Власти Татарстана, наконец, привели к общему знаменателю решение о судьбе студенческого проездного — ждать его в ближайшее время казанским студентам не следует Власти Татарстана, наконец, привели к общему знаменателю решение о судьбе студенческого проездного — ждать его в ближайшее время казанским студентам не следует Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАТЬ ВСЕМ ПРОЕЗДНОЙ — ЭТО НЕ САМОЦЕЛЬ»

Власти Татарстана, наконец, привели к общему знаменателю решение о судьбе студенческого проездного — ждать его в ближайшее время казанским учащимся не следует. В правительстве РТ решили пока только увеличить финансирование существующей системы поддержки студентов в виде проекта «Транспортный грант». Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов, бюджет этого гранта на первых порах увеличат вдвое — с 30 до 60 млн рублей в год.

Напомним, после решения о повышении стоимости проезда в общественном транспорте до 27 рублей и отмены льготного проездного на 50 поездок за 750 рублей казанские студенты создали петицию в адрес президента РТ Рустама Минниханова, попросив ввести студенческий проездной. К моменту публикации этой статьи под словами «предвидим, как вся наша и без того скромная стипендия будет уходить на проезд» подписались немногим меньше 40 тыс. человек. Вслед за студентами льготный проездной попросили и родители школьников. На минувшей неделе официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова в ходе брифинга в кабмине РТ сообщила, что решение по вопросу студенческого проездного в общественном транспорте найдено и оно отшлифовывается. «Решение найдено, все варианты изучены, проанализирована ситуация», — сказала она, уточнив, что речь идет о целом комплексе мер. Однако конкретика стала известна только сейчас.

«Рассматривалось несколько вариантов, — рассказал Фаттахов. — Дать всем проездной — это не самоцель. Основная наша задача — это адресная помощь нуждающимся студентам».

Сейчас, по словам главы Лиги студентов Руфата Киямова, получателями транспортных грантов являются 6 тыс. студентов по всей республике, которые особо отличились в общественной, научной, спортивной деятельности или добились значимых результатов в обучении. Два раза в год (осенью и весной) на конкурсной основе и с учетом квот вузам между ними распределяют 30 млн рублей. Размер такой выплаты в этом году составляет 4 тыс. рублей, то есть по 1 тыс. рублей компенсации на каждый учебный месяц в течение полугодия. Два года назад эта сумма составляла 800 рублей, в прошлом году — 900 рублей в месяц.

Дамир Фаттахов: «Мы совместно определим итоговый бюджет, который необходим для удовлетворения потребностей именно нуждающихся в транспортном гранте» Дамир Фаттахов: «Мы совместно определим итоговый бюджет, который необходим для удовлетворения потребностей именно нуждающихся в транспортном гранте» Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам главы минмолодежи РТ, кроме увеличения бюджета самого проекта «Транспортный грант» до 60 млн рублей ожидаются еще и существенные изменения в критериях выдачи данных субсидий. Если раньше этот грант выдавался отличившимся активным студентам в качестве поощрения, то теперь приоритет будет отдаваться непосредственно нуждающимся в социальной поддержке. «Основная задача состоит в том, чтобы критерии были прозрачны, чтобы этим транспортным грантом пользовались именно нуждающиеся, — пояснил Фаттахов. — Ни для кого не секрет, что есть студенты, которые ездят на своих автомобилях. Есть те, кто имеет возможность по тем или иным причинам спокойно этот бюджет тратить. Закладывать сразу сумму в бюджет, умноженную на количество студентов? Она огромная получится! Порядка 680 миллионов рублей, причем это только 94 тысяч студентов Казани очной формы обучения. А вероятность того, нуждаются они или нет… Есть и посыл президента нашей страны Владимира Владимировича, что социальная помощь должна носить адресный характер. Мы с Лигой студентов такую задачу с вузами поставили — определить категорию нуждающихся в транспортном гранте... и уже после этого еще раз посмотреть [на проблему]».

Пока минмолодежи РТ совместно с минтрудом РТ формулирует четкое определение понятию «нуждающийся студент», вузам дали свою разнарядку — пересчитать студентов и определить тех, кому была бы нужна помощь в компенсации расходов на общественный транспорт. По словам Фаттахова, об этом он попросил на последней встрече совет проректоров по воспитательной работе. В минмолодежи РТ надеются, что вузы не останутся безучастными в решении «транспортной проблемы» студентов и после всех подсчетов подключатся к софинансированию темы. «После того как мы поймем, что этого транспортного гранта не хватает, то мы здесь рассчитываем и на соответствующую поддержку высших учебных заведений, мы совместно определим итоговый бюджет, который необходим для удовлетворения потребностей именно нуждающихся в транспортном гранте, — рассказал Фаттахов, пояснив о софинансировании вузов следующее. — Это как пожелание… Чтобы вузы не остались в стороне от данного вопроса».

Увеличение бюджета проекта «Транспортный грант» в два раза не означает, что выплаты будут проиндексированы и повышены — речь идет в первую очередь об увеличении количества грантополучателейФото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что увеличение бюджета проекта «Транспортный грант» в два раза не означает, что выплаты будут проиндексированы и повышены — речь идет в первую очередь об увеличении количества грантополучателей. «И мы еще внимательно посмотрим по объему гранта. Затраты студента в Казани больше, чем затраты на проезд студента Нижнекамска или Чистополя. Мы внимательно и этот критерий будем учитывать — сколько необходимо для проезда нуждающемуся в том или ином городе, районе республики. Соответственно, внутреннее перераспределение, именно исходя из интересов нуждающихся, тоже произойдет. Сейчас он одинаковый, хотя стоимость проезда различна», — уточнил министр по делам молодежи РТ.

На сегодняшний день грант уже распределен на первое полугодие 2019 года. Изменения в реализации проекта коснутся только тех грантополучателей, которые заявятся на второе полугодие. «В течение весеннего периода нам нужно собрать всю необходимую информацию обо всех нуждающихся студентах. И тогда мы будем знать уже объективное количество — и это будет уже реальная сумма, которая необходима нуждающимся», — пояснил Фаттахов.

Айдар Абдулхаков: «Почему надо давать всем студентам возможность пользоваться общественным транспортом на льготных условиях? Айдар Абдулхаков: «Почему надо давать всем студентам возможность пользоваться общественным транспортом на льготных условиях?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ, КОТОРАЯ БЫЛА БЫ КОМПРОМИССНА ДЛЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ И СТУДЕНТОВ, ПОКА НЕТ»

«Скорее я недоволен этим решением. Да, власти решили сэкономить. В меньшей степени отражаются интересы студентов. Если грант получали 2 процента студентов, то теперь, если его увеличат, станут получать 4 процента. Мы всегда говорили, что вариант с „Транспортным грантом“ является наименее приемлемым. Мы были готовы рассматривать его только в случае твердого отказа от проездного», — поделился своим мнением автор скандальной петиции о студенческом проездном активист Максим Мухаметзянов. Опускать руки он не намерен и планирует и дальше бороться за студенческий проездной, если только коллеги его поддержат.

По словам Киямова, принятое правительством РТ решение — это определенно победа как для него лично, так и для студенчества республики. «Я с сентября на данной должности. То, что мы за четыре месяца увеличили „Транспортный грант“ вдвое, — это одна из наших небольших побед, — отметил глава Лиги студентов. — Идеальной модели, которая была бы компромиссна для бюджета республики и студентов, пока нет. Но наш план такой — будем держать руку на пульсе». Он также отметил, что, возможно, появятся еще какие-то варианты продвижения темы студенческого проездного, которые бы не зависели сильно от бюджета республики, но пока их нет.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков также одобрил принятое решение повысить размер «Транспортного гранта». «Почему надо давать всем студентам возможность пользоваться общественным транспортом на льготных условиях? — задается вопросом Абдулхаков. — Среди студентов есть активные молодые люди, есть пассивные, есть те, кто хорошо учится, есть те, кто не очень. Некоторые пользуются личными автомобилями и вообще не нуждаются в проездных, есть те, кто платно обучается…»

Собеседник издания напомнил, что система транспортных грантов работает с 2011 года, благодаря ей самые активные и отличившиеся студенты через минмолодежи получали субсидии на оплату проезда. «Мы как пассажиров их (студентовприм. ред.) не различаем, и для нас ничего не изменится, если количество таких пассажиров увеличится вдвое», — заключил Абдулхаков.

О готовности посодействовать минмолодежи в разработке концепции поддержки студентов заявил и ректор КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко О готовности посодействовать минмолодежи в разработке концепции поддержки студентов заявил и ректор КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко Фото: kpfu.ru

«ТОЛЬКО НА УНИВЕРСИТЕТ ПЕРЕЛОЖИТЬ ЭТИ ДЕНЬГИ НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

О готовности посодействовать минмолодежи в разработке концепции поддержки студентов заявил и ректор КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко. По его словам, университет, как и другие учебные заведения, безусловно, знает студентов, которые находятся в тяжелом материальном положении, и выделяет им необходимую помощь. «Меня очень радует, что минмолодежи поднимает вопрос, связанный с проездными документами для студентов. Здания нашего университета и общежития расположены в пешей доступности. Правда, у нас есть специальный факультет, который находится подальше — на Компрессорном, но я, когда был студентом, до всех этих зданий доходил пешком. Я, правда, в КАИ учился, приходилось ездить на Дементьева, туда пешком, конечно, не дойдешь... Есть такие моменты. Но в целом студенты пешком активно перемещаются. Казанские живут с родителями, но они могут жить далеко. Так что минмолодежи должно, наверное, какую-то методику разработать — кто является не просто материально нуждающимся, но и пользуется при этом активно общественным транспортом. Оттого что мы дадим проездной тому, кто им не пользуется, материальное положение человека не улучшится», — сказал он.

По словам Юшко, в вузе очень хорошая профсоюзная организация, но прежде, чем выделять деньги, надо знать кому и сколько. А дальше возникает вопрос об источнике денег. «Только на университет переложить эти деньги не получится, если будет разработана схема, по которой минмолодежи будет помогать, университет может тоже к этому подключиться. Мы сможем с нашим учредителем поговорить по этому поводу», — объяснил он.

Начальник пресс-службы КФУ Камилл Гареев также подчеркнул, что КФУ не остается в стороне от проблем студентов и стипендии выплачиваются разных видов, в том числе и для поддержки социально незащищенных учащихся. «Но надо понимать, что все вопросы решаются по индивидуальным обращениям как через университет, так и через профсоюз студентов», — уточнил Гареев.