Татарстанское УФАС России Айрата Шафигуллина заинтересовалось порнографической рекламой в лифтах многоквартирных домов казанского поселка Юдино Татарстанский УФАС России Айрата Шафигуллина заинтересовался порнографической рекламой в лифтах многоквартирных домов казанского поселка Юдино Фото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

«Имеет чЕтко выраженный матерный перевод и сексуальный подтекст»

Татарстанский УФАС России Айрата Шафигуллина заинтересовался порнографической рекламой в лифтах многоквартирных домов казанского поселка Юдино. На рекламируемые в лифтах «машины любви» пожаловались активисты республиканского ОНФ, вставшие на защиту нравственности местных жителей. И антимонопольщики мигом увидели в скандальной лифтовой листовке нарушение п. 5 ч. 4 ст. 5 федерального закона «О рекламе», который гласит, что реклама не должна содержать информацию порнографического характера. «В листовке, размещенной на стенде в кабине лифта, содержалась надпись на английском языке, имеющая четко выраженный матерный перевод и сексуальный подтекст, — *** machine», — сказано в пресс-релизе на сайте УФАС по РТ.

Накануне антимонопольный орган пригласил участников дела на ковер. «Это сколько же организаций было задействовано, чтобы одну рекламу разместить? Н-да», — недоумевал и. о. замруководителя УФАС Алмаз Яфизов, начиная заседание.

Действительно, выяснить, кто именно нарушил законодательство, не так-то просто. Изготовлением рекламного стенда занималось ООО «Дар Медиа», которое заключило договор на оказание услуг с ООО «Еросн». Распространяло всю эту рекламу ООО «Партнер-КН», в чьем ведении находятся рекламные стенды в лифтах. Засветилась во всей этой истории и УК «Заречье» — именно с ней «Партнер-КН» и заключал договоры на размещение своих стендов в домах. Но представители управляющей компании на предыдущем заседании заверяли, что они лишь предоставляют места для рекламы в лифтах, а вот за содержание не отвечают. Как пояснила перед началом заседания пресс-секретарь УФАС по РТ Оксана Ефимова, на этом этапе признаки нарушения вменяются именно ООО «Eросн», но добавила, что в процессе рассмотрения дела все еще может измениться.

По ходу заседания представитель рекламной компании «Eросн» действительно выдвинул ходатайство о привлечении к рассмотрению дела нового участника — ИП Сунгатуллина, который оказался первоначальным заказчиком злополучной рекламы. Выяснилось, что в мае 2018 года между «Еросн» и ИП Сунгатуллина, владеющим сетью магазинов товаров для взрослых «Эролайф», был заключен договор на оказание услуг по размещению и техническому обслуживанию рекламы на стендах в подъездах жилых домов. Однако поскольку компания «Eросн» не имеет возможности размещения рекламы в жилых домах собственными силами, то она обратилась за оказанием данных услуг в «Дар Медиа». Таким образом, в этой схеме фирма оказалась связующим звеном между ИП Сунгатуллина и «Дар Медиа».

По словам Алмаза Яфизова, с делом подобного рода УФАС сталкивается впервые По словам Алмаза Яфизова, с делом подобного рода УФАС сталкивается впервые Фото: leninogorsk.tatarstan.ru

трудности перевода: «Если бы поняли, убрали бы»

— Правильно же, «Эр-о-эс-эн»? — прочитал название рекламной компании председатель комиссии.

— Да. «Эпох», — не моргнув глазом ответил представитель фирмы.

— «Эпох»? Я тоже так читаю. На английском [языке] название, — сказал председатель.

Как выяснилось, рекламный макет был спроектирован ИП Сунгатуллина, а в дальнейшем откорректирован компанией «Дар Медиа», отказавшейся размещать его в первоначальном виде, который тут же представили председателю комиссии.

— Вы подтверждаете, что изначальное оформление выпуска было такое? — спросил тот у представителя компании «Дар Медиа».

— Да, — ответила женщина. — Но мы сказали, что такое размещать не будем, и сообщили об этом рекламному агентству. Оно связалось с Сунгатуллиным, так как у них нет дизайнера, и попросило убрать вот эти штуки… изделия.

Как удалось разглядеть корреспонденту «БИЗНЕС Online», «этих изделий» на изначальном макете было очень много. 

— То есть очень настойчивый клиент был, да? — переспросил Яфизов.

— Да. Он настоял на том, чтобы оставить изображение коробки. А насчет надписи — у нас ни дизайнер, ни менеджер не владеют настолько английским языком, чтобы понять, что она носит какой-то такой характер. Она короткая, размещена на коробке. Если бы надпись разместили на самом макете, они бы обратили внимание. Если бы поняли, убрали бы, — заверила женщина.

Далее председатель комиссии спросил представителя фирмы «Eросн», распространяется ли реклама в настоящее время. Выяснив, что срок ее размещения уже истек, он попросил рекламщиков и прессу удалиться на время совещания членов комиссии. В итоге к делу решено было привлечь ИП Сунгатуллина Н. Н., заседание состоится позже. 

По словам Яфизова, с делом подобного рода УФАС сталкивается впервые. Также он подтвердил, что претензии управления касаются только самого нецензурного иностранного слова, а не изображения «аппарата», который, если присмотреться, выглядит тоже весьма двусмысленно.

«ИЗОБРАЖЕНИЕ… ОНО БОЛЬШЕ НА МЯСОРУБКУ ПОХОЖЕ»

Нашим корреспондентам удалось связаться с директором сети магазинов для взрослых «Эролайф» Маратом Сунгатуллиным. По его словам, никто представителей секс-шопа в УФАС по РТ не приглашал, так как с их стороны никаких нарушений якобы не было допущено. Все вопросы адресованы только компании, к которой обратился «Эролайф» за размещением этой рекламы, — ООО «Еросн».

«Мы нашли компанию рекламодателя, которая занимается тем, что продает рекламу в кабинах лифтов жилых многоэтажных домов. Мы соответственно предоставили тот материал, который хотели бы прорекламировать, данному юрлицу, рекламодателю. У него есть свои юристы, которые просмотрели нашу рекламу, внесли туда свои коррективы и нам сообщили, что разместят наш баннер с учетом всех корректировок их юриста. Мы соответственно и разместили. Реклама наша, вопросов нет. Она прошла фильтрацию рекламодателя, то есть той компании, которой мы заплатили за эту рекламу, — пояснил Сунгатуллин. — Здесь юрист данной компании упустил какие-то моменты… Именно это слово вызывает смущение. Изображение же не является чем-то таким… Оно больше на мясорубку похоже. Здесь основной акцент идет на данное слово в матерной интерпретации. Но это можно перевести и без мата. Если мы откроем словарь и будем дословно переводить, то там есть разные понимания данного перевода».

В интерпретации Сунгатуллина речь идет не о нарушении ими закона «О рекламе», а скорее о недобросовестном исполнении своих обязательств, раз уж юристы ООО «Еросн» допустили к печати эту сомнительную фразу. И «Эролайф» в случае возникновения к ним вопросов от УФАС по РТ готов доказывать свою невиновность, заверил глава сети магазинов для взрослых.

Руководитель рекламной компании полного цикла ООО «Еросн» Линар Сафаргалиев, в свою очередь, также убеждал корреспондента «БИЗНЕС Online», что ни в чем не виноват. «УФАС принял нас (юрлицо ООО „Еросн“ — прим. ред.) за магазин „Эролайф“. Но это не так. Мы просто посредники, — отметил собеседник. — Так получилось, что менеджер работал с „Эролайфом“, и соответственно рекламу эту пропустили. Юристы, видимо, не заметили. Тут они должны сам „Эролайф“ проверять и конечного рекламодателя. Но и наш юрист не заметила. Это же указано не на самом макете, а на коробке. Там есть фотография коробки, на которой как раз написано данное слово…» При этом, по словам Сафаргалиева, говорить о санкциях УФАС к его компании пока рано, все-таки они были только посредниками во всей длинной рекламной цепочке.

«К рекламе игрушек для взрослых замечательно отношусь. Ничего плохого я в этом не вижу. Каждый смотрит по мере своего [развития]. В данной рекламе не размещалось ничего такого, а только на коробке было название. Магазины для взрослых в нашей стране не развиваются. Это считается для кого-то нормальным, а для кого-то — нет. И жалоба поступила из какого-то там движения, которое тоже, скорее всего, связано со взрослыми людьми. Возможно, им и не понравилось. Молодые люди не слишком этому придают значение», — считает Сафаргалиев.

Активисты движения говорят, что узнали о неприличных листовках от неравнодушных жителей поселка Юдино Активисты движения говорят, что узнали о неприличных листовках от неравнодушных жителей поселка Юдино Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Роман Яндолин

Еда, сон, секс?

Директор казанской сети секс-шопов также не видит ничего скандального в размещении рекламы игрушек для взрослых в лифтах. «Это товары сексуальной культуры, для здоровья людей. В чем проблема? — отметил Сунгатуллин. — Будущее человека складывается из трех составляющих: еда, сон и секс. Без еды человек умрет. Без сна человек умрет. Без секса человек не сможет размножаться, тоже сразу пропадет. Что касается еды и сна, то у нас существует очень большая промышленность. У нас все развито, все компании, которые направлены на этикет приема пищи и хорошего сна. А что касается такой базовой составляющей, как секс, то у нас возникают сложности. Этот случай я не отношу к социальному скандалу. В чем он? В том, что какой-то родитель не может объяснить, что эта группа товаров предназначена для взрослых?» 

У представителей ОНФ, которые стали авторами жалобы, другое мнение. Активисты движения говорят, что узнали о неприличных листовках от неравнодушных жителей поселка Юдино и их возмутило, что реклама товаров для взрослых появилась там, где ее могут видеть люди всех возрастов, включая детей, после чего и написали обращение в антимонопольную службу.

На вопрос о том, станут ли проверки рекламы на пристойность регулярными для ОНФ, нам сообщили, что активисты лишь «среагировали на обращение граждан, но это не выделено в отдельный проект или мониторинг». В ОНФ также не готовы рассуждать на тему того, что магазины товаров для взрослых вообще не должны рекламироваться в общественных местах. «Любая реклама не должна нарушать закон „О рекламе“», — лишь лаконично прокомментировали инцидент общественники.

Попытки связаться с директором УК «Заречье» Ильсуром Хисматуллиным или главой «Партнер-КН» Наталией Крыловой не увенчались успехом.

«ЖИТЕЛИ ЮДИНО ТАКОЕ НЕ ПОКУПАЮТ В ПРИНЦИПЕ»

Однако опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты не стали разделять позицию участников этой ситуации.

Нияз Гараев — экс-глава агентства интернет-рекламы ООО «Реаспект», эксперт по рекламе:

— Я не юрист, чтобы говорить, нарушается закон или нет. Но мое мнение таково, что я бы не хотел, чтобы мои дети такое видели. Понятно, что это написано по-английски. Но они же будут спрашивать: «А что это такое?» Они будут читать, запоминать, ходить по школе, садику и потом говорить вслух. Это узкоспециализированная нишевая вещь, которую можно рекламировать другими каналами. Изображение устройства не под запретом. Вроде в законе это не запрещено, а значит, разрешено. Но я против этого.

С точки зрения пропустившего такое рекламодателя я мог бы описать данные действия как бессмысленные. Это не даст ничего. Думаю, что жители Юдино такое не покупают в принципе. Им просто это не нужно. Абсолютно бесполезное непопадание в целевую аудиторию. Они получат хайп, но от этого их продажи никак не увеличатся. Те, кому нужны данные игрушки, будут их искать в любом случае в интернете, читать про это, смотреть видео, инструкции. Рекламировать какое-то такое устройство… Это то же самое, что рекламировать газотурбинные установки в лифте. Потребитель принимает решения по другим установкам. Он это в лифте читать не будет. Бесполезная трата денег. Кому нужны эти игрушки, они найдут их и без рекламы, например в интернете. И там данная реклама будет. Но тот же «Яндекс» не даст рекламировать ее такими словами. *** machine — это же, по сути, секс-машина. Речь идет об этом. «Яндекс» попросит документы, сертификаты и так далее. И это не пропустят, модераторы заблокируют. Те, кто вешает рекламу в лифте, видимо, не знают закона «О рекламе». А может быть, и знают. Может быть, рассчитывали, что по закону предъявить особо нечего, наверное. Эту фразу можно перевести и литературным языком на русский… Что скажет лингвистическая экспертиза? Но это в любом случае глупо.

Артем Шахидуллин — глава комитета в сфере рекламы и информации Торгово-промышленной палаты РТ, руководитель ООО «Гвардейский»:

— Считаю подобную рекламу недопустимой в связи с тем, что данная фраза приводит к искажению смысла информации. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» государственный язык РФ (русский) подлежит обязательному использованию в рекламе. В ч. 2 ст. 3 федерального закона «О государственном языке в Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в ней присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом он должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также обязан быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке. Потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения без перевода. В этом случае «машина любви» не является переводом. Также фраза создает двойственное восприятие. То есть нарушение все-таки имело место быть. Так трактует закон.

Как я отношусь к подобной рекламе в лифтах? Отрицательно. В лифтах ездят дети. Нужно ли им узнать это в юном возрасте? Более уместна была бы просто реклама данной сети магазинов без представленного фото на листовке.