Главную концертную площадку Татарстана решено расположить в «Казань Экспо» поблизости от аэропорта Главную концертную площадку Татарстана решено расположить в «Казань Экспо» поблизости от аэропорта Фото: «БИЗНЕС Online»

«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, ЗНАЧИТ, У ВАС ЕСТЬ, А ДЛЯ АРТИСТОВ ПЛОЩАДОК НЕТ»

Разговоры о том, что Казани необходим большой концертный зал, велись как минимум десятилетие. Вместимость самой крупной концертной площадки — КРК «Пирамида» — составляет порядка 1 тыс. мест, которых явно недостаточно для того, чтобы окупить приезд топовых артистов. А попытки приспособить под эти нужды «Татнефть Арену» или «Баскет-холл» предполагают запредельные компромиссы по качеству звучания. Впрочем, по этой части есть вопросы и к специализированным концертным залам.

«Откровенно говоря, в Татарстане нет нормальных концертных площадок в том смысле, чтобы были соблюдены необходимые требования по акустике и звуку. Считается, что в Государственном большом концертном зале консерватории (ГБКЗ) акустика не очень. В казанском оперном театре, по мнению специалистов, она вообще ужасная», — рассказывает источник на рынке.   

Вместимость самой крупной концертной площадки — КРК «Пирамида» составляет порядка 1 тысячи мест, которых явно недостаточно для того, чтобы окупить приезд топовых артистов Вместимость самой крупной концертной площадки — КРК «Пирамида» — составляет порядка 1 тыс. мест, которых явно недостаточно для того, чтобы окупить приезд топовых артистов Фото: «БИЗНЕС Online»

Довольно откровенно проблему в ноябре 2017 года сформулировала, например, популярная российская певица Полина Гагарина. «Очень хотелось, чтобы в Казани был большой красивый концертный зал, потому что „Эрмитаж“ и „Пирамида“ уже не вмещают такое количество людей, желающих попасть на мое шоу, — пожаловалась она фанатам. — И очень хотелось бы показать масштаб всего моего выступления, а этого, к сожалению, сделать не удается уже в который раз. Так что я обращаюсь ко всем: пишите письма и петиции о том, что мы все очень желаем красивый классный концертный зал со сценой, с занавесом, настоящий культурный центр. Кукольный театр, значит, у вас есть красивый, а для артистов концертных площадок нет. Не дело!»

5 марта прошлого года на встрече со студентами и преподавателями КГАСУ мэр Ильсур Метшин сообщил, что в Казани уже выбирают место под строительство большого концертного зала на 3−3,5 тыс. мест. «Наша мечта — в обозримом будущем реализовать проект национальной библиотеки и большого красивого концертного зала. Мы бы хотели, чтобы на этой площадке выступали и наши артисты — у нас много талантливых деятелей искусств, которые родились в Татарстане, а сегодня поют и представляют его на лучших площадках мира», — отметил он. Метшин сообщил тогда, что среди вариантов размещения нового объекта — площадки за дворцом единоборств «Ак Барс», между центром семьи «Казан» и «Ривьерой», у пескобазы рядом с Адмиралтейской слободой.


«ЗАЧЕМ ГДЕ-ТО СТРОИТЬ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, ЕСЛИ ПОЧТИ ВСЕ ЗДЕСЬ ЕСТЬ?»

Однако, как стало известно на прошлой неделе, решено поступить иначе. Никаких новых концертных залов возводить не будут, а приспособят под эти нужды уже построенный конгресс-холл на «Казань Экспо». Напомним, что комплекс республика недавно официально «выкупила» сама у себя за 9,5 млрд рублей, использовав для этого федеральные деньги, выделенные на проведение WorldSkills 2019.

Рассказывают, что блестящая, хотя и несколько запоздалая идея принадлежит лично президенту РТ Рустаму Минниханову, что уже после самого первого мероприятия в новом выставочном центре (это была международная выставка «Дорога-2018» в октябре прошлого года) он обозначил: «Зачем где-то строить концертный зал, если почти все здесь есть?» 

По данным нашего источника, строительство зала с нуля в центре города «потянуло» бы на 5-6 млрд рублей. Реконструкция же свежепостроенного зала в «Казань Экспо» обойдется в 5-10 раз дешевле По данным нашего источника, строительство зала с нуля в центре города потянуло бы на 5–6 млрд рублей. Реконструкция же свежепостроенного зала в «Казань Экспо» обойдется в 5–10 раз дешевле Фото: «БИЗНЕС Online»

И действительно, по данным нашего источника, строительство зала с нуля в центре города потянуло бы на 5–6 млрд рублей. Реконструкция же свежепостроенного зала в «Казань Экспо» обойдется в 5–10 раз дешевле.

Официально принятое решение Минниханов озвучил на недавней панихиде по легенде татарской песни Ильгаму Шакирову. Новому концертному залу будет дано имя великого артиста.


Между тем, по нашим данным, работы начались уже три месяца назад, а и их окончание запланировано на 30 марта. Затем предстоит пройти процедуру ввода в эксплуатацию. Так что, скорее всего, первым событием, которое в нем пройдет, станет запланированный на 24–26 апреля КаzanSammit.

Заказчиком реконструкции выступает ООО «Казань Экспо» (принадлежит СИНХу) во главе с Робертом Миннегалиевым, технический заказчик — ГИСУ. Подрядчик — строительная компания «Грань» Леонида Анисимова. Реконструкцию контролирует лично премьер-министр РТ Алексей Песошин, который появляется на реконструируемом объекте с главой минстроя РТ буквально через день.

Будущий концертный зал будет выглядеть такФото: Сергей Елагин (чтобы увеличить, нажмите)

Первоначально в конгресс-холле «Казань Экспо» предусматривалось проведение конференций и, возможно, каких-то совсем простеньких концертов, а после доработки и дооснащения с монтажом светового и музыкального оборудования это будет уже серьезный концертный зал на 3220 мест.  

По одним данным, площадка будет иметь откатную трибуну, по другим — стационарную. Выложат специальную сцену из бруса. Ее предполагается оснастить тремя экранами: большой вмонтирован в саму сцену, еще два вспомогательных дублирующих расположены по ее бокам. По сути, это зал-трансформер. Предусмотрены перегородки — мобильные стены с дверями и проходами, которые монтируются к потолку и дают возможность варьировать вместимость. В минимальном варианте будет 977 посадочных мест. Площадку может трансформировать и под танцпол, и под фуршетный зал. Трибуны сдвигаются, раздвигаются.

Фото: Сергей Елагин (чтобы увеличить, нажмите)

Вне всяких сомнений, самое сложное при строительстве концертного зала — это акустика. За нее будет отвечать компания с российскими корнями «Имлайт», в портфолио которой, судя по сайту, Государственный академический малый театр и несколько региональных проектов. Источники приписывают фирме также участие в знаменитой реконструкции Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Впрочем, в открытых источниках сведений об этом нет, а другие наши собеседники на рынке уточняют, что первую скрипку в питерском проекте играли японцы — корпорация Sony, которая действительно славится лучшим качеством.

«Акустическая часть зала была тщательно рассчитана специалистами: длина волн, их диапазон, поэтому с точки зрения технического исполнения вопросов к новой концертной площадке не будет», — рассказывает наш источник, знакомый с ходом работ. По его словам, в зале будут акустические потолки со специальными панелями. В результате там можно будет проводить концерты как классической, так и поп-музыки, вплоть до танцевальных номеров.  

Создатели площадки рассчитывают на синергию с «Казань Экспо». Так, уже в феврале здесь начнет работу фуд-корт на 500 человек, на котором можно будет не только попить чай и кофе, но и полноценно пообедать, а затем спуститься на выставку или пройти в зал на концерт.

Очень удобно будет прилетающим. Люди, сойдя с трапа самолета, могут, тепло не одеваясь, пройти в выставочный комплекс, сдать вещи в гардероб. «Если заинтересовало какое-то мероприятие, можно задержаться в „Казань Экспо“ подольше. Затем вернуться на аэроэкспрессе в Казань, выйти на вокзале. Прогуляться до исторического центра города. Доехать до отеля или даже дойти до него пешком, если, к примеру, это Hilton», — рисует в своем воображении картинку один из устроителей. 

С другой стороны, концертный зал подобного уровня — огромный плюс и для самого выставочного центра. Выставкам часто сопутствуют разного рода шоу-мероприятия. 

Рассказывают, что в этом случае учли опыт московского «Крокус Экспо»: как известно, это не только крупнейший выставочный центр, но и едва ли не основная концертная площадка страны.

Фото: Сергей Елагин (чтобы увеличить, нажмите)

«ЭТОТ ЗАЛ РАССЧИТАН НА КОНЦЕРТЫ СУПЕРЗВЕЗД»

Однако есть одно большое «но» — сложная логистика, которая может отпугнуть от поездок жителей Казани. Кажется, к строящемуся залу можно будет без особых проблем доехать из центра города и вернуться обратно: к выставочному центру, расположенному неподалеку от аэропорта, ходит и общественный транспорт (есть автобусный маршрут), и железнодорожный «Аэроэкспресс», уже не говоря о личном транспорте и такси. Парковка — вместительная, почти на 3 тыс. мест — имеет место. Но, конечно, не на всякое зрелище зрители будут готовы ехать так далеко.

«Без преувеличения скажу: этот зал рассчитан на концерты суперзвезд уровня Паваротти. И сюда абсолютно точно будут приглашать и проводить концерты суперстар. Ряд из них уже запланирован, но я пока не хотел бы называть конкретные имена», — утверждает близкий к организаторам источник.  

Более того, они рассчитывают на интерес и жителей близлежащих к Казани городов. И это не только Нижнекамск и Набережные Челны, но в том числе Ульяновск, Киров, Чебоксары, Уфа, Йошкар-Ола и даже Самара с Нижним Новгородом. Ни в одном из этих городов нет подобных площадок. «Мы изучали этот вопрос. В Казань на концерты и так приезжает много иногородних», — говорят они. Конечно, при этом будет необходимо проводить большую работу, включая рекламные кампании в упомянутых городах.

Ряд экспертов также считают, что площадка будет вызывать интерес только при наличии суперимен: просто так в «Казань Экспо» люди не поедут. Иными словами, это должен быть такой продукт, который привлечет внимание. Например концерт Scorpions или The Rolling Stones.

«Скажем, Элтон Джон и так к нам приезжал без проблем, теперь же он сможет получить еще более комфортную и профессиональную площадку» «Скажем, Элтон Джон и так к нам приезжал без проблем, теперь же он сможет получить еще более комфортную и профессиональную площадку» Фото: «БИЗНЕС Online»

В этот зал можно будет приглашать артистов, которых действительно интересно послушать в хорошем звучании. «Скажем, Элтон Джон и так к нам приезжал без проблем, теперь же он сможет получить еще более комфортную и профессиональную площадку», — отмечает собеседник «БИЗНЕС Online».

Подобные артисты есть и на российской эстраде. «Я думаю, что публику в зале на 3 тысячи мест может собрать, к примеру, Григорий Лепс. „Машина времени“ или Алла Пугачева», — говорит наш источник.  

Или, например, Майк Тайсон с его мотивационным выступлением. «Это еще одно направление, в котором можно использовать данный зал: выступления на большую аудиторию известных людей, которые делятся своим опытом бизнеса и управления, что ныне очень востребовано», — говорит знакомый с планами чиновник.

В качестве варианта рассматриваются и постановки ведущих столичных театров, например традиционно зрелищные спектакли «Ленкома». На этой площадке также могли бы проводиться музыкальные фестивали: как взрослые, так и детские, танцевальные проекты. В планах есть проекты балов. По некоторым данным, на строящийся зал уже есть запросы от известных концертных агентств: как татарстанских, так и российских.

Ранее из-за того, что в Казани не было столь вместительной площадки, некоторые шоу в наш город просто не могли привезти или показывали в усеченном варианте. Организаторы надеются, что это место выведет посещение концертов на другой уровень.

«Очень важно, чтобы место было хорошее, народ туда ходил и концертный зал не стал мертвым капиталом. Такие учреждения все-таки должны быть в центре, в шаговой доступности»Фото: «БИЗНЕС Online» (чтобы увеличить, нажмите)

«ДУМАЕТЕ, В РАЙОН АЭРОПОРТА ЛЮДИ ПОЕДУТ НА КОНЦЕРТ?»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, как они расценивают новую площадку. 

Рашид Калимуллин — председатель правления союза композиторов России, председатель союза композиторов РТ, народный артист России:

— Уровень нашего оркестра настолько высок, что Государственный большой концертный зал консерватории на 700 мест для него мал и акустика оставляет желать лучшего. Оркестр приспосабливается под нее. Если музыканты будут играть так, как написал композитор, то будет фонить. Для Казани оптимален зал на 3 тысячи мест.

Но, думаете, в район аэропорта люди поедут на концерт? Такие учреждения все-таки должны быть в центре, в шаговой доступности. К примеру, существующий концертный зал в Москве пользуется спросом, потому что он в расположен в центре, а вот зал Филармонии-2, который находится на удалении от него, уже не столь посещаем. Очень важно, чтобы место было хорошее, народ туда ходил и концертный зал не стал мертвым капиталом. Для этого надо продумывать логистику: как быстро к залу можно добраться из других районов и как еще потом вернуться? Все концерты, как правило, рассчитаны на вечернее время и заканчиваются часов в 10 — половине 11-го. Свой автомобиль есть не у всех. Кроме того, в таких местах работают кафешки: кто-то выпил в антракте коньячку, кто-то — шампанского, потом нужно садиться за руль. А с такси в Казани проблемы. Например, когда идет снег, заполучить машину очень трудно. В Москве с этим получше. Во-первых, зная, что нужно забрать в вечернее время клиента от концертного зала, такси будет взвинчивать цену. Может получиться так, что доехать туда и обратно выйдет дороже, чем сам билет на концерт. А кому это надо? Если бы туда ходило метро, было бы проще. 

Кроме того, концерты хотят посещать молодые люди, а им зачастую не с кем оставить маленьких детей. Можно было бы продумать и это: чтобы за небольшую плату в игровой комнате воспитатель 2–2,5 часа, пока мамы-папы наслаждаются выступлением, занимался с их чадами.

Акустика — это очень тонкое дело. Раньше считалось, что она удается англичанам. Но, на мой взгляд, первенство за японцами. Они умеют это делать удивительным образом. Я в Японии много раз бывал, видел разные залы — вплоть до огромных, облицованных кафелем, тем не менее акустика в них была божественная. К сожалению, очень часто после реконструкции она ухудшается. Видимо, во время ремонта должен быть более мощный технадзор. Рабочим же что скажут, то они бездумно и делают. Что-то старое выносят, а это может сказаться на акустике. У нас в Казани так произошло после ремонта в одном из залов. Там под сценой лежало стекло  — разумеется, не просто так. А его погрузили в «КАМАЗы» и вывезли. Директора не было, ответственных людей в это время тоже не оказалось.  

Что касается трансформации: если зал на 3 тысячи мест зал будет заполнен лишь на тысячу, будет казаться, что он пустой. Это сказывается психически и психологически на музыкантах. При полном зале они обычно играют лучше и сама публика так же реагирует: «О, концерт хороший!» А бывает, что необходим и зал на 3 тысячи мест. Если, например, выступает симфонический оркестр, среднестатистически будет нужно 1,5 или 2 тысячи мест. В этом случае срабатывает трансформер. Так что это не просто дань моде.

«Многие наши российские очень хорошие проекты, то же шоу Киркорова «Я», в этом зале было бы показать здорово» «Многие наши российские очень хорошие проекты, то же шоу Киркорова «Я», в этом зале было бы показать здорово» Фото: «БИЗНЕС Online»

Андрей Шумарин — владелец ООО «Татконцерт»:

— Проблема с концертным залом в Казани действительно очень актуальна и уже давно требует своего решения, потому, если бы появилась более вместительная площадка, это было бы замечательно. Много или мало 3220 мест, жизнь покажет. Конечно, можно было блеснуть и сделать зал-трансформер побольше, где-то до 4500 мест, по типу московского «Крокус Сити Холла»: он рассчитан на 6 с небольшим тысяч мест, но предусмотрен вариант и на 2 с лишним тысячи.

3 тысячи мест — это хорошо, но не всегда хватит. Если делать высокобюджетный проект международного уровня типа Стинга с симфоническим оркестром, мест потребуется несравнимо больше, потому что гонорары высокие. Поэтому такие концерты и проводят на стадионах. Но многие наши российские очень хорошие проекты, то же шоу Киркорова «Я», в этом зале показать было бы здорово. Важно, чтобы на сцену не пожалели пространства, то есть сделали ее достаточно большого размера и высоты.

Идея строительства новой концертной площадки в Казани меня больше обрадовала. Здесь вместительных концертных залов больше тысячи мест в принципе нет. В любом случае, как ни пытайся переоборудовать стадион под концертный зал, это все равно больше стадион. Хотя на безрыбье и рак рыба. Нужен зал именно с хорошей акустикой и механикой сцены.

Фирма «Имлайт» родом из Кирова (оттуда ее основатель и учредитель), но уже давно стала международной. Это очень серьезная производственная компания. Только в ее московском офисе трудятся порядка 300 человек. Значит, в данном случае проект в надежных руках.

Переделать всегда сложнее, чем сделать изначально. Самое сложное, когда в ходе работ кончаются деньги и начинают резать смету. Тут уже становится не до качества. Надеюсь, что в этом случае так не произойдет. Но давайте дождемся окончания строительства.

Могу сказать, что зрители из соседних и близлежащих городов — это реально. Если проходит концерт звезд мирового уровня, того же Элтона Джона или, допустим, группы «Ленинград», которая сейчас зачастила в Казань, на концерт в уик-энд, допустим в субботний день, приезжают до 40 процентов иногородних зрителей. Тут и туристические компании подключаются — продают туры выходного дня, когда люди едут на концерт, заодно посещают аквапарк или что-то еще.

Близость аэропорта для приезжей звезды на сегодняшней день не имеет большого значения. Про московский «Крокус Сити Холл», который находится за МКАД, поначалу тоже говорили: «Далеко, практически за городом», — а потом оказалось, что все нормально.

Если будет предусмотрен удобный транспорт, например «Аэроэкспресс» с удобным расписанием, будет хорошо. Автобусный маршрут — это все-таки не самый лучший вариант. Я недавно ехал ночью на машине в аэропорт. От центра это заняло порядка 25 минут. Иногда из одной части города в другую добираться гораздо дольше. 

«Под новый концертный зал уже даже был заложен фундамент. Он должен был появится на месте нынешнего университета напротив театра им. Г. Камала, но что-то не получилось» «Под новый концертный зал уже даже был заложен фундамент. Он должен был появиться на месте нынешнего университета напротив театра имени Камала, но что-то не получилось» Фото: «БИЗНЕС Online»

Зиля Сунгатуллина — народная артистка России, заведующая кафедрой вокального искусства Казанской консерватории:   

— Эта давняя проблема. Под новый концертный зал уже даже был заложен фундамент. Он должен был появиться на месте нынешнего университета напротив театра имени Камала, но что-то не получилось.  

Большой концертный зал в Татарстане должен быть. Все люди искусства этого давно ждали. Мы рады, что он наконец-то появится, хотя место вблизи аэропорта не совсем удачное: станет ли народ туда ходить? До данной площадки на чем-то же надо добираться. Но, если будет курсировать «Аэроэкспресс», это, скорее всего, решит проблему.

Все концертные площадки обычно находятся в центре. Но весь центр Казани уже занят, свободного пространства для строительства зала там давно нет, потому, возможно, это компромиссное решение.

Существующие залы имеют 900 с чем-то или тысячу мест. «Пирамида» рассчитана больше на развлекательные программы, концерты попсовых и, может быть, джазовых исполнителей. Иметь зал на 3 тысячи мест, к тому же трансформер, который можно было бы варьировать по количеству проданных билетов, — это очень хорошо. Все современные залы такие. Но главное, чтобы они были наполнены.

Я думаю, что на иногородних зрителей в этом плане рассчитывать можно. Нужно только хорошо рекламировать им предстоящие концерты. Условия около аэропорта хорошие: отели и все остальное есть. 

«КСК «УНИКС» вообще морально устарел. Городу и региону нужен новый зал с большей вместительностью и функционалом» «КСК «УНИКС» вообще морально устарел. Городу и региону нужен новый зал с большей вместительностью и функционалом» Фото: «БИЗНЕС Online»

Айдар Шайдуллин — генеральный директор московского ООО «Глобэкс Промоушен»: 

— Площадок в Казани не хватает — факт. По этой причине мы какие-то проекты просто не могли здесь реализовать. Если говорить про действующие концертные залы, в КРК «Пирамида» специфическая сцена: узкая, с очень ограниченным количеством возможностей. КСК «УНИКС» вообще морально устарел. Городу и региону нужен новый зал с большей вместительностью и функционалом.