«НЕ ВСЕГДА БОЛЬШЕ ОТКЛИКОВ – ЛУЧШЕ»

Ежегодная конференция компании совпала по времени с днем рождения Казанского филиала HeadHunter – на рынке Татарстана компания присутствует уже 12 лет. Так что в программе мероприятия органично сочетались деловая и праздничная часть, дружеское общение и нетворкинг. В конференц-зале гостинично-развлекательного комплекса «Ривьера» собрались более 150 директоров по персоналу и ведущих HR-менеджеров компаний-клиентов HeadHunter. Специальным гостем конференции стала директор по маркетингу и PR HeadHunter Ольга Мец. По ее мнению, в мире глобальной конкуренции уже нет места традиционным решениям. Реальность стремительно меняется и требует все большего погружения в современные технологии.

«Современный эйчар сегодня должен обладать не только инструментарием специалиста по подбору и управлению персонала. Он уже не просто рекрутер – это диджитал-маркетолог, продуктолог, специалист по автоматизации. Не во все эти сферы обязательно погружаться с головой, но надо иметь представление о том, что в этих областях происходит и какие нужны подрядчики, иначе эйчар не сможет выживать в конкурентной среде, его компания как бизнес будет проигрывать. Нужно уметь оценивать эффективность инструментария, конверсию. Начальные уровни аналитики может организовать практически любая компания. Они представляют собой простые отчеты, которые делаются с помощью внешних систем, например рекрутингового сайта. Так, система управления соискателями на HeadHunter позволяет компаниям отслеживать каждый этап отбора: от просмотра вакансии и отклика на нее до интервью и приема на работу. И рекрутер понимает, по каким каналам – сайты, социальные сети, рекомендации сотрудников, ярмарки вакансий – приходит больше успешных кандидатов, куда стоит вкладывать ресурсы. Традиционно принято считать: больше откликов – лучше. Но если это большое количество не превращается в качество, в закрытые вакансии, то вы зря потратили время и деньги. А представьте, что можно проанализировать данные еще глубже – какое количество людей, нанятых по конкретному каналу, прошло испытательный срок? А сколько человек затем проработали в компании свыше года? Успешный эйчар тот, кто живет в этой парадигме оценки постоянной конверсионности».

ЭЙЧАР VS ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КТО КОГО

Об использовании роботов-рекрутеров в России уже заявили многие ключевые игроки в сфере ретейла, финансов, сотовой связи. Неудивительно, что одной из самых обсуждаемых тем на конференции стал вопрос: сможет ли искусственный интеллект заменить человека в отделе кадров крупной компании? Например, самостоятельно провести собеседование?

Как рассказала Ольга Мец, элементы машинного обучения уже появляются в функционале джоб-сайтов. В качестве примера работы искусственного интеллекта на сайте HeadHunter можно видеть ранжирование кандидатов – HR-скоринг на основе имеющихся данных о кандидате, вакансии и компании. Фактически это расстановка соискателей, начиная с самых перспективных. Критерии для ранжирования могут быть самые разные: соответствие текста вакансии и резюме, зарплат, навыков. Точно так же можно проанализировать предпочтения работодателя, ранее размещавшего вакансии, и предположить, какие кандидаты подходят именно ему. Огромные объемы накопленной информации – а в базе HeadHunter сейчас свыше 35 млн резюме и более чем 600 тыс. актуальных вакансий – позволяет случиться успешной встрече кандидата и работодателя. Хотя обе стороны – и работодатель, и соискатель – просто нажимают на кнопки сайта и зачастую даже не представляют, какой мощный массив данных находится под капотом системы.

Директор по персоналу группы компаний FIX Алексей Атланов – на конференции он предложил подискутировать на тему «Эйчар против искусственного интеллекта» – считает, что технологии не вытесняют, а модернизируют традиционное представление о работе рекрутера. Чат-боты помогают провести первое интервью с кандидатом, чтобы определить соответствие соискателя требованиям вакансии, и тем самым освобождают время для других задач. Но даже самые умные машинные алгоритмы не могут выйти за рамки задачи, сформулированной живым человеком – специалистом HR-сферы.

В перерыве гости конференции делились мнениями о событии. Руководитель Центра развития карьеры Университета Иннополис Мария Лисафина отметила, что конференции HeadHunter – это отличная площадка для профессионального развития и получения прикладных знаний.

«Приходим, чтобы узнать информацию обо всех ключевых трендах из первых уст, познакомиться с эйчар-сообществом Казани. С HeadHunter сотрудничаем очень давно и качественно. Среди подобных ресурсов компания – безусловный лидер2. Это не только потрясающая база резюме, но и прекрасная аналитическая платформа рынков труда. Из новых сервисов HeadHunter порадовал Clickme – позволяет через соцсети выйти на кандидатов, которые сами не выходят на рынок соискателей».

Директор по персоналу «КАПО-Композит» Ольга Старцева призналась, что сотрудничает с HeadHunter более 10 лет и пока не видит альтернативы его сервисам.   

«Огромное количество ресурсов HeadHunter помогают в подборе и в оценке персонала. Межличностное профессиональное общение нужно всем, и HR не исключение. С HeadHunter работают практически все, он как стержень, сердце нашего сообщества. И хотелось бы, чтобы компания и далее выступала для нас объединяющим началом и площадкой для коммуникации».

После кофе-брейка настала очередь профессиональных секретов. Основатель компании HR365 Дмитрий Карнаухов, сотрудничавший с компаниями из списка Forbes, поделился фишками опытного эйчара, а бизнес-тренер компании «Рокада-Мед» Инна Вагнер рассказала о тонкостях адаптации и корпоративном обучении. В завершение встречи участникам предложили проголосовать, в каких областях они бы использовали или уже используют решения, основанные на искусственном интеллекте. Как оказалось, подавляющее большинство применяют возможности машинного разума в подборе (64,7%) и оценке (52,9%) кандидатов. Еще треть респондентов оценили полезную помощь компьютерных программ в документообороте. Куда более скромной менее чем у 15%  оказалась доля «работы роботов» во внутренних коммуникациях. И только каждый пятый опрошенный заявил о том, что задействует искусственный интеллект в обучении персонала.