Эксперты считают, что новый генплан Набережных Челнов должен охватывать как минимум 10-летнюю перспективу развития города
Исполком Набережных Челнов на днях опубликовал тендер на подготовку документов генплана города. Работы оцениваются в 23 млн рублей, которые автоград получил из республиканского бюджета. «БИЗНЕС Online» обратился к строителям и архитекторам Челнов с вопросом о том, какие проблемы в городе должен решить новый документ. По удивительному совпадению, на этой же неделе президент РФ поручил готовиться к отказу от генпланов крупных городов в пользу планов стратегического развития.
«ГЕНПЛАН НУЖЕН, ВОТ И ВСЕ»
Вячеслав Нилов заслуженный архитектор РФ, бывший главный архитектор Челнов— Генплан может стать очередной бумажкой. Первый генеральный план делался на численность 350 тысяч человек. Следующий генплан, участником разработки которого я был, создавался на 550 тысяч человек. Эта численность практически уже достигнута. Третьей была корректировка генплана с перспективой до 750 тысяч человек. Под эту численность была распланирована инженерная инфраструктура — очистные сооружения, дорожные развязки, транспортные депо. Теперь новый генеральный план должен ответить на вопрос, что́ кроме КАМАЗа будет составлять градостроительную основу. Прежние генпланы основывались на численности работающих на этом заводе. Сейчас он является, так сказать, монопредприятием, и места размещения рабочих мест — первая задача генплана.
Вторая задача — это создание комфортных условий проживания жителей города. Если ранее норма была 18 квадратных метров на человека, то теперь — 25. Тем самым потребуется больше площадей для комфортного проживания. Генплан должен ответить, где будут размещаться дополнительные жилые квадратные метры. Связь с северо-западом, а точнее, с казанской зоной, сейчас проходит по Нижнекамской ГЭС, это катастрофически неправильно, потому что это может создать угрозу при выходе из строя этой ГЭС. Надо определить, где быть новому мосту, новой транспортной связи города с елабужской, менделеевской зоной. Предыдущий генплан этого решения не дал. И это не совсем бумажка, это планировочные ограничения, за которые не следует выходить. Если трассировка моста будет зафиксирована, то под этой трассой моста уже нельзя будет строить каких-либо сооружений.
Анатолий Кондюков исполнительный директор ООО «Профит»— Я пока никак не считаю. Генплан нужен — вот и все — для дальнейшего развития города. У меня нет по этому поводу отдельных мнений.
Ольга Никитина главный архитектор Елабуги— Дело в том, что генплан должен периодически обновляться, — это не догма, а работающий документ. Поэтому по истечении определенного времени его нужно мониторить и обновлять. Более того, поменялось законодательство, которое применяет к генплану совершенно другие требования. Это связано с кадастровыми границами земельных участков, с зонированием, которое тоже должно быть в координатах. Поэтому, я считаю, это нормальная, плановая работа. Наверное, сейчас в каждом городе общие проблемы — это связано с земельными участками, которые предоставлялись многодетным семьям, которые по факту предоставляются жителям города, но наверняка находятся в близлежащем районе. Скорее всего, нужна какая-то корректировка границ — по Челнам точно сказать не могу. Я думаю, это общие проблемы.
«МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ ТАК — МЫ НАЧНЕМ ПРОЕКТИРОВАТЬ, А ТАМ И ЗЕМЛИ НЕТ»
Альберт Петров генеральный директор УКС «Камгэсэнергострой»— Самое главное, на мой взгляд, в Челнах сегодня нет земли, на которой можно строить жилье. Знаете почему? Пока мы разрабатывали действующий генеральный план, умные люди услышали это дело и быстренько скупили всю землю, которая по генплану должна была идти под развитие города. Последний генеральный — хороший, качественный.
«Татинвестгражданпроект» его неплохо сделал. Он бы действовал еще, лет на 20 его хватило бы. Но получилось так, что генплан есть, а земли нет. Мы сделали генеральный план, сориентировали развитие городу туда, где всю землю скупили.
Я боюсь вот чего. Мы сейчас будем делать новый генплан, проектировщики определятся, куда будем дальше двигаться: нужна земля, а это дороги, сети, это сумасшедшие затраты. Пока мы с вами будем сочинять генплан, опять найдутся умные люди и скупят всю землю. И этот генплан опять пойдет коту под хвост.
Прежде чем начинать составлять генеральный план, нужно определиться с землей — куда мы будем развивать город. Это раз. И второе — зарезервировать эту землю городу или республике. А потом уже начинать проектировать, осваивать и прочее, прочее. А то может получиться так, что мы с вами только начнем проектировать генплан, а там уже и земли нет.
Юрий Мочалин коммерческий директор ООО «Домкор»— Новый генплан, безусловно, нужен. Он всегда был основным градостроительным документом. В соответствии с ним только и можно вести законное и правильное строительство. Он учитывает все нормативы по обеспеченности города всевозможными объектами как социального, так и досугового, и торгово-бытового назначения.
В свое время генплан Набережных Челнов был подготовлен, но сейчас требует доработки: в последние годы наш город бурно развивался, и, откровенно говоря, по факту появились несоответствия с этим документом. Необходимость нового генплана не то что назрела давно — она кричала об этом в течение нескольких лет. Он решит проблемы точечной застройки, правильного и грамотного освоения земель, перспектив развития города, местоположения каких-либо общественных учреждений и так далее. То есть массу проблем.
Естественно, разработчики понимают, что генплан делается не на год, а как минимум на десятилетия и, безусловно, учтут при его подготовке проблему отсутствия свободных земель. Будут определены перспективные зоны застройки, документ приведут в соответствие с тем, что уже у нас построено. Думаю, что генплан должен охватывать как минимум десятилетнюю перспективу.
При разработке генплана нужно привлекать профессиональное сообщество, а также строителей, представителей бизнеса, архитекторов. Когда такие документы рождаются где-то в кулуарах, впоследствии возникают проблемы с их реализаций. Если все интересы будут учтены, то не будет и препятствий для правильной и грамотной реализации генплана. Корректировки, если и потребуются, то точечные, а не глобальные, как сейчас.
Фарид Башаров гендиректор Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов— Должно быть публичное обсуждение технического задания на этот генплан. Чтобы получить правильный ответ на вопрос, надо его правильно сформулировать. Я абсолютно уверен в том, что руководители города смогут нормально поставить вопрос. Но очень бы хотелось, чтобы учли мнение людей, которые здесь живут, и профессионалов. Я хочу, чтобы новый генплан по крайней мере наметил основные направления развития городской инфраструктуры и городской среды, чтобы людям здесь было еще более приятно жить.
У нас 38-й по численности город России, красивый, с хорошей архитектурной подосновой, которая еще под руководством академика Рубаненко разрабатывалась. Очень хочется, чтобы появились новые решения, которые только улучшат первоначальную основу, чтобы искривлений не было. Я хочу верить, что есть реальный посыл формирования нормального варианта генплана. Немалые деньги положены, конкурс — это замечательно. Но все проектировщики должны стартовать от одного единого техзадания.
Вопрос свободных земель есть. Возможно, придется делать ревизию участков. На встрече с прокурором выступал Камалов Ильдус Хабибович, сказал печальную вещь о том, что все прибрежные территории, где огромный резерв для развития города, строительства новых объектов на береговой линии, нельзя застраивать, потому что земли розданы. Ревизию надо делать. Я, как житель, любящий свой город, считаю, что посыл здоровый.
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.