«Если вся ответственность будет лежать на автопроизводителях, никто не начнет производить беспилотники», — рассуждали сегодня в Казани участники рынка «умных машин». В России по-прежнему не могут законодательно прописать правила для беспилотных авто, без которых дело не сдвинется дальше экспериментов наподобие реализуемого в Иннополисе. Впрочем, и в мире, как узнали корреспонденты «БИЗНЕС Online», проблем с новой инновационной волной хватает.
«Беспилотники — это хайп или тренд для автопрома?»
«От хайпа вокруг беспилотного автомобиля к внедрению», — сессией на эту тема сегодня на «Казань Экспо» стартовал V международный форум автомобилестроения РТ TIAF supported by Automehanika 2019. «Беспилотники — это хайп или тренд для автопроизводителей, которые так или иначе будут замещать традиционные транспортные средства?» — задался вопросом модератор утренней сессии — советник соруководителя рабочей группы НТИ «Автонет» Роман Малкин.
Он напомнил, что ровно три месяца прошло с того момента, как в России было принято постановление о начале опытной эксплуатации беспилотников — Татарстан вошел в число пилотных площадок. В Иннополисе и «Сколково» уже действует беспилотное такси, ряд компаний ведет свои разработки беспилотный техники. Но скептиков у направления хватает. «Недавно было выпущено исследование, где готовность России к беспилотному транспорту оценивается лишь на 23-м месте, — печалился Малкин. Также он привел высказывание руководителя ГИБДД России Михаила Черникова о том, что говорить о беспилотниках в России еще очень и очень рано.
На этом сессию по идее можно было бы закрывать. Но, к счастью, в зале собрались только те, кто искренне болеет за развитие беспилотной техники.
Александр Безбородов, партнер «Байтен Буркхардт», задался вопросом, какое законодательство необходимо принять, чтобы беспилотник из аттракциона превратился в транспортное средство. С точки зрения закона о защите прав потребителей беспилотник как потребительский товар должен быть безопасен для тех, кто им пользуется. «Для автономного автомобиля необходимо установить новые правила, потому что без технического регламента ни один производитель не сможет выйти из стадии науки, тестовых поездов к стадии эксплуатации, потому что он не будет продаваться и использоваться в РФ. Это задача номер один», — говорит Безбородов.
Также важна классификация беспилотников — к какой категории товаров их отнести. Например, в США решили, что беспилотники ближе всего к роботам, которые помогают докторам делать операции.
Важно решить, кто сможет управлять автономным автомобилем. При минимальном уровне автоматизации (уровень 0–3), чтобы сесть в беспилотник, достаточно лишь водительского удостоверения. Однако при более высоком уровне автоматизации (уровень 4–5) в Америке, например, было установлено требование о дополнительном обучении для операторов автономных авто. Этот вопрос предстоит решить и в России.
«Когда мы берем мобильный телефон, мы должны сразу им научиться пользоваться, и если покупаем беспилотный автомобиль, то теоретически мы ожидаем, что садимся в него и можем сразу его эксплуатировать. Но сейчас возникает вопрос, что для такой техники может понадобиться дополнительное образование», — говорит Безбородов.
Или, например, смогут ли эксплуатировать беспилотники дети либо люди с ограниченными возможностями? «Уровень эксплуатации 5 предполагает, что я просто сажусь на заднее кресло и автомобиль меня везет в заданную точку. То есть теоретически я могу посадить ребенка в авто и оно с гарантией довезет его до точки В. Но возникает вопрос: если произойдет экстренная ситуация, то ребенок может оказаться закрытым в этом автомобиле?» — рассуждал спикер.
Наконец, предстоит решить вопросы ответственности в случае ДТП с беспилотными машинами.
«Сейчас, если что-то происходит, в первую очередь отвечает водитель, если он нарушил ПДД. Если что-то не так с автомобилем, то должен отвечать производитель или продавец, а если авария произошла по вине сервисной компании, то отвечает сервис. Что будет в случае ДТП с беспилотниками?» — задался вопросом Безбородов.
Сейчас в рамках гражданской ответственности в России весь ущерб возмещается собственником автомобиля.
«Роман Ферштер, конечно, сказал, что у нас беспилотные автомобили не будут нарушать правила дорожного движения. Но представим себе, что произошел сбой и беспилотный автомобиль нарушил ПДД, в этом случае подлежит ли водитель, собственник или оператор наказанию или нет? Пока этот вопрос не решен. Скорее всего, наказывать будут, потому что правила дорожного движения нарушены и должна быть какая-то ответственность», — рассуждал партнер «Байтен Буркхардт».
Но сможет ли такой водитель или оператор потребовать возмещения убытков с производителя? «Скорее всего, да, но пока такой механизм не реализован и не обсуждается», — сам ответил на свой вопрос докладчик.
Наконец, уголовная ответственность. Что делать, если беспилотник сбил человека насмерть? Насколько водитель или оператор виновен в таком ЧП? «Водитель в любом случае должен контролировать движение и несет ответственность за все, что с автомобилем произойдет», — констатировал юрист. По его словам, это подтверждают громкие аварии с беспилотными автомобилями Tesla и Google, когда были возбуждены уголовные дела об убийстве и в качестве виновных рассматривались именно водители.
«Если мы говорим об автоматизации 5-го уровня, где водитель выполняет функцию пассажира и не контролирует движение, то, наверное, заявлять об уголовной ответственности нельзя, — предполагает Безбородов. — Но если погибает человек, то возникает вопрос об ответственности или должностного лица производителя, который выпустил в оборот небезопасный товар, или оператора. А если мы говорим о такси, то об ответственности должностного лица оператора беспилотного такси». Но данный вопрос также до сих пор не отрегулирован. Сделать это нужно до того, как беспилотники выедут на дороги России.
«Если вся ответственность будет лежать на автопроизводителях, то ни один не будет производить беспилотники, это все останется на уровне научных проектов, они будут в „Сколково“ и где-то еще», — довольно резко отреагировал генеральный директор ООО «Ргравто», официальный дистрибьютор Mobileye, An Intel Company в РФ Роман Ферштер. Его компания как раз разработала документ (RSS), который позволяет, что называется, на берегу договориться об ответственности и открыт для внесения изменений.
Руслан Шагалеев раскрыл секрет, что зона действия беспилотного такси будет расширяться: «У нас рядом горнолыжный курорт «Свияжские холмы», мы планируем запускать сервис там»
беспилотники в иннополисе: «у нас пока не было ни одного случая, близкого к аварии»
Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев рассказал, как беспилотники поживают в татарстанском наукограде. Как известно, с августа 2018 года совместно с компанией «Яндекс» Иннополис был определен как первая в Европе пилотная зона, где было запущено беспилотное такси. «На сегодняшний день осуществлено более 2 тысяч поездок, они пока некоммерческие. Все жители и гости нашего города получают этот сервис, он абсолютно бесплатный», — рассказывал Шагалеев.
«Такси пересекает 5 наземных пешеходных переходов, а в жилом секторе движение идет по правилам ПДД в жилой зоне, где приоритет у пешеходов и велосипедистов, у нас пока не было ни одного случая, близкого к аварии», — хвастался мэр Иннополиса.
Правда, он оговорился, что у оператора «Яндекс.Такси», который сидит на пассажирском месте, есть кнопка, которая полностью гасит авто в случае опасности.
Шагалеев раскрыл секрет, что зона действия беспилотного такси будет расширяться. «У нас рядом горнолыжный курорт „Свияжские холмы“, мы планируем запускать сервис там», — поделился мэр.
По его словам, основная цель беспилотников — не столько добраться из точки А в точку В, сколько снизить число жертв на дорогах.
«Конечно, хорошо, что водитель с тобой не будет назойливые беседы вести, но это не самое главное. 30–40 тысяч жертв на дорогах в основном связаны с человеческим фактором. По моему мнению, на одну чашу весов ставить единичные случаи, когда техника на этапе тестирования сбила, с геноцидом на дорогах при участии нетрезвых водителей — это неправильно, это лицемерие. Я считаю, высокоавтоматизированные технические средства через 10–20 лет станут обязательными для любых технических средств в мире, что позволит снизить смертность на дорогах», — уверен Шагалеев.
«хакеры будут искать возможность перехватить информацию»
Далее Ферштер рассказал об израильской системе Mobileye, которая занимается так называемым машинным зрением. Она контролирует безопасность при движении автомобиля, например, оповещает водителя о резко останавливающемся транспорте по ходу движения или выходе корпуса машины за полосу. В зависимости от уровня устройства может раздаваться звуковой сигнал для привлечения внимания водителя или применяются заранее записанные действия: остановка машина, возвращение в полосу и так далее.
В мире около 35 млн автомобилей оснащено технологией Mobileye. Она основана на видеокамерах и системе вычислений, а не на радарах и LIDAR, как у конкурентов. Технологию в варианте для конечного пользователя приобрел КАМАЗ, однако, что с ней стало дальше, Ферштер не знает. Приобретенное устройство лишь отслеживает поведение машины и звуковым сигналом предупреждает водителя об опасном поведении на дороге, никакой автоматизации оно не дает. Для создания и настройки беспилотных транспортных средств нужен специальный комплект разработчика, который обойдется в гораздо более серьезные суммы.
«Я много лет работаю в России и пытаюсь привлечь российских производителей к сотрудничеству. И пока мои партнеры в других странах работают лучше меня. У нас большой успех в сотрудничестве с российскими коммерческими компаниями, автопарками. Но пока ни один российский автопроизводитель не начал работать с системой безопасности и помощи водителю Mobilеye», — признается эксперт выставки TIAF. Ферштер считает, что проблема заключается в нежелании покупать готовые технологии, но при этом тратить силы и средства для изобретения велосипеда.
В Японии с июня 2018 года выпускаемые автомобили Nissan оснащали израильскими системами. Это позволило полностью оцифровать все дороги страны и подготовиться к внедрению беспилотных автомобилей. В Мюнхене и Дюссельдорфе системы помощи водителю установили на 2 тыс. моделей BMW 7 series и общественный транспорт. Они не только заняты контролем за безопасным вождением, но и собирают данные о дорожной инфраструктуре: состояние знаков, дорог, светофоров и так далее. При выявлении проблем данные передаются в режиме реального времени в департаменты ЖКХ для оперативного устранения.
Представитель израильского бренда сообщил, что проблемой автономного транспорта станет умение общаться с другими участниками дорожного движения. Роботы должны научиться дорожному диалогу, быть такими же агрессивными и верткими, как человек, и безопасными, как компьютер. Для этого Mobileye разработал документ Responsibility-Sensitive Safety (RSS), в котором уже заложены принципы создания беспилотных автомобилей и ответственности. Ведь с отказом от водителей ДТП никуда не исчезнут, но причиной их станет не ошибка искусственного интеллекта, а неисправность датчиков. И в RSS как раз прописываются технологии и меры ответственности для подобных ситуаций.
«В России эра беспилотных автомобилей случится гораздо позже, чем в Азии и Европе. Те российские научные проекты, которые мы сегодня видим, — пройденный этап. Если бы в стране сосредоточились на искусственном интеллекте, то это было бы полезней, чем разработка новых датчиков», — посоветовал Ферштер.
Александр Осинский напомнил, что даже элементарный VIN-код автомобиля позволяет много узнать о владельце и использовать данные в противоправных действиях
При работе с современными технологиями встает вопрос информационной безопасности. Технический архитектор IBM в России и СНГ Александр Осинский напомнил, что даже элементарный VIN-код автомобиля позволяет много узнать о владельце и использовать данные в противоправных действиях. А в случае автономных машин можно узнать маршруты или вовсе перехватить управление.
«Китайские хакеры смогли полностью подчинить автомобиль Tesla Model S. Команда, находясь в 20 километрах от машины, перехватила рулевое управление», — поделился информацией IT-специалист. Он также озабочен тем фактом, что в 2020 году будет ощущаться острая нехватка специалистов по безопасности. А для беспилотных автомобилей возникнет необходимость контролировать все системы, так как они постоянно обмениваются данными и хакеры станут искать возможность перехватить информацию или внести в нее изменения.
«Мне нынешняя ситуация напоминаете хайп по блокчейну, когда о технологии первоначально говорили все, но сейчас ею занимаются целенаправленно. Это нормальная для отрасли кривая, когда к новой технологии сначала идет всплеск интереса, а потом уже начинается ее реальное внедрение», — резюмировал представитель IBM.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.