На фоне резкого сокращения региональных продуктовых сетей один из старейших местных игроков, группа «Челны-Хлеб», решил не бороться с федералами за традиционный ассортимент, а сместить акцент в нишу пекарен, кафе и продуктов, узко ориентированных географически. Сейчас компания изучает запросы жителей домов, ближайших к магазинам сети, чтобы дать им именно то, чего они хотят, одновременно выводя из ассортимента часть товаров, доступных повсеместно.
Эдуард Юнусов — гендиректор торгового дома «Челны-Хлеб»
МАЛЕНЬКИЕ МАГАЗИНЫ С ПРИЦЕЛОМ НА МЕСТНЫЕ ЗАПРОСЫ
Продуктовая сеть «Челны-Хлеб» в ближайшее время представит свои магазины в новом формате — рестайлинг стартовал, и первый обновленный магазин под знакомым брендом уже открыт в районе улицы Татарстан в Набережных Челнах. О том, как изменится ассортимент и концепция магазинов, мы поговорили с гендиректором торгового дома «Челны-Хлеб» Эдуардом Юнусовым в рамках интернет-конференции «БИЗНЕС Online».
Уже сейчас понятно, что 2018-й стал для региональных сетей годом экспансии крупнейших федералов. Многие местные игроки за год сократили свое присутствие на рынке до минимума — это в первую очередь бренды «Камилла» и «Эссен Экспресс», а также Fresco, «Тэмле». ТД «Челны-хлеб» решил сохранить свои позиции на рынке, для чего и занялся поиском новой концепции, которая позволила бы сократить точки пересечения с интересами федеральных игроков. За год сеть избавилась от одного магазина, параллельно занимаясь реконструкцией трех новых площадок, которые при благоприятных обстоятельствах тоже откроются до конца года. По словам Юнусова, они станут первыми примерами нового формата «Челны-Хлеба», который со временем будет внедрен во всей сети. В настоящее время, напомним, под этим челнинским брендом насчитывается 42 действующих магазина.
Новая концепция, как рассказал Юнусов, будет ориентироваться на маленькие площади, шаговую доступность для жителей микрорайонов и прицельный ассортимент, выверенный от потребности людей, охваченных конкретной торговой точкой. «Думаю, не стоит называть их „магазинами у дома“ — это прежде всего территориальное понятие, — пояснил Юнусов. — Есть „магазины у дома“ по 500 квадратных метров, а есть по 50, и это две разные истории. Работать с торговым залом на 50 „квадратов“ гораздо сложнее. Сложность в том, чтобы подобрать правильный ассортимент, и мы эту работу сейчас ведем с привлечением аналитиков. Мы стремимся создать узкий и уникальный ассортимент, чтобы дать каждому покупателю предложение по его любимым продуктам».
Продуктовая сеть «Челны-Хлеб» в ближайшее время представит свои магазины в новом формате
В качестве примера такого углубленного и одновременно точечного маркетинга Юнусов предложил некоторые европейские бренды, которые сознательно и весьма жестко ограничивают свой ассортимент несколькими категориями товаров: у них не найти соусов, круп или даже бутылки воды на прилавках — всего того, что можно легко отыскать в гипермаркетах или даже купить удаленно. Только хлеб, овощи, мясо, молочная продукция — ставка делается на свежесть продуктов. Этот пример не означает, что и «Челны-Хлеб» возьмет на вооружение ту же стратегию, однако ассортимент будет жестче ограничен целевыми рамками — в частности, из двух магазинов, готовящихся к открытию, исчезнут мука, сахар и подобные легкодоступные категории товаров.
«Пока мы ведем работу над оптимизацией ассортимента, это очень сложный процесс, — объяснил Юнусов. — Нужно анализировать потребности людей, живущих около конкретного магазина. Этот процесс требует много ручного труда, много исследований методом проб и ошибок, прогнозов не достаточно. Чтобы найти золото, приходится просеивать песок. В целом стандарт обозначен, часть оборудования закуплена, но легче отремонтировать магазин, чем найти хороший продукт и выставить его по нормальной цене».
«ФОРМАТ ГИПЕРМАРКЕТОВ ПО СТРАНЕ ПАДАЕТ…»
В целом компания намерена ориентироваться на практики, которые уже доказали свою жизнеспособность и на местных рынках. Ближайшим по формату из татарстанских брендов Юнусов обозначил «Бахэтле», который имеет в своем ассортименте порядка 50% собственной продукции. «Это продукция с уникальными качествами, которая импонирует нашему населению и отсутствует на полках федералов, — пояснил гендиректор. — Наш первый магазин открылся после реконструкции с измененными пропорциями площадей. Мы сделали крен в сторону общепита. Сегодня нас выдавливают именно в ту нишу, при этом и маржа в ней гораздо больше, чем в торговле. Речь идет о пекарнях и кафе. Мы готовимся к их сетевому развитию, будем торговать фирменными мелкоштучными изделиями, в том числе с гастрономическими начинками».
Как отметил Юнусов, о популярности этой группы товаров сегодня свидетельствуют и данные Росстата: растет реализация полуфабрикатов, всевозможных сэндвичей… В настоящее время компания ведет работу по централизации поставок полуфабрикатов с целью выйти на предложения, качественно отличающиеся от рыночных. По расчетам маркетологов «Челны-Хлеба», доля собственной продукции в ассортименте магазинов должна составить около четверти. «Сегодня мы все живем работой, у женщин все меньше времени остается на готовку пищи. Кроме того, у молодого поколения совсем другая культура питания — этот тренд мы должны уловить и за счет него укрепиться на рынке. У нас национальная республика, и, соответственно, кулинарные традиции распространенные, отметим, в семьях любой национальности. Наша задача сейчас — поддержать эту культуру и ее отличительные особенности».
Также покупателям важна атмосфера и чистота интерьера магазина. Эти показатели четко влияют на предпочтения населения, на что ТД «Челны-Хлеб» обратил внимание при рестайлинге. По словам Юнусова, акцент на комфорт торговых точек уже дал дополнительную выручку на квадратный метр.
Покупателям важна атмосфера и чистота интерьера магазина. Эти показатели четко влияют на предпочтения населения, на что ТД «Челны-Хлеб» обратил внимание при рестайлинге
Хлеб же как таковой, по наблюдениям спикера, хотя и формирует по-прежнему социальную корзину, уже не является товаром, определяющим ее полноценность. Норма потребления хлеба снижается, культура потребления меняется. Видя это, ТД «Челны-Хлеб» инвестировал по 1 млн евро в каждую из двух своих производственных площадок. Основная часть вложений пошла на оборудование для приготовления теста. «Прежде всего мы изменили технологию производства опары, в разы уменьшив закладку дрожжей за счет увеличения сроков подготовки теста в строгих температурных режимах, — рассказал Юнусов. — Если раньше мы вообще не делали закваску, то теперь везем бактерии спецрейсами из Германии. Управление процессом полностью компьютерное. За счет этих шагов мы надеемся поднять имидж хлеба».
Что касается формата супермаркетов, в который ТД «Челны-Хлеб» зашел несколько лет назад с магазином Fresh market, то развивать его количественно в ближайшее время компания не планирует. В некотором смысле именно концепцию Fresh будут развивать небольшие магазины сети, делая ставку на рост объема собственных и свежих продуктов, поскольку формат супермаркета не вполне подходит для подобного тиражирования.
«В целом формат гипермаркетов по стране падает, — сообщил Юнусов. — Наш Fresh market — это эксперимент, который продолжается. Следующее его переформатирование мы проведем в первом квартале следующего года. Площади магазина не изменятся, но пропорции отдельных групп товаров будут скорректированы».
В ходе интернет-конференции мы поговорили с гендиректором ТД «Челны-Хлеб» также о состоянии региональных сетей, причинах их ухода с рынка и перспективах, о сельской кооперации и качестве продуктов на полках магазинов, о государственной политике в области продуктового ретейла. Полная стенограмма интернет-конференции будет опубликована на страницах «БИЗНЕС Online».
P.S. Редакция газеты благодарит Акибанк, генерального партнера проекта интернет-конференции «БИЗНЕС Online» в Закамье, за сотрудничество, способствующее информационной открытости и в целом деловому развитию региона.
Генеральный партнер проекта
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.