Челны в плане экономики — это уже далеко не только КАМАЗ. Такой вывод можно сделать, изучив отчетность 100 крупнейших компаний автограда и Тукаевского района. Интерес иностранных инвесторов, уход гигантов из прошлого и бурный рост компаний нового поколения — об этих и других тенденциях читайте в обзоре «БИЗНЕС Online».
Первое место по-прежнему с большим отрывом удерживает КАМАЗ — за 2017 год автогигант увеличил выручку на 17% до 156 млрд рублей и смог нарастить прибыль в 5,2 раза до 3,5 млрд рублей
КАМСКИЕ ГРУЗОВИКИ, ЧЕЛНИНСКАЯ БУМАГА И КИТАЙСКАЯ БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
В прошлом году мы опубликовали обзор топ-50 крупнейших компаний Набережных Челнов. Однако часть работающих в тесной связке с автоградом фирм, прописанных в Тукаевском районе, осталась за кадром. В этом материале речь пойдет о сотне крупнейших компаний, расположенных в Набережных Челнах и Тукаевском районе.
Мы ориентировались на консолидированную отчетность финансово-промышленных групп или их расчетные данные, поэтому в рейтинг не вошли многие дочерние компании того же КАМАЗа — в частности КИП «Мастер» или аэропорт Бегишево. Отметим, что в рейтинге отсутствует «ЕвроГрупп» Алексея Миронова — фирма не раскрывает отчетности, хотя ввиду своего масштаба оказывает заметное влияние на экономику города.
Добавим также, что наш рейтинг основан на данных по итогам 2017 года, поскольку данные за 2018-й компаниями еще не публиковались.
Лицо челнинской экономики за год, прошедший с момента публикации нашего предыдущего рейтинга, заметно изменилось, хотя первое место по-прежнему с большим отрывом удерживает КАМАЗ — за 2017 год автогигант увеличил выручку на 17% до 156 млрд рублей и смог нарастить прибыль в 5,2 раза до 3,5 млрд рублей.
За КАМАЗом вплотную следуют компании тоже из автомобильной отрасли. Вторым идет крупнейший в РФ региональный продавец легковых автомобилей — «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева: фирма имеет выручку всего лишь в два раза меньше, чем главный в стране производитель грузовиков. Впрочем, не надо забывать, что добавленная стоимость в производстве и ретейле совершенно разная…
Вторым идет «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева: компания имеет выручку всего лишь в два раза меньше, чем КАМАЗ
На третьем месте — Ford-Sollers. Но, сколько еще предприятие продержится в списке, неясно: в конце прошлого года появились новости о том, что американская компания рассматривает планы оптимизации бизнеса в России, подразумевающие возможное закрытие завода в Челнах (к слову, в свое время он был основан на базе завода микролитражных автомобилей, принадлежавшего КАМАЗу). Власти Татарстана заявляли, что ведут переговоры о сохранении предприятия. Но если завод закроют, то, безусловно, это будет чувствительный удар по статусу Челнов как одного из ключевых центров российского автопрома.
В пятерке ожидаемо находится «Даймлер КАМАЗ Рус» — совместный проект КАМАЗа с «Даймлером».
Наконец, сенсация: на пятом месте, сразу за компаниями автопрома, оказалось ООО «ХАР» — предприятие китайского промышленного концерна Haier, производящего бытовую технику. Компания увеличила выручку в 2,3 раза до 12 млрд рублей по итогам 2017 года. Прибыли пока не видно: чистый убыток вырос на 10 млн до 136 млн рублей, но важен сам факт присутствия фирмы в лидерах по выручке. Здесь следует объяснить некоторые важные нюансы. ООО «ХАР» уже не является резидентом челнинского ТОСЭРа, в декабре 2018 года компания приняла решение о смене прописки с Челнов на Москву. Но в рамках ТОСЭРа работает учрежденное ХАРом подразделение, сконцентрированное на производстве холодильного оборудования, — «Хайер Фридж Рус» (№35). Оно увеличило выручку в 2,1 раза до 2,9 млрд, прибыль — на 25 млн до 27 млн рублей за 2017 год. Партнеры из Китая настроены и далее наращивать инвестиции в Челнах. Корпус заложенного в мае завода стиральных машин — «Хайер Лаундри Машин Рус» — в декабре уже был готов на 80% и летом 2019 года должен приступить к выпуску продукции. Поэтому стоит ожидать, что в будущем мы увидим в топ-100 уже не ООО «ХАР», а эти компании, причем с серьезными показателями по выручке.
Сенсация: на пятом месте, сразу за компаниями автопрома, оказалось предприятие китайского промышленного концерна Haier, производящего бытовую технику
Эти перемены говорят о важных сдвигах в структуре местной экономики. Челны делают определенные успехи на пути ухода от статуса моногорода. Важную роль в этом играет ТОСЭР, куда за три года пришли 44 резидента с суммарными инвестициями в 16,3 млрд рублей. Это главный проект команды мэра Челнов Наиля Магдеева, пытающегося решить давнюю проблему диверсификации экономики города, о которой говорят уже как минимум четверть века.
ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ: ПРОЩАние с «Камгэсэнергостроем»
Теперь о других важных переменах на вершине рейтинга. Долгие годы считалось, что основные столпы экономики Набережных Челнов — КАМАЗ, «КамГЭСэнергострой» и КБК. Однако в нашем рейтинге отчетливо видно, что картина стала иной. Картонно-бумажный комбинат продолжает наращивать выручку, но снизил темп: он занимает уже не 5-е, а 8-е место по выручке.
Картонно-бумажный комбинат продолжает наращивать выручку, но снизил темп
«КамГЭСэнергострой», контролируемый «Ак Барс Холдингом», фактически перестал играть значимую роль в экономике города. Его выручка за год обвалилась на 34%, в нашем рейтинге он переместился с 7-го на 20-е место. И самое главное — не факт, что компания будет присутствовать в следующем топ-100, так как она сменила прописку на Казань. По сути, ее уход — это буквально тектонический сдвиг для экономики Челнов. Для понимания былого масштаба предприятия достаточно сказать, что на пике в «КамГЭСэнергострое» работали 120 тыс. человек, основная часть города и сам КАМАЗ были построены многочисленными структурами этой компании.
Отметим также, что из первой десятки выбыл ТД «Челны-Хлеб» (№15), контролируемый Рафаэлем и Эдуардом Юнусовыми. Причина очевидна: в Челнах, как и во многих городах России, идет массированная экспансия федеральных сетей — в первую очередь «Пятерочки» и «Магнита». Как рассказывал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ТД «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов, в компании считают, что сейчас идет период ускоренного перераспределения рынка продуктового ретейла и ситуация для региональных игроков будет усложняться.
Кстати, этот тезис ярко иллюстрирует и история с челнинской продуктовой сетью «Камилла», которую контролировали елабужские предприниматели Леонид Барышев и Вадим Махеев. Если в предыдущем нашем рейтинге она занимала 21-ю строку, то сейчас, уменьшив выручку на 16%, находится уже на 41-м месте, а в 2018 году и вовсе ушла с рынка, уступив свои торговые точки федеральным гигантам.
Не можем не отметить и еще одного заметного участника нашего прошлого рейтинга, который ушел с рынка ввиду своего физического исчезновения. Речь идет о страховой группе «АСКО»: она находилась на 23-й строке рейтинга, но уже в конце 2017 года после скандальной смены собственника лишилась лицензии и позже вошла в процедуру банкротства.
«КамГЭСэнергострой» фактически перестал играть значимую роль в экономике города. Его выручка за год обвалилась на 34%
В ОРБИТЕ КАМАЗА
Из 100 участников нашего рейтинга 34 напрямую связаны с автомобильной сферой. В Челнах исторически сложился крупный кластер автопрома, который сам по себе является значительной частью городской экономики даже без учета КАМАЗа.
Но все же крупнейшие из этих компаний находятся в сфере прямого влияния КАМАЗа и созданы при его участии. Помимо «Даймлер КАМАЗ Рус», автогигант, например, участвует (долей 49%) в СП с известным производителем трансмиссий ZF ООО «ЦФ Кама» (№18). Далее идут совместное предприятие с производителем двигателей «Камминз Кама» (№ 31); производитель тормозных систем Knorr-Bremse «Кнорр-Бремзе Кама» (№33); производитель запчастей Federal Mogul «Федерал-Могул Набережные Челны» (№58).
По сути, эти СП являются поставщиками автогиганта, однако существует целый «куст» компаний, дорабатывающих или просто реализующих продукцию КАМАЗа. Формально не связанный с ним «Ремдизель» (№9) нарастил выручку на 56% до 8,9 миллиарда. Компанию контролирует экс-ведущая «Вестей КАМАЗа» Людмила Трейстман. ОАО «РИАТ» (№13) Владимира Пономарева прибавило чуть больше четверти до 5,7 миллиарда. Из любопытных заказов РИАТа за 2018 год можно отметить поставку запчастей для вакуумного погрузчика «Ураган» и целую серию поставок расходных материалов для коммунальных хозяйств: в частности теплоизолирующей скорлупы для труб тепловым сетям; поставку запчастей к вакуумным установкам казанского «Водоканала».
Одна из самых заметных компаний отрасли — группа «Кориб» Олега Коробченко, традиционный партнер КАМАЗа. Ее торговый дом «Кориб» (№16) нарастил выручку за год в 1,9 раза до 5,4 млрд рублей. Отметим, что Коробченко реализует амбициозный проект в ОЭЗ «Алабуга» — завод по производству автомобильных аккумуляторов (в конце прошлого года он сменил название с «Барс Технолоджи» на ЕАЗ — Елабужский аккумуляторный завод). Также у Коробченко совместно с Евгением Бушуевым есть два актива в сфере агропрома, занятых разведением крупного рогатого скота и производством молока и прописанных в Вятскополянском районе Кировской области: ООО «Родина-2» (выручка — 173 млн, прибыль — 21 млн) и ООО «АПК „Союз“» (выручка — 156 млн, прибыль — 20 миллионов).
Группа «Кориб» Олега Коробченко — традиционный партнер КАМАЗа
Неоднозначно шли дела компаний из группы «РариТЭК» — партнера КАМАЗа по производству модификаций грузовиков на газовом топливе. С самой большой выручкой в группе оказался «Ремонтно-механический завод РариТЭК» (№62), хотя его оборот и просел на 16% до 1,45 миллиарда. Куда заметнее спад у ООО «РариТЭК» (№83) — 85%, или 6,14 млрд, до 1,04 млрд рублей. В то же время выше отмеченная компания «РариТЭК Авто Групп», прописанная в городе Нерюнгри Республики Саха (Якутия), показала рост выручки с 97 млн до 3,4 млрд и рост прибыли с 2,6 до 51 млн рублей. Иными словами, деньги на спецтехнике фирма зарабатывает, но не в Челнах и Татарстане. Все дело в том, что это подразделение работало на подрядах «дочек» «Газпрома». По состоянию на август 2016 года по 30% АО «РариТЭК Холдинг» контролировали Алина Шарифева и Гульнара Исламова. Еще 25% принадлежало директору Рафаэлю Батыршину, 15% — Хание Сафиуллиной.
БОЕВЫЕ ЛАЗЕРЫ И ЗЕРНОВОЗЫ
Но есть и близкие к автопрому предприятия, которые заметно выделяются на общем фоне. Например, «Астейс» (№58), хотя и изготавливает многие изделия на камазовских шасси, сконцентрирован больше на продукции специального назначения, в первую очередь для силовых ведомств.
По словам бывшего генерального директора Александра Пухненкова (сегодня «Астейсом» руководит Дмитрий Максимов), доля спецпродукции в объеме производства компании достигает 70–80%. В ассортимент предприятия, в частности, входят артиллерийский тягач на базе «КАМАЗ-6350», автомобиль М501 с бронекабиной и бронированным кузовом-фургоном, а также «Штормы» — бронированные «КАМАЗы», на которые устанавливаются водометы.
«Астейс», хотя и изготавливает многие изделия на камазовских шасси, сконцентрирован больше на продукции специального назначения для силовых ведомств
Отметим, что у новичка рейтинга топ-300 ООО «Автодор-Моторс» (№101) изначально учредителем компании в декабре 2010 года с долей 30% выступала Юлия Шафикова, еще 70% было оформлено на «Астейс». Но в июне 2012-го доля «Астейса» выросла до 99%, оставшийся 1% переоформили на Галину Самаренкину (невольно вспоминается председатель совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрий Самаренкин). С 26 декабря 2017 года Самаренкиной отошли все 100% капитала компании, юридически «Автодор-Моторс» теперь отношения к «Астейсу» не имеет.
Напомним, что в 2017 году «Астейс» поставил несколько модификаций спецавтомобилей «Патруль» для испытаний в подразделениях Росгвардии, а в текущем году один из вариантов «Патруля» был принят в серию.
Минувшим летом в СМИ просочилась информация о работе «Астейса» по теме боевого лазерного комплекса «Пересвет». В марте прошлого года президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию рассказал о новейших российских системах вооружений, в число которых вошли и эти боевые лазеры.
Супероружие из Российского федерального ядерного центра в Сарове монтируется на челнинской базе: на демонстрационном ролике министерства обороны видно, как камазовские тягачи транспортируют внушительного размера прицепы. В одном из них, под сдвигающейся крышей, и смонтирована лазерная установка. При этом еще осенью 2017 года Пухненков говорил о некоем «существенном заказе федерального ядерного центра».
ООО «Автомастер» (№91) как изготавливает прицепную технику, так и делает надстройки на шасси различных производителей, в частности КАМАЗа, MAN, Isuzu. Особое внимание уделяется зерновозам. За компанией закреплена торговая марка Amkar. Напомним, что как раз в 2017 году Россия собрала рекордный урожай зерновых на уровне 135 млн тонн. Если РФ, невзирая на санкции по другим отраслям, и далее будет укреплять статус мирового лидера по производству пшеницы, то у «Автомастера» работы точно не убавится. Без малого 50% капитала компании контролирует Марат Нуруллин — в недавнем прошлом председатель комиссии по экономике горсовета Набережных Челнов, а еще в 90-е один из ключевых чиновников экономического блока в администрации Рафгата Алтынбаева, по 25% владеют Рамиль Нуруллин и Диляра Шакирзянова.
Суммарно компании из орбиты влияния Ильшата Фардиева выручили 35,4 миллиарда. Сумма не может не впечатлять
АГРОИМПЕРИЯ ИЛЬШАТА ФАРДИЕВА
В Закамье традиционно сильны позиции генерального директора Сетевой компании Ильшата Фардиева: предприятия, входящие в его орбиту влияния, широко представлены в нашем топ-100. Крупнейший игрок, ООО «Челны-Бройлер» (№7), сократил выручку на 4% до 9,9 млрд, прибыль — в 2,5 раза до 428 млн рублей. До недавнего времени ключевым бенефициаром производителя курятины через ЗАО «МЭКТ» (66,2%) числилась только супруга Фардиева — Диляра Гизатуллина. Теперь 2,9% оформлено на дочь Ильшата Шаеховича — Алсу. Также в капитале «Челны-Бройлера» с долей 24,9% присутствует ООО «Мегаполис», с которым и произошла главная трансформация. Ранее учредителем фирмы являлась некая Аниса Хайруллина, но с ноября 2017 года капитал «Мегаполиса» Фардиев оформил на себя.
В зону влияния заслуженного энергетика также входят ОАО «Набережночелнинский элеватор» (№12), «Агросила-коммерция» (№26) — до мая 2017 года именовалась «Птицекомплекс „Чулман“». Далее идут «Челны Холод» (№37), а также «Школьное питание» (№70), оформленное на Дамиру Фатыхову, которое из 3430 гостендеров не выиграло только 3, собрав кассу на 6 млрд, из них 991 млн рублей за 2018 год. Также «Агросиле» подконтрольны «Набережночелнинский инкубатор» (№69), «Тукаевский племрепродуктор» (№79), АФ «Кама» (№84)
«Челны-Бройлер» — одна из самых высокоприбыльных компаний Татарстана
Нельзя не упомянуть и компанию «Камский Бекон» (№19), близкую к Ильдару Галяутдинову, которого считают бизнес-партнером Фардиева. Производитель свинины улучшил прежний результат на 30% до 1 млрд рублей. Что касается капитала, то ранее все было просто: 90% фирмы было оформлено на номинального Сергея Федотова, еще 10% — на Галяутдинова, однако 7 сентября по 49,95% оказалось во владении у кирпских компаний «Топпигс Лимитед» и «Фабагро Трейдинг ЛТД», а 0,1% — в руках Эльзы Галяутдиновой. Через «Топпигс Лимитед» контролируется и АПК «Камский» (№81).
Из-под крыла ОАО «Татэнерго» в свое время вышло и АО «Челныхлебопродукт» (№60), которое в октябре – ноябре 2016 года, перед приходом Рустама Тахавеева, возглавлял Александр Самойлов, являвшийся директором в «Агроинвесте». На сегодня 87,9% «Челныхлебопродукта» оформлено на Рамиля Шакирзянова.
Суммарно компании из орбиты влияния Фардиева выручили 35,4 млрд, что на 2,9 млрд рублей больше, чем в 2016 году. Сумма не может не впечатлять.
Марселя Мингалимова эксперты отрасли считают сейчас наиболее влиятельным представителем строительной сферы в автограде
НОВЫЕ ВРЕМЕНА — НОВЫЕ СТРОИТЕЛИ
Уже упомянутый уход «КамГЭСэнергостроя» из Челнов стал вехой, которая психологически только сейчас отделила прошлое челнинской строительной сферы с ее во многом еще советскими традициями от новой эпохи. В наш топ-100 ввиду своей информационной закрытости не попали многочисленные компании группы «Профит» Марселя Мингалимова, которого эксперты данной сферы считают сейчас наиболее влиятельным представителем отрасли в автограде. «Профит» берется за очень смелые проекты, причем и в тех случаях, когда они сопряжены с высоким риском репутационных потерь. Достаточно вспомнить громкую историю со стартом строительства высоток в 14-м комплексе Челнов, против которого выступали местные жители. Мингалимову удалось тогда эффективно продемонстрировать свой мощный лоббистский потенциал — он сумел не только получить лакомый кусок земли в центре города, но и не уступить требованиям горожан.
Другой строитель, влияние которого трудно переоценить, — Ильнар Гайсин: его «Евростиль» нарастил обороты в 2,4 раза до 4,4 млрд рублей. Наиболее известные его проекты связаны со строительством крупных социальных объектов Челнов — школ, детских садов и т. д. В 2018 году фортуна также улыбалась «Евростилю» в сфере госзаказа. За первый квартал компания получила госзаказов на 609 млн, за второй — 2,94 млрд, за третий — 542 млн, за октябрь – декабрь — еще 1,13 млрд, итого 5,22 млрд рублей. К слову, и текущий год начался в мажорных тонах: с получения заказа на 770 млн по строительству аэровокзала международных воздушных линий в аэропорту Бегишево.
***
Подводя итог, можно сказать, что наш нынешний, расширенный, рейтинг позволяет сделать выводы о том, что экономика второго города республики — это очень живой организм, в котором идут бурные процессы, меняются лидеры. Конечно, Челны были и в обозримом будущем по-прежнему будут автоградом. Но нынешний период в экономической жизни города особый — в нем появляются не просто новые компании, но и целые новые отрасли и кластеры. И масштаб этих событий в очередной раз подтверждает статус Закамья и его столицы как крупнейшей «мастерской» Татарстана.
==table2199==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.