Реклама сети магазинов товаров для взрослых «Эролайф» оказалась в центре внимания УФАС по РТ. Антимонопольщики углядели в ней запрещенный законом о рекламе порнографический подтекст. На страже нравственности оказались активисты движения ОНФ, которые разглядели непристойные листовки в лифтах домов в Юдино и написали жалобу. В перипетиях истории со знаком 18+ разбирались корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Татарстанский УФАС России Айрата Шафигуллина заинтересовался порнографической рекламой в лифтах многоквартирных домов казанского поселка Юдино
«Имеет чЕтко выраженный матерный перевод и сексуальный подтекст»
Татарстанский УФАС России Айрата Шафигуллина заинтересовался порнографической рекламой в лифтах многоквартирных домов казанского поселка Юдино. На рекламируемые в лифтах «машины любви» пожаловались активисты республиканского ОНФ, вставшие на защиту нравственности местных жителей. И антимонопольщики мигом увидели в скандальной лифтовой листовке нарушение п. 5 ч. 4 ст. 5 федерального закона «О рекламе», который гласит, что реклама не должна содержать информацию порнографического характера. «В листовке, размещенной на стенде в кабине лифта, содержалась надпись на английском языке, имеющая четко выраженный матерный перевод и сексуальный подтекст, — *** machine», — сказано в пресс-релизе на сайте УФАС по РТ.
Накануне антимонопольный орган пригласил участников дела на ковер. «Это сколько же организаций было задействовано, чтобы одну рекламу разместить? Н-да», — недоумевал и. о. замруководителя УФАС Алмаз Яфизов, начиная заседание.
Действительно, выяснить, кто именно нарушил законодательство, не так-то просто. Изготовлением рекламного стенда занималось ООО «Дар Медиа», которое заключило договор на оказание услуг с ООО «Еросн». Распространяло всю эту рекламу ООО «Партнер-КН», в чьем ведении находятся рекламные стенды в лифтах. Засветилась во всей этой истории и УК «Заречье» — именно с ней «Партнер-КН» и заключал договоры на размещение своих стендов в домах. Но представители управляющей компании на предыдущем заседании заверяли, что они лишь предоставляют места для рекламы в лифтах, а вот за содержание не отвечают. Как пояснила перед началом заседания пресс-секретарь УФАС по РТ Оксана Ефимова, на этом этапе признаки нарушения вменяются именно ООО «Eросн», но добавила, что в процессе рассмотрения дела все еще может измениться.
По ходу заседания представитель рекламной компании «Eросн» действительно выдвинул ходатайство о привлечении к рассмотрению дела нового участника — ИП Сунгатуллина, который оказался первоначальным заказчиком злополучной рекламы. Выяснилось, что в мае 2018 года между «Еросн» и ИП Сунгатуллина, владеющим сетью магазинов товаров для взрослых «Эролайф», был заключен договор на оказание услуг по размещению и техническому обслуживанию рекламы на стендах в подъездах жилых домов. Однако поскольку компания «Eросн» не имеет возможности размещения рекламы в жилых домах собственными силами, то она обратилась за оказанием данных услуг в «Дар Медиа». Таким образом, в этой схеме фирма оказалась связующим звеном между ИП Сунгатуллина и «Дар Медиа».
По словам Алмаза Яфизова, с делом подобного рода УФАС сталкивается впервые
трудности перевода: «Если бы поняли, убрали бы»
— Правильно же, «Эр-о-эс-эн»? — прочитал название рекламной компании председатель комиссии.
— Да. «Эпох», — не моргнув глазом ответил представитель фирмы.
— «Эпох»? Я тоже так читаю. На английском [языке] название, — сказал председатель.
Как выяснилось, рекламный макет был спроектирован ИП Сунгатуллина, а в дальнейшем откорректирован компанией «Дар Медиа», отказавшейся размещать его в первоначальном виде, который тут же представили председателю комиссии.
— Вы подтверждаете, что изначальное оформление выпуска было такое? — спросил тот у представителя компании «Дар Медиа».
— Да, — ответила женщина. — Но мы сказали, что такое размещать не будем, и сообщили об этом рекламному агентству. Оно связалось с Сунгатуллиным, так как у них нет дизайнера, и попросило убрать вот эти штуки… изделия.
Как удалось разглядеть корреспонденту «БИЗНЕС Online», «этих изделий» на изначальном макете было очень много.
— То есть очень настойчивый клиент был, да? — переспросил Яфизов.
— Да. Он настоял на том, чтобы оставить изображение коробки. А насчет надписи — у нас ни дизайнер, ни менеджер не владеют настолько английским языком, чтобы понять, что она носит какой-то такой характер. Она короткая, размещена на коробке. Если бы надпись разместили на самом макете, они бы обратили внимание. Если бы поняли, убрали бы, — заверила женщина.
Далее председатель комиссии спросил представителя фирмы «Eросн», распространяется ли реклама в настоящее время. Выяснив, что срок ее размещения уже истек, он попросил рекламщиков и прессу удалиться на время совещания членов комиссии. В итоге к делу решено было привлечь ИП Сунгатуллина Н. Н., заседание состоится позже.
По словам Яфизова, с делом подобного рода УФАС сталкивается впервые. Также он подтвердил, что претензии управления касаются только самого нецензурного иностранного слова, а не изображения «аппарата», который, если присмотреться, выглядит тоже весьма двусмысленно.
«ИЗОБРАЖЕНИЕ… ОНО БОЛЬШЕ НА МЯСОРУБКУ ПОХОЖЕ»
Нашим корреспондентам удалось связаться с директором сети магазинов для взрослых «Эролайф» Маратом Сунгатуллиным. По его словам, никто представителей секс-шопа в УФАС по РТ не приглашал, так как с их стороны никаких нарушений якобы не было допущено. Все вопросы адресованы только компании, к которой обратился «Эролайф» за размещением этой рекламы, — ООО «Еросн».
«Мы нашли компанию рекламодателя, которая занимается тем, что продает рекламу в кабинах лифтов жилых многоэтажных домов. Мы соответственно предоставили тот материал, который хотели бы прорекламировать, данному юрлицу, рекламодателю. У него есть свои юристы, которые просмотрели нашу рекламу, внесли туда свои коррективы и нам сообщили, что разместят наш баннер с учетом всех корректировок их юриста. Мы соответственно и разместили. Реклама наша, вопросов нет. Она прошла фильтрацию рекламодателя, то есть той компании, которой мы заплатили за эту рекламу, — пояснил Сунгатуллин. — Здесь юрист данной компании упустил какие-то моменты… Именно это слово вызывает смущение. Изображение же не является чем-то таким… Оно больше на мясорубку похоже. Здесь основной акцент идет на данное слово в матерной интерпретации. Но это можно перевести и без мата. Если мы откроем словарь и будем дословно переводить, то там есть разные понимания данного перевода».
В интерпретации Сунгатуллина речь идет не о нарушении ими закона «О рекламе», а скорее о недобросовестном исполнении своих обязательств, раз уж юристы ООО «Еросн» допустили к печати эту сомнительную фразу. И «Эролайф» в случае возникновения к ним вопросов от УФАС по РТ готов доказывать свою невиновность, заверил глава сети магазинов для взрослых.
Руководитель рекламной компании полного цикла ООО «Еросн» Линар Сафаргалиев, в свою очередь, также убеждал корреспондента «БИЗНЕС Online», что ни в чем не виноват. «УФАС принял нас (юрлицо ООО „Еросн“ — прим. ред.) за магазин „Эролайф“. Но это не так. Мы просто посредники, — отметил собеседник. — Так получилось, что менеджер работал с „Эролайфом“, и соответственно рекламу эту пропустили. Юристы, видимо, не заметили. Тут они должны сам „Эролайф“ проверять и конечного рекламодателя. Но и наш юрист не заметила. Это же указано не на самом макете, а на коробке. Там есть фотография коробки, на которой как раз написано данное слово…» При этом, по словам Сафаргалиева, говорить о санкциях УФАС к его компании пока рано, все-таки они были только посредниками во всей длинной рекламной цепочке.
«К рекламе игрушек для взрослых замечательно отношусь. Ничего плохого я в этом не вижу. Каждый смотрит по мере своего [развития]. В данной рекламе не размещалось ничего такого, а только на коробке было название. Магазины для взрослых в нашей стране не развиваются. Это считается для кого-то нормальным, а для кого-то — нет. И жалоба поступила из какого-то там движения, которое тоже, скорее всего, связано со взрослыми людьми. Возможно, им и не понравилось. Молодые люди не слишком этому придают значение», — считает Сафаргалиев.
Активисты движения говорят, что узнали о неприличных листовках от неравнодушных жителей поселка Юдино
Еда, сон, секс?
Директор казанской сети секс-шопов также не видит ничего скандального в размещении рекламы игрушек для взрослых в лифтах. «Это товары сексуальной культуры, для здоровья людей. В чем проблема? — отметил Сунгатуллин. — Будущее человека складывается из трех составляющих: еда, сон и секс. Без еды человек умрет. Без сна человек умрет. Без секса человек не сможет размножаться, тоже сразу пропадет. Что касается еды и сна, то у нас существует очень большая промышленность. У нас все развито, все компании, которые направлены на этикет приема пищи и хорошего сна. А что касается такой базовой составляющей, как секс, то у нас возникают сложности. Этот случай я не отношу к социальному скандалу. В чем он? В том, что какой-то родитель не может объяснить, что эта группа товаров предназначена для взрослых?»
У представителей ОНФ, которые стали авторами жалобы, другое мнение. Активисты движения говорят, что узнали о неприличных листовках от неравнодушных жителей поселка Юдино и их возмутило, что реклама товаров для взрослых появилась там, где ее могут видеть люди всех возрастов, включая детей, после чего и написали обращение в антимонопольную службу.
На вопрос о том, станут ли проверки рекламы на пристойность регулярными для ОНФ, нам сообщили, что активисты лишь «среагировали на обращение граждан, но это не выделено в отдельный проект или мониторинг». В ОНФ также не готовы рассуждать на тему того, что магазины товаров для взрослых вообще не должны рекламироваться в общественных местах. «Любая реклама не должна нарушать закон „О рекламе“», — лишь лаконично прокомментировали инцидент общественники.
Попытки связаться с директором УК «Заречье» Ильсуром Хисматуллиным или главой «Партнер-КН» Наталией Крыловой не увенчались успехом.
«ЖИТЕЛИ ЮДИНО ТАКОЕ НЕ ПОКУПАЮТ В ПРИНЦИПЕ»
Однако опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты не стали разделять позицию участников этой ситуации.
Нияз Гараев — экс-глава агентства интернет-рекламы ООО «Реаспект», эксперт по рекламе:
— Я не юрист, чтобы говорить, нарушается закон или нет. Но мое мнение таково, что я бы не хотел, чтобы мои дети такое видели. Понятно, что это написано по-английски. Но они же будут спрашивать: «А что это такое?» Они будут читать, запоминать, ходить по школе, садику и потом говорить вслух. Это узкоспециализированная нишевая вещь, которую можно рекламировать другими каналами. Изображение устройства не под запретом. Вроде в законе это не запрещено, а значит, разрешено. Но я против этого.
С точки зрения пропустившего такое рекламодателя я мог бы описать данные действия как бессмысленные. Это не даст ничего. Думаю, что жители Юдино такое не покупают в принципе. Им просто это не нужно. Абсолютно бесполезное непопадание в целевую аудиторию. Они получат хайп, но от этого их продажи никак не увеличатся. Те, кому нужны данные игрушки, будут их искать в любом случае в интернете, читать про это, смотреть видео, инструкции. Рекламировать какое-то такое устройство… Это то же самое, что рекламировать газотурбинные установки в лифте. Потребитель принимает решения по другим установкам. Он это в лифте читать не будет. Бесполезная трата денег. Кому нужны эти игрушки, они найдут их и без рекламы, например в интернете. И там данная реклама будет. Но тот же «Яндекс» не даст рекламировать ее такими словами. *** machine — это же, по сути, секс-машина. Речь идет об этом. «Яндекс» попросит документы, сертификаты и так далее. И это не пропустят, модераторы заблокируют. Те, кто вешает рекламу в лифте, видимо, не знают закона «О рекламе». А может быть, и знают. Может быть, рассчитывали, что по закону предъявить особо нечего, наверное. Эту фразу можно перевести и литературным языком на русский… Что скажет лингвистическая экспертиза? Но это в любом случае глупо.
Артем Шахидуллин — глава комитета в сфере рекламы и информации Торгово-промышленной палаты РТ, руководитель ООО «Гвардейский»:
— Считаю подобную рекламу недопустимой в связи с тем, что данная фраза приводит к искажению смысла информации. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» государственный язык РФ (русский) подлежит обязательному использованию в рекламе. В ч. 2 ст. 3 федерального закона «О государственном языке в Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в ней присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом он должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также обязан быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке. Потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения без перевода. В этом случае «машина любви» не является переводом. Также фраза создает двойственное восприятие. То есть нарушение все-таки имело место быть. Так трактует закон.
Как я отношусь к подобной рекламе в лифтах? Отрицательно. В лифтах ездят дети. Нужно ли им узнать это в юном возрасте? Более уместна была бы просто реклама данной сети магазинов без представленного фото на листовке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.