Первым детским кафе в Татарстане стала "Сказка". Она послужила примером для создания подобных заведений по всему СССР. "Сказку" в 1970 году открыл Миннулла Шарипов, который и сейчас является собственником кафе. В дальнейшем к ведению бизнеса присоединились супруга и дети. Сегодня в семейных планах – ребрендинг кафе, выход новый уровень обслуживания и увеличение количества посетителей. О секретах ведения семейного дела, правилах и особенностях ресторанного бизнеса рассказал гене­ральный директор кафе "Сказка" Михаил Шарипов.

- Михаил, расскажите, как начинался семейный биз­нес.

- Начинал бизнес мой отец. У истоков создания кафе "Сказ­ка" он стоял вместе с директо­ром Дома татарской кулинарии. В 1970 году, когда состоялось открытие, "Сказка" стала первым детским кафе всесоюзного зна­чения. После уже в других горо­дах стали открываться подобные заведения. Мы стали примером для всех.

Мама присоединилась к отцу в 1973 году. Сначала она работа­ла администратором, затем директором, сейчас она яв­ляется одним из собственников бизнеса. В 80-х годах кафе име­ло грандиозный успех.

Я в "Сказ­ке" с 2001 года. Сначала работал в снабжении. Затем уе­хал в Америку, где работал поваром, получал опыт. Там я уви­дел, что такое настоящий бизнес. Вернувшись в 2005 году, я в течение года работал в "Сказке" поваром, потом офици­антом, администратором. Понял, для того, чтобы что-то познать, нужно пройти путь с самого начала. Тяжело быть руководителем и говорить повару, что и как нужно делать, если ты сам никогда не был на его месте. Если же у тебя есть опыт, то ты знаешь, что можешь требовать от своих работников.

На данный момент в бизнесе задействованы все члены семьи. Мама и папа, являясь собственниками, занимаются реше­нием стратегических, глобальных вопросов. Мы с братом взяли на себя обязан­ности оперативного решения "те­кучки".

- Интересно узнать, каковы были первона­чальные инвестиции в кафе "Сказка"?

- Это было очень давно, я не могу назвать сумму. Реинвестирование было в 2005 году. Вложили по­рядка 800 тысяч рублей в новую компьютерную систему. И 400 тысяч рублей в приобретение оборудования.

- Каков срок окупаемости в вашем секторе бизнеса?

- В России, по сравнению с раз­витыми странами, конкуренция в ресторанном бизнесе более слабая. Прибыль от заведений в не­сколько раз выше, чем в Европе или в США. У нас срок окупаемости для проекта средней руки около года. Для того, чтобы дорогому проекту вы­йти на самоокупаемость, понадо­бится год или два. Если за это время ресторан не вышел на прибыль, то, скорее всего, проект не удался и его надо закрывать.

- Какие были сложности в самом начале?

- "Сказку" начинал не я, но мы вместе открыли еще один успеш­ный проект - это бар " Cuba Libre ". Сложностей было очень много, главным образом, связанных с бюрократизмом и рисками. Немало проблем возникает при заказе оборудования. Обещают доставить его через месяц, а привозят через три. Бороться с этим беспо­лезно, потому что поставщики избалованы большим количеством заказов.

- Какие сложности существу­ют в вашем бизнесе на дан­ном этапе?

- Мы каждый день решаем какие-то задачи. Поэтому для меня слож­ностей нет, есть задачи. Сейчас, например, нам необходимо провести ребрендинг. На данный момент уровень "Сказ­ки" нас не устраивает. Хотим большего.

- Расскажите о нюансах в вашем секторе рынка?

- Ресторанный бизнес очень ин­тересен. В нем есть все: торговля, производство. И бизнес этот очень рискованный. Иногда, чтобы выделиться, нужно идти против логики, сле­довать интуиции.

- Возникают ли разногласия между членами семьи по по­воду ведения бизнеса?

- Споры бывают. У нас с братом и у родителей совершенно разные взгляды на какие-то вещи. И во время обсуждения мы пони­маем, что проблема "отцов и де­тей" существует. Например, мы по-разному относимся к рискам. Если мы с братом действуем импульсивно, то родите­ли советуют все обдумать и просчитать. С одной сторо­ны, их опыт помогает, но иногда излишняя нерешительность только мешает. Поэтому истина в сплаве житейского опыта и энтузиазма молодости.

- Каков ваш семейный де­виз?

- Взаимоуважение. При любых разногласиях мы помним, с чего начи­налось дело, благодаря кому оно сейчас существует, и чтим тех лю­дей, с которыми работаем.

- Назовите принципы, ко­торые вы никогда не нару­шите.

- Это честность, порядочность. Трудолюбие, причем не только с точки зрения того, сколько времени ты уделяешь работе, но и с точки зре­ния эффективности.

- Как собираетесь развивать бизнес в дальнейшем?

- В планах на ближайшее бу­дущее, как я уже говорил, прове­сти ребрендинг "Сказки", сделать хорошее семейное кафе. Проект очень интересный, поэтому хочет­ся быстрее приступить к действи­ям. Сейчас идет стадия проработ­ки, оценки рисков.

- Как поступите с кредитом на 10 миллионов рублей, если выи­граете в конкурсе "Лучший семейный бизнес"?

- Очень хорошо, что проводятся такие конкурсы. Долгое время малому бизнесу уделялось слишком мало внимания. А сейчас су­ществуют подобные проекты, которые нам в помощь, и это радует. Если выиграем, то вложим деньги в бизнес. Может быть, будем расширяться. Следовательно, увеличится количество рабочих мест. Если будет больше успешных проектов, будет боль­ше людей, которые зарабатывают хорошие деньги.

Лейсан Сеидова, "где Деньги", 20.10.2008