Александра Наврузова –переводчица гонки «Шелковый путь» и преподаватель английского, завоевывает интернет-публику своей игрой на барабанах Александра Наврузова завоевывает интернет своей игрой на барабанах с закрытыми глазами, а год назад работала переводчиком на гонке «Шелковый путь» Фото: Полина Исакович

«У МЕНЯ СПРАШИВАЮТ, ПОЧЕМУ Я «СПЛЮ» НА ФОТОГРАФИЯХ В «ИНСТАГРАМЕ»…»

— Девушка за драмами — это как минимум необычно. Как сложились ваши отношения с музыкой, в частности, с барабанами?

— Драматичный вопрос (улыбается). Я люблю музыку. Она пока не стала для меня рутиной, работой, обязательством. Я прихожу к ней, когда мне нужно найти баланс между духовным и материальным. Она мне вместо молитвы. У меня спрашивают, почему я «сплю» на фотографиях в «Инстаграме». А я играю с закрытыми глазами. У нас, барабанщиков, хорошая координация: каждая конечность рабочая, нужно играть разный рисунок каждой рукой и каждой ногой отдельно. Недавно моя подруга восхитилась, что я одной рукой наливаю чай, а другой делаю бутерброд. Да, мои руки работают в рассинхроне, но я думала, это могут все.

— Вам как девушке наверняка тяжело справляться с такой установкой?

— Изначально у барабанщика должны быть сильные руки. Это скрипачи носят кейсы подмышкой. Певцы носят только себя. А моя барабанная установка едет на концерт на двух машинах.

Вообще, те, кто решает заниматься на барабанах профессионально, довольно быстро понимают, что это далеко не самое простое занятие. В процессе игры приходится очень сильно напрягаться, и такую сессию вполне можно сравнить с походом в спортивный зал. Кроме того, мозгу также придется постоянно контролировать все ваши четыре конечности — ведь нам, барабанщикам, каждой рукой и ногой необходимо делать разные движения, к чему организму нужно еще привыкнуть.

— В вашей семье есть профессиональные музыканты?

— Музыкантов нет, но у всех есть слух. На семейных праздниках все очень красиво поют.

— Почему выбрали именно барабаны?

— В детстве мне нравились такие группы, как Linkin Park, Evanescence, Placebo. И барабаны я выбрала, потому что они мне нравятся. Когда я только села за инструмент, это было в 2010 году, мне показали пару ритмов. Они были самые простые, сейчас мои ученики осваивают их на первом занятии. Их по большому счету хватало, чтобы выступать в кавер-группах. Но играть меня научил мой преподаватель в колледже искусств — известный в Челнах ударник, артист Органного зала Алексей Кислов.

— У вас есть музыкальное образование?

— Да, я окончила Набережночелнинский колледж искусств. Когда-то меня приняли туда без начального музыкального образования, я не ходила в музыкальную школу. На занятиях мы изучали теорию музыки, сольфеджио, а я даже не знала нот и не умела играть на фортепиано. С основами мне помогали мои одногруппники, которые младше меня лет на 10. Ведь я поступила в колледж после института, а они — сразу после 9-го класса. Сейчас они учатся в консерваториях, университетах в Санкт-Петербурге, Казани и в Уфе. А мастерски крутить барабанную палочку меня научил лично Алексей Кислов на персональном тренинге (улыбается).

«Руководство Органного зала оценило мою работу, меня пригласили выступать на их концертах» «Руководство Органного зала оценило мою работу, меня пригласили выступать на их концертах» Фото предоставлено Александрой Наврузовой

«КОНЦЕРТ «РОК & КЛАССИКА» В ОРГАННОМ ЗАЛЕ УЖЕ ТРИЖДЫ СОБРАЛ ПОЛНЫЙ ЗАЛ»

— Почему именно вас позвали в проект Алексея Кислова «Рок& Классика» в Органном зале?

— На самом деле все музыканты колледжа искусств выступают в Органном зале. В колледже я училась на отлично, и мне давали сложные партии, хотя у меня был скромный музыкальный опыт до колледжа. И они получались! Сначала смотрела на ноты и думала: «Да вы что, как я это сыграю?!» А потом играла. Руководство Органного зала оценило мою работу, меня пригласили выступать на их концертах.


— 
Какие произведения исполняете?

— Мы исполняем известные рок-хиты: это Bohemian Rhapsody от Queen, Smells Like Teen Spirit от Nirvana, на третьем концерте добавили Imagine Dragons и Scorpions. Из популярной классической музыки в репертуаре Моцарт «Рондо в турецком стиле» и современные классики, например Карл Дженкинс Palladio. Их знают все зрители, они не могут не вызвать отклика. Программу разработал Алексей Кислов. Каждый концерт собирал полный зал. На концертах «Рок & классика» хочется танцевать, а это весьма неудобно делать в креслах. Надо дать слушателям место для танцев.

— Давно ли играете в дуэте Depo Percussion с Александрой Прудниковой? Вас называют Саша Большая и Саша Маленькая.

— С Александрой мы вместе учились в колледже и играем вместе с первого курса, получается, с 2014 года. Да, большая и маленькая: мой рост — 184 сантиметра, а она еле дотягивает до 160 сантиметров, между нами разница 9 лет. Но нам очень комфортно работать, мы понимаем друг друга с полуслова, тянем друг друга. Мы выступали на местных концертах, в том числе и на сольном в Органном зале, под руководством Алексея Кислова. Потом Александра поступила в СПбГИК, поэтому сейчас мы ушли в онлайн, публикуем только видеоролики.


— 
Как ваши концерты воспринимает аудитория?

— Рок нравится самым разным челнинцам, он не может не заводить. Что касается академической классической музыки, у нее тоже есть своя аудитория. Многое зависит от артиста. Мы не просто создаем звуки на сцене, мы ведем диалог со слушателями. Сейчас любой может послушать музыку в интернете, даже в машине, по пути на работу. Но люди покупают билеты и приходят на концерт. Мы смотрим на их реакцию, делаем паузу, если зрителям она нужна, — перевести дух, справиться с эмоциями. Каждый раз мы рассказываем новую историю, и они благодарно ее воспринимают и интерпретируют. Мне приятно общаться со зрителями после концерта и слышать их впечатления и версии. Концерты для того и живут сейчас, чтобы дать людям возможность испытать эти эмоции.

«Концерты для того и живут сейчас, чтобы дать людям возможность испытать эмоции» «Концерты для того и живут сейчас, чтобы дать людям возможность испытать эмоции» Фото предоставлено Александрой Наврузовой

«ЧЕЛНИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТУСОВКА ДОСТАТОЧНО МАЛА»

— Как часто вы репетируете? Знаем, что один челнинский музыкант оборудовал гараж и сдает вам его для репетиций. 

— Да, это Андрей Пантелеев оборудовал свой гараж, приютив нас, сейчас там репетируют челнинские музыканты. Я стараюсь репетировать хотя бы два часа в неделю. Это мой минимум. Тяжело найти время, так как это не основная моя работа. В удачные недели я выделяю репетициям по 5–6 часов. Занятие начинается с подготовки: я всегда знаю, что буду изучать, ищу ноты, музыку и видео. Игра на барабанах — это физический труд, поэтому в начале я разминаю руки. Дальше я изучаю то, что приготовила, и довожу до совершенства. В конце у меня должно получиться видео, которым не стыдно поделиться. 

— Многих ли музыкантов, которые играют на барабанах, вы знаете в Челнах? Где еще челнинцы могут вас увидеть за барабанной установкой?

— Челнинская музыкальная тусовка достаточно мала, поэтому музыканты знают друг друга практически в лицо. Но, к сожалению, каждый варится в своем соку. У нас нет сообщества барабанщиков. Сейчас увидеть меня можно только в «Инстаграме» и на YouTube. Если намечается концерт, я рассказываю об этом в «Инстаграме».

— Вы обучаете игре на барабанах?

— Раньше у меня учились дети и взрослые. Это были те, кто хочет научиться владеть инструментом для себя или играть в кавер-группах. Таким музыкантам нужна только практика, а не полное классическое образование в музыкальной школе. Часто ко мне приходили люди или с нулевыми навыками, или от частных преподавателей. Вторых нужно было переучивать. Но сейчас пока я не беру учеников.

«С командой КАМАЗ-мастер я работала три года и ездила с ними на ралли «Шелковый путь» в Казахстан и в Китай.  Сопровождала команду в качестве переводчика. Затем мои задачи постепенно расширялись: я общалась с иностранными журналистами, координировала их работу, готовила материалы на английском, писала пресс-релизы» «На ралли «Шелковый путь» я ездила три раза, в Казахстан и Китай. Начала с переводов, а затем мои задачи постепенно расширялись: я общалась с иностранными журналистами, координировала их работу, готовила материалы на английском, писала пресс-релизы» Фото предоставлено Александрой Наврузовой

«НЕКОТОРЫЕ МОИ УЧЕНИКИ ПОДПИСАНЫ НА МЕНЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ЭТО НЕ ДАЕТ МНЕ РАССЛАБИТЬСЯ»

— Чем вы еще занимаетесь помимо музыки? Наверняка это не единственный ваш доход?

— Я окончила челнинский НГПУ по специальности «преподаватель английского и немецкого языка». Затем вела английский в педагогическом колледже, а сейчас в гимназии №36 «Золотая горка». Некоторые мои ученики подписаны на меня в социальных сетях, это не дает мне расслабиться. Недавно одна моя ученица подошла ко мне после уроков и восхитилась моей игрой. Это было на следующий день после концерта «Рок & классика». Оказывается, она пришла на него.

«За сильным материалом, за сильным кадром ныряли в пыль и в песок» «За сильным материалом, за сильным кадром ныряли в пыль и в песок» Фото предоставлено Александрой Наврузовой

— А переводчиком работали?

— Да, с командой «КАМАЗ-Мастер» я работала три года и ездила с ними на ралли «Шелковый путь» в Казахстан и Китай, сопровождала команду в качестве переводчика. Когда-то мое резюме увидела директор по маркетингу команды и пригласила поехать с ними на ралли. Я переводила, а затем мои задачи постепенно расширялись: я общалась с иностранными журналистами, координировала их работу, готовила материалы на английском, писала пресс-релизы. В работе с ними меня очень удивляло, что они весьма капризны, могли попросить меня перезаказать автомобиль или размещение, но за сильным материалом, за сильным кадром ныряли в пыль и в песок. 

— Разговорный клуб Of course I do еще проводите? Что натолкнуло на мысль создать его?

— В институте у меня был курс домашнего чтения, позже я вела его сама в педагогическом колледже. Смысл в том, чтобы самостоятельно изучить произведение на английском, а в аудитории обсудить его темы, идеи, проблемы. Это очень хорошая практика, помогает не просто говорить на английском, а думать на нем.

В Of course I do мы создали сообщество людей, которые хотят совершенствовать английский в практике. С середины лета мы проводили регулярные встречи, где участники обсуждали волнующие темы: урбанизм, эмоциональный интеллект, неоплачиваемые переработки. Также приходили люди, которые плохо говорили по-английски, для них мы устраивали лекции. Сейчас я не занимаюсь организацией встреч, но сообщество работает самостоятельно. Участники встречаются для практики сами.


«БОЛЬШЕ МЕНЯ ВОСХИЩАЕТ СЛУЧАЙ, КОГДА МОЙ КАВЕР УВИДЕЛ БРИТАНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ U.N.K.L.E. »

— Слышали, что на вас подписался известный блогер-барабанщик Drumeo и вы попали в топ «Инстаграма». Насколько значимо это для вас?

— На самом деле не подписался, просто увидел и лайкнул (улыбается). Алгоритмы «Инстаграма» сейчас показывают то, что интересно вам или вашим друзьям. Так меня увидели многочисленные подписчики этого канала. Сложно сформулировать, насколько значимо. Я была удивлена.

Больше меня восхищает случай, когда мой кавер увидел британский музыкальный проект U.N.K.L.E. Это было мое домашнее видео, которое я записывала для друзей, попало в передачу «Видеосалон» журнала «Максим». Выпуск назывался «Русские клипы глазами U.N.K.L.E»: журнал пригласил в свою студию весь состав группы и показал им клипы русских исполнителей, в том числе и мое видео на фоне ковра. Вообще не знаю, как оно туда попало. Джеймс Лавель и Джек Леонард, конечно, сразу сказали, что это точно не клип, но им понравился кавер: «Очень здорово играет „паренек“, обалдеть». Паренек — именно так они сказали обо мне. После этого «попадания» мое видео стало популярным на YouTube, его смотрят до сих пор.