Казань активно включилась в борьбу за статус Европейской молодежной столицы – 2022 наряду с польской Познанью и албанской Тираной. Победа не принесет конкретных вливаний, но, как показывает практика, увеличит туристический поток и привлечет с десяток мероприятий на 3–5 тыс. участников. По мнению опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов, у Казани есть шансы, но они могут быть сведены к нулю из-за обострившейся внешнеполитической обстановки.
Казань вошла в шорт-лист из пяти городов, которые претендуют на получение статуса Европейской молодежной столицы (European Youth Capital) 2022 года
«НЕ ОБОЙДЕМ СТОРОНОЙ И КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН…»
Казань вошла в шорт-лист из пяти городов, которые претендуют на получение статуса Европейской молодежной столицы (European Youth Capital) 2022 года. Конкуренцию Казани составляет польский город Познань, румынский Бая-Маре, хорватский Вараждин и расположенный в Албании город Тирана. Как рассказал «БИЗНЕС Online» министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов, до 26 мая Казань должна будет представить детальный план мероприятий в рамках Года Европейской молодежной столицы. До 22 сентября нужно будет подать финальную заявку, а победителей конкурсной гонки объявят 14 ноября 2019 года. Заявку на статус «Европейская молодежная столица» министерство по делам молодежи прорабатывало и подавали совместно — от имени правительства Республики Татарстан и мэрии Казани. Всего в этом году в конкурсе заявились 12 городов Европы, включая Ульяновск.
Конкурс проводят по инициативе Европейского молодежного форума начиная с 2009 года. Год назад Казань уже принимала в нем участие, но проиграла литовской Клайпеде. «Первая заявка придала опыта, подтянула нас, а в этом году мы уже вошли в топ-5», — рассказывает «БИЗНЕС Online» глава комитета по делам детей и молодежи исполкома Казани Айрат Фаизов. По его словам, в заявке этого года власти постарались максимально раскрыть историю молодежной политики в Татарстане, включая даже ту, что велась в советское время.
В развернутой финальной заявке от Казани, например, подняты такие проблемы, как доступ к социальным правам молодежи из неблагополучных районов, молодые люди, которые сегодня менее активны. «Не обойдем стороной и казанский феномен. Дело в том, мы проводим достаточно большое количество мероприятий, но более 60 процентов молодежи по разным причинам не охвачена. Что мы можем им предложить? Как раскрыть их потенциал? Это вопросы, которые мы поставили не только в заявке, это вопросы, которые мы в целом ставим перед собой в работе», — говорит Фаизов.
Айрат Фаизов: «Первая заявка придала опыта, подтянула нас, а в этом году мы уже вошли в топ-5»
Все города первой пятерки финалистов расположены в странах, в прошлом бывших социалистическими. Крупнейшим городом из списка топ-5 и единственной столицей государства является албанская Тирана с населением в почти 900 тыс. человек. Далее следует полумиллионная польская Познань: центр города признан памятником истории, в нем много замков и костелов, а также находится самый древний в Польше собор. Прочие конкуренты Казани намного меньше, зато как минимум не уступают ей в плане исторических достопримечательностей. Это румынский Бая-Маре с населением в 140 тыс. человек, расположенный неподалеку от украинской границы, и хорватский Вараждин с населением чуть менее 50 тыс. человек, в прошлом бывший столицей Хорватии, о чем напоминают многочисленные дворцы, из-за которых город даже называют «музеем барокко под открытым небом».
Главным конкурентом Фаизов считает столицу Албании Тирану, который отличается сильной молодежной политикой. Впрочем, отбор Европейской молодежной столицы славится тем, что в конкурсе не всегда побеждают фавориты, да и размер города, исходя из опыта прошлых лет, не играет решающей роли.
До 26 мая Казань должна будет представить детальный план мероприятий в рамках Года Европейской молодежной столицы
«РЕЧИ О ВЫДЕЛЕНИИ СРЕДСТВ СО СТОРОНЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ НЕ ИДЕТ»
Нужно сказать, что каких-то грантов или прочих финансовых вливаний победа в конкурсе вовсе не гарантирует. Это скорее красивый и почетный «бантик».
«Этот статус в первую очередь вопрос имиджа, возможность продвижения конкретного города для европейской молодежи. Существенно вырастает туристический поток города за счет молодежной аудитории. Чего стоит хотя бы то, что именно в городе-победителе совет Европы проводит все свои наиболее значимые выездные молодежные мероприятия, в столицу привлекаются лучшие эксперты молодежной работы, лучшие практики, новейшие технологии по работе с молодежью. Мы и сами планируем ряд значимых имиджевых и деловых событий для молодежи, которые мы сейчас еще прорабатываем вместе с Национальным советом детских и молодежных организаций России», — объясняет значение победы для Казани Фаттахов.
«Речи о выделении средств со стороны совета Европы не идет, — соглашается с ним Фаизов. — Это исключительно статус, который в большей степени мотивирует нас самих обратить внимание на существующие проблемы молодежи».
Европейская молодежная столица получит возможность принимать в течение года все мероприятия совета Европы в сфере молодежной политики и часть мероприятий в области образования. Речь идет как минимум о 10 крупных ивентах, которые обычно посещают 3–5 тысяч участников. Казани, где только что построили комплекс «Казань Экспо», они были бы кстати.
«Важный аспект статуса — это возможность поставить работу с молодежью в приоритет государственной политики в стране и в регионе. Например, в Сербии Нови-Сад (столица 2019 года) был объявлен проектом национального интереса Республики Сербия, после чего во всех регионах страны стали обращать пристальное внимание работе с молодежью», — добавляет Фаттахов.
Дамир Фаттахов: «Для нас, для руководства города, республики, страны это еще один повод обратить внимание на молодежную проблематику»
Статус поможет Казани в продвижении города на туристическом рынке, усилив направление молодежного туризма. Фаттахов приводит пример города Салоники, который стал молодежной столицей 2014 года: на каждый евро, потраченный государством на молодежные мероприятия, 5,14 евро возвращались через туризм, спонсорство. Если говорить о Казани, то речь может идти о десятках тысяч путешествующих молодых людях. Напомним, что типичный турист, приезжающий отдохнуть в Татарстан, — это человек в возрасте 24−34 лет.
«Это повышает роль города на карте молодежного туризма. Для нас, для руководства города, республики, страны это еще один повод обратить внимание на молодежную проблематику, возможность подтянуть к 2022 году инфраструктуру, которой по разным причинам пока не хватает», — уверен глава комитета по делам детей и молодежи исполкома Казани.
Помимо этого, в случае победы республика рассчитывает привлекать в Казань средства из европейских фондов и грантовых программ.
При всей своей привлекательности для молодежи Казань может «пролететь» мимо победы в конкурсе по чисто внешнепополитическим мотивам
ПОЛИТИКА ПОМЕШАЕТ?
Однако при всей своей привлекательности для молодежи Казань может пролететь мимо победы в конкурсе по чисто внешнеполитическим мотивам. По условиям конкурса город-кандидат должен представлять одно из государств − членов совета Европы. Россия же по факту находится на грани выхода из этой организации. И, если это случится, казанская заявка будет неизбежно снята. Конечно, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров буквально вчера заявлял, что Москва «не принимала решения о выходе из организации», а все утверждения британских и украинских представителей о якобы твердом намерении России это сделать он назвал провокацией. Европарламент также призвал вчера найти способы сохранить членство РФ в совете Европы. Но даже если выход из него в ближайшее время не состоится, зачем европейцам отдавать первенство Казани, ведь отношения с Россией сегодня более чем непростые?..
Пока же Татарстан продолжает наводить внешнеполитические мосты. Например, на днях в Казань прилетали члены делегации конгресса местных и региональных властей совета Европы. На встрече с председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным (он работал в конгрессе местных и региональных властей на протяжении 15 лет) отмечалось, что в непростых условиях взаимодействия совета Европы и России необходимо находить компромисс «не под влиянием внешних факторов, а с учетом интересов всех сторон».
«ПОДОЗРЕВАЮ, ЧТО КАЗАНИ НЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО БУДЕТ ВЫИГРАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ЭТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА…»
«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов, скажутся ли на результатах конкурса непростые отношения России с европейскими властями.
Азат Ахунов — доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, востоковед:
— Участие в конкурсе не поможет как-то улучшить имидж России. Это идет по инерции и связано с той политикой, которая началась еще с празднования тысячелетия Казани. Город стали позиционировать как центр проведения важных спортивных мероприятий, экономических, политических форумов. Сейчас уже и наши власти, и население города и республики привыкли, что Казань получает различные мероприятия. Просто это один из этапов продвижения города в сторону столичности, повышения своего заслуженного статуса. Казань долгое время находилась в таком забитом состоянии, запущенном. Это было связано с политикой государства и статусом автономной республики еще в советское время. Движение, которое идет со стороны властей по продвижению Казани, заразило и жителей города тоже. Теперь уже трудно найти в Казани тех, кто считал бы себя провинциалом и кто думал бы, что Казань хуже Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска или каких-то других городов мира. Менталитет людей изменился, мы ушли от провинциальности.
По поводу выхода из состава совета Европы — все может быть. Скорее всего, это будет импульсивное, эмоциональное решение. Его вполне можно ожидать, потому что сейчас практически мы не видим никаких шагов по сближению, скорее идет расхождение в разные стороны, и разрыв увеличивается. Тут мешает принципиальная позиция Европы в отношении и территориальной целостности Украины. Судя по высказываниям наших политиков, не чувствуется, что мы готовы пойти на компромисс. Но надо оставаться оптимистом и надеяться, что эти точки сближения все-таки найдутся.
Если все-таки выйдем из совета Европы, то… Мне кажется, что не будут вводиться ограничения по перемещению для молодежи из Европы или, наоборот, закрытие Европы для россиян. Даже в сталинские годы такого не было. Если вот таких ограничений не будет, то проблем никаких нет.
Президент Татарстана Рустам Минниханов активно перемещается по миру. И если даже отношения в целом у России будут с Советом Европы, европейскими государствами очень сложные, то Казань вполне может стать площадкой, чтобы эти отношения в случае чего можно было реанимировать. Татарстан очень часто используют для этого. В ту же Северную Корею Минниханов ездил задолго до визитов официальных лиц. Это было своего рода прощупыванием почвы, разведка боем. Региональный лидер может это сделать, а официальному представителю России или президенту это делать уже сложнее.
Евгения Обичкина — профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО:
— Почему это может быть некстати? Это очень полезно. Там, где буксует политика, может вступить в действие общество и прочные общественные связи вроде отношений между молодыми людьми, между университетами, различными клубами по интересам. Вот это как раз разрушает всевозможные преграды и тот железный занавес, который (как можно опасаться) опять будут строить между Россией и Европой. Именно эти ткани общественного взаимодействия — самое важное для преодоления раскола в Европе и взаимной отчужденности, чтобы люди не смотрели друг на друга через прицел автомата или амбразуру танка.
Лично я в Казани была в последний раз еще в советское время. Я знаю, что ваш город необыкновенно украсили, очень стал чистым и красивым. Главное — это город, в котором есть университет, где развиваются бурно общественная жизнь. Город мультикультурный, на Волге, красивый, с традициями русскими и татарскими, хорошей кухней… Вот в этом и есть шансы для Казани на победу. И главное — у вас еще есть деньги, чтобы все эти мероприятия устраивать.
Вопрос выхода или невыхода из совета Европы целиком зависит от правительства России. Тенденции известны: отчужденность, серьезные противоречия, большие суммы, которые ЕСПЧ накладывает на Россию по различным частным искам. Все это может повлиять на решение российских властей. Но очень будем надеяться, что окончательного отчуждения не произойдет. Тогда это будет свидетельствовать о строительстве тех самых железных занавесов, о которых я говорю. Если все-таки отношения с Европой будут разорваны, то я не знаю, что делать тогда Казани. Все будет зависеть от политического тренда, потому что все исходит от власти. Решения принимаются наверху. Как пойдет общее дело — так пойдет и дело в Казани.
Федор Лукьянов — российский журналист-международник, политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— Да почему сразу некстати эта заявка? Какими бы ни были отношения, они в любом случае продолжаются. То, что Россия обладает блестящим опытом организации крупных международных мероприятий, — это проверено и доказано. Да, в последние годы политическая обстановка не благоприятствует. Но тем не менее они же проходят. Понятно, что выиграет там Казань или не выиграет — много факторов. Но если это произойдет — прекрасно. Это всецело надо приветствовать. Такие вещи оттеняют те тоскливые отношения, которые в целом складываются с Европой, к сожалению.
Насколько Россия близка к выходу? Трудно сказать. На самом деле желания выйти нет, равно как и у Европы нет желания Россию выпихивать. Но, к сожалению, есть логика конфликтного процесса. И эта логика ведет к тому, что каждый следующий шаг ситуацию только усложняет. Пока никто отступать не хочет. Поэтому я бы не исключал выхода из совета Европы, к сожалению. Этот год вообще значим, потому что в совете Европы должны будут выбирать нового секретаря, новых судей суда. Если Россия не будет участвовать в этих выборах, то возникает вопрос, с одной стороны, о легитимности избранных руководителей, а с другой — Россия выходит из процесса, и дальше все будет еще сложнее.
Если Россия выйдет из состава, то она не будет участвовать в мероприятиях, которые организуют члены совета Европы. Я вообще подозреваю, что Казани не очень просто будет выиграть, потому что все эти политические обстоятельства учитываются при принятии решений. Хотя пока это все работает. Рутина не изменилась. И надо пробовать.
За все время существования конкурса, ни один город России не стал победителем. Самой первой Молодежной столицей Европы в 2009 году стал город Роттердам (Голландия). 2010 год – Турин (Италия); 2011 год — Антверпен (Бельгия); 2012 год — Брага (Португалия); 2013 год — Марибор (Словения); 2014 год – Салоники (Греция); 2015 год – Клуж-Напока (Румыния); 2016 год – Гянджа (Азербайджан); 2017 год – Варна (Болгария); 2018 год – Кашкайш (Португалия); 2019 год – Нови-Сад (Сербия); 2020 год – Амьен (Франция).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 204
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.