В такси сегодня идут по разным причинам: кто-то колесит по заказам после основной работы, а есть и те, для кого такси — профессия, которой он отдает все свое время. При этом сотрудничать им приходится со службами заказа, поскольку классических таксопарков на рынке перевозок почти не осталось. О том, какие подводные камни существуют во взаимоотношениях между перевозчиками и агрегаторами, читайте в нашем материале.
НА РЫНКЕ ОСТАЛИСЬ ТЕ, КТО НАРАБОТАЛ РЕПУТАЦИЮ И СОЛИДНУЮ КЛИЕНТУРУ
Рынок таксоперевозок в столице РТ сегодня принял более-менее цивилизованные формы: ушли времена, когда на дорогах Казани царила «махновщина», а рынок делили «серые» и «белые» таксисты, нередко вступающие в конфронтацию друг с другом.
Пожалуй, в какой-то мере урегулировал нишу таксоперевозок Закон о такси №69-ФЗ , принятый в 2011 году, обязывающий оформлять разрешение на перевозку людей и багажа на каждое транспортное средство. Как водится, в первое время исполнительные власти на местах начали серьезно перетряхивать рынок, обязуя перевозчиков оформлять надлежащие документы, да и ДПС на дорогах особо не церемонилась – без соответствующего разрешения, но при наличии пассажиров в салоне водителя безжалостно штрафовали. В результате с рынка ушли мелкие игроки. Не выдержали испытания реалиями и некоторые крупные перевозчики. Так, четыре казанских таксопарка, которые получили лицензию на перевозку гостей Универсиады в 2013 году и создали ассоциацию таксопарков Татарстана, — «Такси Белый Барс», «Такси 24», «Таксопарк №1» и «Такси Премьер» — прекратили свою работу еще в 2014 году, причина – нерентабельность компаний.
На рынке остались лишь те, кто смог основательно застолбить свою нишу, наработать репутацию и солидную клиентуру.
Стоит отметить, что в классическом понимании таксопарков (со своими авто, гаражами, техобслуживанием и т. д.) уже давно нет. На их место пришли агрегаторы или диспетчерские службы.
А вот официальной информации о количестве сервисов заказа такси в Казани получить практически невозможно – таковая просто отсутствует. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ – ведомстве, уполномоченном выдавать разрешения на таксоперевозки, – имеется лишь информация о количестве выданных с 2011 года разрешений «на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории РТ» – их почти 30 тысяч. В том числе и с выданными в 2018 году чуть более 2,7 тыс. разрешений. Не густо – если оценивать республиканский рынок в целом. При этом досрочно прекращено 8,6 тыс. разрешений.
По нашим же данным, сегодня на рынке перевозок в Казани работает больше 10 самостоятельных агрегаторов такси. Крупнейшие игроки рынка: сервис заказа «Лидер», входящий в «ГК «Везёт», «Яндекс.Такси (работающий с таксопарками «Элит», «Престиж»), Такси «Татарстан», работающий на платформе taptaxi, Gett и Максим. Более мелкие – «Сапсан», «Союз», Tatar, «Абсолют». Точное количество подключенных к этим платформам перевозчиков неизвестно. Впрочем, это объяснимо, так как большинство водителей, работающих в такси, регистрируются сразу в нескольких сервисах и курсируют в поисках наиболее выгодных заказов и условий от одного агрегатора к другому.
«МЫ ПОЛАГАЕМСЯ НА РУССКИЙ АВОСЬ!»
Конечно, таксист может работать исключительно сам на себя – ему достаточно лишь оформить ИП и получить разрешение. При этом необходимо иметь права категории В и стаж вождения не менее трех лет, чтобы начать выполнять заказы и получать доход, причем немедленно. Даже наличие собственного автомобиля не обязательно – город пестрит объявлениями, предлагающими машины в аренду, да и некоторые службы сервиса готовы предоставить автомобили в распоряжение таксистов. Однако без диспетчерской службы, понятно, работать в принципе не получится. Если, конечно, у водителя не наработана личная клиентура – по примеру работников других сфер услуг: парикмахеров, косметологов, массажистов… Но в такси подобное скорее исключение из правил.
При этом одни водители таксуют эпизодически, вечерами после работы, просто подвозя попутчиков на своей машине, по дороге до дома, «на бензин». А у других работа в такси – основной источник дохода. Но проблема в том, что далеко не все водители документально оформляют свои отношения напрямую с диспетчерскими службами, которыми, по сути, большинство агрегаторов и является.
К чему это приводит – показал скандал, разразившийся в начале года в Казани с одним из крупнейших российских сервисов по заказу такси. Сервис перечислил оплату за заказы своему партнеру-посреднику, а вот до конечных исполнителей – более 1,5 тыс. водителей – деньги так и не дошли.
К нам в редакцию обратился перевозчик, который знаком с ситуацией, хоть сам и не оказался в числе обманутых. Николай Спиридонов работает в такси уже более 10 лет, причем на профессиональной основе. «Я считаю, что давно шло к этому. Посредники – это всегда риск! Но нет же! Мы полагаемся на русский авось! ИП оформить, лицензию купить, ОСАГО расширенный – и подключайтесь напрямую к сервисам, кто мешает? Сейчас еще закон для самозанятых приняли у нас Казани, налог всего 4 процента – работайте легально!» – не скрывает эмоций наш герой, обращаясь к своим коллегам-таксистам.
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ, РАБОТАЙТЕ НАПРЯМУЮ С СЕРВИСОМ
С какими проблемами сталкиваются службы заказа такси, как выстраиваются взаимоотношения между перевозчиками и сервисом, мы попросили поделиться официального представителя одного из игроков рынка ГК «Везёт» Марию Фойхт.
— Мария, как выстраиваете взаимоотношения между компанией и партнерами? Какова схема расчета в вашей компании с перевозчиками?
— В первую очередь заключается договор между ИП и агрегатором об информационных услугах. Наша платформа устроена таким образом, что безналичная оплата от пассажиров поступает сразу на счет перевозчику в сервисе «Центральная касса». Инструментом сервиса является пластиковая карта, которая позволяет использовать средства, как с любой другой банковской картой. Это означает, что исполнители заказов сразу получают заработанные средства. Принцип peer-to-peer* позволяет строить действительно партнерские отношения с перевозчиками. Это выгодно всем участникам процесса.
— Какие требования предъявляете при подключении к вашему сервису?
— Все требования, предусмотренные законодательством РФ: не менее трех лет стажа и наличие разрешения на перевозки. Дополнительно проверяем состояние автомобиля. Причем наши специалисты проводят осмотр очно, при регистрации перевозчиков.
— Какие сложности возникают в работе с перевозчиками, в самой службе и как вы их решаете?
— Спорное поведение по отношению к пассажирам. Сложно взрослому человеку объяснить грань между «хорошо» и «плохо», это все-таки зависит от воспитания и чувства такта. При вопиющих случаях проводятся беседы с перевозчиками-партнерами или вовсе отключаем их от сервиса. Но мы стараемся донести стандарты обслуживания пассажиров, рассказываем о том, как себя вести, чтобы заработать больше, например, получая чаевые от клиентов за отлично оказанную услугу.
Второй очень серьезный момент — ДТП с участием водителей такси. Признаемся, такое случается. Однако стоит отметить, что на самом деле водители такси попадают в аварии реже, чем другие автолюбители, но такие происшествия заметнее для окружающих. Все дело в том, что брендированные машины, которые используются как рекламные носители, конечно же, бросаются в глаза окружающим.
— А в работе компании?
— Support – служба технической поддержки сервиса. Не каждый агрегатор может себе позволить обработать несколько десятков тысяч обращений в службу поддержки буквально мгновенно. У нас 95 процентов обращений решаются прямо на линии. Это касается и обращений пассажиров, и обращений водителей. Техническое обеспечение сервиса должно всегда поддерживаться на высоком уровне.
— Ваш совет: на что следует обратить внимание перевозчикам при выборе компании-оператора?
— Прежде всего необходимо знать юридические нормы взаимоотношений, насколько ориентирован сервис на сотрудничество. Чтобы избежать неприятностей, работайте напрямую с сервисом. А для этого необходимо иметь разрешение на осуществление деятельности. Ну и конечно, поинтересуйтесь количеством заказов.
Сервис заказа перевозок «Лидер» входит в группу компаний «Везёт». Холдинг сформирован в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», каждый из которых имеет более чем 15 лет опыта построения бизнеса в России. Сделка по объединению была реализована при поддержке UFG Private Equity, инвестировавшего в сервис около $100 миллионов. Ключевое преимущество сервиса — омниканальность: поездку можно заказать как при помощи мобильного приложения, так и 20-секундным звонком по телефону. Сервисы компании доступны более чем в 100 городах России, а также в Казахстане и Чехии. Ежедневно при помощи сервисов «Везёт» осуществляется более миллиона поездок на такси. Проекты ГК «Везёт»: «Везёт», Red Taxi, Fasten, «Такси Сатурн», «Лидер».
peer-to-peer* — равный к равному (англ.), это архитектура передачи данных, основанная на идее равноправия всех участников сети.
Фото на анонсе предоставлено ГК «Везёт»
Партнерский материал
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.