«Мы прошли очень серьезную процедуру внешней аккредитации Кембриджского университета. Для нас это интеграция в международное образовательное пространство», — говорит об учебной программе, позволяющей получить признанное в мире образование, директор Кембриджской международной школы «Бала-Сити» Ильдар Мухаметов. Об академической подготовке с изучением сразу нескольких иностранных языков, а также о том, зачем современным детям нужны «мягкие» навыки, — в совместном интервью директора школы «Бала-Сити» и руководителя Кембриджской программы Мэтью Эштона.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ «МЯГКИМИ НАВЫКАМИ» (SOFT SKILLS)
— Ильдар Ринатович, о мультилингвальных детских садах «Бала-Сити» знают многие, но не все слышали, что в последние годы команда «Бала-Сити» реализует еще один амбициозный проект — создает международную школу. Расскажите об этом подробнее…
— На самом деле ничего удивительного здесь нет: дети растут, выпускаются из детских садов, перед родителями стоит вопрос, куда отдавать своих чад. Родители воспитанников детского сада «Бала-Сити» давно просили создать школу с такой же концепцией и качеством. Так у нас появилась своя начальная школа.
— Почему родители выбирают для своих детей именно вашу школу?
— Прежде всего из-за внимательного отношения к личности ребенка, новых акцентов в образовании и тесной кооперации с родителями по воспитанию и обучению детей, ухода от массовости и конвейерного принципа, директивной педагогики. И самое главное — это получение детьми качественного образования по российским стандартам и международным образовательным программам, аккредитованным ведущими зарубежными организациями. Помимо этого, школа работает в формате «полного дня»: дети находятся в учебном учреждении с 8:00 до 19:00. Мы эффективно организовываем детский досуг, предлагаем интересные клубы и кружки, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться именно в «Бала-Сити», не разъезжая по городу от одного кружка к другому.
— Вы отметили, что в школе практикуются новые акценты в образовании.
— Многие ведущие специалисты отмечают, что в будущем нашим детям наряду с прочными знаниями по разным областям наук понадобятся и универсальные, «мягкие» навыки — soft skills. Их еще по-другому называют навыками XXI века: умение работать в команде, коммуникация, критическое мышление, креативность, предприимчивость и лидерские качества. Без них в мире, где однотипную и повторяемую работу будут выполнять роботы, невозможно быть конкурентоспособными. Кроме этого, ведущие ученые говорят о новой грамотности, сопоставляя ее с традиционной грамотностью по чтению, счету и письму. Последние сами по себе трансформируются. Да, традиционное письмо важно, но часто ли мы в жизни пользуемся ручкой для написания текстов? Нет. Признаемся, что для этих целей мы используем компьютер. Тогда не должно ли стать нормой профессиональное владение клавиатурой? Цифровая и информационная грамотности в нашу эпоху становятся важными элементами образовательных программ и требуют нашего внимания.
«ВОСПИТАТЬ ДЕТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ И ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЕ»
— Вы единственная в республике аккредитованная Кембриджская международная школа. Какое преимущество это дает вашему образовательному учреждению и непосредственно ученикам?
— Мы прошли очень серьезную процедуру внешней аккредитации Кембриджского университета. Для нас это прежде всего интеграция в международное образовательное пространство, знакомство с лучшими практиками, возможность получения методической помощи от лучших специалистов. Необходимо отметить, что в мире более 10 тысяч кембриджских международных школ в 160 странах и все они участвуют в улучшении методических основ международной программы. Во-вторых, это возможность получения детьми в стенах нашей школы достойного международного образования, признаваемого большинством ведущих университетов мира. К реализации международных программ мы привлекаем наших иностранных специалистов – носителей языка из Великобритании и США. Хотелось бы отметить и то, что в этом году мы стали Ассоциированной школой ЮНЕСКО, что тоже является важной вехой в истории «Бала-Сити». С одной стороны, это подтверждение правильности выбранного пути и качества образования, с другой — большая ответственность по популяризации гуманитарных ценностей ООН.
— Получается, что вы растите граждан мира?
— Мы хотим, чтобы дети знали свою родную культуру и традиции, любили свою страну и были истинными ее патриотами, в то же время мыслили глобально и ставили перед собой амбициозные цели. Для этого нужна хорошая академическая подготовка, знание нескольких языков, умение говорить на одном языке с представителями самых разных стран. Воспитать таких детей можно только в поликультурной и полилингвальной среде, которая у нас создана.
— Этого удалось достичь благодаря вашей системе «детский сад – школа»?
— Да, ведь в наши полилингвальные детские сады с языковым уклоном дети принимаются с двух лет. Научные исследования подтверждают тот факт, что если ребенок в возрасте до шести лет активного общается с носителем языка, то начинает воспринимать иностранный язык как второй родной. У нас созданы все условия для того, чтобы раскрыть потенциал ребенка. С детского сада мы учим детей читать осмысленно, также особое внимание уделяется развитию речи. Все это позволяет избежать многих проблем в начальных классах. Для детей, не посещающих детские сады «Бала-Сити», организована подготовка к школе. Зачисление детей в начальные классы происходит по результатам собеседования.
— Кроме английского языка какие изучаются еще?
— Китайский, испанский с дошкольного уровня. По испанскому языку мы подписали соглашение о сотрудничестве с Министерством образования Испании. В результате оно ежегодно направляет к нам своего специалиста. Кроме того, мы имеем право реализовывать испанские школьные образовательные программы. По просьбе родителей в этом году были открыты клубы немецкого и французского языков, которые также ведут носители языка. Хочу отметить, что по языковому и педагогическому направлению мы тесно сотрудничаем с КФУ: получили в этом году статус базовой кафедры университета, совместно реализуем ряд интересных проектов.
— Как можно поступить в вашу школу?
— Количество учеников в этом году увеличилось в два раза. Практически все классы укомплектованы полностью, и мы вынуждены формировать списки ожидания. Школа развивается и со следующего 2019/20 учебного года «Бала-Сити» открывает дополнительный кампус в центре Казани по адресу: Лево-Булачная, 14а. В новом кампусе «Булак» будут открыты классы среднего звена. Позвонив нам, можно записаться на предварительное интервью, экскурсию. План набора мы вывесили на нашем сайте.
«ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОСПАРИВАТЬ ТО, ЧТО ГОВОРЯТ ВЗРОСЛЫЕ»
— Мэтью, как взаимодействуют российская и кембриджская программы?
— Кембриджская программа составлена так, что может взаимодействовать с образовательной программой любой страны — фактически она идет дополнением к национальным образовательным стандартам. В ней нет четких стандартов по количеству часов преподавания предметов: главное — методики преподавания. К тому же кембриджская программа дифференцированная, что позволяет разрабатывать учебную программу для каждого ребенка индивидуально.
— В чем главное отличие методик преподавания?
— В России больше теоретический подход к знаниям, а в кембриджской — упор на получение знаний через практику. Особое внимание уделяется математике — ее изучению отводится большое количество времени, но при этом за один урок можно решить десяток задач, а можно думать над решением одной, более сложной. Вопросы учителю на уроках только приветствуются — ребенок должен уметь анализировать.
В российской педагогике силен принцип, когда учитель говорит ученику, что надо делать. Возможно, именно поэтому у ребенка со школьного возраста вырабатывается привыкание к тому, что в жизни тебе все будет подсказывать педагог-наставник. Наш же принцип — дети должны уметь оспаривать то, что говорят взрослые. И в кембриджской программе почти нет абстрактных задач с вымышленными героями — много практических задач из жизни.
— А были ли вы знакомы с базовыми принципами российского образования, когда приехали в нашу страну?
— Когда несколько лет назад я приехал в Россию, то совершенно ничего о них не знал — на Западе почти невозможно найти достоверное описание российских образовательных программ. Но я был уверен, что, во-первых, в РФ готовят много хороших математиков, во-вторых, она входит в десятку самых читающих стран мира, литературе в школах уделяется особое внимание. Однако меня больше интересовали методики преподавания. В России вообще внимание к образованию очень большое. Между тем любая образовательная система мира старается обогащаться за счет международного опыта, кембриджская система в этом — хорошее подспорье. Лучшие методисты мира разрабатывают, апробируют и улучшают учебные материалы для школьников в 10 тысячах школ по всему миру. Это можно назвать большой образовательной лабораторией. И наша команда старается использовать этот колоссальный опыт для предоставления лучшего образования для детей Казани на основе самых современных подходов.
Фотографии предоставлены ООО «Бала-Сити» На правах рекламы