Помимо высокой художественной ценности календари Pirelli всегда несли в себе и какой-то актуальный социальный месседж «Помимо высокой художественной ценности календари Pirelli всегда несли в себе и какой-то актуальный социальный месседж» Фото: ©Сергей Пятаков, РИА «Новости»

«КАЛЕНДАРИ PIRELLI ВСЕГДА НЕСЛИ В СЕБЕ И КАКОЙ-ТО АКТУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МЕССЕДЖ»

На днях автор этих строк имел удовольствие посетить выставку календаря Pirelli 2018 года в казанской галерее современного искусства «БИЗОN». Этот календарь имеет давнюю, почти что 70-летнюю, историю. Выпуск календаря уже давно стал событием мировой культуры, которого  ежегодно ждут ценители высокого искусства. Но лично для меня не это подогревало интерес к выставке, а недавнее решение создателей календаря полностью отказаться от обнаженных моделей. Нечто похожее мы наблюдаем и в мире фешен-индустрии, где происходит частичный разворот в сторону «скромной моды». Мне стало интересно, какие еще параллели с исламскими ценностями, фиксирует календарь Pirelli, который, в принципе, достаточно точно отражает текущие настроения западного мира.

Напомню, что Pirelli — мировой гигант по производству шин. В 1964 году он начал издавать корпоративный календарь, который из обычного маркетингового инструмента быстро превратился в нечто большее — своего рода «Оскар» в области фотоискусства. Этому способствовало то, что к созданию календаря привлекались только лучшие фотографы и самые топовые модели и актрисы. Если фотографа приглашали поработать над детищем Pirelli, это означало получение признания на мировом уровне.

Pirelli — мировой гигант по производству шин. В 1964 году он начал издавать корпоративный календарь, который из обычного маркетингового инструмента быстро превратился в нечто большее «Pirelli — мировой гигант по производству шин. В 1964 году он начал издавать корпоративный календарь, который из обычного маркетингового инструмента быстро превратился в нечто большее» Фото: «БИЗНЕС Online»

Помимо высокой художественной ценности календари Pirelli всегда несли в себе и какой-то актуальный социальный месседж. Те же обнаженные модели, которыми он прославился в 60-х, тогда взрывали культурное пространство и выступали символом борьбы за личную свободу человека. Сегодня, напротив, как уже было сказано, Pirelli отказывается от «обнаженки», ибо выступает против сексизма современной западной культуры, где женщина по факту низвергнута (справедливости ради заметим: не без участия самого календаря Pirelli) до уровня сексуальной игрушки в глазах похотливых мужчин.

В этом году создатели календаря Pirelli решили поднять проблему расизма и привлекли для фотосессии темнокожих моделей, актрис: Наоми Кэмбелл, Вупи Голдберг, Слик Вудс. Этот посыл, призывающий нас принимать инаковость другого, крайне актуален и для Татарстана. Слава Богу, в нашей республике многое делается для укрепления межконфессионального и межнационального согласия между ее народами. Однако еще остается проблема пренебрежительного отношения к выходцам из Средней Азии, которые для нашей российской ментальности по сути те же «негры», что и для западного человека. Если говорить об исламской сфере, которую ваш покорный слуга знает достаточно хорошо, то многие выходцы из среднеазиатских республик сталкиваются с искусственными административными барьерами при продвижении по карьерной лестнице. Существует и совершенно мерзкая практика этнического фейсконтроля, когда пришедших в главную мечеть на праздничную молитву мусульман сортируют таким образом, чтобы выходцы из Средней Азии не попадали под прицелы телекамер и тем самым не портили благостную телевизионную картинку.

Кстати, инициатива муфтия (правда, так до конца и не реализованная) по переводу пятничных проповедей исключительно на татарский хоть и подается под соусом заботы о родном языке, в действительности отчасти питается теми же мотивами пренебрежения к своим единоверцам из других стран. Так что Pirelli своим календарем-2018 бьет в одну из болевых точек и нашей республики. В самом деле, какая организация, будь то коммерческая или общественная, в Татарстане может сделать своим медийным лицом исключительно таджиков и узбеков?

Календарь Pirelli 2018 года был создан модным лондонским фотографом Тимом Уокером (на фото с фотомоделью Даки Тот) Календарь Pirelli 2018 года был создан модным лондонским фотографом Тимом Уокером (на фото с фотомоделью Даки Тот) Фото: ©Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«ОТКАЗ ОТ ИДЕАЛА МЫ ВСТРЕЧАЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ»

Впрочем, сказанное — смыслы, которые лежат лишь на поверхности. Подлинное же искусство всегда интересно тем, что оно дает нам образы, которые служат своего рода тайным ключиком к пониманию современных реалий. Правда, этот ключ надо уметь разглядеть.

Календарь Pirelli 2018 года был создан модным лондонским фотографом Тимом Уокером. Его творчество — огромные фантазийные сказочные миры, которые потрясают воображение. Работая над календарем Pirelli, он не стал изменять своему фирменному стилю и создал его по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес». Сказки, как известно, противостоят суровой реальности. Сказка — это своего рода идеал. И мы вправе ожидать, что Алиса и ее страна Чудес предстанет перед нами в работах Уокера этим самым сказочным идеалом, отсылающим нас в далекое беззаботное детство.

Однако, оказавшись перед широкоформатными фотополотнами Уокера, вы видите нечто совсем иное. Художник, надо полагать, имел в распоряжении огромные многомиллионные бюджеты. На подготовку декораций для съемок и костюмов моделей было потрачено много времени, усилий и средств. И он мог сделать абсолютно глянцево правильные картинки, радующие глаз, как и положено для сказки. Но что мы видим? Испачканные стены, топоры с обожженными рукоятками, подгоревшие куски хлеба, мятые скатерти, повсеместно разбросанный мусор и почти вездесущую грязь. Совершенно очевидно, что все это сделано с умыслом. Но каким?

Человечество на протяжении всей своей истории хоть и пользовалось разной риторикой и действовало в разных системах ценностных координат, но искало только одно — идеал. Который всегда был нашей путеводной звездой. Им грезили философы, ученые, политические, общественные, религиозные деятели и, конечно же, художники. Скульптуры Древней Греции, каллиграфия арабского Востока, полотна эпохи Просвещения — все это поиски идеала. Конечно же, в разных культурных контекстах и с течением времени понимание идеала менялось, но вектор устремлений в своей глубинной сути всегда был один и тот же — идеал, будь то внешний или внутренний.

В определенном смысле вершиной этих поисков стало построение тоталитарных государств в первой половине прошлого столетия. Тоталитаризм — это ведь не что иное, как квинтэссенция общественного идеала, в котором твердая рука вождя-художника зачищает все изъяны социального полотна, убирает любые его неровности, приводя всю систему к абсолютно выверенному порядку и совершенству. Рождение тоталитарных систем во многом спровоцировало разочарование в идеале как принципе. Одно дело мечтать о нем в своей фантазии и совсем другое — видеть, во что он оборачивается в беспощадной реальности. В конечном итоге художники потеряли свой вековой смысловой компас и стали искать пути для творчества в мире, где «умерли» все основные супероснования для идеала: Бог, человек (гуманитарность) и даже автор как таковой.

Отказ от идеала мы встречаем каждый день в своей повседневности: и в преднамеренной рваности джинсов, и в крафтовой оберточной бумаге, и популярных лофт-пространствах. Уокер показал, как эти настроения можно передать в рамках искусства фотографии. И получилось это у него просто восхитительно.

В мире исламского искусства и культуры в целом центральным образом для передачи идеала служило зеркало «В мире исламского искусства и культуры в целом центральным образом для передачи идеала служило зеркало» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИСЛАМСКИЙ МИР В ЦЕЛОМ ЕЩЕ НЕ РАСПРОЩАЛСЯ С КОНЦЕПЦИЕЙ ИДЕАЛА»

В мире исламского искусства и культуры в целом центральным образом для передачи идеала служило зеркало. Это неслучайно, ведь зеркало — предмет исключительно необычный, не ровня другим предметам. И очень редкий. Представьте себе мир средневекового мусульманина. Он, этот мир, шершавый и по преимуществу тусклый. Глинобитные или каменные постройки; окна, естественно, не застеклены; песок и пыль набиваются в шерсть верблюду; грубые одежды бурого цвета; войлочные стволы пальм… И среди этой тусклой шершавости — отполированные человеком или Богом островки иного мира — крайне немногочисленные зеркала. Да еще почти такие же редкие озерца, в которых можно увидеть небо. Или колодцы, в прохладную глубину которых заброшено зеркало. Уже поэтому зеркало не могло не привлекать внимание мусульманских мыслителей, тщившихся понять, каким же может быть абсолютное Божественное зеркало.

При этом использование зеркала в спекулятивной мысли допустимо еще рассматривать как своего рода компенсацию, призванную ввести в культурный оборот зрительные образы, на которые доминировавшее богословие наложило жесткий запрет.

Как бы там ни было, зеркало стало центральным образом мусульманских рассуждений об идеале. Так, согласно мыслителям ислама, человек достигнет совершенства, когда полностью отполирует (нужно помнить: раньше зеркала были железными, подвергнутыми ржавчине) свое сердце от дурных мыслей и поступков, и тогда в нем отразится Сам Бог. Именно в этом смысл изречения, возводимого к Пророку: «Весь этот мир не может вместить Бога, но он вмещается в сердце верующего». Всезнание Бога тоже связано с образом зеркала. Так, считается, что Он записал в небесной Святохранимой Скрижали абсолютно все, что случится в мире вплоть до Судного Дня, указав там и на количество песчинок в бескрайней пустыне, и на сокровенные мысли каждого человека. Но как весь такой бесконечный объем знаний может вместить одна-единственная Скрижаль? Ответ прост: Она есть Вселенское Зеркало. В самом деле, даже крошечное зеркальце в руке способно вместить в себя неохватное небо с бесчисленным числом звезд, так почему же Зеркало Бога не может вместить все знания о Вселенной?

Исламский мир в целом еще не распрощался с концепцией идеала. Не случайно, что именно в нем мы наблюдаем отрыжку прошлого — ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации «ИГИЛ»  прим. ред.), хочется надеяться, последнее тоталитарное государство в истории человечества. Однако отказ от поисков идеала, скорее всего, будет неизбежен и для мусульманского богословия. Но как на страницах его календаря отразится преднамеренная шершавость и рваность штанин, покажет только время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции