Фото: «БИЗНЕС Online»

НА РЫНКЕ ОСТАЛИСЬ ТЕ, КТО НАРАБОТАЛ РЕПУТАЦИЮ И СОЛИДНУЮ КЛИЕНТУРУ

Рынок таксоперевозок в столице РТ сегодня принял более-менее цивилизованные формы: ушли времена, когда на дорогах Казани царила «махновщина», а рынок делили «серые» и «белые» таксисты, нередко вступающие в конфронтацию друг с другом.

Пожалуй, в какой-то мере урегулировал нишу таксоперевозок Закон о такси №69-ФЗ , принятый в 2011 году, обязывающий оформлять разрешение на перевозку людей и багажа на каждое транспортное средство. Как водится, в первое время исполнительные власти на местах начали серьезно перетряхивать рынок, обязуя перевозчиков оформлять надлежащие документы, да и ДПС на дорогах особо не церемонилась – без соответствующего разрешения, но при наличии пассажиров в салоне водителя безжалостно штрафовали. В результате с рынка ушли мелкие игроки. Не выдержали испытания реалиями и некоторые крупные перевозчики. Так, четыре казанских таксопарка, которые получили лицензию на перевозку гостей Универсиады в 2013 году и создали ассоциацию таксопарков Татарстана, — «Такси Белый Барс», «Такси 24», «Таксопарк №1» и «Такси Премьер» — прекратили свою работу еще в 2014 году, причина – нерентабельность компаний.

На рынке остались лишь те, кто смог основательно застолбить свою нишу, наработать репутацию и солидную клиентуру. 

Стоит отметить, что в классическом понимании таксопарков (со своими авто, гаражами, техобслуживанием и т. д.) уже давно нет. На их место пришли агрегаторы или диспетчерские службы.

Фото: «БИЗНЕС Online»

А вот официальной информации о количестве сервисов заказа такси в Казани получить практически невозможно – таковая просто отсутствует. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ – ведомстве, уполномоченном выдавать разрешения на таксоперевозки, – имеется лишь информация о количестве выданных с 2011 года разрешений «на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории РТ» – их почти 30 тысяч. В том числе и с выданными в 2018 году чуть более 2,7 тыс. разрешений. Не густо – если оценивать республиканский рынок в целом. При этом досрочно прекращено 8,6 тыс. разрешений. 

Фото предоставлено ГК «Везёт»

По нашим же данным, сегодня на рынке перевозок в Казани работает больше 10 самостоятельных агрегаторов такси. Крупнейшие игроки рынка: сервис заказа «Лидер», входящий в «ГК «Везёт», «Яндекс.Такси (работающий с таксопарками «Элит», «Престиж»), Такси «Татарстан», работающий на платформе taptaxi, Gett и Максим. Более мелкие – «Сапсан», «Союз», Tatar, «Абсолют». Точное количество подключенных к этим платформам перевозчиков неизвестно. Впрочем, это объяснимо, так как большинство водителей, работающих в такси, регистрируются сразу в нескольких сервисах и курсируют в поисках наиболее выгодных заказов и условий от одного агрегатора к другому.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПОЛАГАЕМСЯ НА РУССКИЙ АВОСЬ!»

Конечно, таксист может работать исключительно сам на себя – ему достаточно лишь оформить ИП и получить разрешение. При этом необходимо иметь права категории В и стаж вождения не менее трех лет, чтобы начать выполнять заказы и получать доход, причем немедленно. Даже наличие собственного автомобиля не обязательно – город пестрит объявлениями, предлагающими машины в аренду, да и некоторые службы сервиса готовы предоставить автомобили в распоряжение таксистов. Однако без диспетчерской службы, понятно, работать в принципе не получится. Если, конечно, у водителя не наработана личная клиентура – по примеру работников других сфер услуг: парикмахеров, косметологов, массажистов… Но в такси подобное скорее исключение из правил.

При этом одни водители таксуют эпизодически, вечерами после работы, просто подвозя попутчиков на своей машине, по дороге до дома, «на бензин». А у других работа в такси – основной источник дохода. Но проблема в том, что далеко не все водители документально оформляют свои отношения напрямую с диспетчерскими службами, которыми, по сути, большинство агрегаторов и является.

Фото: «БИЗНЕС Online»

К чему это приводит – показал скандал, разразившийся в начале года в Казани с одним из крупнейших российских сервисов по заказу такси. Сервис перечислил оплату за заказы своему партнеру-посреднику, а вот до конечных исполнителей – более 1,5 тыс. водителей – деньги так и не дошли.

К нам в редакцию обратился перевозчик, который знаком с ситуацией, хоть сам и не оказался в числе обманутых. Николай Спиридонов работает в такси уже более 10 лет, причем на профессиональной основе. «Я считаю, что давно шло к этому. Посредники – это всегда риск! Но нет же! Мы полагаемся на русский авось! ИП оформить, лицензию купить, ОСАГО расширенный – и подключайтесь напрямую к сервисам, кто мешает? Сейчас еще закон для самозанятых приняли у нас Казани, налог всего 4 процента – работайте легально!» – не скрывает эмоций наш герой, обращаясь к своим коллегам-таксистам. 

Фото предоставлено ГК «Везёт»

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ, РАБОТАЙТЕ НАПРЯМУЮ С СЕРВИСОМ

С какими проблемами сталкиваются службы заказа такси, как выстраиваются взаимоотношения между перевозчиками и сервисом, мы попросили поделиться официального представителя одного из игроков рынка ГК «Везёт» Марию Фойхт.

— Мария, как выстраиваете взаимоотношения между компанией и партнерами? Какова схема расчета в вашей компании с перевозчиками?

— В первую очередь заключается договор между ИП и агрегатором об информационных услугах. Наша платформа устроена таким образом, что безналичная оплата от пассажиров поступает сразу на счет перевозчику в сервисе «Центральная касса». Инструментом сервиса является пластиковая карта, которая позволяет использовать средства, как с любой другой банковской картой. Это означает, что исполнители заказов сразу получают заработанные средства. Принцип peer-to-peer* позволяет строить действительно партнерские отношения с перевозчиками. Это выгодно всем участникам процесса.

— Какие требования предъявляете при подключении к вашему сервису?

— Все требования, предусмотренные законодательством РФ: не менее трех лет стажа и наличие разрешения на перевозки. Дополнительно проверяем состояние автомобиля. Причем наши специалисты проводят осмотр очно, при регистрации перевозчиков.

Фото предоставлено ГК «Везёт»

— Какие сложности возникают в работе с перевозчиками, в самой службе и как вы их решаете?

— Спорное поведение по отношению к пассажирам. Сложно взрослому человеку объяснить грань между «хорошо» и «плохо», это все-таки зависит от воспитания и чувства такта. При вопиющих случаях проводятся беседы с перевозчиками-партнерами или вовсе отключаем их от сервиса. Но мы стараемся донести стандарты обслуживания пассажиров, рассказываем о том, как себя вести, чтобы заработать больше, например, получая чаевые от клиентов за отлично оказанную услугу.

Второй очень серьезный момент — ДТП с участием водителей такси. Признаемся, такое случается. Однако стоит отметить, что на самом деле водители такси попадают в аварии реже, чем другие автолюбители, но такие происшествия заметнее для окружающих. Все дело в том, что брендированные машины, которые используются как рекламные носители, конечно же, бросаются в глаза окружающим.

— А в работе компании?

— Support – служба технической поддержки сервиса. Не каждый агрегатор может себе позволить обработать несколько десятков тысяч обращений в службу поддержки буквально мгновенно. У нас 95 процентов обращений решаются прямо на линии. Это касается и обращений пассажиров, и обращений водителей. Техническое обеспечение сервиса должно всегда поддерживаться на высоком уровне.

— Ваш совет: на что следует обратить внимание перевозчикам при выборе компании-оператора?

— Прежде всего необходимо знать юридические нормы взаимоотношений, насколько ориентирован сервис на сотрудничество. Чтобы избежать неприятностей, работайте напрямую с сервисом. А для этого необходимо иметь разрешение на осуществление деятельности. Ну и конечно, поинтересуйтесь количеством заказов.