ГЛАВА БАНКА «ТАТАРСТАН» НА ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ С ЧИТАТЕЛЯМИ «БИЗНЕС ONLINE» ПОДВЕЛ ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА СВОЕЙ РАБОТЫ. ЧАСТЬ 1-Я
Уголовное преследование Сергея Николаева - владельца группы «Софт-трейд», незаконно получившего 2,6 млрд. рублей в Сбербанке, не привело к возврату этих средств. Этот долг банку, скорее всего, придется списать как безнадежный. Об этом сообщил в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» управляющий отделением "Банк "Татарстан" Сбербанка РФ Рушан Сахбиев. Кроме того он рассказал о взаимоотношениях с крупным и малым бизнесом, «офисе будущего», филиале корпоративного университета Сбербанка и многом другом.
«МНЕ ВАША ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ ОЧЕНЬ ИМПОНИРУЕТ»
- Рушан Флюрович, год назад вы возглавили татарстанское отделение Сбербанка. Что вы хотели сделать в первую очередь при вступлении в должность управляющего отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России? И удалось ли это за тот год, что вы проработали на этом посту?
- Я бы ваш вопрос разделил на две части – что произошло с банком и что произошло со мной за это время… Я ехал в Татарстан с неким набором стереотипов о том, что такое экономика Российской Федерации, как она функционирует в отдельных регионах страны.
Татарстан оказался действительно очень уникальным субъектом, в котором одновременно есть и инновационность, и стремление ко всему самому передовому, и в то же время есть некие особенности, которые не всегда свойственны другим территориям. Например, жестко выстроенная вертикаль власти. В других регионах бизнес ведет себя как хочет, забывая о социальной ответственности, в первую очередь ставя задачу зарабатывания денег. Здесь не так. Я бы сказал, что татарстанская экономика представляет собой капитализм с «человеческим лицом». Здесь есть забота о простых людях - если ты хочешь сделать деньги, то сделай так, чтобы в первую очередь заработали простые люди, а уж потом зарабатывай сам.
- То есть вы нашу вертикаль одобряете?
- Мне она очень импонирует. Чисто по человечески. Я же не капиталист-миллиардер, чтобы с этим спорить! А как простой обыватель я считаю, что это совершенно правильно - в этом и должны заключаться функции государственной власти.
- А в вашей работе это помогает или мешает? Или вы с нашей властью идете параллельными путями?
- Наверное, эти пути не всегда пересекаются, но иногда бывает так, что при решении достаточно сложных вопросов приходится учитывать и человеческий фактор. Например, такой - что делать с работниками при банкротстве предприятия. Существенный резонанс у властей республики был вызван сокращением филиальной сети Сбербанка в сельской местности. В других субъектах РФ на это просто закрывали глаза, а здесь мы провели большую работу по объяснению своих позиций и путей оптимизации нашей филиальной сети, представили альтернативные каналы обслуживания.
- С руководством республики отношения сложились?
- Да, конечно - принимает и президент, и премьер-министр. Вопросы нашей деятельности очень часто сверяем на уровне профильных министерств и высших руководителей республики. И на совещания приглашают по различным вопросам.
В конце мая президент РТ посетил один из наших филиалов на улице Московская, где организован офис нового формата. Сбербанк в конце позапрошлого года запустил ребрэндинг. А ребрэндинг – это не просто поменять логотип и заменить название «Сберегательный» на «Сбербанк». Это в целом перестроение - начиная с философии, заканчивая внутренним содержанием офисов. На улице Московская открыт третий в Казани офис нового формата – это безбарьерное обслуживание, комфортная зона ожидания, электронные очереди, специальные технологии продаж.
Ведь возникают разные ситуации, например, в 20-х числах - в день выплат - людей бывают очень много. Я с ужасом ожидаю эти 20-е, потому что весь пик жалоб приходится именно на них. В такое время работает одна технология обслуживания клиентов, так называемая домкратная очередь – это максимально быстро, без всяких вопросов обслужили и все. В более спокойные дни задача продавца-консультанта – вывести клиента на весь ряд его потребностей, то есть это уже «зеленая» тактика обслуживания, когда нужно не просто принять коммунальные платежи, но и предложить клиенту различные другие услуги, связанные с паевыми инвестиционными фондами, с вкладами и т.д. Такие тактики разработаны и внедряются в новых филиалах.
- Сколько инвестировано в этот новый офис?
- Мы сделали достаточно дешево – в среднем получилось 15 тысяч рублей за квадратный метр. Но я уже сейчас понимаю, что цена – это не тот фактор, на который мы должны опираться. Наша задача – сделать качественно и «на века». В частности, когда Герман Оскарович Греф во время недавнего визита в Казань посетил этот офис, честно говоря, он ему не понравился. То, что я считал достоинством, он посчитал, что нужно было сделать посолиднее и из более дорогих материалов.
В БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ МЫ ЗАПЛАТИЛИ НАЛОГОВ В ЧЕТЫРЕ РАЗА БОЛЬШЕ
- Какие основные цифры сегодня характеризуют работу "Банка "Татарстан"?
- За прошлый год мы заработали прибыль около 2 миллиардов рублей, что в два раза больше, чем за предыдущий год. Мы заплатили налоги в бюджет Республики Татарстан и в бюджеты всех уровней на сумму более 1 миллиарда рублей – это в четыре раза больше, чем за предыдущий период. Кредитный портфель сегодня – порядка 100 миллиардов рублей. Привлеченные средства юридических и физических лиц также порядка 100 миллиардов рублей.
То есть мы говорим о нашей сбалансированной структуре. Такие вопросы возникали: а кто мы – «пылесосы» или «доноры»? Сегодня у нас сбалансированная структура, но никто не может гарантировать, что завтра ситуация не изменится: «крупный» клиент принесет депозит – вот тебе и отрицательный баланс… Попадет на отчетный период, и все напишут, что Сбербанк отправляет деньги в Москву. А потом, наоборот, выдаст крупный кредит, и ситуация изменится в обратную сторону. Но вот если брать усредненно, то удалось добиться баланса. Когда я пришел в «Банк "Татарстан», был перекос порядка 15 миллиардов рублей к текущему «свернутому» балансу. Хотя мы видим свою стратегическую цель в том, чтобы в Татарстан вкладывать больше, чем привлекать здесь. Поэтому в первую очередь усиливали блок, связанный с развитием трафика кредитования.
- Каковы итоги банка по кредитованию?
- За этот год мы увеличили свой кредитный портфель примерно на 20 миллиардов рублей – это как крупные инвестиционные проекты, которые были у всех на слуху, связанные с КАМАЗом, с энергетиками и т.д., так и малый бизнес. Наверное, самый простой способ - ты договариваешься с одним крупным клиентом, предлагаешь условия, которые не может предложить другой банк, и выигрываешь на этом «поле». Я очень рад, что нам удалось существенно увеличить активы на фронте работ с малым бизнесом – только за первый квартал текущего года мы выдали более 637 кредитов, для сравнения: за аналогичный период прошлого года – 249 кредитов, т.е. в этом году выдали в 2,5 раза больше. Сегодня и продуктовая линейка для малого бизнеса достаточно обширная.
- Какая средняя сумма кредита, выдаваемая Сбербанком в республике?
- Средняя сумма - около 5 миллионов рублей. Сегодня мы даем кредиты под 11 процентов годовых. Хотя есть такие виды кредитов, где ставка 17 процентов, например, кредит «Доверие», когда кредит выдается без залога.
ВРЕМЯ ИЗБЫТОЧНОЙ ЛИКВИДНОСТИ, ВОЗМОЖНО, СКОРО ЗАКОНЧИТСЯ
- Для малого бизнеса ставка 11 процентов - оптимистична… А для корпоративных клиентов какая ставка?
- Мы не хотим «опускаться» очень сильно, потому что по всем прогнозам – и Центробанк это подтверждает, повышая свою учетную ставку, – время избыточной ликвидности, возможно, скоро закончится, тогда ставки поползут вверх. Сегодня мы применяем ставки по-прежнему с трендом снижения, потому что из-за конкуренции мы не можем действовать иначе – на рынке много денег. Вместе с тем, все банки закладывают в условия кредитного договора возможности корректировки.
- Какие совместные программы с комитетом по развитию малого бизнеса были реализованы в Татарстане Сбербанком? (Миргалимов Искандер Фаритович).
- Планы есть, но пока нет ни одного реализованного – мы находились в состоянии выяснения юридического статуса друг друга. С гарантийным фондом поддержки предпринимательства не работает ни один из федеральных банков, а только местные. Потому что ни один из федеральных банков не может принять ту форму работы с ним, которую они предлагают, так как она противоречит действующему законодательству.
Сегодня ситуация сдвинулась с места.
Дело в том, что сотрудничество комитету не особо было нужно – они и сами справлялись. И для нас при наших объемах это не совсем подходит. А когда так, то ничего и не получается. Но мы пошли по пути заключения соглашений с отдельными ассоциациями малого бизнеса - с автоперевозчиками, к примеру, где есть много реально действующих предприятий. Получится ли что-то в будущем с комитетом – покажет время. На наш взгляд, мы предлагаем интересные схемы.
С КАЗАНЬОРГСИНТЕЗОМ МЫ ВЕРНУЛИСЬ НА НОРМАЛЬНЫЕ ДОКРИЗИСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- В прессе обсуждалась возможность ухода ваших клиентов - предприятий группы компаний «ТИАФ», в частности, Казаньоргсинтез в банк с более низкими процентными ставками. Какова подоплека - они хотели удешевить кредит?
- Это естественное желание заемщика - удешевить обслуживание кредита. И естественно желание банка удержать клиента. Мы начинали с 14 процентов, сегодня она ниже 9 процентов. Ставки в 7-8 процентов при кредитовании предприятий, связанных с рисками, крайне редки.
- Если не секрет, как шел переговорный процесс с предприятиями - Греф помог или сами договорились?
- Предприятия высказали нам, что они хотят от банка. "Банк "Татарстан" инициировал внесение изменений в решение кредитного комитета, что и было принято на уровне Москвы. Нельзя говорить, что этому способствовал лично Греф - система работы выстроена таким образом, что все решения, которые принимаются, находятся в русле его представлений о том, как это должно быть. Поэтому кредитный комитет принял положительное решение. Собственно говоря, мы сегодня имеем не только сохраненный кредитный портфель, но даже еще и увеличиваем его.
- Предприятие ушло от залога?
- Структура залога была тяжеловата и вызвана тем, что в то время речь шла фактически о выживании предприятия. Тогда неоднократно звучали заявления - «нам проще обанкротить предприятие, чем отдавать долги». Мы рады, что сегодня ситуация выправилась, развивается очень позитивно. И не смотря на то, что мы потеряли доходы в виде своих процентов, есть основания рассчитывать нам на будущие проекты, которых достаточно много - это и проекты по тяжелой нефти, и в сфере нефтехимии и т.д.
- Казаньоргсинтез вывел акции из-под залога?
- Сегодня акции не являются предметом залога.
- Наверное, это и было их главным условием?
- Главное беспокойство клиента было связано с наличием государственной гарантии, потому что не секрет, когда есть госгарантия за твои кредиты, тебя проверяют «вдоль и поперек» - и ревизоры, и Счетная палата. А это все отвлекает большие силы. Конечно, и сейчас нельзя сказать, что можно делать, что угодно - банк проверяет не хуже Счетной палаты… Но тем не менее в этих отношениях отсутствует кто-то третий, который может своим субъективным мнением осложнить отношения.
- А госгарантии закончились?
- Государственные гарантии Российской Федерации были сняты. При снижении процентной ставки, то есть существенного изменения кредитного договора, автоматически договор о госгарантии утратил свою силу. Можно сказать, мы вернулись на нормальные докризисные отношения, когда клиент берет кредит и в качестве обеспечения предлагает свое имущество.
В РАБОТЕ С ДОЛЖНИКАМИ ЛУЧШЕ УЖАСНЫЙ КОНЕЦ, ЧЕМ УЖАС БЕЗ КОНЦА!
- Все говорят про бизнес, а это, прежде всего, результат. Насколько изменилось соотношение портфеля к просроченной задолженности с момента назначения? (Шакиров Нияз Зиннурович).
- Мы снизили просроченную задолженность на 1 миллиард рублей, сегодня просроченная и проблемная (где просрочено более 90 дней) задолженность составляет 5,3 процента - это порядка 4 миллиардов рублей. Новых должников за этот год не появилось.
- А Вамин?
- Вамин - это хороший клиент, с хорошим уровнем риска.
- Как идут процессы с должниками?
- По ряду компаний мы объективно движемся к завершению всех судебных процедур, связанных с банкротством и списанием. Прежде всего, речь идет о группе компаний «Софт-трейд». Попытки уголовного преследования ничего особо не дали - вернуть свои деньги банку не удастся, поэтому предстоит, по всей видимости, прямое списание и продолжение работы с должником в рамках возбуждения различных уголовных дел, связанных с неправомерным получением кредита путем злоупотребления и обмана. На мой взгляд, в этой ситуации были признаки, связанные с мошенничеством.
По компании «Александр Ltd» - это частичный возврат за счет реализации имущества, но этот возврат вряд ли покроет 15-20 процентов объема долгов, которые сегодня есть.
- Получается, у них не было залога?
- Были товары, которые в обороте, и которых сегодня нет. Но здесь сложнее с точки зрения уголовного преследования. Мы считаем, что в данном случае в большей мере сыграл фактор рыночной ситуации, когда человек лишился доступа ко всем финансовым линиям, и «машина» остановилась, а потом рухнула… Этот человек не прячется, в меру своих сил пытается оказать содействие в погашении задолженности.
С группой компаний «Таттранском» мы неоднократно заключали мировое соглашение, и неоднократно оно срывалось. Сегодня мы забрали в свою собственность его объекты, которые были у нас в залоге на 1 миллиард рублей, и сдаем ему же в аренду. Эти объекты на балансе нашей дочерней компании «Сбербанк Капитал», сейчас идет процесс оформления документов. Если компания будет платить арендную плату, то у нее будет возможность погасить долги, не будет – значит, будем искать другого покупателя.
- Имущество адекватно миллиарду?
- Там очень сложная схема. Если брать рыночную стоимость имущества, то она явно не покрывает объем долга. Это не означает, что мы списали половину долга каким-то образом - просто на часть долга было принято имущество, а на часть суммы была дана отсрочка погашения и она реструктуризирована.
БЛАГОДАРИТ ОДИН ИЗ ТРИДЦАТИ, А ЖАЛУЮТСЯ - В ОБРАТНОЙ ПРОПОРЦИИ…
- Как вы считаете, стало ли подразделение Сбербанка под вашим руководством за год более клиентоориентированнее? Если да, то по каким критериям вы это оцениваете? (Галямов Ирек Исмагилович)
- У нас есть очень простой показатель – по количеству жалоб, которые могут поступать не только через электронную почту, но и по «горячей линии». И все данные у нас регулярно обобщаются. Могу сказать, что количество благодарностей на сегодняшний день превышает количество жалоб. И это действительно объективный факт – я регулярно смотрю книгу жалоб и предложений.
-Разве у нас могут благодарить?
- И это притом, что благодарит один из тридцати, а жалуются - в обратной пропорции…
…Но вместе с тем, любую «бочку меда» можно испортить «ложкой дегтя». Сбербанк очень большой, и часто привлекает к себе внимание фактами, имеющими плохой резонанс. Какое-то время это еще будет, но мы очень жестко боремся с этим.
По клиентоориентированности мы уже провели порядка шести лекций-тренингов с операционным составом. Но есть еще одна проблема – те люди, которые раньше работали, сегодня явно не справляются с новым темпом работы и уходят. На их место приходят студенты – вот их еще надо учить и учить, потому что клиентоориентированности в нашей молодежи мало…
- Не согласен с вашим выступлением на Madeinkazan 1, что на работу с клиентами, на фронт-офис надо ставить молодежь, потому что у более старшего поколения больше жизненных проблем, и они меньше улыбаются клиентам. Я считаю, что если человек профессионал, то он и в 20 лет и в 60 лет молодец! (Галямов Ирек Исмагилович).
- Я сказал, что те люди, которые работают в сфере обслуживания, лет через 20 морально и психологически устают. И это не я говорю, а психологи. А вообще «клиентоориентированность» - это, по большому счету, черта характера, это угодливость. Кому-то это дано, кому-то нет. Кому не дано, для тех у нас есть другие отделы – бухгалтерия, автоматизация. Но это тоже внутренний сервис, где есть внутренние клиенты. Просто надо эффективно использовать психологические особенности каждого человека.
ПОСЛЕ СМЕНЫ КОМАНДЫ
- Сколько человек сокращено в Сбербанке в нашей республике?
- Сокращено 800 человек, но это люди, которые занимались обеспечивающими функциями – в бухгалтерии, например. Если раньше - на бумаге - 2-3 человека делали одну и ту же операцию, то сейчас это делает компьютер.
- Сокращения коснулись и центрального офиса?
- И центрального офиса в том числе. В филиалах люди работали и на полставки, и на четверть ставки, поэтому в количественном выражении это равносильно 25 - 30 человекам.
Что касается настроения команды – я сразу, когда пришел, сказал, что мне нужно время для оценки способности команды решать поставленные Сбербанком задачи на территории Татарстана. За прошедший год примерно 65процентов топ-менеджеров поменяли свои позиции, то есть вновь назначены – кто-то пришел из других коммерческих банков, кого-то я привлек сюда из Сбербанка других территорий, в частности, директор управления по работе с персоналом приехал из Барнаула. А кто-то поменял свои позиции внутри "Банка "Татарстан" - те, кто имел высокий потенциал, но в силу разных причин не могли раньше подняться по карьерной лестнице.
- О каком количестве людей идет речь – эти 65 процентов?
- Речь идет о десятках людей – это сотрудники головного отделения и руководители самостоятельных подразделений, примерно 30 человек. Я пока не говорю о руководителях небольших отделений.
- Какие-то результаты от смены команды вы уже почувствовали?
- Есть результаты по бизнесу. Мне, к сожалению, за этот год не удалось совершить грандиозного прорыва на рынке – мы не заняли лидирующие позиции, «подвинув» все коммерческие банки… Возможно, для этого нужно более длительное время. Но вместе с тем положительная динамика есть – по всем основным направлениям, кроме привлечения вкладов населения, мы увеличили свою долю на рынке – это касается и кредитования физических и юридических лиц, и привлечения средств юридических лиц.
Традиционно снижающаяся доля вкладов населения в учреждения Сбербанка характерна по всей стране, и эта тенденция сохраняется. Вызвано это в первую очередь разницей в процентной политике между Сбербанком и другими банками – сегодня они иногда в два раза ниже ставок местных коммерческих банков. Пока падение не носит лавинообразный характер - речь идет о проценте с небольшим, но, тем не менее, эта тенденция нас, конечно, настораживает. Задача Сбербанка – использовать свой рейтинг, свою надежность для привлечения вкладов населения.
СЕГОДНЯ ВКЛАДЫ НАСЕЛЕНИЯ –
ЭТО НЕ СПОСОБ СБЕРЕЖЕНИЙ НА ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД…
- У вас сейчас ставки вообще ниже инфляции…
- У нас сейчас ставка – 4 процента. У всех банков первой десятки ставки ниже инфляции. Потому что сегодня вклады населения – это не способ сбережений на длительный период, а всего лишь некий инструмент для того, чтобы определиться с их дальнейшим использованием – либо накапливать для приобретения дорогостоящих покупок, либо диверсифицировать денежные средства во вклады, в акции, драгоценные металлы. Мы знаем, что главное правило инвестора – не вкладывать все в один вид актива, а разбивать по нескольким направлениям.
Большую долю в наших пассивах занимают средства пенсионеров – перечисляемые нам пенсии. Они имеют «тяжелый» остаток – как правило, они очень медленно расходуются, потому что люди стремятся что-то «подкопить».
- А пенсионеры к вам добровольно идут, или существует некая государственная система перечисления пенсий?
- Пенсионер может написать заявление для перечисления пенсии в любой коммерческий банк. Нас выбирают, во-первых, из-за традиционно высокого уровня доверия, во-вторых, из-за разветвленности сети и близости филиалов банка к дому.
В ДВА РАЗА ОПЕРЕЖАЕМ БЛИЖАЙШЕГО КОНКУРЕНТА ПО ЧИСЛУ ОФИСОВ
-В каждом районе Татарстана есть филиальная сеть?
- В каждом районе сеть есть - у нас сейчас 580 филиалов. По количеству филиалов мы по-прежнему в два раза опережаем ближайшего конкурента – "АК БАРС" Банк.
- Но филиал есть, наверное, не в каждом населенном пункте?
- Нет, не в каждом, но и смысла нет держать филиал в каждой деревне. Здесь возникают и вопросы безопасности – разве можно назвать банком деревянную покосившуюся избушку, в которой, принимая вклады у населения, подвергают людей всяческим угрозам? А требования безопасности определены – вплоть до размера толщины бронестекла… То есть в каждый филиал необходимо вкладывать дополнительные деньги на техническую укрепленность, на связь и т.д. Это очень затратно, а вклады в такие филиалы, как правило, не превышали 1,5 миллиона рублей. Они не только не окупались, но и, на наш взгляд, социальную функцию особо не несли, потому что речь шла о 4 – 5 человеках.
Мы пошли по другому пути – сегодня мы организуем передвижные кассы, бесплатные автобусные маршруты до тех населенных пунктов, куда переданы остатки этих вкладов. К тому же сеть Почты Татарстана – это более 1000 филиалов. Все что касается выплаты пенсий и пособий, эта сеть способна выполнить. Поверьте, ни для одного учреждения это не доходный бизнес, а большие расходы. Сбербанк – это коммерческий банк, и он, безусловно, должен считать деньги и экономить, потому что это деньги его акционеров.
- Как видит Рушан Сахбиев свою команду, будут ли проведены какие-то перестройки в структуре команды и как планируется привлечение большего числа инвесторов. На какие цели планируется приоритетное выделение средств? (Салихова Зинаида Ивановна).
- В этом году у нас по республике строится 39 филиалов нового формата, из них 24 – в Казани. Большее количество мы переформатировать не можем, иначе устроим «затык» в работе. Но в течение трех лет мы всю филиальную сеть «перелопатим».
Что касается команды и процессов ее формирования, на мой взгляд, в этом деле ни в коем случае нельзя ставить какую-то точку. Когда набираешь команду, всегда в ней кто-то останавливается в развитии, считая, что раз уже попал в команду, то этого достаточно. Тот, кто останавливается, неизбежно становится последним - от такого человека всегда надо избавляться, принимать другого. Принимаешь того, кто сильнее, и предпоследний оказывается последним… Во всем бизнесе так и происходит – люди постоянно меняются, меняют работу в поисках своей компетенции. Процесс этот бесконечен.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
- Сейчас в Сбербанке идет массовое омоложение кадрового состава. Подскажите, а кем вы планируете заменять увольняемых сотрудников и какими перспективами привлекать "свежую кровь"? Ведь известно, что многие молодые специалисты уходили из Сбербанка в том числе из-за большого объема бумажной волокиты и отсутствия нормального администрирования (Мусин Дмитрий).
- Сегодня мы активно работаем с Приволжским федеральным университетом, с которым Герман Греф заключил соглашение - мы открываем здесь кафедру банковского дела. В скором будущем откроем корпоративный университет, где будем готовить кадры для собственной системы нужного нам уровня и качества, а это каждый год почти 150 человек. К сожалению, уровень экономического образования и реальный бизнес идут сегодня параллельными путями, а ведь должны хотя бы где-то пересекаться…
На сегодняшний день мы сформировали учебные планы, ведем подбор помещений под эту учебную площадку. В первый набор мы возьмем не более 100 человек. Преподавателями, в основном, будут сотрудники Сбербанка и плюс 30-40 процентов из Приволжского федерального университета. Со своей стороны Сбербанк обеспечит университетских преподавателей технологиями преподавания нашего корпоративного университета - есть договоренность о их стажировке в корпоративном университете. Я думаю, наш университет - один из лучших корпоративных университетов в мире. Я тоже там неоднократно проходил обучение, в частности, сейчас учусь по совместной программе Сбербанка с лондонской бизнес-школой . Когда бизнес-школа номер один в мире проводит совместные программы с корпоративным университетом Сбербанка, то грех не переносить этот опыт на нашу территорию.
- Кто будет учиться в корпоративном университете Сбербанка – ваши сотрудники?
- Нет, будут обучаться студенты старших курсов.
- И какой срок обучения?
- Пока мы берем только пятый курс, чтобы человек пришел к нам и уже имел реальное представление о том, что такое Сбербанк, как там работают. Уже в процессе обучения сотрудники Сбербанка увидят способности студентов. Такая форма позволяет нам взять лучших и одновременно готовить их к работе. Войдет ли это обучение приложением к диплому – это пока обсуждается. Такое дополнительное образование будет проходить по желанию самих студентов. Думаю, желающих будет много, потому что все понимают, что это, во-первых, возможность трудоустройства в самый крупный банк страны и, второе, эти знания дают практики, которые знают, как «на самом деле», а не в учебнике.
- Подобные обучающие структуры еще есть в стране?
- Структуры есть, но в таком масштабе эта будет первая на территории России. Кафедры банковского дела есть в ряде регионов, сотрудничество вузов со Сбербанком есть практически везде. Первый наш этап похож на тот, который есть везде, но следующий этап создания филиала корпоративного университета Сбербанка на территории Татарстана – это уже глобальный проект и он будет затрагивать не только территорию республики, но и весь поволжский регион.
ПФУ предлагает открыть филиал у них, но возникает вопрос – сможет ли он обеспечить требуемое качество корпоративного университета? Для совместной «обкатки» программы профессорско-преподавательскому составу ПФУ нужно дать те компетенции, которые уже есть в корпоративном университете Сбербанка, а они вытекают из сотрудничества с мировыми бизнес-школами, как, например, с лондонской.
ОФИС БУДУЩЕГО
- Кто возглавит этот филиал? Каковы инвестиции?
-Директор пока не назначен и уровень инвестиций тоже пока не определен. Думаю, объем инвестиций будет небольшой – это же не химическая лаборатория или тяжелое машиностроение, где нужны громоздкие учебные классы и оборудование. Нужны просто люди, которые этим опытом владеют.
Как раз на базе сотрудничества с ПФУ есть понимание, что в ближайшее время мы откроем «офис будущего» Сбербанка, где будут применяться те технологии, которые люди в обычной ситуации увидят только через 2-3 года. Подробности пока раскрывать не буду, но это будет что-то наподобие концепткара Сбербанка будущего.
-В Москве подобный офис есть?
- Есть, он открылся около трех лет назад. Подобно тому, как концепткар отличается от серийного автомобиля, офис сегодня так и отличается. Я думаю, наш «офис будущего» будет лучше московского.
- Когда предполагаете его открыть?
- Сейчас идет подбор помещения, думаю, до конца этого года мы его откроем. Причем, это будет приурочено и к проведению Универсиады-2013. Для нас важно применить все самые современные технологии удаленного обслуживания, идентификации личности и т.д. Там будет много интересного – будем водить туда экскурсии…
СТИМУЛЫ ОТ ГРЕФА
- Какую оценку вашей работе и работе банка дал Греф во время своего недавнего визита в Татарстан?
- Безусловно, он отметил изменения в команде. Хотя сказал, что за этот период времени можно было сделать больше… Это объективная оценка, и я к ней отношусь спокойно. Президент Сбербанка – это тот человек, который хвалит очень редко. Он лучше тебя лишний раз «простимулирует» другим способом, чтобы ты не сильно радовался своим успехам, а с утроенной энергией шел вперед. Поэтому в целом ровная оценка, с замечаниями некоторых недостатков, в частности, по этому новому офису. Мы постараемся обстановку улучшить.
- А визит Германа Грефа был связан с годом вашего пребывания в должности или просто совпал?
- Чтобы оценить работу, не обязательно сюда приезжать. В течение года я несколько раз подпадал под его оценку, несколько раз мы встречались в разных ситуациях.
-То есть «руку на пульсе» он держит?
-Я бы сказал, держит целая система Сбербанка. Регулярно на стол президенту банка попадают данные по всем территориям. Выделяя те регионы, которые для него наиболее знаковые и интересные, он их отслеживает. В одном из разговоров с ним я понял, насколько он осведомлен о показателях "Банка "Татарстан".
А визит в республику был связан с приглашением академии народного хозяйства выступить с лекцией перед чиновниками – не о пользе Сбербанка для экономики Республики Татарстан, а о макроэкономической ситуации. Лекция получилась достаточно интересной. Я разговаривал со многими слушателями – очень многие с ним не согласны, но, теме не менее, лекция понравилась.
- Впечатление у многих было яркое – как о современном лидере, необычном в лучшем смысле этого слова…
- Наверное, современный руководитель и должен быть таким. Теперь вы меня понимаете, что мне нелегко не только с точки зрения специфики региона, но и не очень простого руководителя – очень требовательного и внимательного…
- Что для банкира важнее денег? (Egorova E.K.)
- Для банкира важнее денег честь. Это очень расхожая фраза, но, тем не менее, честь во все времена ценилась превыше всего, потому что банкир с сомнительной репутацией – это почти что серийный маньяк-убийца - в общественном сознании звучит примерно так же. Один раз потеряв репутацию, потеряешь доверие людей, которые приносят тебе деньги, приходят за кредитами…Ты просто уже не сможешь с ними работать.
Окончание следует
Татьяна Завалишина
Фото Сергей Елагин
Видео Максим Тимофеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.