Рашат Файзерахманов: «Все достойные драматурги и режиссеры находятся в Казани. Мы не можем ставить спектакли только потому, что драматург этого просит. Спектакль должен поднимать важные проблемы» Рашат Файзерахманов: «Все достойные драматурги и режиссеры находятся в Казани. Мы не можем ставить спектакли только потому, что драматург этого просит. Спектакль должен поднимать важные проблемы» Фото: Олег Спиридонов

«ОДНО ДЕЛО — КОГДА ТЫ ЛЕЧИШЬСЯ НА ДОМУ, ДРУГОЕ ДЕЛО — В СТАЦИОНАРЕ»

— Рашат Фаесханович, 2019-й — год театра. Какие проблемы сейчас стоят перед театральным сообществом и какие из них нужно решить в первую очередь?

— Театр был и всегда будет гордостью России. Сейчас театрам нужна помощь. В целях дальнейшего развития театрального искусства, думаю, 2019-й и объявлен Годом театра. Как сказал автор этой идеи — председатель союза театральных деятелей Александр Калягин: «Одно дело — когда ты лечишься на дому, другое дело — в стационаре». Последние пять лет государство с особым вниманием относится к театрам, оказывая им всяческую помощь. Например, почти заново построили русский академический театр имени Качалова в Казани, там же татарский ТЮЗ получил новое отреставрированное здание. Татарстанским министерством культуры выделяются многомиллионные гранты не только на ремонт, но и на поездки, фестивали, постановки... и это отрадно. За последние пять лет мы выиграли грантов на несколько миллионов рублей. Это помогает быть на плаву сегодня, находиться на должном уровне среди прочих государственных театров. В Челнах два государственных театра и один муниципальный — все мы находимся в приспособленных помещениях. К счастью, данные вопросы начали двигаться с места. Несомненно, все проблемы за год не решить, материально-технической базы у провинциальных театров как не было, так и нет, выпускники театральных вузов туда не едут, здания нуждаются в реконструкции.

— В Челнах нет учебных заведений, которые бы готовили специалистов вашей сферы. Ближайшее находится в Елабуге — колледж культуры и искусств. Как заманить актеров из столичных городов?

— К сожалению, государственного распределения, как раньше, нет. Современная молодежь, почувствовав столичный образ и ритм жизни, возвращаться на периферию не хочет. Культурный мегаполис затягивает. Я считаю главными факторами того, что в райцентры не приезжают молодые актеры, вопросы заработной платы и жилья. Буквально недавно наш театр тоже не имел возможности где-то разместить приезжих артистов. Мне пришлось три года назад обратиться к мэру Челнов Наилю Магдееву с этим вопросом. К великой радости, наша проблема решилась. Буквально через пару дней нам была выделена трехкомнатная квартира под служебное жилье, в ней на правах временной прописки проживают актеры. Заработные платы с недавних пор тоже стали приличными: опытные актеры получают 30–35 тысяч, а начинающие — 25 тысяч рублей.

«» «Театр в новом здании будет иметь 300–350 посадочных мест, сейчас их всего 200. В большем количестве мест нет необходимости, потому что большие театры не нужны даже в столичных городах» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Несколько философский вопрос: кто же все-таки главный в театре — директор или режиссер? Испокон веков в театрах господствует двоевластие… 

— Понимаете, в театре нет и не может быть такого понятия, как главный. Театр — это единый организм, каждая клеточка этого организма уникальна и незаменима. Режиссер отвечает за репертуарный план, репертуарную политику, куда труппа отправится гастролировать. Делается это совместно с руководителем, так как любая постановка спектакля несет финансовые затраты. Как только в стенах театра начнется война между режиссером и директором, все — культурному учреждению скоро придет конец.

«ЕСЛИ ТЫ НАСТОЯЩИЙ ЦЕНИТЕЛЬ ТЕАТРА, ТЫ ПОЕДЕШЬ В ДРУГОЙ ГОРОД НА ИНТЕРЕСУЮЩУЮ ПОСТАНОВКУ»

— Расскажите подробнее, каким будет новое здание татарского драмтеатра в Челнах. Что необычного будет?

— Театр в новом здании будет иметь 300–350 посадочных мест, сейчас их всего 200. В большем количестве мест нет необходимости, потому что большие театры не нужны даже в столичных городах. На сегодняшний день габаритные театры трудно содержать. Чтобы иметь возможность принять в стены своего театра другие творческие коллективы, которые приехали на фестиваль или на гастроли, 350 посадочных мест более чем достаточно. Стоит отметить, что до старта реконструкции нового театра осталось совсем немного — техническое задание почти готово, а проект находится в стадии завершения. Есть большая надежда, что следующий театральный сезон будет проходить уже в новом здании. Общая цена предстоящей реконструкции составляет около 800 миллионов рублей. Все потому, что сценическое оборудование — дорогостоящее удовольствие. В театре наши зрители увидят большую круглую сцену, диаметром 10 метров. Я уверенно могу сказать, что, если реконструкцию «Колизея» выполнят строго по техническому заданию, это будет один из лучших театров в Татарстане и за его пределами.

— Поклонников Мельпомены в последнее время очень волнует, не потеряет ли зрителя театр, переехав в старую часть города.

— Мне часто задают этот вопрос. Я ничуть не боюсь того, что мы переезжаем туда. Сегодня мы больше приобретем, переехав туда, нежели оставшись на месте. И я объясню почему. Ни один из республиканских театров не имеет парковку на 150–180 мест. Посетители театра зачастую имеют автомобиль, который нужно припарковать. У нас будет большая оборудованная стоянка для удобства зрителей. Вообще, развитие театрального искусства идет поэтапно. Сейчас второй виток культурного развития нашего города, а первый был, когда русский и татарский театры приобрели статус государственных. И сейчас мы переезжаем не на пустое место, а туда, где уже стоял городской культурный объект, который хорошо известен челнинцам. Если ты настоящий ценитель театрального искусства, ты поедешь даже в другой город на интересующую постановку. Я не исключаю, что в дальнейшем в Челнах появится театр оперы и балета и театр музыкальной драмы. Как житель этого города я надеюсь, что и в новой части автограда будут появляться большие современные театры.

«» «Татарский драмтеатр ежегодно дает 260 спектаклей — так положено по госзаданию. За 2018-й нас посетили около 40 тысяч человек» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Нижнекамский театр носит имя Туфана Миннуллинна. Есть театр имени Камала, Джалиля, Тукая… Чье имя, на ваш взгляд, должен носить татарский драмтеатр Челнов?

— Как только здание РК «Колизей» будет до конца отреставрировано,  наш театр будет носить имя одного из величайших театральных деятелей. В наших краях было много творческих и одаренных людей, которые уже ушли из жизни. Чье именно имя будет носить театр, пока пусть останется тайной.

«В РЕПЕРТУАРЕ ТАТАРСКОЙ ДРАМЫ СПЕКТАКЛЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В СТОЛИЧНЫХ ТЕАТРАХ»

— Театр — это производство, вы согласитесь с этим мнением?

— Так и есть. Мы производим творческую программу. У нас есть свой товар, на него приходят зрители, в конечном итоге они дают оценку нашему товару. Помнится мне один интересный случай. Долгое время в репертуаре нашего театра был спектакль по произведению челнинского драматурга и публициста Равиля Сабыра. Драму «Хаят» он написал как продолжение одноименного произведения Фатиха Амирхана. Так вот на этот спектакль одна женщина приходила 8 раз. Однажды я все-таки осмелился спросить ее, какова же причина такого неистового интереса к этой постановке. Она мне ответила: «Улым, я вижу на сцене себя. Это моя судьба. Автор написал мою судьбу. Я никому не рассказывала свою историю, откуда он узнал? Каждый раз я прихожу на спектакль увидеть в сюжете свою жизнь». На самом деле произведение Амирханом было написано около 100 лет назад, но история по сей день является актуальной.

— Почему спектакль «Хаят» ушел из репертуара, если делал кассу каждый раз?

— Исполнительница главной роли Гузель Исмагилова перешла на другую работу. Понимаете, когда спектакль поставлен режиссером под определенную актрису, с другой постановка уже не будет прежней, потому единогласным решением в то время было прекратить показ этого спектакля.

Даже рассказывают, что дочь певца Салавата, посмотрев ваш спектакль, назвала свою дочку Хаят! Ваш театр не раз показывал эту мелодраму в Казани, критики оценивали постановку высоко, ее записали для фондов TV... и казалось, что именно »Хаят» станет визитной карточкой челнинского татарского драмтеатра. В планах нет снова возродить постановку?

— Сейчас в труппе много талантливых молодых девушек. Наши постоянные зрители просят снова поставить этот спектакль. Я думаю, если все получится, к весне возродим его.

«» «Как только здание РК «Колизей» будет до конца отреставрировано,  наш театр будет носить имя одного из величайших театральных деятелей» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В Нью-Йорке насчитывается около 450 театров, в Париже — 350, Токио — 230, Лондоне — 220, Стамбуле — под 200, Москве — около 100, Казани — около десятка. Если поскрести по сусекам, в Челнах можно насчитать 6: татарский, русский, кукольный, еще есть молодежный театр «Ключ», молодежный авторский театр Paradox и театр-студия Liberta. Сколько театров, на ваш взгляд, выдержит город?

 Мне кажется, в нашем полумиллионном городе театров маловато. Хочется, чтобы в дальнейшем у нас появился театр комедии или музыкальной комедии, театр оперы и балета. Татарский театр хоть и имеет статус драматического, тем не менее в репертуаре не только драма. Мы не можем себе позволить ставить спектакли в одном жанре, зрителю нужно разнообразие. На данный момент в нашем репертуаре 32 спектакля, 7 из которых рассчитано на детскую аудиторию. Насколько мне известно, в Тинчуринском театре 19 спектаклей в репертуаре, в Качаловском — не более 18 спектаклей. Получается, в репертуаре татарской драмы спектаклей больше, чем в столичных театрах!

— Объективно у вас намного меньше возможностей, чем у столичных театров. Как вам это удается?

— У каждого спектакля свой зритель, причем довольно капризный. Далеко не все театрально всеядны. С каждой новой постановкой театр вновь и вновь расширяет свою аудиторию.

«НАС ПОСЕТИЛИ ОКОЛО 40 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД»

— Подвергнется ли изменениям в этом году репертуар театра? Что нового увидят зрители?

— Татарский драмтеатр ежегодно дает 260 спектаклей — так положено по госзаданию. За 2018-й труппе удалось показать отличный результат — сыграли спектаклей больше. Нас посетили около 40 тысяч человек. В год мы в среднем выпускаем четыре-пять новых спектаклей, а в 2019-м планируем сделать пять новых постановок. Появится новый спектакль по Уильяму Шекспиру «Сон в летнюю ночь». По результатам трехгодичных переговоров известный режиссер, обладатель нацпремии «Золотая маска» Сергей Потапов согласился приехать в Челны и заняться этой постановкой. Спектакль планируют ставить после летних каникул. Он, по словам Потапова, рассчитан на молодежную аудиторию, в нем будет очень много веселой музыки и зажигательных танцев. Я считаю, что труппа нашего театра давно готова к подобного рода спектаклю, у нас много талантливой молодежи. К 30-летию театра сделаем такой подарок нашим зрителям. Мы будем ставить масштабные спектакли с большими изысканными декорациями, чего раньше не могли себе позволить в рамках малой сцены. Теперь у нас будет пространство для творчества.

«» «Мне кажется, в нашем полумиллионном городе театров маловато. Хочется, чтобы в дальнейшем у нас появился театр комедии или музыкальной комедии, театр оперы и балета» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Из такого внушительного числа посетителей театра какой процент иногородних?

— Сложно так с ходу подсчитать. От общего количества поставленных спектаклей около 50 — выездные. То есть мы охватываем большую аудиторию зрителей, не проживающих в Челнах. Это фестивальные, гастролирующие спектакли, которые мы показываем по всей стране. Наша гастрольная карта с каждым годом расширяется. В прошлом году, например, мы впервые ездили в Пензу. Постоянно ездим в Уфу, выступаем на сцене татарского драмтеатра «Нур». Года три назад начали практику выезда в Москву. Участвуем в международных театральных фестивалях.

«Я БЫ ВЫДЕЛИЛ ЕДИНСТВЕННОГО МОЛОДОГО ДРАМАТУРГА, ЧЬИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖНО СТАВИТЬ, — ЭТО ИЛЬГИЗ ЗАЙНИЕВ»

— Несмотря на то что сейчас вы располагаете совсем небольшой сценой, к вам тоже периодически приезжают гастролирующие труппы…

— Еще как! У нас, можно сказать, идет непрерывный поток. Например, в прошлом году к нам приезжали театры из Москвы, Самары, Ульяновска и из соседних республик. С уфимским театром у нас ежегодные обменные гастроли. На нашей базе регулярно выступает театр «Ключ». Ежегодно он проводит фестивали с участием любительских театров, в прошлом году было 16 участников. Также каждый год проводим фестиваль народных театров «Идел йорт». У меня есть даже разработанное положение проведения фестиваля закамских театров, согласованное с министром культуры РТ. К великому сожалению, наша малая сценическая площадка ограничивает нас в этом, хотя для любого театра является престижным тот факт, что он является организатором проведения театрального фестиваля.

— Есть такое ощущение, что сейчас совсем немного татарских драматургов, спектакли ставят в основном одни и те же. Сейчас новое поколение все меньше владеет на профессиональном уровне родным языком и писать произведения просто некому. Это так?

— К сожалению, есть такая тенденция. Молодые люди очень поздно созревают для драматургии. Чтобы начать писать произведения, необходимо накопить жизненный опыт, повидать людей, послушать сотни историй. На сегодняшний день я не могу сказать, что в Татарстане есть молодые драматурги, чьи произведения я бы поставил в театре. Даже из тех произведений, которые пишут наши достойные татарстанские авторы, далеко не все годятся для постановок на сцене государственного театра. И они об этом сами знают. Честно говоря, многие драматурги желают увидеть свои пьесы на сцене, есть достаточное количество режиссеров, которые стремятся поработать с нашим коллективом. Я бы выделил единственного молодого драматурга, чьи произведения можно ставить, — это Ильгиз Зайниев. Все достойные драматурги и режиссеры, к счастью или сожалению, находятся в Казани. Сейчас мы не можем ставить спектакли только потому, что драматург этого просит. Спектакль должен поднимать какие-то социально важные проблемы. Актуальным должно быть произведение с точки зрения не только театра, но и зрителя. Я не хочу слышать потом упрек: зачем вы поставили этот спектакль? Постановка спектакля стоит очень дорого, он должен окупиться… У нас ни одного театрально критика нет в Челнах. В республиканском масштабе ушла уже та плеяда критиков: Рауф Игламов, Дания Гимранова и Ильтани Илялова. Несколько человек, которых я могу назвать достойными критиками современности, имеющими возможность дать объективную оценку театру, — это Нияз Игламов, сын Рауфа-абыя, Айгуль Габаши, Рауза Султанова.

«Я считаю главными факторами того, что в райцентры не приезжают молодые актеры, вопросы заработной платы и жилья» «Я считаю главными факторами того, что в райцентры не приезжают молодые актеры, вопросы заработной платы и жилья» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Какой сейчас бюджет театра?

— На 2019 год перевалило за 33 миллиона рублей. 92 процента от этой суммы — это заработная плата коллектива. Остальные 8 процентов — коммунальные услуги. В год мы зарабатываем больше 6 миллионов рублей.

 Директора театров часто жалуются, что минкульт выделяет слишком мало денег на постановки. Но, если почитать ваши интервью, театру финансы выделяет и мэрия города, и «Татнефть», и «Единая Россия». То есть федеральные деньги вам дают, республиканские — тоже, городские имеются, плюс такие крупные предприятия, как «Татнефть», помогают. Достаточно ли этих средств?

— Мне неизвестно, какие театры жалуются. Министерство культуры РТ с каждым годом все больше и больше увеличивает бюджет театра. Когда мы просим деньги на постановку спектакля, минкульт со своей стороны изыскивает средства, мы их получаем. Наш театр выиграл грант в размере 297 тысяч рублей на реализацию социально значимого проекта. Творческий конкурс проводило ПАО «Татнефть». Выигранные средства пойдут на постановку нового детского спектакля под названием «Мирас угы» («Стрела наследия»). Режиссерами будут Энже Шигапова и Чулпан Садыкова, которые в тандеме уже ставили два спектакля — «Цветик-семицветик» и «Кошкин дом». Над новой постановкой планируем начать работать с весны. Это один из самых масштабных спектаклей, которые мы будем ставить в ближайшее время. Премьера состоится в мае. Но этих средств недостаточно, будем искать еще. Для постановки нам нужно более 1 миллиона рублей. Вообще, за последние пять лет мы получили множество грантов, за это спасибо правительству Республики Татарстан. Например, в прошлом году стали лучшим учреждением культуры нашей республики, единственные среди театров выиграли грант на 500 тысяч рублей. На эти деньги мы поставили спектакль «Свет горит в окне». Все деньги уходят на спектакли и гастрольную деятельность. Аренда здания, кстати, одна из самых дорогих статей расходов.

«Я ПРОСТО НЕ ВЫЛЕЗАЮ ИЗ «БИЗНЕС ONLINE»

— Сколько сейчас актеров в труппе?

— В общей сложности 30 актеров. Нам бы еще 10 человек. В перспективе я бы хотел создать две актерские труппы. Пока одна будет играть в нашем театре, другая станет гастролировать. Хочу, чтобы актеры были взаимозаменяемы. В этом плане хорошо себя показал мензелинский театр: при не самом большом количестве актеров им удалось создать две труппы. При увеличении параметров здания, я надеюсь, правительство пойдет навстречу и одобрит увеличение количества актерских единиц, а в целом в театре работает 101 человек.

«Или ты артист, или драматург, или директор театра — выбрать надо что-то одно, в противном случае работа будет построена неправильно. А театр должен работать как единый организм» «Или ты артист, или драматург, или директор театра — выбрать надо что-то одно, в противном случае работа будет построена неправильно, а театр должен работать как единый организм» Фото: Олег Спиридонов

— Не хотели бы вы выйти на сцену и попробовать себя в роли актера?

— А я когда-то играл на сцене в народном театре Камско-Устьинского района. Потом я играл Хирина по произведению Антона Чехова. Всего около 10 ролей. Это уже было в учебном театре академии культуры Казани. Я считаю, что для успешной работы человеку нужно видеть перед собой одну глобальную цель. Раз меня поставили руководителем, значит, я должен отдать всю свою энергию этой административной работе, а не актерской. Или ты артист, или драматург, или директор театра — выбрать надо что-то одно, в противном случае работа будет построена неправильно, а театр должен работать как единый организм.

— Читаете ли вы «БИЗНЕС Online»? Есть ли какие-то пожелания газете? Что бы вы хотели найти в нашем издании для себя?

— Я просто не вылезаю из «БИЗНЕС Online». В день могу раз пять, шесть, семь просмотреть газету и найти для себя там нужное и интересное. Я знаю, что так делать нельзя, но засыпаю в обнимку со своим телефоном, читая новости. Все-таки хотелось бы больше видеть позитивных новостей, про культуру, музыку, кино, чтобы, открыв страницу, читатель испытал приятные эмоции от прочитанного.

P.S. Редакция газеты благодарит Акибанк, генерального партнера проекта интернет-конференции «БИЗНЕС Online» в Закамье, за сотрудничество, способствующее информационной открытости и в целом деловому развитию региона.

Генеральный партнер проекта