Сегодня, не дожив ровно месяц до своего 84-летия, в РКБ скончался Ильгам Шакиров. Артист, который, по выражению Разиля Валеева, вместе с Альфией Авзаловой заложил основы песенного искусства и вывел татарскую песню на мировую сцену. Шакиров давно не пел и даже не появлялся на публике, но одним фактом своего существования бы по сути тем единственным мостиком, который соединял национальную культуру прошлого и настоящего. В разговоре с «БИЗНЕС Online» легенду вспоминают его друзья и коллеги.
Сегодня, не дожив ровно месяц до своего 84-летия, скончался знаменитый татарский певец Ильгам Шакиров (в центре), который вывел татарскую песню на мировую сцену
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я РОСТРОПОВИЧ. ХОТЕЛОСЬ БЫ ВАС ПОСЛУШАТЬ, ХОТЯ БЫ ИЗ-ЗА КУЛИС»
Символично, что самый знаменитый татарский артист второй половины XX – начала XXI века умер непосредственно в день, когда публике был представлен первый эскиз стратегии развития татарского народа, о которой так много говорят в последнее время. Уход Ильгама Шакирова фактически означает конец одной эпохи и начало другой, свое место в которой татарской нации еще предстоит найти. Казалось, еще недавно Ильгам абый оплакивал смерть своей подруги и коллеги Альфии Авзаловой. И вот теперь не стало последнего из великих — того, кто еще связывал нашу современную культуру с татарской музыкальной классикой.
Рассказывают, как молодой Шакиров, уже известный артист, приехал в родную деревню, где один из стариков спросил его: «Ильгам, ты все поешь, работы так не нашел?» Вполне возможно, что это исторический анекдот, тем не менее и так понятно, что в середине прошлого века эстрадные певцы не были теми кумирами миллионов, как сейчас. «Альфия Авзалова и Ильгам Шакиров — люди, которые совершили революцию на татарской эстраде, — вспоминал еще полтора года назад поэт и депутат Госсовета РТ Разиль Валеев. — Если основоположником современной татарской литературы считается Габдулла Тукай, художественного искусства — Баки Урманче, профессиональной музыки — Салих Сайдашев, то современное песенное искусство заложили Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова. Да, были такие великие исполнители, как Гульсум Сулейманова, Зифа Басырова, но Авзалова и Шакиров стали родоначальниками современного искусства, вывели татарскую песню на мировую сцену».
«Думаю, кем бы я ни работал, все равно бы пел», — вспоминал сам певец в интервью, которое дал для книги «Татарский век / 100 выдающихся татар». А еще признавался: «Если меня кто-то хвалит, я бегу в сторону. Ненавижу похвалу». И вспоминал в связи с этим общение с Мстиславом Ростроповичем: «Но кто из талантливых людей любит похвалиться, так это Ростропович. Помню, у меня был концерт в Московском институте инженеров-дорожников в Марьиной Роще. Слушателей собралось видимо-невидимо. Перед концертом вдруг заходит человек: „Здравствуйте, я Ростропович. Хотелось бы вас послушать, хотя бы из-за кулис“. Посадить его действительно было некуда. И одно отделение он слушал стоя за кулисами. Закончил я выступление песней „Дремучий лес“ („Иске кара урман“). Ростропович подходит ко мне: „Ты меня, Ильгам, просто убил, завтра ко мне, пожалуйста, в гости“».
«НА ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧЕ НА НЕМ БЫЛА УЖЕ ТАКАЯ МАСКА СМЕРТИ, ХОТЯ НАДЕЯЛИСЬ, ЧТО ОН ВЫКАРАБКАЕТСЯ»
«Мы встречались с ним еще 5 января, навещали Ильгама абый вместе с мужем, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ Зульфия Нигматзянова, дочь Авзаловой. — Он сидел за столом, пил чай, но состояние было очень плохое. На последней встрече на нем была уже такая маска смерти, хотя надеялись, что он выкарабкается. Ильхам, который за ним смотрел, ухаживал, давал оптимистичные прогнозы. Вчера был день рождения мамы, я еще подумала, что, Алла бирса, 15 февраля будет день рождения Ильгама абый… Он в шутку говорил мне: „Ты, наверное, моя дочь“. Называл „кызым“».
Помощник Шакирова Ильхам Хазиев, действительно, был с артистом до последнего момента в РКБ, где тот находился в последнее время. Но разговаривать сегодня с журналистами не захотел, сказал, что ему слишком тяжело. Вообще, о болезни артиста было известно давно, вот уже несколько лет он не пел и практически не появлялся на публике. Тем не менее в Татгосфилармонии каждый год 15 февраля — в день рождения Шакирова — всегда проходил концерт в его честь, пусть даже и не в присутствии самого именинника. До своего 84-го дня рождения легенде татарского искусства не хватило ровно месяца…
Кстати, одно из его последних появлений перед многочисленными зрителями случилось в марте 2015 года в Москве, в Государственном Кремлевском дворце, где отмечали 80-летие артиста. Тогда поздравить певца пришел даже Иосиф Кобзон: «Я рад за вас и благодарен всем вам за то, что вы пришли увидеть и поздравить свою легенду, своего любимого национального певца Ильгама Шакирова. Ильгам, стареть — юк, а вот с девушками ходить — эйе». Участники того концерта потом рассказывали «БИЗНЕС Online», что виновник торжества сам собирался выступить в ГКЦ, но разволновался, поднялось давление, в итоге артист был очень раздосадован, что не смог порадовать своих поклонников. Напомним, что Кобзон умер в августе 2018-го, и вот теперь не стало и Шакирова…
«ВМЕСТЕ С НИМ УШЛА ОГРОМНАЯ ЧАСТЬ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Собеседники «БИЗНЕС Online» вспоминают певца.
Зиля Сунгатуллина — народная артистка России, заведующая кафедрой вокального искусства Казанской консерватории:
— Ушла целая эпоха — эпоха Ильгама Шакирова, и нескоро еще такой появится. Таланты есть, конечно, но он был артистом масштабного уровня, масштабного значения. Как мы часто говорим, татарская песня — это моң прежде всего, профессионализм. И в нем все это было. Мы с ним очень много раз работали вместе. В советское время постоянно выступали на самых больших мероприятиях в престижных залах Москвы. Потом мы часто сидели с ним в жюри конкурса. Сначала было «Татар җыры им. Ильгама Шакирова», он был его председателем, потом это переросло в «Татар моңы», стало просто «Татар җыры», Ильгам отпал почему-то…
Знаете, у него было невероятное чувство юмора, он был очень образованным. С ним было безумно интересно беседовать, он был философом. Знал историю татар, тюркских народов. И, конечно, он многое привносил в песни. Просто брал композиторские песни, и после его исполнения они обретали второе рождение. Он либо добавлял какой-то вокализ или еще как-то иначе старался подать композицию. И все сам придумывал. Ни один композитор бы такое не написал тогда. Его уход для молодежи дает еще больший повод для изучения творчества. Понять, проникнуться в татарскую музыку, а не просто дрыгаться под нее.
Рифат Фаттахов — продюсер, директор фонда им. Вагапова:
— Это была целая эпоха татарского народа, Ильгам Шакиров был не только брендом нашего народа, целое поколение воспиталось на его имени. Он стоял, стоит и будет стоять рядом с такими гениями, как Салих Сайдашев и Габдулла Тукай. Конечно, о нем мы будем еще много говорить, я очень много с ним общался, он значительную роль сыграл в развитии нашего Вагаповского фестиваля, в увековечении памяти своего предшественника Рашита Вагапова, тем самым показав себя не только как великий певец, но и великий гражданин.
Уходит огромная часть татарского народа, можно сказать, что с сегодняшнего дня татарский народ осиротел. В последние годы Ильгам абый очень сильно болел, был в плохом состоянии, но то, что он был жив, вдохновляло нас, мы чувствовали, что он рядом, чувствовали его дух, внутреннюю поддержку. Сегодня, к сожалению, мы лишились этой поддержки.
Резеда Ахиярова — композитор:
— Для меня это потрясение. Вместе с ним ушла огромная часть татарской культуры. Я думаю, что он оставил след в сердце каждого татарина, да и всех любителей, ценителей татарской музыки. Причем людей, живущих и за пределами Татарстана. Его любили татары, которые жили даже в других странах мира, он очень много гастролировал в свое время.
Он был не только прекрасным певцом, обладавшим золотым голосом, своеобразным тембром, неповторимым, а был еще и человеком с огромным кругозором, очень остроумным, при этом и философом. Ушел мыслитель, я бы так сказала. Ушла личность, которая имела свои интересные взгляды. Я была с ним знакома, мы относились друг к другу с большой любовью. К сожалению, не случилось творчески поработать с ним, он не исполнял моих песен, но то не имеет никакого значения. Для меня он был большой личностью… И ведь это произошло сегодня, в такой день, когда метет метель.
Зуфар Билалов — певец:
— Вы посмотрите, как сегодня на улице метет. Это природа матушка тоже плачет по потере такого человека! Понятно, что он был в реанимации, в коме, но его смерть все равно оказалась неожиданной. Со смертью Ильгама Шакирова ушла целая эпоха для татарского песенного искусства. И люди, не обязательно только татары, все те, кто увлекается, любит искусство, тоже скорбят. Земля ему пухом.
Мне часто приходилось с ним общаться. И на различных юбилейных концертах с моей женой виделись с ним, и в Москве, и в Кремлевском зале тоже выступали. На наши сольные концерты он иногда приходил. У Ильгама абый было чудесное чувство юмора. Он мог и подколоть красиво и изящно, и покритиковать. Человек был очень эрудированный. Все, что есть хорошего в природе, все было собрано в этой личности. Это тяжелая утрата, моя семья и мои дети — все мы скорбим.
Фарид Мифтахов — певец, руководитель Казанского отделения ВКТ:
— Мы его в последние годы приглашали на мероприятия казанского отделения всемирного конгресса татар, он активно в них участвовал — это было лет пять назад. В последние годы участвовал в ифтарах, которые проходили в стенах Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама, это было еще три года назад. Последний раз я был у него дома буквально перед новым годом, все время звонил человеку, который за ним смотрел, — это Ильхам Хазиев. В прошлом году в медресе прошло мероприятие, посвященное Ильгаму абый, сам он, естественно, не смог принять участия, но мы пригласили его друзей, артистов, читали Коран в его честь. Когда Шакиров был еще жив-здоров, то был большим шутником, все шутки были связаны с песнями, например. Скажем ему «Утыр» («Садись»), а он возьмет и песню запоет, «утыр әле, яннарыма» или другую. Старался быть юморным, мы с большим удовольствием на него смотрели. Несмотря на свое величие, он был простым, ни грамма высокомерия.
Равиля Шайдуллина — предпринимательница, владелица пиццерии на «Черном озере»:
— Он начал ходить ко мне, когда я еще работала в «Чебуречной» рядом с Татвоенкоматом возле театра кукол. Потом он очень дружил с Асия апа — главным бухгалтером Горзеленхоза, приходил туда, там, где сейчас цветочный магазин, и вместе заходили к нам в пиццерию. Он очень любил картофельное пюре с котлетой, говорил, что это для зубов мягко, кроме того, брал еще кое-что, (но об этом не буду говорить), любил суп из домашней лапши, эчпочмак. То есть именно блюда татарской кухни. Когда приходил в «Чебуречную», я для него отдельно готовила, так как там у нас были лишь чебуреки. Он приходил, говорил: «Равиля, есть ли у тебя шулпа-бульон? Приготовь-ка мне». Я готовила, приносила ему эчпочмак.
Эльмира Калимуллина — певица:
— Это очень большая утрата не только для культурной жизни татарского народа, но для музыкального мира в целом. Потому что Ильгам Шакиров действительно легендарная личность, которая воспитала не одно поколение музыкантов и вообще хороших людей, приучила к хорошей музыке. Для многих он был ориентиром, вектором в выборе направления. И он, конечно, был большая душа, у него было огромное доброе сердце. Я помню его концерт в Кремле, в котором мне посчастливилось участвовать. Это профессионал, талант и просто человечище.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 157
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.