В конце августа правительство РФ утвердило концепцию создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112", а также план реализации этого проекта. В Татарстане работы по созданию аналога служб спасения "911" в Америке и "112" в Европе начнутся в 2009 году. О том, как будет осуществляться реализация этого проекта в республике корреспонденту "Бизнес Онлайн" рассказал министр информатизации и связи РТ Фарит Фазылзянов.

- Фарит Мансурович, на Ваш взгляд, можно ли создать в Татарстане единую службу "112" европейского уровня?

- В Татарстане подготовительная работа по созданию службы "112" ведется с 2004 года. В частности, закончен ввод цифровых сетей связи. Еще перед тысячелетием Казани мы полностью перевели город на "цифру", а в этом году завершили цифровизацию всей республики. Причем охватили не только города, но и села. Это очень важно, поскольку цифровая связь - это первый этап подготовки к внедрению единой службы "112". Также во время перевода телефонов Казани на семизначную нумерацию был освобожден индекс "1", который присутствовал в начале номеров телефонов в ряде районов города. На сегодняшний день "единичка" свободна для номера 112. Поэтому можно сказать, что сегодня сети связи республики готовы для полномасштабного внедрения единого номера "112". Все, что нас сдерживает, – это начало работ на федеральном уровне и решение вопросов о финансировании.

На данный момент необходима скорейшая разработка и апробация решений, развернутых в пилотных зонах на территории России. Это такие регионы, как Чувашия, Мордовия, Тверская и Челябинская области. Сейчас мы ждем результатов этого тестирования.

- На базе МЧС Казани функционирует номер "063", который принимает звонки не только по чрезвычайным ситуациям, но и вызовы по линии ЖКХ. Это была своего рода попытка объединить оперативные службы…

- Дежурно-диспетчерская служба есть у каждого отраслевого ведомства. У МВД – свой единый телефон, у пожарной – свой… Сейчас стоит задача: все, что касается обеспечения безопасности жизнедеятельности республики, объединить в единую централизованную диспетчерскую службу. В то же время диспетчерские службы "01", "02", "03" в любом случае останутся в своих ведомствах и будут работать и в дальнейшем. Другое дело, что в процессе создания службы "112" они будут модернизироваться.

Дело в том, что все автоматизированные оперативные службы будут выступать "кирпичиками" в построении единой службы "112". Потому что при тех или иных ситуациях бывает необходимо задействовать сразу несколько оперативных служб. Представьте, что человек попал в ДТП, ему нужно вызвать и "Скорую помощь", и ГАИ, и возможно, еще что-то, пока он набирает то один номер, то другой пройдет масса времени. А после внедрения "112" диспетчер сам скоординирует действия всех необходимых пострадавшему служб. Польза именно в том, что абонент звонит один раз на один номер, и этот номер един по всей России. Приезжий не может и не обязан знать, что в Татарстане номер вызова экстренных служб, к примеру, "063", а в соседнем регионе другой.

- На какой базе в Казани будет создаваться служба "112"?

- У нас создана рабочая группа, куда входят ключевые министерства и ведомства республики: МЧС, Минздрав, МВД, наше министерство и другие органы исполнительной власти. Вместе обсуждаем вопросы подготовки внедрения единого номера "112". Например, мы предложили МЧС, чтобы с лужба "112" в Казани создавалась с учетом максимального использования существующей цифровой инфокоммуникационной инфраструктуры с all -центра одного из уже действующих операторов связи. Например, в республике на базе службы Таксофон, которая оказывает справочные услуги по единому номеру "09".

Принцип работы практически такой же, как и у службы "112": где бы вы в республике ни находились, по номеру "09" дозваниваетесь до оператора с all -центра и пользуетесь услугами справочного характера. Именно поэтому нами было предложено использовать технологическую базу существующего оператора для того, чтобы не затрачивать бюджетные средства и персонал. Просто на условиях аутсорсинга задействовать существующую структуру оператора с all -центра , который предоставит технологическую основу, а на конечном рабочем этапе будут сидеть представители МЧС, газовой службы, МВД, энергетики, медики, которые уже непосредственно будут реагировать на вызовы.

Безусловно, заказчик проекта "112" - МЧС республики - будет проводить тендер. Но обратите внимание, что на создание с all -центра Таксофона у нас ушло порядка двух лет. Это достаточно сложный процесс, ведь речь идет не просто о поставке оборудования: нужно создать определенное программное обеспечение, интегрировать различные службы в единую систему, создать базу данных, найти и обучить персонал. А в случае со службой "112" задача стоит намного серьезней.

Поэтому предлагается на уровне приема и обработки вызовов не закупать оборудование. Это наша идеология. Если она будет принята, значит будет с all -центр Таксофона или другого оператора связи, а если нет, то будет создаваться новая инфраструктура.

- Что еще предстоит сделать в рамках работы по созданию службы "112"?

- Нужно создать подоснову для работы системы: составить базу данных, отработать вопросы взаимодействия оперативных служб, создать регламенты. Очень важно (и этот вопрос поднимался на заседании Кабинета министров республики) создать полную карту республики. У лиц, принимающих решения по той или иной чрезвычайной ситуации, должна быть полноценная картографическая основа для того, чтобы они видели объект, знали, как к нему подъехать, какие телекоммуникации находятся рядом, в общем все, что необходимо для работы.

- Как будет работать служба "112"?

- На местном уровне диспетчер примет вызов и передаст сообщение во все необходимые службы. Оставаясь с пострадавшим на связи столько времени, сколько необходимо, он одновременно будет координировать действия служб экстренной помощи и отслеживать конкретную ситуацию от начала и до ее разрешения. За помощью можно будет обратиться не только по номеру "112", но и отправив смс (даже в том случае, если закончились деньги на мобильном телефоне) или электронное сообщение . Система навигации поможет определить, где находится пострадавший, и ему не придется тратить драгоценное время на объяснение. Причем, абонент может говорить на любом языке.

Служба "112" будет не только обеспечивать операторам прием сообщений о происшествиях, но и автоматически определять номер абонента, собирать данные о местонахождении абонентского устройства с этим номером и другие сведения от оператора связи, а также осуществлять автоматический дозвон до абонента в случае внезапного прерывания соединения. И это только часть поставленных перед службой "112" задач.

- Но такое количество задач, наверное, невозможно решить одним или двумя программными продуктами?

- Надо сказать, что организационная структура службы "112" носит многоступенчатый характер и содержит три уровня взаимодействия оперативных служб: муниципальный, субъектов РФ и федеральный. Поэтому помимо оборудования с all -центра нужно будет интегрировать множество различных программных продуктов на самых разных уровнях взаимодействия.

Для бесперебойной и эффективной работы службы необходимо, чтобы автоматизированные системы управления могли обеспечить ее такими функциями, как регистрация и архивирование всех входящих и исходящих сообщений (запись, архивирование, поиск, передача), передача необходимых сведений о случившемся в соответствующие организации (пожарную службу, милицию, службы спасения и скорой медицинской помощи, службу "Антитеррор") для экстренного реагирования, сбор и консолидация данных.

Поэтому фронт работы предстоит большой. А если учесть, что система будет общефедеральной, то для оказания эффективного межведомственного взаимодействия экстренных оперативных служб в рамках информационной системы требуется создание общефедеральной инфокоммуникационной среды для координации работ региональных и местных подразделений этих служб как подсистем объединенной системы оперативно-диспетчерского управления.

- Какие сложности, на Ваш взгляд, могут возникнуть в процессе реализации проекта "112"?

- Во-первых, это вопросы, связанные с созданием федеральной системы профессиональной радиосвязи для обеспечения быстрой и надежной передачи информации на всей территории страны независимо от состояния сетей связи общего пользования. Чтобы соединить Национальный центр управления в кризисных ситуациях с центрами управления по субъектам РФ, необходимо наличие во всех службах, участвующих в решении этих задач, совместимых между собой стационарных систем связи и профессиональных мобильных средств. Таким образом, в опросы формирования телекоммуникационной инфраструктуры службы "112" необходимо решать не только на местном, но и на региональном и федеральном уровнях.

Вторая, и на мой взгляд, основная сложность – это кадры. Предстоит очень большая работа по их отбору и обучению, потому что к ним будут предъявляться очень высокие требования. Это должны быть психологически устойчивые люди с хорошей реакцией, мышлением, и в то же время они должны быть психологами и владеть несколькими языками. Потому что вызов может поступить как на русском, так и на английском языке, а помощь должна быть оказана в любом случае.

- Какие основные этапы создания системы "112" можно выделить?

Работы по созданию системы "112" предусматривается осуществить в два

этапа. Первый (2007-2008 годы) - предполагает утверждение Концепции создания службы "112", внесение дополнений и изменений в действующие нормативные правовые документы, регулирующие вопросы создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб. С целью отработки вопросов организации информационного взаимодействия на первом этапе предполагается осуществить внедрение типовых унифицированных технологических комплексов службы "112" в опытной зоне и обеспечить их интеграцию с существующими автоматизированными системами экстренных оперативных служб.

Второй этап (2009-2012 годы) характеризуется полномасштабным развертыванием службы "112" на всей территории России. На этой стадии осуществляется внедрение результатов первого этапа во всех субъектах РФ и объединение технологических комплексов службы "112" в единую инфокоммуникационную среду.

- Понятна ли сегодня схема финансирования проекта?

- Согласно Концепции создания единой службы "112", разработанной Минсвязи РФ, часть работ будет финансироваться из федерального бюджета, часть - из республиканского. За счет бюджета Татарстана необходимо профинансировать около 25% общего объема работ или из расчета 85 рублей на каждого человека.

Если учесть, что численность населения республики на 1 января 2008 года составила 3 миллиона 762 тысячи 800 человек, то в ср еднем на 2009-2012 годы на внедрение службы "112" необходимо 319 миллионов 838 тысяч рублей (25% общего объема работ) или 79 миллионов 959 с половиной тысяч рублей в год. Тогда на оставшиеся работы или 75% общего объема, финансируемые за счет средств федерального бюджета, потребуется 959 миллионов 514 тысяч рублей или 239 миллионов 878 с половиной тысяч рублей в год.

На данный момент правительство республики приняло положительное решение о ежегодном , с 2009 по 2012 годы, выделении для создания службы "112" порядка 80 миллионов рублей из республиканского бюджета.

- Сколько времени, на Ваш взгляд, уйдет на создание в Татарстане службы "112"?

- Работы по созданию службы "112" начнутся в 2009 году. Учитывая, что в республике 44 района, но при этом высокая готовность телекоммуникационной инфраструктуры, то я думаю, создать службу "112" можно за два года. И это - одна из приоритетных задач.

Лилия Сабирова