«Международное сообщество сегодня оценило наши старания», — отметил Ильшат Гафуров на пресс-конференции по итогам 2018 года. Существенно выросли позиции КФУ в международных рейтингах в части медобразования, языкознания и подготовки педагогов. Но еще остаются проблемы — катастрофически не хватает общежитий. За счет чего растет число иностранных студентов, сколько получает профессура, будет ли КФУ объединяться с АГНИ и в чем причина исхода гуманитариев из университета — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ильшат Гафуров: «Мы получили предложения открыть собственные филиалы за пределами нашей страны: в Китае и странах СНГ. Этим мы в 2019 году и будем заниматься»
НА ПУТИ К ТОП-100
«Основное событие прошлого года — переподчинение новому министерству. Это вызвало определенные проблемные моменты», — заявил сегодня на пресс-конференции по итогам 2018 года ректор КФУ Ильшат Гафуров. По его словам, прошедший год вуз отработал в целом положительно и добился существенных результатов практически по всем направлениям. Чего только стоит посещение в прошлом году КФУ президентом России Владимиром Путиным, который, по словам Гафурова, остался очень доволен хозяйством. «У нас застоя не было. Все свои вопросы, особенно финансовые, мы исполняли вовремя», — отметил ректор Казанского университета.
То, что КФУ за последний год существенно прибавил в весе, демонстрируют международные рейтинги, о чем ректор КФУ не без гордости доложил журналистам. И самым значимым результатам, по его мнению, является включение Казанского университета в лидеры рейтингов по подготовке преподавательских кадров. «Нас раньше очень много критиковали за потерю и не столь внимательное отношение к подготовке учительских кадров. И вот международное сообщество оценило наши старания и продвижения таким образом, что мы стали лидерами в стране. Сегодня это лидерство будем сохранять», — рапортовал Гафуров.
Подробнее о тернистой дороге к топ-100 доложил проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ Марат Сафиуллин. По его словам, вуз ориентируется на показатели только двух основных международных рейтингов — QS и Times Higher Education. Если в 2017 году КФУ был в них представлен только по 13 предметным областям, то сейчас вуз нарастил свое присутствие до 18 направлений. Например, в рейтинге QS по современному языкознанию КФУ приблизился к отметке «топ-100», попав в категорию «150–200» лучших вузов мира. То же самое и по математике, социальным наукам и менеджменту. Усилили, по словам Сафиуллина, позиции в части искусства, английского языка, образования — везде поднялись на 50 строчек вверх. А в археологии так вообще приблизились к «топ-100» как никогда прежде — вуз расположился в диапазоне 100–150.
Адекватные изменения произошли и в рейтинге Times Higher Education, отметил Сафиуллин. Самое важное из них — третье место среди российских вузов в области медицины и первое место по подготовке преподавателей в стране, но 100–125 по миру. Точные позиции спикерами не назывались. При этом, как пояснил Гафуров, в КФУ никто головокружения от успехов не чувствует, так как там понимают, что расти еще есть куда. Признал ректор КФУ, например, низкие результаты и недостаток научных исследований в области сельхознаук — по рейтингам в этом направлении просадка у всех казанских вузов.
Что помогло так взлететь? По словам Сафиуллина, все благодаря наращиванию сотрудничества в реальном секторе и международной деятельности. Например, КФУ по числу иностранных студентов стал вторым по стране после Российского университета дружбы народов. Как отметил проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский, в 2018 году подписали целый ряд соглашений с зарубежными вузами о сотрудничестве — чего только стоит программа обмена студентами с Лондонской школой экономики и политических наук.
Помогли добиться результатов также и непрекращающиеся инновации, применяемые в вузе. В их числе — постоянно растущие площадки апробации научных результатов вуза. Всего таких площадок на сегодня у КФУ насчитывается 29: симуляционный центр КФУ, центр медицинской науки, фабрика катализаторов, центр допобразования менеджмента в нефтегазовой сфере, поволжский образовательный центр повышения квалификации, малый университет, фабрика предпринимательства и так далее. В планах на 2019–2020 годы — расширять такие площадки апробации. Например, хотят запустить ряд инновационных проектов в области IT-клиники, в нефтехимии планируется создание нефтяного полигона и формирование инжиниринговых центров в области катализаторов и в сфере моделирования залежей нефти и газа.
Отдельное внимание журналистов ректор КФУ заострил на уплаченных вузом налогах. В прошлом году университет заплатил 2,2 млрд рублей налогов во все уровни бюджетов. Из них в бюджет Татарстана только ушло 828 млн рублей, что подчеркивал Гафуров: «Это тоже показатель. Чем лучше мы работаем, тем больше платим налогов. Это ответ для всех бизнес-структур, которые бьют себя в грудь, ищут какой-то поддержки. Мы стали достаточно крупным плательщиком налогов». Еще один успешный показатель — КФУ выполнил научных работ по госзаказам на 1,8 млрд рублей в 2018 году. И в этом вопросе наблюдается прогресс.
Позиции КФУ в международных рейтингах существенно выросли по подготовке педагогов, медобразованию и языкознанию
КФУ — ТРЕТИЙ МЕДВУЗ РОССИИ?
Главную похвалу Ильшата Рафкатовича заслужила тема развития медицинской науки КФУ, на которой в последние годы вуз серьезно сконцентрировался. По этому показателю Казанский университет также попал в международные рейтинги на позиции в пределах 500–600. И в этом нет ничего страшного, отметил Гафуров. При расчете рейтинга берется во внимание пятилетний период работы университета. А медицинский кластер КФУ стал развивать только с 2013 года — только в прошлом году выпустил первую партию стоматологов. Других врачей-выпускников пока нет. И это, по мнению ректора, весьма неплохо для непрофильного медвуза — в России КФУ уверенно занимаете в рейтинге по этому направлению третье место.
Напомнил Гафуров о существовании клиники КФУ — еще одна площадка для апробации исследований университета. Там сегодня зарегистрированы более 40 тыс. потенциальных пациентов. И, по заверению ректора КФУ, сегодня это одна из лучших поликлиник города и республики.
В начале прошлого года реконструировали все, что связано с медицинским направлением университета. Например, закончили ремонт в здании бывшего военного госпиталя, где разместили научно-исследовательскую лабораторию Института фундаментальной медицины и биологии. Останавливаться на этом не будут. Гафуров пообещал открыть с инвесторами к июлю 2019 года на базе детской поликлиники на улице Волкова научно-клинический центр по сложным заболеваниям. Инвесторов проекта, правда, не назвал.
Что помогло так взлететь КФУ в рейтингах? По словам Марата Сафиуллина, все благодаря наращиванию сотрудничества в реальном секторе и международной деятельности
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ И РАСШИРЕНИЕ КФУ НА ВОСТОК
Затронули на пресс-конференции и тему студентов университета. По словам Гафурова, приемная кампания в прошлом году прошла на ура. Контрольные цифры по бюджетным местам были увеличены на 200 человек, и только на «бюджет» приняли более 5 тыс. человек. Резко увеличилось число студентов-платников — в прошлом году на первый курс приняли порядка 13 с лишним тысяч студентов, что на 2 тыс. больше, чем в 2017 году. Впервые приняли много иностранных студентов. Всего сегодня в КФУ обучаются более 7 тыс. иностранных студентов из 98 стран мира. «Этот показатель мы рассматриваем как востребованность нашего университета на рынке образовательных программ», — отметил Гафуров.
«Мы получили предложения открыть собственные филиалы за пределами нашей страны: в Китае и странах СНГ. Этим мы в 2019 году и будем заниматься», — неожиданно заявил ректор КФУ. По его словам, такие филиалы планируется открыть в Южной Корее, Китае и Узбекистане, куда Казанский университет пригласили обслуживать открывающееся производство КАМАЗа.
Говоря о студентах, а тем более об иностранных, Гафуров не стал упоминать недавний уголовный скандал. Напомним, в ноябре правоохранители обнаружили в университете преступную схему со взятками от абитуриентов Ирака, инициатором которой считается 25-летний гражданин Ирака Ахмед Абдулкарим Абдуллах Шиблави. «Это не наш студент, и он не у нас работал, — ответил Гафуров на просьбу корреспондента „БИЗНЕС Online“ объяснить ситуацию. — Разбирательство идет, точку свою поставят. То, что он собирал деньги со своих… Он не собирал деньги на поступление, он занимался рекрутингом студентов. Ситуация некрасивая. Мы иногда слышим, что на улице обещают людям, что они организуют поступление в КФУ. С одной стороны, это нас радует, что [число] желающих поступить увеличивается. С другой стороны, единственным параметром прохождения являются результаты ЕГЭ».
«Мы уходим от вопросов, когда нас спрашивают о появлении дополнительных профессиональных экзаменов. Как только мы это начнем делать, сразу появятся вопросы субъективного характера — кто-то кому-то пойдет навстречу. Мы пока от этого воздерживаемся. Хотя многие мои коллеги говорят, что это нужно делать. Даже если мы и будем делать это, то будем этот экзамен транслировать онлайн», — добавил ректор КФУ.
Приемная кампания КФУ в прошлом году прошла на ура. Контрольные цифры по бюджетным местам были увеличены на 200 человек, и только на «бюджет» приняли более 5 тыс. человек
ЗАРПЛАТЫ ППС И ОБЕЩАНИЯ МОЛОДЫМ АССИСТЕНТАМ
Во время пресс-конференции назвал Гафуров среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза — 70 тыс. рублей в месяц по итогам 2018 года. «Чтобы не говорили, что кто-то много получает или мало. Сразу хочу сказать, что средняя зарплата ни ректора, ни проректоров, ни директоров не включается [в расчет]. Это чисто по ППС. Мы в прошлом году примерно на 18 процентов увеличили базовый уровень зарплат», — пояснил ректор.
По его словам, буквально вчера ректоратом было принято решение, что самому низкооплачиваемому составу преподавателей, ассистентам, повысят базовый уровень зарплат на 6% с 1 февраля 2019 года. Основным аргументом в пользу роста зарплаты стали инфляция, НДС и растущие тарифы. «Дальше все категории [работников вуза] тоже будут подтянуты по результатам первого квартала», — заявил Гафуров. Согласно представленным им данным, за последние 8 лет зарплата профессорско-преподавательского состава вуза повысилась более чем в 2,5 раза — с 26,5 тыс. рублей в 2010 году до 70,4 тыс. в 2018 году. По итогам 2017 года средняя зарплата составляла 62,4 тыс. рублей. «Мы сейчас разрабатываем различные варианты поддержки по тем направлениям, которые нам нужно решить», — отметил ректор, пообещав расширить перечень внутривузовских грантов в качестве мотивации молодых сотрудников.
«Мы же не можем готовить пустоту!»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Гафурова, как обстоят дела с национальным образованием в вузе. Президент РТ Рустам Минниханов давал личное поручение усилить это направление по подготовке нацкадров. В КФУ приступили к исполнению и остановились на Институте филологии и межкультурной коммуникации, где организовали Высшую школу национальной культуры и образования им. Тукая. Уже получили первый заказ — 75 целевиков. А всего там обучаются 125 человек: 75 очников, остальные 50 — на заочной форме.
Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава КФУ — 70 тыс. рублей в месяц по итогам 2018 года
«Мы же не можем готовить пустоту! Дальше министерство образования и науки Татарстана провело мониторинг. Они должны нам расписать, сколько специалистов, в каких предметных областях мы должны готовить. Эту работу мы начали и будем продолжать. Мы не отказывались от этой формы», — отметил Гафуров. Он также отметил, что нужно сейчас все учебные классы «перевести» на татарский язык и создать в них соответствующий антураж, культурный сегмент, способствующий обучению будущих учителей татарского. Но остается вопрос денег — до сих пор до конца не понятно, за чей счет должна осуществляться вся эта работа, которая, по словам Гафурова, не останавливается.
СКОЛЬКО НЕ ХВАТАЕТ КФУ ОБЩЕЖИТИЙ И КАКОВА СУДЬБА АГНИ
Следом наш корреспондент поинтересовался отношениями КФУ и КАМАЗа, которые не так давно объявили о создании центра исследований и разработок интеллектуальных транспортных систем, к чему шли последние три года. По словам Гафурова, взаимодействие с промышленниками вообще за последний год вышло на новый уровень. Но на какой именно — ответ был довольно пространным. Если кратко, то по заказу машиностроителей в Набережных Челнах готовят рабочие руки и оказывают всевозможную поддержку. Но тут есть ряд проблем.
Самая главная из них — общежития. Челнинскому филиалу не хватает мест в общежитиях, собственно, как и в Казани. «Нам крайне необходим сегодня еще один тысячник построить в Казани. Нам нужно еще как минимум 800-местное общежитие в Набережных Челнах. Сама молодежь, выпускники челнинских школ, уезжают из города в огромном количестве», — отметил Гафуров. Впрочем, уезжают молодые люди практически отовсюду, особенно из IT-лицея КФУ. «Я спрашиваю, почему они уезжают. Они мне говорят: „Ильшат Рафкатович, мы 5 лет прожили в Деревне Универсиады. Условия хорошие. Но мы хотим еще и другие города посмотреть, мир посмотреть“. У нас почти 50 процентов выпускников IT-лицея уезжают. Не от того, что у нас плохо, — мы их так готовим, что они поступают в любой вуз на бюджетные места», — пояснил Ильшат Рафкатович.
«КАМАЗ» — не единственное предприятие, с кем сегодня интегрируется КФУ. К этому перечню относится и «Татнефть», у которой есть АГНИ, который Казанский университет в свое время собирался «поглощать». «Мы договорились [с „Татнефтью“], что вопросы взаимосвязи с университетом сегодня осуществляются. Есть совместные программы. Но вопросы присоединения отодвинуты на определенный период, — пояснил Гафуров. — Как только они к нам присоединятся, требования станут федеральными. А они не соответствуют на сегодня федеральным требованиям. Мы договорились, чтобы мы создали рабочие группы, приводим сначала в соответствие — так, чтобы на второй день Рособрнадзор не пришел и не закрыл».
Гафуров заявил, что не ведется никаких разговоров об объединении гуманитарных институтов в структуре вуза
ПОЧЕМУ УХОДЯТ ГУМАНИТАРИИ?
В ходе пресс-конференции журналисты обратили внимание ректора КФУ на заметную тенденцию ухода профессоров вуза гуманитарного толка. В их числе, например, скандал с уходом Искандера Ясавеева, Рената Беккина, Ларисы Астаховой и Азата Ахунова.
«Это вопрос динамики преподавателей. У нас за последние годы средний возраст научно-педагогического состава омолодился — 44 года, — объяснил Гафуров. — Все фамилии, названные вами… У нас выборная система. Ясавеев ушел, и вы прекрасно знаете, почему он ушел. У нас преподаватели не только занимаются наукой. Им вменяется функция воспитательной работы. Всего три функции: наука, образование и воспитание. Люди, работающие в госуниверситете и не согласные с политикой государства, просто могут уйти».
Так, по версии ректора КФУ, Беккин просто уехал за границу. Ахунов никуда не ушел — он все еще трудится в Институте философии, хотя и распрощался с кафедрой исламоведения. И отдельное внимание Гафуров заострил на ушедшей осенью прошлого года Астаховой: «Она не со скандалом ушла, а сама этот скандал сгенерировала. Человек год с лишним не работал в университете, но числился по ее просьбе. Был такой разговор: „Можно я поработаю в Москве? Но, если у меня не получится, сохраните за мной место, я вернусь“. Но сколько можно ждать? Работа завкафедрой подразумевает, что человек всегда должен находиться на работе и получать за это зарплату. Нельзя получать зарплату и при этом постоянно не находиться на работе». Сейчас на ее место по рекомендации митрополита Казанского и Татарстанского Феофана пригласили проректора КазПДС Артема Соловьева. И уходят преподаватели, по словам ректора КФУ, не только с гуманитарных факультетов, но и с технических — правда, там они это делают без шума.
«Это была моя ошибка. Я сначала соглашаюсь, иду навстречу людям и сохраняю за ними какие-то места. Они продвигаются. А потом они начинают думать, что это должно быть на постоянной основе. Так не будет. Мы свои ошибки учтем», — заметил Гафуров.
Мельком затронули журналисты при общении с Гафуровым и многие другие темы. Например, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, не отказался ли КФУ от приобретения своей нефтяной компании в качестве полигона для апробации своих научных разработок. «Ну мы вплотную работаем с теми нефтяными компаниями, которые есть. Вы знаете… Желание есть, но, как у нас говорят, по возможности… Это такой бизнес непростой», — ответил Гафуров. Также он заявил, что не ведется никаких разговоров об объединении гуманитарных институтов в структуре вуза. Что касается включения обсерватории КФУ в список всемирного наследия ЮНЕСКО, то вопрос пока в подвешенном состоянии — готовятся документы, и ничего более. Наконец, ректор анонсировал, что 2019 год будет объявлен Годом Ивана Симонова, известного астронома и ректора Казанского университета XIX века.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 119
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.