Сегодня депутаты Казгордумы приняли главный финансовый документ 2019 года и скорректировали бюджет текущего года по доходам и расходам

БЮДЖЕТ-2019 КАЗАНИ: БЕЗ ДЕФИЦИТА И С УЧЕТОМ РЕАЛИЙ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Сегодня депутаты Казгордумы на XXX сессии (последней в этом году) приняли главный финансовый документ 2019 года и скорректировали бюджет текущего года по доходам и расходам. Первым на повестке оказался вопрос бюджета-2019, доходы и расходы которого составляют 23 млрд рублей. Бюджет будущего года оказался на 1,4 млрд рублей больше прошлогоднего (без учета корректировок), на 2020-й прогнозируется 23,6 млрд, а на 2021 год — 23,7 млрд рублей (по доходам и расходам).

«В целом бюджет 2019 года учитывает все реалии сегодняшнего дня. И среди особенностей можно отметить, что, как и прежде, запланированы все социально значимые и первоочередные расходы, сохранена социальная направленность бюджета», — оценил главный финансовый документ мэр Казани Ильсур Метшин незадолго до его принятия.

Об основных параметрах бюджета докладывал начальник финансового управления исполкома Ирек Мухаметшин. Общий объем доходов Казани в 2019 году — 15,1 млрд рублей, из которых 13 млрд приходится на налоговые доходы, 2,1 млрд — на неналоговые. Еще есть 7,9 млрд межбюджетных трансфертов. Неналоговые доходы Казани падают на протяжении последних лет (за счет снижения продаж имущества и земельных участков). Основными же источниками налоговых доходов, как и прежде, остаются НДФЛ, земельный налог и налог на совокупный доход. Эти три составляющие формируют 91% всех налоговых поступлений.

Депутата Владимира Никишова интересовало, как отразится на бюджете освобождение пенсионеров от уплаты земельного налога за 6 соток. По словам Мухаметшина, потери бюджета города составили 90 млн рублей. Они уже учтены в этом году, а бюджет будущего года сверстали с учетом этих изменений.

Один из депутатов не увидел в бюджете расходы на выделение 500 тыс. рублей каждому району на проведение противопаводковых мероприятий. Их действительно нет, но в случае необходимости город выделит средства районам на данные мероприятия. Также есть возможность предоставить средства в этом случае из резервного фонда, объяснял Мухаметшин. Оттуда же возьмут 40 млн рублей на поддержу сотрудников детских садов по содержанию в дошкольном учреждении их детей.

Не увидели депутаты в бюджете следующего года расходы на ремонт детских загородных лагерей (в 2018 году на эти цели потратили 20 млн рублей — на 8 млн больше 2017 года). Ремонт лагерей в этом году вели за счет остатков с предыдущего года и использования средств резервного фонда. Также поступят и в 2019 году. Впрочем, объемы планируемых ремонтных работ пока не подготовил комитет по делам детей и молодежи.

По словам Метшина, по капремонту загородных лагерей (на будущий год планируется начать масштабную программу), содержанию парков и скверов города, освещению жилых массивов исполком города уже сделал обращение к руководству республики.

БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ ИЛИ НЕТ?

Чинно-благородную обстановку бального зала Казанской ратуши своим выступлением скорректировал глава фракции КПРФ Казгордумы Алексей Серов.

«Предлагаемый сегодня для принятия бюджет Казани в бухгалтерском смысле сверстан хорошо, и он бездефицитный. Но концептуально, по своей сути, он все равно носит дефицитный характер», — сказал Серов и предложил искать причины не в расходной части, а в доходной. Серов сыпал показателями доходов бюджетов Нижнего Новгорода, Перми, Уфы: там больше норматив сбора НДФЛ, надо бы его увеличить и у нас. Казань же имеет меньше всего объемов безвозмездных поступлений средств из региона, а исполком, по оценкам депутата, недостаточно эффективно тратит собственные средства.

«Считаю необходимым, чтобы в бюджете города был предусмотрен такой раздел, как бюджет развития», — сказал под конец Серов. И привел в пример Пермь, в бюджете которой есть такая строка с расходами в 7 млрд рублей. Добавим, что объем доходной части бюджета Перми — около 25 млрд рублей. 

«Вы говорите, бюджет развития Перми 7 миллиардов, а у нас в нашем городском бюджете нет ни копейки, — взялся ответить на критику мэр Казани. — У каждого региона свой бюджетный процесс, свои бюджетные правила и конструкция. Выстроенная в Татарстане меня, как мэра, абсолютно устраивает. Если пересчитывать на деньги финансовую помощь по программам, которых нет в соседних регионах, то у нас только на дороги в этом году 6 миллиардов направили, 1,5 миллиарда на общественные пространства!»

Еще миллиард ушел на капремонт дворов Казани, добавил Метшин. В этом году строили 10 детских садов, продолжался капремонт школ, началась программа ремонта детсадов, приводят в порядок поликлиники. Все это можно назвать бюджетом развития, полагает градоначальник. «Нет ни одного города, если не брать Москву и Санкт-Петербург, Тюмень и Ханты-Мансийск, которые бы получали от региона такую помощь, как получает ее Казань. Нужно быть справедливыми», — пояснил он. И напомнил, что всего в Татарстане действует более полусотни целевых программ, которые инициированы президентом республики Рустамом Миннихановым

«Что называется, грех жаловаться, — не останавливался мэр города. — Безусловно, всегда хочется большего, но все познается в сравнении. Не надо решать суперуравнений — сложите все программы, которые действуют на территории столицы и других городов, и станет понятно, что Казань получает от региона кратно больше».

Депутат Марат Бикмуллин предложил Метшину посмотреть все озвученные данные в цифрах — «чтобы не на словах».

Градоначальник поддержал идею. И заметил, что все это отразится в отчете мэра и исполкома по итогам 2018 года. «Цифры открытые, мы с удовольствием доложим вам. Обязательно сделаем такой анализ», — ответил мэр, добавив, что срез за последние 10 лет показывает лидерство Казани среди городов-миллионников по многим показателям развития. Больше построено детских садов, школ, спортивных объектов, поликлиник…


«ОСТАЮТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЯ В РАСХОДНОЙ ЧАСТИ»

После этого «спора о развитии» детально обрисовали основные направления расходов. Бóльшую часть расходов бюджета — 17,5 млрд рублей — направят на социально-культурную сферу (15 млрд рублей на образование, 1 млрд — на соцполитику, 678,8 млн — на культуру, 448,7 млн заложили на физическую культуру и спорт, 288,7 млн — на молодежную политику и 19,3 млн — на здравоохранение). Оставшиеся расходы в 5,3 млрд рублей направят на ЖКХ (1,1 млрд), 192 млн — на национальную безопасность, 70,5 млн — на природоохранные мероприятия, 1,5 млрд — на национальную экономику, 1,9 млрд — на общегосударственные вопросы.

«Вместе с тем остаются очень важные вопросы, которые не нашли отражения в расходной части городского бюджета на следующий год», — сказал председатель постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, местным налогам Казгордумы Булат Кутдусов.

Речь идет о содержании и ремонте гидротехнических сооружений, которые уже отслужили свой нормативный срок. Только на их текущий ремонт необходимо 117 млн рублей, еще 84 млн рублей — на содержание. Данные расходы в бюджете не нашли места (заложены только затраты на электроэнергию). Отсутствуют в бюджете расходы на актуализацию сети теплоснабжения города, на содержание водопроводной и канализационных сетей «Водоканала».

«В этом году резко увеличилось количество обращений граждан по вопросам прорывов водопроводных и канализационных труб», — отметил Кутдусов. Он напомнил, что бо́льшую часть вырученных средств «Водоканал» направляет на крупные инфраструктурные проекты — КНС «Заречная», укрытие БОСов куполами от запаха, начало строительства цеха по сушке ила. Но всего, как заявил накануне директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров в стенах Госсовета, в ближайшие 10 лет на проблемы водоснабжения и канализации надо бы найти 44 млрд рублей — это гигантская сумма!

Всего финансирование из бюджета идет по 15 муниципальным программам, но депутатам хочется устранить и недофинансирование этих программ.

«Эти задачи нам предстоит решать уже по ходу исполнения бюджета, — отреагировал на реплики депутатов мэр города. — Подобные проблемы были и при утверждении бюджета на 2018 год. Но, как вам известно, часть из них при поддержке президента республики, правительства были решены. Город получил дополнительное финансирование по программам содержания объектов благоустройства, уборки городских парков, дорог, по приобретению автобусов на газомоторном топливе, компенсации расходов, связанных с проведением чемпионата мира по футболу, реконструкцией биологических очистных сооружений».

Верхний предел муниципального долга в 2019 году по сравнению с бюджетом-2018 не изменится — 29,8 млрд рублей (4,7 млрд — долг по коммерческим кредитам, взятым к 1000-летию города, и 25 млрд были позаимствованы республикой для проведения Универсиады), аналогичная сумма долга спрогнозирована на 2020 и 2021 годы. К слову, расходы на обслуживание муниципального долга Казани в 2019-м снизятся на 20% до 454,2 млн рублей. Если по бюджетным кредитам ставка символическая, 0,1% годовых, то по коммерческим ситуация до недавнего времени была иная: город ежегодно платил 11,2%, теперь же речь идет о 8,75% годовых.

БЮДЖЕТ-2018 СКОРРЕКТИРОВАЛИ ЗА СЧЕТ ДОПДОХОДОВ И ФИНПОМОЩИ БЮДЖЕТА РТ

На этом бюджетный вопрос не был закрыт. «Слово уставшему начальнику финансового управления. Еле идешь, Ирек», — подколол Метшин главу финуправления. Подойдя к трибуне, Мухаметшин энергично зачитал текст об изменениях в бюджет текущего года.

Так, депутаты увеличили на 1,3 млрд до 25 млрд рублей доходы бюджета Казани на 2018 год, расходы возросли на 885,3 млн рублей до 26,5 млрд рублей. Дефицит бюджета составляет 1,4 млрд рублей. Доходная часть бюджета выросла в связи с выделением городу из бюджета РТ дополнительной финансовой помощи в размере 910,6 млн рублей, а также роста налоговых и неналоговых доходов на 441,7 млн рублей. Также корректировка учитывает 1,4 млн рублей безвозмездных поступлений от городских предприятий, возврат в бюджет РТ 40,1 млн рублей неиспользованных остатков финансовой помощи прошлых лет.

На текущее содержание объектов благоустройства направили 468,5 млн рублей. На участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов — 152,4 млн рублей (да, вывоз мусора из поселков требует денег). На приемку и ввод в эксплуатацию объектов социально-культурной сферы — 17,8 млн рублей, на выполнение работ по установке памятника Марджани и благоустройству прилегающей территории — 29 млн рублей, на благоустройство территории в связи с выполнением работ по установке флагштока и благоустройству территории парка Победы — 10,6 млн рублей.

За счет дополнительных налоговых и неналоговых доходов 51 млн рублей направили на возмещение расходов по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года, 1,9 млн рублей — на реконструкцию наружного освещения в парке «Черное озеро», на геодезические изыскания земельных участков для многодетных семей — 3,3 млн рублей, приобретение оборудования для парков и скверов — 31,9 млн рублей, новогоднее оформление города — 70 млн рублей (годом ранее выделяли 35 млн рублей.).

Татьяна Прокофьева

КАЗГОРДУМА ПЕРЕЗОНИРОВАЛА «БРИЗУ» И МИНЗЕМУ РТ УЧАСТКИ В ВОЕННЫХ ГОРОДКАХ И СМЯГЧИЛА НОРМАТИВЫ ПО ПАРКОВКАМ

Также в ходе заседания депутаты ускорили процесс получения социальной ипотеки для 11 семей, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий. В число «неотложников» (им не нужно дожидаться трех лет) попали погорельцы, семья ребенка-инвалида, граждане, попавшие в тяжелые жизненные ситуации. А также те, кто не имеет иной возможности решения жилищного вопроса.

Кроме того, депутаты внесли изменения в карту зон градостроительных регламентов, переведя из коммунально-складской и рекреационно-ландшафтной зон в зону многоэтажной жилой застройки в 3–10 этажей земельный участок площадью 17,7 га на территории 32-го военного городка в Кировском районе.Эту муниципальную землю получила компания «Бриз» взамен на согласие достроить проблемный дом «Свея» под №4 на улице Четаева.

Минземимущество земельных и имущественных отношений РТ обратилось с просьбой перезонировать участок площадью 114,1 тыс. кв. метров в составе 33-го военного городка в Приволжском районе из зоны жилой застройки в 6–20 этажей и индивидуальной жилой застройки в зону обслуживания населения. Это обращение депутаты также удовлетворили.

В соответствии с готовящимся к принятию генпланом Казани, новыми федеральными нормативами, обращениями граждан и застройщиков депутаты скорректировали и местные нормативы градостроительного проектирования. Всего речь идет о более 50 изменениях в разных разделах. Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева перечислила самые ключевые изменения. Так, внесены изменения в организацию территории многоквартирной жилой застройки (в случае застройки квартала, застройщику кроме разработки проекта планировки в качестве обоснования можно будет разработать проект застройки), уточняется ширина проездов в соответствии с федеральными нормативами.

Депутаты одобрили отклонение застройщиков от предельных параметров разрешенного строительства по социально бытовым площадкам и озеленению жилой застройки. Теперь в площадь озеленения может включаться озелененная кровля, вертикальное озеленение, площадка для отдыха, детские площадки. Также появилась возможность сокращения озеленения в случае наличия парка и сквера в пешеходной доступности. Исключен запрет на размещение хостелов на первых этажах жилых домов ввиду отсутствия такого запрета в федеральном законодательстве.

Пожалуй, еще одна «плюшка» застройщикам — снижение норматива по количеству парковочных мест. Вместо одного машино-места на каждые 53 «квадрата» общей площади дома теперь надо одно место на 66 «квадратов». По словам Прокофьевой, данный норматив выведен исходя из уровня автомобилизации согласно генеральному плану. Еще приятнее будет теперь Госжилфонду и спасителям обманутых дольщиков. Для застройщиков домов социальной направленности (расселение «аварийки», защита прав граждан-участников долевого строительства, пострадавших от недобросовестных застройщиков) действует льготный норматив. Достаточно обеспечить 1 машино-место на 75 кв. метров общей площади жилья.

Вот так, утвердив план работы на 2019 год, депутаты исчерпали повестку дня заседания и завершили сессию.