Фото: Ирина Ерохина

«АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ» ОТ КАЗАНСКИХ ВРАЧЕЙ ОСТАЛСЯ В ВОСТОРГЕ

История клиники «Третий глаз» началась с эксимерлазерной коррекции близорукости. 20 лет назад об операции, которая позволяет через час-полтора покинуть стены клиники с отличным зрением, забыв об очках и линзах, говорили со смесью недоверия и восхищения. Со временем процедура стала оптимальным выбором пациентов для лечения миопии, дальнозоркости и астигматизма, да и последователей в Казани на этом поприще у «Третьего глаза» прибавилось. Многие специалисты по лазерной коррекции, работающие теперь в других клиниках, начинали свой профессиональный путь именно здесь.

«Наш центр является кузницей кадров для казанской офтальмологии, — отмечает главный врач клиники «Третий глаз», к.м.н., член Европейской ассоциации катарактальных и рефракционных хирургов Дмитрий Липинский. — Так, раньше в Казани было крайне трудно найти специалиста по исправлению косоглазия. Мы открыли школу по этому направлению, и сейчас избавиться от досадного дефекта можно надежно и быстро».

Как сообщил наш собеседник, на базе клиники «Третий глаз» проходят регулярные курсы повышения квалификации для офтальмологов, казанские доктора посещают зарубежные саммиты по новым технологиям, европейские общества катарактальных и рефракционных хирургов. И то, что 10–15 лет назад в лечении глазных болезней казалось недоступным космосом, сейчас стало обыденным делом, а в чем-то казанцы даже опережают зарубежных коллег.

Инновации в офтальмологии появляются чуть ли не каждые полгода. Чтобы предлагать востребованные медицинские услуги, нужно следовать современным тенденциям, благо сегодня доступ к новейшему оборудованию, расходным материалам и передовым технологиям открыт. О высоком качестве работы специалистов «Третьего глаза» свидетельствует и тот факт, что в последнее время сюда все чаще обращаются пациенты с Ближнего Востока, из стран Западной Европы и Америки.

Фото: Ирина Ерохина

«Наша ценовая политика выгодно (порой в несколько раз) отличается от расценок зарубежных медицинских учреждений, а квалификация врачей и оснащение находятся на таком же уровне, — комментирует эту тенденцию Липинский. — Например, накануне Нового года в „Третьем глазе“ побывал пациент из Великобритании. Он рассказал, что придирчиво выбирал центр для лазерной коррекции, консультировался в клиниках Италии и Англии. Где-то не устроило оборудование, а где-то — отсутствие полной информации от врача. И только в Казани „английский пациент“ встретил подходящие условия и специалистов, общение с которыми его полностью удовлетворило — и как пациента, и как человека».

РАЗГОВОР ДОКТОРА С ПАЦИЕНТОМ СЕГОДНЯ НАПОМИНАЕТ ДИАЛОГ ДВУХ СПЕЦИАЛИСТОВ

По словам руководителя «Третьего глаза», за 20 лет в клинике совершенствовалось не только оборудование. Изменился профиль самих пациентов. Если раньше лазерную коррекцию зрения собирались делать примерно в 20 с небольшим лет, то теперь расставаться с очками предпочитают в более зрелом возрасте. Молодые люди очень продвинутые, они имеют доступ к информации и приходят максимально подготовленными. Сегодня разговор врача с таким пациентом больше похож на партнерский диалог с обсуждением альтернативных путей лечения.

Фото: Ирина Ерохина

Для возрастной аудитории характерно, что выявляться чаще и молодеть стала катаракта, отмечает наш собеседник. По мировой статистике, помутнение хрусталика находится на 10-м месте среди всех заболеваний. Теперь катаракту удаляют не в 75–80 лет, а раньше и не ждут, пока она созреет. Практически каждую неделю в «Третий глаз» обращаются с этой проблемой пациенты от 40 до 45 лет, так как даже минимальные возрастные изменения хрусталика приводят к дискомфорту. Еще одна интересная тенденция: раньше пациенты пожилого возраста требовали просто заменить мутный хрусталик на прозрачный, а сейчас после операции хотят без ограничений водить машину, работать за компьютером, даже стрелять! И это вполне осуществимо.

«В конце прошлого года в клинике „Третий глаз“ появился новый диагностический модуль американского производителя, — рассказал Липинский. — Этот аппарат помогает очень точно высчитать диоптрийную силу хрусталика, которая должна соответствовать пациенту, и правильно имплантировать линзу в глаз, что предопределяет успех операции». 

Замена хрусталика практикуется и в случаях, когда эксимерлазерная коррекция невозможна, а повысить остроту зрения все же хочется. Тем более что операцию по замене хрусталика можно назвать «процедурой одного дня» — она длится 10–15 минут, проходит под местной анестезией и без госпитализации. Что касается стоимости, ее, по словам специалиста, всегда предопределяет цена оборудования, на котором делается операция, и расходных материалов.

«Не всегда самое дорогое — самое лучшее, — говорит доктор Липинский. — Но в медицине почти всегда так оно и есть. В клинике „Третий глаз“ используются одноразовые расходные материалы и оборудование ведущих европейских, американских, японских производителей, которые являются эталоном качества в офтальмологии. Мы не экономим на пациентах и предельно честны с ними: полностью информируем, на каком аппарате будет проведена диагностика и процедура, какой процент успеха и другие варианты лечения. Когда человек владеет всей информацией, он доверяет врачу и идет на операцию без страха».

Фото: Ирина Ерохина

ХИРУРГ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ СМОТРИТ ТЕЛЕВИЗОР? ЭТО ИНТЕРЕСНАЯ ФИШКА

Основной костяк слаженного коллектива офтальмологической клиники «Третий глаз» остается неизменным с момента основания. Как правило, каждый врач специализируется на определенном направлении, будь то диагностика или хирургия, лечение косоглазия, глаукомы, катаракты, эксимерлазерная коррекция зрения. По мнению руководителя клиники, офтальмология была достаточно узким направлением в медицине, но ответвления, которые появились в последние несколько лет, требуют глубокого внимания к своей теме. Ни один врач не сможет охватить весь спектр офтальмологических услуг и делать все подряд на высоком уровне:

«Занимаясь микрохирургией глаукомы, сложно набраться опыта в пластической хирургии. Сегодня важнее быть квалифицированным специалистом в одном направлении, делать свое дело хорошо, грамотно и лучше остальных. Наши врачи проходят постоянное обучение, что на пользу и пациентам, и коллегам — в сообществе казанских офтальмологов знают, с кем можно посоветоваться в сложных случаях в качестве эксперта. Не всегда доктор находит свою специализацию сразу, иногда нужно попробовать разные темы, пойдет или нет», — отмечает Липинский.

В клинике «Третий глаз» успешно проводится большое количество пластических операций на веках. Отмечается востребованность этих операций не только у женщин, но и у мужчин. Процедура, которую многие выбирают для омоложения, изначально была разработана для решения анатомических проблем со зрением. Так что в казанской клинике накоплен большой опыт сотен пластических операций на веках.

Фото предоставлено клиникой «Третий глаз»

Еще одна особая тема в клинике — это дети, к лечению которых относятся трепетно и серьезно. Детский кабинет в «Третьем глазе» укомплектован наиболее востребованным оборудованием для аппаратного лечения детей. Кроме того, почти 10 лет детские офтальмологи клиники помогают казанскому Дому малютки, диагностируя и корректируя проблемы со зрением у малышей, оставшихся без попечения родителей.

А есть ли надежда, что в обозримом будущем появится аппарат, который сможет решать любые проблемы со зрением? Доктор Липинский признается, что вряд ли, да и к идее появления универсального зрительного протеза — электронного бионического глаза — относится скептически: «Сейчас технологии развиваются в сторону более комфортных условий для врача. Например, появилась возможность заниматься микрохирургией глаза без микроскопа: хирург надевает 3D-очки и видит проекцию глаза на огромном плазменном экране. Это интересная разработка, но принципиально ничего для пациента не меняет. И ни одна офтальмологическая процедура никогда не решает вопрос со зрением в будущем. Глаз — живая оптическая система, которая изменяется от возраста, нагрузок и образа жизни. Мы не можем гарантировать, что, если пациент сделал эксимерлазерную коррекцию, через десятки лет у него не разовьется глаукома. Поэтому рекомендация проходить регулярные осмотры у офтальмолога, чтобы сберечь зрение, будет актуальна всем и всегда».

Имеются противопоказания,
необходимо проконсультироваться со специалистом