Вслед за всеобщим экономиче­ским спадом продажи одной из крупнейших автомобильных се­тей республики "Апельсин Авто" за последний месяц снизились на 20%. Но, несмотря на это, компа­ния уверена в том, что оставит за собой лидирующие позиции на рынке недорогих отечествен­ных и иностранных автомоби­лей и авто с пробегом. О том, как этого добиться, а также о планах ком­пании рассказал генеральный директор сети "Апельсин Авто" Руслан Абдулнасыров.

- Нам стало известно, что ваша компания запускает проект по продаже новых автомобилей. Расска­жите, пожалуйста, об этом подробнее.

- На самом деле проект уже за­пущен, весной этого года наша компания получила статус офи­циального дилера автомобильной марки LIFAN. Это китайский бренд. Автомобили собираются в России на заводе "Дервейс" в Карачаево-Черкесской Республике.

В качестве одного из возможных партнеров мы рассматривали Та­ганрогский завод (ТагАЗ), кото­рый выпускает предыдущие моде­ли автомобилей Hyundai. Но нас не устроили условия поставки и политика работы с дилерами. По тем же самым причинам мы отка­зались от сотрудничества с ижев­ским заводом компании "СОКИА". Удивительно, но автосборочные предприятия иностранных марок в России ведут очень жесткую политику по отношению к партнерам. Во-первых, входной билет стоит очень дорого. Во-вторых, усло­вия поставки крайне невыгодны для дилеров. К примеру, форми­руя заявки, к ликвидным моделям нас обязательно заставляют брать неликвид, то есть авто, которые, в принципе, не подходят по эксплу­атационным качествам для нашей страны. Играя по правилам поставщиков, автосалоны не знают, как избавиться от зависших автомо­билей и устраивают акции "ми­нус 60 000 рублей от розничной цены" и подобные. В итоге такие машины продаются по закупоч­ным ценам, без маржи, лишь бы вернуть деньги в оборот.

- Какие автомобили и в ка­ком количестве будут реали­зовываться в новом дилерском центре?

- Пока в производстве стоит одна модель С-класса под на­званием BREEZ с кузовом седан, ближе к зиме поступят кузова хэчбек. В 2009-2010 годах появят­ся автомобили еще двух классов этой марки: А и D. В стоимость базовой комплектации этого ав­томобиля включены кондицио­нер, ГУР и полный электропакет. Сегодня мы продаем около 30 автомобилей ежемесячно. Уве­рены, что, как только появятся новые модели, количество про­даж начнет расти.

- Какой годовой объем про­даж планируется по новому проекту?

-   В 2008 году наша компания планирует реализовать не мень­ше 300 автомобилей марки LIFAN. Сегодня мы уже получаем отзывы наших клиентов о качестве сбор­ки и эксплуатации автомобилей. В основном, они довольны. Но, раз­умеется, не все гладко - в авто­мобилях есть несколько слабых мест. Наиболее частые претен­зии касаются стеклоподъемни­ков и датчиков скорости. Радует, что никаких серьезных реклама­ций по качеству автомобилей мы не получали. Гарантийные обяза­тельства наша компания несет в полном объеме, на складах есть практически все запчасти для ремонта и технического обслу­живания автомобилей. Если воз­никнут сложности с ремонтом, у нас есть возможность предо­ставить подменный автомобиль этой же марки.

- Какие автомобили сегодня реализует компания "Апель­син Авто"?

- Наша компания продает как новые, так и подержанные авто­мобили, в том числе и грузовой малотоннажный транспорт. В нашем портфеле автомобили с пробегом, новые автомобили - ВАЗ, LIFON, Chevrolet, ГАЗ, FOTON,   КАМАЗ, спецтехника.

Мы позиционируем себя как профессиональный автомобиль­ный дискаунтер, не претендуем на премиум-бренды и делаем это осмысленно. Это наша ниша, от­куда нас сложно подвинуть. Тол­каться локтями в сегменте 500 тысяч рублей и выше не видим смысла, там рынок сформиро­ван, и игроки достаточно креп­ко держат свои позиции.

- Какие автомобили поль­зуются сегодня наибольшей популярностью? Почему?

- Если говорить о нашей компа­нии, то наиболее востребованы машины стоимостью в диапазо­не 300 тысяч рублей. Покупатель понимает, что такое безопас­ность и комфорт, и все чаще спрашивает недорогие иномар­ки с пробегом.

Новые автомобили отечествен­ного производства традицион­но пользуются популярностью в Татарстане. Продукция "АвтоВАЗа", несмотря на все претен­зии к качеству, пользуется ста­бильным спросом. Чаще всего покупатели приезжают за оте­чественными автомобилями из районов республики.

К китайским автомобилям у многих отношение скептиче­ское. Покупателей пугает испорченная "кроссовками" репутация этой страны. Однако сегодня ки­тайцы стремятся выйти на внеш­ний рынок. Пока они пожинают плоды прошлых лет, хотя и из­менили свое отношение к про­изводству в целом.

В настоящее время Китай при­влекает большое количество топ-менеджеров из европейских и японских автомобильных ком­паний, перевооружает произ­водство более технологичным оборудованием, исключая че­ловеческий фактор. Хорошим показателем современного ви­дения качества и ответственно­сти послужила летняя Олимпиа­да в Пекине.

- Какова динамика продаж в условиях экономического кризиса в автосалонах "Апель­син Авто?

- Динамика продаж отрицатель­ная. Сегодня мы потеряли поряд­ка 20 процентов и не исключаем, что ситу­ация может быть еще хуже. Мы первыми, как, наверное, и банковский сектор, строительные и ипотечные компании, почувство­вали дефицит денег. Так как сто­имость единицы товара высокая, основные продажи мы получали от клиентов, которые оформляли покупку в кредит. Сегодня некото­рые банки приостановили автокредитование, кто-то ужесточил условия предоставления займов или поднял процентные став­ки. Как следствие, мы получили снижение спроса на автомобили. Тем не менее, автомобили прода­ются, и жизнь из-за финансового кризиса не остановилась. Люди и бизнес по-прежнему нуждаются в транспорте

- Какую долю рынка зани­мает сегодня ваша компания в Казани и в Татарстане?

- Мерить долю - неблагодар­ное занятие. Тем более оцени­вать ее самостоятельно. Это не значит, что мы не измеряем нашу долю, я просто не хочу ее называть, так как на­верняка найдется компания, ко­торая будет готова поспорить с нами. Могу сказать, что мы про­даем более трехсот автомобилей ежемесячно, и ближайшим кон­курентам до достижения наших результатов еще предстоит мно­го работать.

- Сколько компания инве­стировала в бизнес в 2008 году?

- В 2008 году мы инвестирова­ли в наш бизнес более 70 миллионов ру­блей. Мы укрепили позиции во всех направлениях: автомобили с пробегом, новые автомобили, аренда транспорта, предостав­ление сервисных услуг.

Не могу говорить об инве­стициях в предстоящем году, так как ситуация на рынке нестабильная. Несколько инве­стиционных проектов, запла­нированных на будущий год, мы приостановили. Пока гово­рить об инвестициях не имеет смысла, сейчас весь финансовый мир сидит как на порохо­вой бочке. Никто не уверен в завтрашнем дне.

-   Как вы оцениваете ры­нок подержанных и новых автомобилей Казани? Каков его объем?

-   Рынок емкий, много сла­бых игроков, кто-то банкро­тится, кто-то еле сводит кон­цы с концами, у кого-то слабо с управляемостью и понимани­ем рынка. Как раз непрофесси­ональный подход к продажам автомобилей с пробегом под­рывает рынок, замедляет рост. Мы готовимся к приходу бо­лее крупных федеральных ав­томобильных компаний, они уже стоят на пороге в нашу республику. Федералы поль­зуются эффективными запад­ными технологиями продаж, и у них сильные команды менед­жмента. Только за счет конкурентных преимуществ местные игроки могут удержать долю и не потерять позиции. Мы это хорошо понимаем и уделяем огромное внимание измене­ниям на рынке.

-   Каковы тенденции рын­ка?

- Автомобильный рынок в Рос­сии находился на своем пике подъема. Продажи росли у всех, как у небольших, так и у круп­ных автомобильных компаний. Прогнозы были оптимистиче­ские, положительная динами­ка продаж ожидалась вплоть до 2012 года. Практически все круп­ные производители автомобилей мечтают открыть свои производства в нашей стране. Так как в Европе некоторый спад про­даж, мировые автомобильные гиганты стали ориентироваться на покупательский спрос в Рос­сии. Это значит, что у многих стратегия поменялась, запросы и пожелания российских поку­пателей стоят на первом месте, в результате растет и вторичный рынок автомобилей, и это действительно радует.

Однако, учитывая ситуацию се­годня, все покажет время - как долго наш рынок будет стагнировать в результате финансово­го кризиса.  

Светлана Аликаева, "где Деньги", 20.10.2008