Только ближе к сотому дню своего правления у Радия Хабирова дошли руки до «Салавата Юлаева» — любимого клуба всех жителей Башкортостана. При Муртазе Рахимове он перешел из середняка в статус топ-команды и стал видным элементом политический жизни региона и средством соперничества с соседним Татарстаном. Последние годы ХК жил без философии и стратегии, и теперь, как полагает спортивная редакция «БИЗНЕС Online», настало время определить фарватер, по которому поплывет салатовый корабль.
Только ближе к сотому дню своего правления у Радия Хабирова дошли руки до «Салавата Юлаева» — любимого клуба всех жителей республики
…И К НАРОДУ ТАК НИКТО И НЕ ВЫШЕЛ
Прошло три недели с тех пор, как в «Салавате Юлаеве» обновили руководство. Куратором команды от правительства и фактически президентом клуба стал заместитель руководителя администрации главы Башкортостана Ринат Баширов. Его назначение изменило давнюю традицию местной власти — ранее президентом клуба неизменно назначался руководитель администрации. Слухи и на сей раз прочили на это место такого чиновника — Александра Сидякина, однако поручение заняться главным клубом республики дали его заму.
Синхронно с назначением Баширова произошли перестановки в клубном офисе. Уволили генерального директора Тагира Ибрагимова, назначив на должность Александра Курносова (пока в статусе и. о.), ранее занимавшего кресло исполнительного директора. Однако других заметных движений вокруг клуба не происходит, словно целью было не улучшение работы и реформа перегруженных бюрократией подходов к управлению, а исключительно смена одного человека на другого. Никто так и не вышел к людям и не объяснил суть перестановок, хотя пресс-конференция напрашивалась и пауза в чемпионате для этого подходила идеально. Возможно, ситуацию решено не обостряют из-за приближающегося плей-офф.
Кроме смены генерального директора в клубе произошли и другие кадровые изменения как в спортивном блоке, так и в административном: поменяли спортивного директора Романа Беляева, селекционера по СДЮШОР Вячеслава Ренева и, казалось бы, вечного директора по правовым вопросам Рустема Гаянова, работавшего в клубе еще с тех времен, когда генеральным директором был Александр Семак. Остался неизменным отдел маркетинга, но и здесь могут быть изменения. На прошлой неделе в клубе начались проверки со стороны «Башнефти», по их итогам могут быть новые кадровые движения. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» провела эти две недели в беседах с экспертами и участниками хоккейной тусовки Башкортостана. Во время обсуждений удалось выделить приоритетные направления, которым необходимо уделить особое внимание. Думаем, получилось понять и главную проблему всех прежних руководителей клуба — они жили в замкнутом круге тактических задач и глобальных вещей старались не касаться.
Что же должно лечь в основу стратегии «Салавата Юлаева»?
Куратором команды от правительства и фактически президентом клуба стал заместитель руководителя администрации главы Башкортостана Ринат Баширов (на фото)
ДЛЯ ЧЕГО БАШКОРТОСТАНУ «САЛАВАТ ЮЛАЕВ»
Первый и самый важный вопрос, с которым должны определиться заинтересованные лица (правительство, спонсоры, жители Башкортостана), — для чего республике нужен «Салават Юлаев»? От ответа будет зависеть то, каким станет клуб в ближайшие годы. Тут видятся четыре вектора развития.
Первый. «Салават Юлаев» — это клуб с чемпионскими амбициями, а все остальное вторично. Если клубу нужен Кубок Гагарина, то ситуация самая простая: необходимо увеличить бюджет, закупить игроков, которые умеют побеждать, и ждать результата. Через это в Уфе (и не только в Уфе) уже проходили, схема рабочая, но и ее воплотить в жизнь нужно суметь.
Второй. «Салават Юлаев» — это середняк с неплохими игроками, при этом клуб не вызывает раздражения у публики и не возникает маргинальных комментариев «лучше бы раздали деньги пенсионерам». Клуб уже существовал в таком виде — в начале нулевых. Тогда казалось, что до него нет дела никому. Траты умеренные, амбиции тоже.
Третий. «Салават Юлаев» — национальный проект, как, например, футбольный «Атлетико» (Бильбао) в Испании или хоккейный «Квебек» в Канаде. Основу состава в таком случае должны составить собственные воспитанники вне зависимости от национальности, а также этнические башкиры из других регионов. Кубок в таком случае быстро не выиграть, но заработает школа и неизбежно появятся хоккеисты, способные побеждать.
Наконец, четвертый вариант. «Салават» — капиталистический космополит. Комплектуется исходя из имеющегося финансирования, пытается собрать крепкую команду с парой игроков звездного статуса. Временами добирается до финала конференции. В таком случае нужно усиливать селекционный отдел, потому что без менеджеров уровня Леонида Вайсфельда или Романа Беляева собирать такую команду будет непросто.
Однако оптимальным видится иной вариант — некий гибрид третьего и четвертого подходов. Клуб однозначно должен объединять республику, это рычаг, которым не может стать ни курай, ни мед, ни любой другой национальный символ. Но и об экономике в таком случае забывать не стоит, потому что комплектовать команду, делая ставку на своих, не только сложно, но и непросто с финансовой точки зрения.
За Александра Бурмистрова уфимцы отдали троих хоккеистов, в том числе собственного воспитанника
ВЕРНУТЬ В УФУ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ
Если придерживаться оптимального варианта, то соответствующей должна быть и стратегия комплектования команды. С появлением в Уфе Вайсфельда клуб начал делать акцент на приезжих хоккеистах, при этом команда стала комплектоваться по средствам, но качественными игроками. В селекционной работе были ошибки, но она была объяснима и прозрачна. С уходом генменеджера с этим появились проблемы: клуб редко объяснял те или иные приобретения, боясь сказать что-то лишнее даже, например, тогда, когда был продлен контракт с Линусом Умарком.
До сих пор так и непонятно, есть ли внутри клуба дискуссия о необходимости собственных воспитанников или на школу смотрят как на обременение. Трансфер Александра Бурмистрова, за которого отдали двоих молодых хоккеистов, так и остался неразъясненным клубом, хотя стыдиться этого обмена не было повода. Быстрый путь к успеху, если следовать указанной стратегии, — это в первую очередь вернуть своих воспитанников в «Салават». В КХЛ есть достаточно игроков, чтобы сформировать как минимум одну конкурентоспособную пятерку. Играют же в «Автомобилисте» Артем Гареев, Алексей Василевский, Ефим Гуркин, не всегда проходит в состав СКА Андрей Зубарев, наверняка был бы не прочь завершить карьеру дома Никита Щитов, нужно постараться убедить финансово Михаила Воробьева, который грезит тем, чтобы пробиться в состав «Филадельфии», но получает редкие вызовы из АХЛ. Где-то в таком случае можно и переплатить, но те, кто доказал, что может играть на высшем уровне, должны быть в Уфе.
После того как в прошлом году «Ак Барс» взял Кубок Гагарина, доводы бывшего руководства «Салавата» о том, что своими воспитанниками невозможно выиграть трофей, разбились в пух и прах: в составе казанской команды было 11 человек, выпущенных местной школой. В татарской деревне Дюм-Дюм главный российский хоккейный кубок побывал уже пять раз! Кажется, пришло время следовать тому девизу, который озвучил Радий Хабиров в послании местному госсобранию: «Без якшырак булдырабыз». Сможет ли «Салават» лучше «Ак Барса»?
В этом сезоне в составе всего четыре своих воспитанника — Станислав Гареев, Егор Дубровский, Эдуард Гиматов и Павел Шэн (на фото)
«САЛАВАТУ» НУЖНА АКАДЕМИЯ
В этом сезоне в составе всего четыре своих воспитанника — Станислав Гареев, Егор Дубровский, Эдуард Гиматов и Павел Шэн. Но игровое время есть лишь у Гареева, а Дубровский, Гиматов и Шэн — игроки ротации, которых к основной команде подпускают по праздникам. В случае с Павлом еще и не дают играть, выпуская его в среднем на 2 минуты за матч.
Конечно, это не значит, что клуб должен состоять исключительно из собственных кадров. В составе по-прежнему будут вакансии для легионеров, и тому же Умарку в таком случае найдется место. Однако лучше найти место своему игроку, чем подписывать никому неизвестного варяга.
Но неизбежно должна в ином ключе заработать школа. Вероятнее всего, ее директор останется на своем месте: Вячеслав Хаев одного года с новым президентом клуба Башировым и Чижовым, они в одно время начинали заниматься хоккеем и наверняка найдут общий язык. О Хаеве хорошо отзываются родители, называя его тем человеком, кто сможет разобраться с хозяйством. Но заниматься школой нужно глобально.
Сегодня в республике явно не хватает льда, а четыре крытых катка в Уфе приходится делить между хоккеистами, фигуристами, конькобежцами, шорт-трекистами и арендаторами, на которых зарабатывают хозяева комплексов. Ситуацию отпустили настолько, что хоккейная школа «Юрматы» в городе Салават принадлежит питерскому СКА, а не «Салавату Юлаеву»!
Есть две ключевые задачи, над которыми нужно думать уже сейчас: необходимо разработать республиканскую программу развития хоккея под кураторством клуба и создать полноценную академию хоккея. В Казани этот путь уже прошли и сейчас пожинают плоды, а в их академию едут работать специалисты, которые работали в топ-клубах КХЛ.
Традиции — это то немногое, что у Уфы лучше, чем в той же Казани, — взять хотя бы местных хоккеистов, которые выигрывали Олимпийские игры, чемпионаты мира и играют на ведущих ролях в НХЛ. Ирек Гимаев, Рамиль Юлдашев, Александр Семак, Игорь Кравчук, Андрей Зюзин, Андрей Василевский — представители разных поколений, но все — воспитанники юлаевской школы.
У казанской академии хоккея солидный бюджет, но важнее не только деньги, но и хозяйская рука, руководитель, для которого важно будущее занимающихся там детей. Президент «Ак Барса» Наиль Маганов уделяет очень много внимания, а глава попечительского совета Академии хоккея «Ак Барс» лично Рустам Минниханов. Организация вскоре планирует курировать все школы республики, пока же включает в себя три школы, где собраны лучшие дети со всего региона. Если не нравится сравнение с соседями, то еще один отличный пример уже из футбола. Академия футбола «Краснодара», которую создал Сергей Галицкий. Десятки центров по всему Краснодарскому края готовят детей, а лучшие попадают в систему клуба. Тысячи детей увлечены футболом, и если они не становятся игроками, то остаются болельщиками. Если уфимцы начнут перенимать этот опыт, то местный хоккей обязательно поднимется до самых высот.
Сегодня главные маркетологи клуба — это Григорий Панин и Антон Бурдасов, их идея провести матч с дворовыми пацанами на уличной коробке — лучшее, что произошло с маркетингом «Салавата» за последние пару лет
ВЕРНУТЬ БОЛЕЛЬЩИКА И ПРОВЕСТИ РЕБРЕНДИНГ
Последние два года «Салават Юлаев» бьет антирекорды посещаемости «Уфа Арены». В клубе отказались от сомнительной практики раздавать билеты, но маркетинговой стратегии по привлечению болельщика иными способами нет. В работе с болельщиками отсутствует общая линия, какая была в то время, когда этим занимался ныне генеральный директор баскетбольного «Уфимца» Сергей Медведев.
Сегодня главные маркетологи клуба — это Григорий Панин и Антон Бурдасов, их идея провести матч с дворовыми пацанами на уличной коробке — лучшее, что произошло с маркетингом «Салавата» за последние пару лет.
Во многом по вине уфимской команды не получила развития история с брендом «Зеленое дерби». В Уфе не смогли согласовать дизайн специального комплекта формы для главного противостояния КХЛ, тем временем в Казани не только согласовали, но даже успели изготовить форму. Подобных примеров множество, взять хотя бы предельно странную презентацию формы на межсезонье. Свитера представил специалист по техобеспечению клуба, что отлично смотрелось бы году этак в 88-м…
Работы в этом направлении полно, но главная задача — суметь превратить стадион в место тусовки. Сегодня «Уфа Арена» снова превратилась в закрытую зону, куда можно попасть только в дни игр после жесткого досмотра на входе. Болельщикам нужен музей, достойный фан-шоп и шоу на матчах, которое не должно ограничиваться раскладыванием бумажных стучалок на креслах и видеозаставкой на кубе с прыгающим орнаментом под громкую музыку.
Клубу необходим ребрендинг, который должен начаться с обновления логотипа. Треугольник у «Салавата» появился в конце 90-х и за последние 22 года менялись лишь штрихи и шрифт, которым написано название клуба. О смене логотипа говорят последние лет пять, но решиться на него никак не могут. Конкурс на лучший логотип, объявленный в прошлом году, был признан несостоявшимся — смены так и не произошло.
Все эти вопросы решаемы, если у «Салавата Юлаева» появится хозяин — человек, обладающий политической силой и, что еще важнее, не равнодушный и не временщик. В противном случае, клуб продолжит существование в том виде, в каком он есть сейчас.
КЛУБ ДОЛЖЕН ЗАРАБАТЫВАТЬ
Цель зарабатывать сегодня ставит почти каждый спортивный клуб, но немногие действительно стараются это делать. Речь не идет о том, что «Салават Юлаев» должен выйти на самоокупаемость, но отладить бизнес-процессы здесь обязаны. Этот пункт логично вытекает из предыдущего.
В клубе существует хорошая база болельщиков и система лояльности. До недавнего времени «Салават Юлаев» был одним из немногих клубов в лиге, который за счет коммерческой выручки содержал офис и две арены. Но сегодня уфимцы испытывают с этим проблемы, не используя все доступные ресурсы.
Для проработки экономического развития необходимо нанять профессионалов — таким путем идут некоторые клубы на Западе, и эта практика начинает приживаться в России. В «Салавате» рано или поздно к этой необходимости придут, но если такую задачу будет ставить руководство и спрашивать не менее строго, чем за спортивный результат, то клуб будет развиваться гораздо быстрее.
***
На протяжении последних лет 7 в «Салавате Юлаеве» не понимали того, как развиваться. В первую очередь это касается спортивного направления. Клуб передавали по наследству от одного руководителя администрации главы региона другому, но у тех хватало забот в других сферах. Внутри клуба же больше думали не о будущем, а о настоящем. Пришло время перемен и работы на перспективу. Все устали от безвременья временных.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.