«Скажите честно, вы лично какую воду пьете?» — спрашивали сегодня депутаты Госсовета Татарстана главу МУП «Водоканала» Андрея Егорова. Парламентарии вынесли на слушания проблемы снабжения татарстанцев качественной питьевой водой. Здесь все без изменений: трубы устарели, а денег на ремонт нет. Как глава казанского «Водоканала» сравнивал бутилированную и водопроводную «живую» воду, уговаривая повысить тарифы, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня парламентарии пригласили на заседание депутатов Казгордумы, чтобы обсудить насущные проблемы обеспечения горожан питьевой водой
«60 проценТов ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВОДЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ НОРМАТИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ»
«Износ сетей водоснабжения в республике составляет 49,3 процента», — заявил сегодня в Госсовете РТ замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильдус Насыров, докладывая депутатам о состоянии водоснабжения в Татарстане. Парламентарии собрались на последнее в этом году заседание комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству в расширенном составе. Пригласили даже депутатов Казгордумы, чтобы обсудить насущные проблемы обеспечения горожан питьевой водой.
Сегодня в РТ протяженность водопроводных сетей составляет более 17,9 тыс. кв. м, из которых треть, а именно 5,3 тыс. кв. м, пора уже срочно менять. Но денег не хватает. В рамках республиканской программы по улучшению качества водоснабжения жителей РТ ежегодно выделяется 650 млн рублей, в том числе на проектно-изыскательские работы — 60,7 млн рублей. То есть минимальный объем средств на один муниципальный район составляет 8,7 млн рублей — именно столько тратится на совершенствование системы водоснабжения в год в районах. За 8 лет реализации программы «Улучшение обеспеченности водоснабжением населения РТ» освоено 5,7 млрд рублей. За эти деньги построили или отремонтировали 2,3 тыс. км водопроводных сетей, 301 водонапорную башню и 313 артезианских скважин.
«Несмотря на это, в республике остаются районы, где доля подземного источникового водоснабжения не соответствует гигиеническим требованиям», — рапортовал Насыров. Доля проб воды из источников централизованного водоснабжения, которые не отвечают гигиеническим требованиям, в 2017 году значительно превышала средние республиканские показатели — 32,6%. При этом Насыров обратил внимание, что это не из-за ужасного состояния труб, а из-за самих подземных вод. По его словам, в последние годы состав этой воды в принципе характеризуется непостоянством — то нитратов много, то слишком мутная и прочее. «60 процентов подземных источников воды не соответствуют в полной мере нормативным показателям питьевой воды», — подчеркнул Насыров. Впрочем, в целом 96,9% жителей Татарстана обеспечены доброкачественной и условно качественной питьевой водой. По этому показателю республика входит в десятку лучших регионов, отметил Насыров.
В республике полным ходом реализуется нацпроект «Чистая вода» по повышению качества водоснабжения. В рамках этого проекта до 2024 года из федерального бюджета (софинансирование составит в соотношении 81% на 19%) республике выделят 825 млн рублей, в 2019-м — 27,3 млн рублей, в 2020-м — 63,9 млн рублей, в 2021-м — 135,7 млн и так далее. «Такое минимальное выделение средств, на наш взгляд, обусловлено именно тем, что, по статистическим наблюдениям, по данным Росприроднадзора, качество питьевой воды в республике соответствует всем требованиям», — пояснил замглавы минстроя РТ. То есть в других регионах вода хуже, и им из Москвы приходит больше денег.
В РТ реализуется нацпроект «Чистая вода» по повышению качества водоснабжения. До 2024 года из федерального бюджета (софинансирование составит в соотношении 81% на 19%) республике выделят 825 млн рублей
Сейчас в минстрое РТ разрабатывается программа по приоритетным мероприятиям по улучшению качества воды. Если сегодня 96,9% населения РТ обеспечены качественной водой, то к 2024 году эту долю хотят увеличить на 1%. Делать это будут за счет развития новых узлов и каптажа родников по разведанным источникам. Вторая задача — организация водозаборных узлов со строительством станций водоподготовки, где бы вода доводилась до нормативных показателей. Правда, для малых населенных пунктов все эти мероприятия экономически невыгодны. «То есть проводить масштабные работы по очистке той воды, которую мы поднимаем со скважин или с поверхности источников забираем, чтобы потом ею поливать огороды, — наверное, не совсем правильно. Большая часть воды в сельской местности, 90 процентов, уходит на хозяйственные нужды», — отметил Насыров, призывая перейти к блочной раздаче воды на местах. Это будет дешевле и эффективнее.
В завершение своего выступления Насыров предложил депутатам следующий транш по программе «Чистая вода» направить только на проектные работы и от теории к практике перейти с 2020 года. По словам Насырова, до сих пор непонятно, в каких районах и населенных пунктах надо повышать качество воды… Плана нет.
Андрей Егоров: «Износ городских сетей составляет более 70 процентов, и ежегодно он увеличивается на 2–3 процента»
«ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ ЦЕНЕ В 2 КОПЕЙКИ ЗА 1 ЛИТР ПОДАВАЕМОЙ ВОДЫ…»
Тут было к микрофону потянулся экс-глава Госжилфонда, депутат Госсовета РТ Талгат Абдуллин, но председательствующий Марат Галеев его остановил. К трибуне с докладом пригласили главу МУП «Водоканал» Андрея Егорова, чтобы тот доложил о ситуации с водоснабжением в Казани.
«Нами обслуживается более 340 сооружений, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение города более 3 тысяч километров инженерных сетей, значительная часть которых проложена в 50–70-х годах прошлого века», — с пессимистичных нот начал Егоров. Износ городских сетей составляет более 70%, и ежегодно он увеличивается на 2–3%.
«Водоканал» разработал долгосрочную программу до 2028 года, в которую включили все самые острые и проблемные моменты, требующие внимания. Там и КНС «Заречная», и ремонт водозаборных узлов и инженерных сетей, и многое другое. Все это обойдется до 2028 года в 44 млрд рублей инвестиций, большая часть которых до сих пор не найдена.
«Установленные для города тарифы являются одними из самых низких в ПФО и среди городов-миллионников. Их уровень не удовлетворяет всех потребностей предприятия», — пожаловался глава «Водоканала». По его словам, для содержания объектов водоснабжения и водоотведения минимальный тариф на 2019 год должен составлять 36 рублей за кубометр по водоснабжению и 30 рублей по водоотведению. Но сегодня действуют совсем иные тарифы — 19 рублей по водоснабжению и 16 рублей по водоотведению за кубометр. «Это соответствует цене в 2 копейки за 1 литр подаваемой воды. Сколько стоит бутилированная вода в магазинах — вы сами прекрасно знаете. Например, семья из 5 человек тратит в среднем 10 тысяч литров воды в месяц, за которую платеж составляет всего 360 рублей», — приводил примеры Егоров. Если тариф повысить, то инвестиции в жизненно необходимый ремонт сетей составят более 2 млрд рублей в год. Это позволило бы сделать сети менее аварийными, и реже дороги бы в центре города проваливались. Сейчас собранные с тарифа деньги позволяют выделить на ремонт только 220 млн рублей в год — капля в море, которая обеспечит менее 15% всей потребности. Для полного приведения в порядок всех городских сетей нужны 65 млрд рублей.
Еще одна проблема — бесхозные сети, которые принимаются на баланс «Водоканала» с износом более 90%. Только за последние 9 лет предприятие взяло на себя ответственность за более 900 км бесхозных сетей водоснабжения. «Сопоставимо с федеральной трассой Казань — Москва», — сравнивал Егоров, после чего добавил. — Предлагаю внести изменения в действующее законодательство о тарифообразовании, государственную поддержку соответствующих инвестиционных проектов, разработку целевых программ с финансовым обеспечением. Хочу отметить: невзирая на все сложности, наше предприятие является стабильной организацией, которая стремится двигаться в ногу с современными технологиями и поставлять качественную воду!»
Талгат Абдуллин (слева): «Мы огромные инвестиции тратим на водозаборные сооружения, сети, на очистные сооружения, на подготовку… Не лучше ли перейти на объектную очистку воды?»
«СКАЖИТЕ ЧЕСТНО, ВЫ ЛИЧНО КАКУЮ ВОДУ ПЬЕТЕ?»
«Мы огромные инвестиции тратим на водозаборные сооружения, сети, на очистные сооружения, на подготовку… Не лучше ли перейти на объектную очистку воды?» — спросил Абдуллин. По его мнению, которому наконец дали слово, вкладываться надо не в ремонт сетей, а в очистку на местах, в районах. «Был пример. Вот семья потребляет 10 тысяч литров воды, а пьет-то всего 1 процент. Все остальное — вода техническая. Зачем мы ее очищаем? Сколько мы тратим денег на водоподготовку?» — интересовался экс-глава ГЖФ. «Просто мы не доросли, чтобы было 2 крана», — отметил Галеев. А в ответ Абдуллин ему с гордостью сообщил, что когда при нем строились дома, то там всегда был заложен второй кран с чистейшей питьевой водой.
— Мы считали, это приведет к удорожанию воды. Она будет чуть дешевле, чем бутилированная вода, — отметил Егоров.
— Зато цветы не будут поливать этой водой.
— Наша вода считается питьевой. Даже она не считается, она и есть питьевая! — отметил Егоров. Вот только качество воды иногда из-за устаревших сетей теряется…
К дискуссии подключился замдиректора холдинга «Вертолеты России» Вадим Лигай. Его искренне заинтересовали вопросы поставок гражданам Татарстана питьевой качественной воды. Но глава «Водоканала» яростно доказывал, что вся вода, которая подается татарстанцам по ГОСТу, считается питьевой. Правда, Насыров добавил, что только 96,9% жителей РТ оснащены питьевой водой, в городе больше — 99,9%. Абдуллин напомнил, что многие еще закупают бутилированную воду, предпочитая, к слову, из-под крана не пить. Егоров тут внезапно для себя сделал громкое заявление.
— Бутилированная вода — это та же самая водопроводная вода. Честные производители пишут об этом. Она очищена и законсервирована, что самое главное. И это не есть полезно. Это консервированная вода!
— Как она консервируется? — поинтересовался Абдуллин.
Артем Прокофьев (слева): «Вот вы рассказали про водопроводную воду Казани. Скажите честно, вы лично какую воду пьете?»
— Много способов консервации. Возьмите, к примеру, водопроводную воду и бутилированную воду, которую вы купите в магазине, негазированную. Открывайте, делайте пару глотков там и там из стакана, ставите на подоконник. С живой водой что произойдет? Она через несколько суток зазеленеет. Это качество воды! Потому что она живая вода, без химии. А та вода, которая бутилированная, и год простоит…
— Вот вы рассказали про водопроводную воду Казани. Скажите честно, вы лично какую воду пьете? — полюбопытствовал депутат от КПРФ Артем Прокофьев.
— Где я живу, где я работаю — я пью только водопроводную воду! У меня в машине всегда есть водопроводная вода, — заявил Егоров, отчего заставил всех в зале искренне улыбнуться ответу.
— Исчерпывающе… — подытожил Галеев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.