МИНУСЫ ОТ ЗАКРЫТИЯ ДОРОГ ДЛЯ ГРУЗОВИКОВ ПРЕВЫШАЮТ ПОТЕРИ ОТ ИЗНОСА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА, СЧИТАЮТ СОЦИОЛОГИ ИЗ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ

В результате весенних ограничений на движение большегрузов по дорогам Татарстана казна Татарстана не получит 350 млн. дорожных акцизов, 168 млн. рублей выпадут из бюджета из-за недополученной прибыли от продажи топлива. Это только немногие цифры реальных потерь, который понес республиканский бюджет в результате весеннего закрытия дорог. Таковы данные исследования, проведенного по заказу грузоперевозчиков РТ "Центр маркетинговых исследований". С его результатами вчера на выставке "Автосалон. Авто-Кама. Автопром. Автокомпоненты-2011" в Набережных Челнах ознакомился корреспондент «БИЗНЕС Online».

КОНТРАРГУМЕНТЫ РОСТАВТОДОРУ

Вчера в рамках специализированной выставки "Автосалон. Авто-Кама. Автопром. Автокомпоненты-2011" в Набережных Челнах был представлен доклад Елены Машковой - директора ООО "Центр маркетинговых исследований", касающийся потерь перевозчиков и республиканского бюджета от закрытия дорог на весенний период. Доклад и исследование были сделаны, по словам социолога, по заказу грузоперевозчиков Татарстана, ассоциации грузоперевозчиков РТ и логистической ассоциации республики. Цифры в докладе, прямо скажем, поразительные. «БИЗНЕС Online» неоднократно затрагивал эту проблему, однако на аргументы представителей Росавтодора сложно было найти контраргументы. Но они, кажется, нашлись. Напомним, что одним из решений правительства РФ является закрытие автодорог в продолжении весенних месяцев по разным регионам сроком на один месяц.

- Через наш регион проходит трасса М-7, и мы хотели посмотреть, реально кто-нибудь взвешивал доходы и расходы от этого закрытия? Да, на весах у нас износ дорожного полотна. Но мы попробовали посчитать еще и потери от весового ограничения федеральных трасс, проходящих по территории РТ, - рассказала  Машкова.

 ГРУЗОВИКИ СТОЯТ – ТОПЛИВО НЕ ПОКУПАЕТСЯ

Для начала центр опросил руководителей каждого третьего автотранспортного предприятия, которое входит в логистическую ассоциацию РТ (это более 400 предприятий). Общая численность персонала на опрошенных предприятиях составила порядка 2 тыс. человек. При экстраполировании полученных данных на всю совокупность грузоперевозчиков и зарегистрированных грузовых автопоездов РТ в центре смогли оценить объемы экономических потерь, которые происходят от весового ограничения.

При этом социологи не ограничились только Татарстаном, тем более, что в ассоциации есть и компании, зарегистрированные в Перми, Екатеринбурге и других городах России, которые проездом используют трассу М-7. Оказалось, во-первых, что две трети грузоперевозчиков – малые предприятия (при том, что "на всех уровнях говорится о поддержке малых предприятий, хотя конкретно эти ограничения приносят большой ущерб, а реальной поддержки нет", - саркастически подметила Машкова).

Получились следующие исходные данные. Во-первых, почти половина грузоперевозчиков РТ совершают рейсы по республике ежедневно, 20% - 3 - 4 раза в неделю, 32% - 1 - 2 раза. При этом 61% компаний тратят в месяц от 50 до 100 тыс. рублей на покупку дизельного топлива, а 22% - от 100 до 160 тыс. Соответственно, почти у половины грузоперевозчиков доля затрат на покупку дизельного топлива в объеме выручки составляет 26 - 35%. До половины выручки затрачивается на приобретение топлива у 41% предприятий. Еще у 20% предприятий она составляет 13 - 25%. Грузовики стоят – топливо не покупается.

НЕОПЛАЧИВАЕМЫЕ ОТПУСКА И ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ НА 37%

То же касается сервисных служб, расположенных вдоль трассы. Скажем, два раза за время движения останавливаются 40% грузоперевозчиков, 20% останавливаются вообще три раза, четыре раза – 10% грузоперевозчиков. Автоперевозчики немало тратятся на запасные части, покупку авторезины и сервисные услуги. Во время ограничений эти сервисные компании понесли, следовательно, огромные убытки. Понесли потери и работники компаний, занимающихся перевозками. К примеру, в 31% компаний средняя зарплата составляет 21 - 25 тыс. рублей, в 14% компаний – 26 - 30 тыс. рублей, в 24% - 31 - 40 тыс. При этом 35% автоперевозчиков вынуждены были отправлять своих водителей этой весной в неоплачиваемые отпуска. Казалось бы, при чем тут госбюджеты? Но ведь теряет и государство: все это приводит к огромным выпадающим доходам бюджета: выплаты по НДФЛ в месяц в зависимости от величины компании у грузоперевозчиков составляют от 5 до более 90 тыс. рублей. Этих денег бюджет недополучил. Как недополучил своих денег и пенсионный фонд РТ. Резко снизились и среднемесячные обороты компаний-грузоперевозчиков из-за закрытия федеральных трасс. Автотранспортные предприятия в среднем потеряли 37% выручки! Потеряли не только деньги, но и клиентов. Пока Татарстан держал дороги под замком, у 44% компаний клиенты перебежали к другим российским компаниям-перевозчикам, а у 9% вообще – к иностранцам. "Реальные средства ушли из бюджета республики", - отметила Машкова.

МОГЛИ ПОТЕРЯТЬ 2 МЛРД. – ПОТЕРЯЛИ 700 МЛН. РУБЛЕЙ

И это при том, что в Татарстане за последние годы наметилось падение динамики регистрации грузовых автомобилей. Если до 2007 года число зарегистрированных в республике грузовиков росло (пиковое значение в 26123 автомобиля), то уже в 2009 году зарегистрировалось всего 4454 автомобиля, а в 2010 и вовсе 462.

- Еще хочется сказать, что одна из серьезных проблем в республике – доступ к официальной статистике, - заметила социолог. - В частности, сложно было найти число регистрирующихся машин, и сколько вообще зарегистрировано грузового транспорта в Татарстане.

Так или иначе, данные были получены. Выяснилось, что всего в Татарстане сегодня 212 500 автопоездов, на которые распространяется весовое ограничение проезда. И если бы все они не смогли бы выйти на трассы в месяц закрытия дорог, в таком случае, по словам Елены Машковой, республика понесла бы 947 млн. рублей потерь только по дорожным акцизам в составе дизельного топлива! Еще 454,5 млн. рублей экономика РТ потеряла бы в результате недополученной прибыли от продажи топлива.

От падения продаж запчастей (такой вот эффект домино) – республика получила бы 164 млн. рублей убытков. От недополученной прибыли дорожного сервиса – еще 171,5 млн. Всего – 1,8 млрд. рублей! Республиканские ведомства, в принципе, должны сказать спасибо "героизму" и отчаянию грузоперевозчиков, которые умудрялись вести свой бизнес во время действия приказа Росавтодора. Но и реальные потери впечатляют. 350 млн. рублей не получит Татарстан дорожных акцизов, 168 млн. рублей выпадут из бюджета из-за недополученной прибыли от продажи топлива, не увидит республика и 1,2 млн. рублей НДФЛ. Суммируя все выпадающие доходы – Татарстан потерял на дорожном запрете только по приблизительным подсчетам 690 млн. рублей! И это при учете только тех автотраспортных предприятий, которые входят в состав Логистической ассоциации РТ и участвовали в исследовании.

ЗАКОНОДАТЕЛИ СЧИТАЛИ ТОЛЬКО ИЗНОС?

- И если просуммировать все компании, то получатся миллионы и миллионы рублей убытков, - резюмирует социолог. – А ведь когда принималось это решение, подсчитывался только износ дорожного полотна. Вот называются цифры износа от одного населенного пункта до другого, к примеру, износ составляет 17 млн. рублей. И при этом народное хозяйство несет вышеозначенные потери. Мне кажется, следовало бы учитывать эти цифры при принятии законодательных актов.

ТОЛЬКО КАМАЗ ПОТЕРЯЛ 10 МЛН.

При этом, опять же, не учитывались потери крупнейших производителей, для которых перевозчики осуществляют свои перевозки, как поставщики услуг. Например, из конфиденциальных источников Машковой стало известно, что КАМАЗ только на том, что вынужден был удвоить число автомобилей для перевозки запчастей и продукции, понес до 10 млн. рублей потерь в месяц. То же касается и Нижнекамскнефтехима, и других крупных компаний РТ. Все предприятия-заказчики несут свои потери, которые очень сложно подсчитать. Не надо забывать и о том, что когда пермские или екатеринбургские перевозчики выбирают объездные трассы, вроде М-5 и других, или находят дороги, на которые ограничения не распространяются, они едут в объезд республики. В результате чего республиканский бюджет и экономика республики опять же теряют деньги.

Сергей Афанасьев