С 1 декабря беспилотные автомобили в России выкатят из закрытых полигонов на дороги общего пользования Москвы и Татарстана. Об этом накануне заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев С 1 декабря беспилотные автомобили в России выкатят из закрытых полигонов на дороги общего пользования Москвы и Татарстана. Об этом накануне заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев Фото: government.ru

К ЭКСПЕРИМЕНТУ ДОПУСТИЛИ «ЛОХОВ И СТАРТАПЫ»

С 1 декабря беспилотные автомобили в России выкатят из закрытых полигонов на дороги общего пользования Москвы и Татарстана. Об этом накануне заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Федеральный эксперимент, превращающий дороги от столицы до Казани в испытательный полигон, позволит «окончательно выработать правила дорожного движения, а вернее говоря — изменения в них», — пояснил Медведев. Проект также позволит выработать технические требования к автоматизированной системе вождения — для последующей разработки техрегламентов и документов по стандартизации.

«Нужно как минимум дать определения, необходимые для того, чтобы этот транспорт развивался, включая то, что является автоматизированной схемой вождения, кто является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, потому что отсюда вытекают юридические последствия, связанные с несением ответственности за возможный ущерб, который может быть причинен, и так далее», — пояснил премьер.

Итоги эксперимента планируется подвести 1 марта 2022 года, однако предварительные выводы планируют подготовить уже через полгода, после чего участники эксперимента подготовят предложения по корректировке нормативной базы и технических регламентов.

Напомним, ранее попытка организовать подобный эксперимент породила скандал в отрасли. У экспертов негативную реакцию вызвал проект соответствующего постановления правительства РФ, разработанный минпромторгом РФ. В частности, президента группы компаний Cognitive Technologies Ольгу Ускову возмутил установленный минимальный порог для заявителя на проведение эксперимента — уставный капитал не менее 100 млн рублей.

Уже известно, что на период проведения опытной эксплуатации каждый беспилотник должен быть застрахован на 10 млн. рублей — на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц Уже известно, что на период проведения опытной эксплуатации каждый беспилотник должен быть застрахован на 10 млн рублей — на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц Фото: «БИЗНЕС Online»

«То есть „Яндекс“ с КАМАЗом посмотрели свои уставнички и определили: „Всяким лохам и стартапам не место на новых рынках! Мы тут сами как-нибудь“. А потрясающий в своей эффективности институт развития „Автонет“ радостно это поддержал и направил в министерство», — возмущалась Ускова на страницах издания vc.ru. — Очевидно, что никто в министерстве и в „Автонете“ не знаком с понятием технологической экспертизы. И что в мире оценивают, можно или нет выпустить беспилотник на дорогу, по его соответствию шести уровням автономности, а не по размеру уставника».

Во вчерашнем же постановлении за подписью Медведева спорные пункты по ограничениям для небогатых стартапов не попали. Документ переносит начало эксперимента с ранее планировавшегося 1 марта 2019 года на 1 декабря 2018 года. В качестве оператора определен Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ». Он будет проводить оценку соответствия беспилотников требованиям безопасности и сформулирует требования для ВТС (высокоавтоматизированного транспортного средства).

Уже известно, что на период проведения опытной эксплуатации каждый беспилотник должен быть застрахован на 10 млн рублей — на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц. Водитель, который будет тестировать беспилотник, должен иметь права и стаж вождения не менее трех лет, не иметь штрафов за нарушение ПДД и медицинских противопоказаний. Само ВТС должно быть оснащено видеорегистрацией действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки, устройством для активации и деактивации автоматизированной системы вождения — без отсоединения ремней безопасности водителя. Машина должна быть оснащена спецзнаком «Автономное управление».

Прописана и ответственность за ДТП с участием ВТС. При отсутствии вины других участников дорожного движения нести ее будет собственник беспилотной машины. По итогам эксперимента ответственным министерствам и организациям необходимо будет предоставить два доклада в правительство РФ с оценкой результатов исследования — до 1 марта 2020 года и до 1 марта 2022 года.

В ПАО «КАМАЗ» на запрос «БИЗНЕС Online» об участии в эксперименте пока ничего не сообщили, пообещав предоставить информацию сегодня вечером В ПАО «КАМАЗ» на запрос «БИЗНЕС Online» об участии в эксперименте пока ничего не сообщили, пообещав предоставить информацию сегодня вечером Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«ПОСЛЕ ТОГО КАК ПОЙМЕМ, ЧТО ВСЕ РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО, БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ ДРУГИЕ МАРШРУТЫ»

Высокоавтоматизированные автомобили во время тестирования на дорогах общего пользования в Татарстане и Москве получат специальный знак — литеру «А», означающий «Автономное вождение». Однако на какие марки беспилотников его наклеят, не сообщается. В «Яндексе» нашего корреспондента заверили, что компания «будет принимать участие в тестировании, чтобы расширить зоны и условия испытаний беспилотной технологии». «Мы не раз говорили о необходимости подобной инициативы и рады, что ее приняли, надеемся на то, что это постановление позволит проводить тестирования в полном объеме, — подчеркнули в „Яндексе“. — Это еще один шаг к тому, чтобы в будущем сделать беспилотные автомобили обычным явлением в городской среде».

В ПАО «КАМАЗ» на запрос «БИЗНЕС Online» об участии в эксперименте пока ничего не сообщили, пообещав предоставить информацию сегодня вечером. Однако по словам руководителя ГИБДД по РТ Ленара Габдурахманова, в эксперименте на территории Татарстана примут участие грузовые беспилотники челнинского предприятия. «Модель автомобиля уже выбрана для участия в эксперименте, она сейчас должна пройти через систему оценки НАМИ, получить свидетельство о регистрации и о безопасности ТС», — пояснил Габдурахманов в беседе с нашим корреспондентом. По словам собеседника издания, дороги, по которым пройдет маршрут беспилотников, еще не определены. «Пока это будут не интенсивные городские участки улично-дорожной сети, тестирование пока начнем определенно на трассе, — добавил Габдурахманов. — После того как поймем, что все работает нормально, будем рассматривать другие маршруты».

По словам руководителя ГИБДД по РТ Ленара Габдурахманова в эксперименте на территории Татарстана примут участие грузовые беспилотники челнинского предприятия По словам руководителя ГИБДД по РТ Ленара Габдурахманова, в эксперименте на территории Татарстана примут участие грузовые беспилотники челнинского предприятия Фото: «БИЗНЕС Online»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы мининформатизации и связи РТ Анна Яковлева заявила, что Татарстан технически готов к реализации эксперимента на своей территории. Яковлева напомнила, что в августе этого года в Иннополисе был запущен тестовый беспилотный сервис совместно с «Яндекс.Такси». «Сегодня это такси совершает в среднем 20 поездок в день, продолжительность одной поездки составляет примерно 12 минут, всего было сделано за это время более 1000 рейсов, — рассказала собеседница издания. — Татарстан также включился в работу по развитию и дальнейшему внедрению этих технологий на транспорте в целом по стране. Так, мэр Иннополиса Руслан Шагалеев входит в состав федеральной рабочей группы по законодательному и административному регулированию национальной технологической инициативы по направлению „Автонет“, которая вырабатывает предложения, в том числе и по беспилотному транспорту».

Яковлева добавила, что определить территорию Татарстана в качестве пилотной зоны для тестирования беспилотников помощнику президента РФ Игорю Левитину, курирующему это направление, предложило минсвязи РТ. «Мы надеемся, что в дальнейшем это будут не только решения „Яндекса“, но и собственные наработки Университета Иннополис и КАМАЗа» — заключила пресс-секретарь.

В Иннополисе уже курсирует автономное такси Яндекс В Иннополисе уже курсирует автономное такси «Яндекса» Фото: «БИЗНЕС Online»

«требуется обкатать автомобили именно в суровых зимних условиях»

Руководитель центра технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис Александр Климчик сообщил «БИЗНЕС Online», что данное постановление правительства РФ нужно для того, чтобы официально разрешить испытания беспилотных автомобилей, которые сейчас разрабатываются «Яндексом», Университетом Иннополис, Cognitive Technologies, КАМАЗом, ГАЗом, так как в РФ пока отсутствует законодательная база, которая позволяет им официально выезжать на дороги общего пользования. 

«Данный документ решит эту проблему и на испытательных территориях Москвы, Татарстана позволит беспилотникам ездить по дорогам. Выбор регионов очевиден, так как здесь находятся два наиболее инновационных центра в России — Иннополис и Сколково. В Иннополисе уже курсирует автономное такси „Яндекса“, Университет Иннополис тоже проводит активные исследования в этом направлении — специалисты вуза работают над беспилотным автомобилем KIA и над роботизацией КАМАЗа, в перспективе у нас должны появиться проекты с автономными автомобилями „ГАЗ“», — считает Климчик.

Он объяснил перенос старта на 1 декабря 2018 года. «Сейчас в России объявлен конкурс по разработке беспилотных автомобилей на зимних трассах. Для подготовки к нему участникам требуется обкатать автомобили именно в суровых зимних условиях. Если зона пилотирования будет открыта с марта, то испытания зимой не будут официально возможны. Эти изменения снимают такой барьер, и все участники этого конкурса могут спокойно в РТ и в Москве тестировать свои прототипы», — считает специалист.

Климчик уверен, что основная цель этого законодательства — протестировать все наработки, которые до этого тестировались на полигонах в маленьких городах, где нет динамичной среды. «Теперь автомобили смогут въезжать в загруженные мегаполисы, и специалисты начнут тестировать в реальных условиях алгоритмы, которые внедрили в данные беспилотники. Я предполагаю, что на первом этапе человек будет дублировать робота, но будет включаться только в случае, если будут проявляться какие-то ошибки в алгоритмах», — говорит он.


«ВСЕ, ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ «ЯНДЕКС.ТАКСИ», — ЭТО ПРОСТО ШОУ-КАР, В МАШИНУ МОЖНО КОГО-ТО ПОСАДИТЬ»

Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин в беседе с «БИЗНЕС Online» сомневается в целесообразности для КАМАЗа вести разработку собственного беспилотника, ведь компания производит относительно небольшое (по мировым меркам) количество грузовиков, которое реализуются при этом в недорогом сегменте рынка. «Беспилотные технологии для них, в общем-то, не нужны, потому что это очень дорого, а перспектива очень длинная, — считает Минкин. — Ведь, как известно, чтобы машину нормально протестировать, она должна проехать миллионы километров, и чтобы стоимость разработки „расписывалась“ на как можно больший парк произведенных в дальнейшем машин. Одно дело, если компания производит тысячи беспилотных машин в год и на каждую машину будет приходиться стоимость разработки в десятки тысяч долларов. А другое дело, если продаются миллионы машин: стоимость разработки получается относительно небольшой, и прирост цены конечного продукта будет не таким значительным. Для КАМАЗа, с точки зрения бизнеса, в беспилотниках нет необходимости. Им нужна базовая система помощи водителю — чтобы их пускали на рынки Европы».

Говоря об эксперименте с беспилотным такси в Иннополисе, Минкин отмечает, что это не было экспериментом в чистом виде. «Во-первых, вся территория была закрыта, во-вторых, там не было препятствий, а люди, которые проходили, явно проходили в точно выверенное время. Это такое базовое полигонное тестирование, которое не имеет ничего общего с тестированием в реальной среде. Не нужно обманываться, говоря, что такси уже практически готово, это самый базовый уровень. А если мы посмотрим, чем оснащены такие машины — они оснащены огромными комплексами датчиков, которые стоят огромные деньги. Там стоят лидары, каждый из которых стоят 10–12 тысяч долларов. Поэтому до промышленных машин там еще много-много шагов», — считает специалист Cognitive Technologies.

«Все, что показывает „Яндекс.Такси“, — это просто шоу-кар, в машину можно кого-то посадить и показать, но до промышленных устройств там очень далеко», — говорит Минкин. Реальным промышленным он называет, например, проект беспилотного трамвая, который обкатывался в Москве. В целом у его компании сейчас два направления по разработке беспилотников — это легковой транспорт (его тестируют в основном за рубежом) и сельскохозяйственная техника. К слову, сельхозтехника испытывалась на полях Татарстана.

Вместе с тем в Cognitive Technologies говорят, что в России пока не сформирован массовый спрос на беспилотники и нет крупных автопроизводителей, которые заинтересованы в поставках таких машин. «Все, что было, носит скорее маркетинговый, рекламный характер», — считает Минкин.

Роман Мугерман сообщил, что с удовольствием принял бы участие в работе над законопроектом о беспилотных автомобилях, однако ему ничего не известно о том, чтобы она велась в татарстанском парламентеФото: «БИЗНЕС Online»

БЕСПИЛОТНИКИ ОТРЕГУЛИРУЕТ ГОССОВЕТ ТАТАРСТАНА?

Отметим, ранее спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин в интервью «Парламентской газете» рассказал, что законодатели Татарстана готовы разработать законопроект о беспилотных автомобилях. «Мы понимаем, что без современных технологий в экономике не продвинуться. Автомобилестроение в республике является довольно крепкой отраслью, неслучайно мы уже апробировали один из первых пассажирских беспилотных ШАТЛов — это минивэны, которые движутся и делают остановки по заданной программе. Также мы работаем и над беспилотными грузовиками», — сообщил спикер. Мухаметшин добавил, что это должен быть федеральный, а не региональный закон, в котором будет прописана единая терминология, а также ответственность за аварии с беспилотниками. Депутат Госсовета РТ, гендиректор ООО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман сегодня в комментарии «БИЗНЕС Online» сообщил, что с удовольствием принял бы участие в работе над подобным законопроектом, однако ему ничего не известно о том, чтобы она велась в татарстанском парламенте.


По словам главы автономной некоммерческой организации «Право Роботов» Никиты Куликова, его АНО еще в прошлом году представила свой законопроект по регулированию деятельности беспилотных автомобилей, но он до сих пор находится на рассмотрении. И пока движение беспилотников по дорогам общего пользования ничем не регламентировано. «Законодательством не закреплены никакие требования к беспилотному транспорту — наличие черного ящика, тумблера переключения с беспилотного на управляемый режим и прочее, — заметил Куликов. — Для того, чтобы привести законодательную базу в порядок, надо поправить ПДД, которые являются первым барьером для появления беспилотников на дорогах общего пользования, учесть ряд других вопросов, связанных с полем деятельности страховых компаний, например. Но даже создание единого нормативного документа не снимает всех вопросов. Нельзя принять новый закон, поскольку придется привести в порядок огромное количество подзаконных актов. Это глобальная задача, тут работы на несколько лет».

По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», мировой опыт подсказывает, что польза новых технологий в их предсказуемости. «В городской среде беспилотники должны работать как часы, в связи с чем решаются проблемы пробок и несинхронных светофоров, — говорит Куликов. — Прежде всего за рубежом опыт внедрения беспилотников распространен в виде городских перевозок, например, такси. Но на магистральных трассах может возникать непредвиденный риск: допустим, кто-то выскочит на дорогу — беспилотник резко затормозит, и это может создать аварийную ситуацию».

Также могут возникнуть сложности при взаимодействии беспилотников с другими участниками движения в плотном потоке. «У нас есть любители подрезать, перебегать дорогу на красный и прочие отвлекающие факторы — возможно, первое время будет сложновато. Но и тестировать беспилотники в не приближенных к реальности лабораторных условиях не имеет никакого смысла, так эти автомобили ничему не научатся».