«Каждому есть что сказать, каждому есть что повышать», — сказал глава исполкома Казани Денис Калинкин на заседании по безопасности дорожного движения. Казанские перевозчики изучили опыт транспортников Самары, которых им в пример поставил глава МВД по РТ Артем Хохорин, и остались в восторге… от бюджетных компенсаций в 1,5 млрд рублей ежегодно. О том, как глава исполкома, ГИБДД, дорожники и перевозчики искали «таблетки» для безопасности на дорогах Казани, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Айдар Абдулхаков предложил исключить зависимость водителей от плановых показателей: «Сейчас выполнение плана по сбору выручки фактически присутствует в системе показателей»
КАЛИНКИН — ПЕРЕВОЗЧИКАМ: «ПРИ ЛЮБОЙ СТОИМОСТИ БИЛЕТА МЫ БУДЕМ ТРЕБОВАТЬ КУЛЬТУРЫ ВОЖДЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ»
Сегодня в исполкоме Казани прошло заседание комиссии по безопасности дорожного движения с подведением итогов минувшего года и планами на 2019 год. Там же стало известно о новшествах этого года в перевозке пассажиров, помимо повышения с 3 февраля стоимости проезда. Так, водителям общественного транспорта повысили разрешенную скорость движения по городу с 50 до 55 км/ч. А перевозчикам до 1 июля нужно исключить зависимость доходов водителей от выполнения плановых показателей перевозки пассажиров. Такие изменения анонсировал председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков.
«После введения ограничения скоростного режима от руководителей транспортных предприятий стали поступать обращения об износе деталей автоматической коробки передач», — сказал Абдулхаков. Так, при скорости в 50 км/ч коробка передач в автобусах работает на пике третьей скорости и не переключается на четвертую. В результате двигатель работает на повышенных оборотах, что снижает ресурс техники. Превышения же до 60 км/ч за прошлый год чаще всего фиксировалось на Горьковском шоссе, Оренбургском и Мамадышском трактах.
Отчитался Абдулхаков и об исполнении поручения кабмина РТ — изучить опыт Самары в пассажирских перевозках. В частности, решение о привязке зарплаты к соблюдению графика движения и безаварийной езде, а не к выручке предприятия, решено взять у самарских коллег. «Сейчас выполнение плана по сбору выручки хотя и не является показателем по начислению заработной платы, фактически присутствует в системе показателей, являясь производной от количества перевезенных пассажиров», — сказал Абдулхаков. А заработная плата водителей в Самаре зависит от выполнения 7 показателей, важнейшими из которых является выполнение рейсов, соблюдение расписания и выполнение плана количества перевезенных пассажиров. Зарплата кондуктора напрямую зависит от количества перевезенных пассажиров.
Водителям общественного транспорта повысили разрешенную скорость движения по городу с 50 до 55 км/ч
«Но у них тоже есть план — только он называется по-другому! — так оценил предложение города директор ООО „Агромир“ Владимир Капитонов. — Назвать можно как угодно. Сущность же остается одна и та же. Есть у нас платные пассажиры, деньги мы должны инкассировать. Но если мы говорим о 220-м федеральном законе, то да — в Москве при исполкоме создан МУП, который сажает в подвижной состав кондукторов, они всю выручку собирают и сдают. Вся выручка уходит МУПу — а он по перевезенным километрам выплачивает деньги по безналу перевозчикам. Вот это, действительно, оплата по факту проезда. За километры оплачивается маршрут!»
Напомним, федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа» и принятый приказ минтранса России «О начальной максимальной цене контракта» выдвигает жесткие требования к перевозке пассажиров в общественном транспорте. Так, средняя заработная плата водителя, к примеру, должна быть 60 тыс. рублей, а не 35 тыс., как сейчас в Казани. На каждые 10 автобусов должно быть два механика, а не один, на каждый автобус — 2,2 водителя, и так далее. Если действовать строго по приказу минтранса РФ и сохранить действующий в городе тариф (25 рублей за наличку), то городская маршрутная сеть «тянет» на дополнительные 4,5 млрд рублей компенсации из бюджета. Впрочем, тот самый приказ вступил в силу 1 июля 2018 года, а новые пятилетние контракты с перевозчиками исполком Казани заключил 1 июня. Поэтому за это время город должен повышать частичное субсидирование из бюджета, а частично придется сокращать маршруты.
Ответить Капитонову взялся сам глава исполкома Денис Калинкин. «Уважаемые перевозчики, вы просили увеличить стоимость проезда до 33 рублей, госкомитет по тарифам принял решение увеличить до 27 рублей. Мы помним, что стоимость не менялась два года, выросла стоимость ГСМ, запчастей, увеличилась инфляция. Ваши расчеты экономически верны и обоснованы, мы их знаем уже наизусть. Но экономика не может быть основанием для нарушений на дорогах, оправданием несоблюдения скоростного режима. При любой стоимости билета мы будем требовать соблюдения культуры вождения и обслуживания пассажиров», — подчеркнул он.
По словам Игоря Новикова, уровень травматизма на дорогах города остается высоким, а по ряду направлений даже есть тенденция к росту
ОПЫТ САМАРЫ ИЗУЧЕН: В ПЛЮСАХ МИЛЛИАРДНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ ИЗ БЮДЖЕТА, В МИНУСАХ — ЧАСТНИКИ БЕЗ ЛЬГОТ
Самарский опыт казанцы, похоже, изучили под микроскопом. Напомним, что в декабре 2018 года глава МВД по РТ Артем Хохорин подчеркнул, что в Казани последние два года тянется рост числа ДТП по вине автобусов. И предложил изучить самарский опыт, где аварийность по вине водителей автобусов в три раза меньше. В Самару транспортный комитет и перевозчики съездили даже дважды — в январе и декабре. Посетили делегаты и транспортные предприятия, и местный комитет по транспорту. Абдулхаков рассказал, что в Самаре действует два вида маршрутов: муниципальные и частные. Первые работают по тарифам регулируемым, вторые — по нерегулируемым.
«По этому принципу общественный транспорт работает в большинстве российских городов. И мы считаем этот принцип скорее недостатком, чем преимуществом», — сказал Абдулхаков и следом обрисовал картину начала нулевых в Казани. По нерегулируемым тарифам в Самаре работают 34 маршрута — на них ездят более 600 микроавтобусов типа «ПАЗиков» и Ford Transit (они работают по договорам фрахта с двумя компаниями, выигравшими конкурс). Цена проезда — 30 рублей, льготы в них не действуют, оплата только наличными. На муниципальных маршрутах работают 400 автобусов, цена проезда — 28 рублей (налично и безналично). Самое главное — компенсация за провоз льготников осуществляется в полном объеме — до действующего тарифа, да еще за каждого пассажира бюджет компенсирует 1 рубль — до экономически обоснованных 29 рублей. Всего из областного и городского бюджета на эти цели в 2018 году выделили более 1,5 млрд рублей.
«Уже в этой части наши перевозчики могут позавидовать самарским», — сказал Абдулхаков. Напомним, что еще до повышения тарифа объем компенсации за перевозку льготников в Казани составлял 630 млн рублей. Причем эта сумма «размазывается» на все 800 городских автобусов, плюс еще метро и электротранспорт. Самарская область, получается, гораздо щедрее, чем Татарстан. Поэтому в числе плюсов самарской схемы Абдулхаков назвал полную компенсацию выпадающих доходов за проезд льготников (в Казани 15 рублей, с 3 февраля — 18 рублей), а также компенсацию за каждую поездку до экономически обоснованного тарифа в 29 рублей (в Казани такого возмещения нет вообще: 27 рублей — это потолок).
По статистике, в Самаре с участием общественного транспорта за 2018 год произошло 39 ДТП (погиб один, 72 человека пострадало). Для сравнения: в Казани количество дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта сократилось за 2018 год на 8% до 115 случаев по сравнению с 2017 годом. Но дьявол обычно кроется в деталях. Во-первых, в Самаре не учитывают падение пассажиров в салоне автобуса, не повлекшее серьезных увечий. Между тем, по данным ГИБДД, из 115 казанских ДТП с автобусами 61 — это именно падение пассажиров. В Казани каждый такой случай — это ДТП, и не дай бог водителю продолжить движение: лишат прав за «бегство с места аварии». Во-вторых, в Самаре не учитываются ДТП с теми самыми частниками, что работают по нерегулируемым тарифам, а это, напомним, две трети подвижного состава города.
В числе минусов самарской схемы в целом — работа в городе автобусов малой вместимости, а также отсутствие статистики по ДТП у частников и невозможность проезда льготников на коммерческих маршрутах: там они платят полностью.
Игорь Куляжев рассказал о том, как в городе ведется работа по уборке снега с дорог и тротуаров
«ЗДЕСЬ СИДЯТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ БЛАГОУСТРОЙСТВА, И У НИХ ТОЖЕ ЕСТЬ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ… ВСЕ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ»
Представители транспортных предприятий на сегодняшнем совещании не молчали, как это было в предыдущие годы. Так, гендиректор ООО «КПАП-7» Ильдар Мухаметов взял слово и рассказал, что при сопоставимом объеме перевозки экономика у самарских перевозчиков в среднем на 6 рублей лучше.
«Разница в полтора миллиарда получается. И все-таки денежный момент имеет значение», — попросил перевозчик обратить на это внимание.
«А вопрос какой? Повышение тарифов? Решение принято, и оно уже не обсуждается, — сказал Калинкин и едва слышно добавил, что повышение тарифа будет ежегодным. — По-другому не будет, но я еще раз говорю — качества мы будем требовать при любом тарифе».
Напомним, что тарифы на проезд теперь планируется рассматривать ежегодно — ранее это анонсировали и в госкомитете РТ по тарифам.
Но подозрения в плохом качестве обслуживания перевозчики не поддерживают. Казань на голову выше по качеству подвижного состава и по уровню обслуживания пассажиров в целом. Лучший пример можно найти разве что в Москве. А опыт Самары, по мнению Капитонова, поучителен не столько для перевозчиков, сколько для самих властей: там на то же количество подвижного платят в два раза больше денег. Вот и вся разница.
«Понятно, мы вас услышали, — проговорил Калинкин. — Еще раз повторюсь, все ваши проблемы мы знаем наизусть и неоднократно рассматривали. Здесь сидят представители предприятий благоустройства, и у них тоже есть недофинансирование, они тоже могут рассказать, сколько им необходимо! Все в такой ситуации. Каждому есть что сказать каждому есть, что повышать. Тариф был принят, будем по нему работать. Мы еще раз говорим — критерий по выполнению плана не может быть основополагающим. Безопасность пассажиров — прежде всего. Нарушать правила дорожного движения не дозволено никому! Вот видео показали… Куда он гнал? Речь даже не о плане, а просто о безответственности водителей».
Несвоевременная обработка дорог противогололедными материалами и складирование снега на обочинах серьезно ухудшает видимость на дорогах
То самое видео показал глава ГИБДД Казани Игорь Новиков. По его словам, всего на дорогах Казани в прошлом году произошло 2 015 ДТП, в которых погибли 49 человек и пострадали 2,3 тыс. человек. Доля ДТП с участием городского пассажирского транспорта по итогам прошлого года составила всего 4,3% от общего количества аварий. По словам Новикова, уровень травматизма на дорогах города остается высоким, а по ряду направлений даже есть тенденция к росту. На фоне снижения числа пострадавших в ДТП есть рост погибших. Впрочем, это общая статистика, а по вине пассажирского транспорта в 2017 году погибли два человека, а в 2018 году — один человек. Высоким остается в городе показатель наездов на пешеходов — за прошлый год 841 случай. Одним словом, водительская дисциплина всех участников дорожного движения хромает. Уменьшать количество наездов намерены снижением скорости движения транспорта вблизи пешеходных переходов, установкой шумовых полос (в прошлом году впервые в городе сделали 8 таких полос, и они уже показали результативность).
Глава комитета внешнего благоустройства, замруководителя исполкома Игорь Куляжев рассказал о том, как в городе ведется работа по уборке снега с дорог и тротуаров. Всего с начала зимы с улиц вывезли 400 тыс. тонн снега (за последнюю неделю — 85 тыс. тонн), что на 20% больше по сравнению с прошлым годом и сопоставимо по объемам с 2011 годом. Днем ранее Куляжев подробно рассказал о ходе уборки дорог, а сегодня акцентировал внимание на том, что дорожным службам дано особое поручение по очистке от снега остановок и заездных карманов.
«Нарекания жителей города поступают на качество уборки муниципальных парковок у центральной части города», — сказал Калинкин и попросил усилить контроль за их содержанием.
По словам Новикова, к 27 января 2019 года в городе произошло 39 ДТП, на месте совершения которых зафиксировали недостатки зимнего содержания дорог (погиб один человек, пострадали 44 человека). По данным фактам возбуждены административные дела. Новиков добавил, что ежегодно ГИБДД обнаруживает недостатки работы дорожных служб — это несвоевременная обработка дорог противогололедными материалами, складирование снега на обочинах, что серьезно ухудшает видимость. В среднем в зимнее время в городе происходит до 200 ДТП, в летний период — от 150 до 200, и это довольно большой показатель, считают в ГИБДД.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 162
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.