оборудована 30-тонной лебедкой и креплениями для контейнеров, что позволяет грузить и транспортировать любые виды спецоборудования для работ по гидроразрыву пластов и колтюбингу. Комплект грузоподъемного оборудования дополняет кран-манипулятор Palfinger, установленный позади кабины.
«КАМАЗ-Бурлак» вышел на рынок как машина, открывающая широкие опциональные возможности для нефтесервисников — на нее, согласно презентации РИАТа, можно навесить любое спецоборудование. К примеру, компания уже сделала для заказчика из Монголии смесь булитовоза и седельного тягача, оснастив «Бурлака» силовой защитой кабины и седельно-сцепным механизмом для подъема и спуска оборудования. В настоящее время РИАТ работает над увеличением колесной формулы с 8 на 8 до 10 на 8, что позволит не только увеличить грузоподъемность, но и выезжать на дороги общего пользования без специальных пропусков.
Первая партия «Бурлаков» уже работает в Ханты-Мансийском автономном округе на объектах нефтегазодобывающей компании «КАТКонефть» из группы «Петро Велт Технолоджис». Тем не менее смена марки в случае настойчивых требований со стороны екатеринбуржцев не должна доставить больших хлопот РИАТу — компания не разрабатывала логотипа под новое название и не регистрировала его в Роспатенте, из-за чего, собственно, и не была осведомлена о том, что бренд уже занят.
«На данный момент мы не получали от компании „Вездеходы Макарова“ официальной претензии, — пояснил „БИЗНЕС Online“ начальник отдела рекламы ОАО „РИАТ“ Сергей Петрищев. — О ситуации мы знаем только со слов третьих лиц и сейчас ожидаем письма от „Вездеходов Макарова“, чтобы как-то отреагировать. В ожидании мы, конечно, провели мониторинг и выяснили, что компания „Вездеходы Макарова“ действительно подала заявку на регистрацию товарного знака „Бурлак“ в виде логотипа, и она сейчас находится на рассмотрении в Роспатенте. Мы понимаем, что сам факт рассмотрения заявки дает заявителю определенные права на использование товарного знака. В то же время мы используем в обозначении нашего автомобиля словосочетание „КАМАЗ-Бурлак“, у нас нет бренда „Бурлак“. У нашей компании имеется целый ряд автомобилей с подобными обозначениями, и новое мы присвоили по аналогии».
Петрищев отмечает, что как визуально, так и технически автомобиль РИАТа не имеет ничего общего с вездеходами екатеринбуржцев. Однако досадная ошибка журналистов, подкрепивших тексты с презентации «КАМАЗ-Бурлака» фотографиями и видео свердловского вездехода, могла шокировать руководство «Вездеходов Макарова».
«Представьте себе, вы открываете новостной сайт и видите, что некая компания в другом городе, с 26-летним опытом производства спецтехники, с тысячным тиражом, заявляет о выпуске вашей техники под вашим же наименованием, — попытался войти в положение екатеринбуржцев Петрищев. — Для организации, которая не столь давно существует и выпускает технику небольшими тиражами, это выглядит так, словно у вас собрались отобрать бизнес. Ни в коем случае мы ничего подобного не замышляем, это временное недоразумение». Петрищев сообщил, что накануне вечером риатовцы уже пытались связаться с представителями «Вездеходов Макарова», но из-за разницы в часовом поясе пообщаться пока не удалось. Кстати, не удалось это сделать и «БИЗНЕС Online». В офисе продаж компании «Вездеходы Макарова», который расположен в Кургане, нам сообщили, что у них только один номер телефона, и отказались предоставить контакты пресс-службы или отдела по работе по СМИ и общественностью. «Мы вам сами перезвоним», — ответила секретарь.
В любом случае в РИАТе намерены решать вопрос миром, не доводя до суда. Более того, раз уж наименование «КАМАЗ-Бурлак» нигде юридически не зафиксировано, на предприятии допускают и вариант смены называния, если «Вездеходы Макарова» будут жестко настаивать.
«В то же время я, как человек с гуманитарным образованием, не понимаю, почему общеупотребимый термин „бурлак“ нельзя использовать, — отмечает Петрищев. — Как они собираются его регистрировать? Логотип — да, он у „Вездеходов Макарова“ красивый и уникальный. С его регистрацией не должно быть проблем, так как они даже специально разработали оригинальный шрифт. Но у нас-то вовсе нет логотипа „Бурлак“, и товарный знак мы регистрировать не собираемся».
«В истории судебной практики есть случаи присуждения миллиардных компенсаций»
Мнение юристов о возникшей коллизии прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».
Григорий Бусарев — директор авторского агентства «Артпатент»:
— Если есть регистрация товарного знака, а вездеход в данном случае может быть зарегистрирован по отдельному классу МКТУ 12-й класс — транспортные средства, то использование названия будет незаконным при маркировке аналогичной продукции, то есть транспортных средств. Монополия владельца распространяется на всю территорию России, независимо от того, где продается товар и кто его производит. Что касается последствий, то они по закону могут быть достаточно суровыми, потому что законом предусмотрено два вида денежной компенсации — либо штраф до 5 миллионов рублей, либо двукратная стоимость контрафактной продукции. В истории судебной практики есть случаи присуждения миллиардных компенсаций за незаконное использование товарного знака. Как правило, они складываются из двукратной стоимости. А если мы говорим о такой дорогостоящей продукции, как транспортные средства, то тираж выпущенной на рынок под спорным названием продукции, умноженный на два, может быть посчитан и положен в основу исковых требований.
Но до тех пор, пока это незарегистрированный товарный знак, говорить о нарушении не приходится. Что касается проверки ранее поданных заявок, то здесь можно и стоит пользоваться услугами патентных фирм, которые имеют доступ к таким базам.
В целом же возможные доводы ответчика в суде о том, что он не знал о зарегистрированном товарном знаке, к сожалению, не работают, так как сведения о них находятся в открытом доступе. Есть различные инструменты поиска такой информации, в том числе патентные фирмы оказывают подобные услуги. Найти такую информацию и проверить номенклатуру продукции на юридическую чистоту — это задача предпринимателя или службы маркетинга, которая придумывает название и выводит товар на рынок.
Юлия Майорова — руководитель гражданского департамента ЮА «Юнэкс»:
— В данном случае однозначно имеется конфликтная ситуация. Права та сторона, которая первая зарегистрировала указанный товарный знак «Бурлак» в своем классе, охватывающем транспортные средства.
При выпуске нового продукта каждый производитель обязан проявить должную предусмотрительность и свою добросовестную позицию, проверив, не зарегистрировано ли ранее указанное обозначение за иным лицом, отправив соответствующие заявки в Роспатент. Данная информация является открытой.
В противном случае правообладатель товарного знака посчитает действия по использованию этого обозначения нарушением своих прав и сможет потребовать устранения допущенных нарушений.
При неудовлетворении в добровольном порядке требований правообладателя он сможет без труда взыскать с нарушителя либо понесенные убытки, либо штраф, размеры которых в авторском праве являются весьма внушительными и подчас могут быть приравнены ко всей экономической выгоде (прибыли) нарушителя от использования этого продукта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.