Евгения Тарасова и Владимир Морозов, установив мировой рекорд в короткой программе, уступили по сумме двух прокатов китайской паре Вэньцзинь Суй и Цунь Хай на чемпионате мира в японской Сайтаме. Перед турниром российская пара вернулась к своему прошлому тренеру Нине Мозер — она перешла в этом сезоне на административную должность и отдала пару начинающему специалисту Максиму Транькову.
«ПАРНОЕ КАТАНИЕ В ФОРС-МАЖОРЕ»
На чемпионате мира в Японии разыграли первый комплект наград — в соревнованиях пар победили опытные китайцы Вэньцзинь Суй и Цунь Хань. Российская пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов заняла второе место. Ввиду невероятной формы соперников из Китая этот результат можно назвать успешным. Напомним, что Тарасова родилась и начинала заниматься фигурным катанием в Казани, а пара представляет Татарстан.
В этом сезоне она занимается с олимпийским чемпионом Сочи Максимом Траньковым, а прошлый тренер Нина Мозер занялась административной работой. Переход не обошелся без трудностей — Тарасова и Морозов отличались нестабильностью и на чемпионате Европы выиграли «серебро», уступив французам Ванессе Джеймс и Моргану Сипре.
Впервые за 14 лет у России в целом сразу две медали в парном катании на ЧМ. Это удивительный успех, потому что парам из Европы на чемпионате мира в Сайтаме пришлось непросто. Они первыми вышли на лед, первыми прилетели в Японию, у них единственных нет выходного дня. Если девушки после проката короткой вчера могут собраться силами и настроиться на произвольную, то пары снова выходили на лед спустя 20 часов после проката.
«Чемпионат мира для нас — это риск, — говорила еще до ЧМ в интервью YouTube-каналу „Игра в тело“ Мозер. — Я не знаю, чего ожидать. Парное катание попало в форс-мажор. Очень сложное расписание, не знаю, как его составляли. Тренировки с пяти утра, добавьте еще разницу во времени. Это рулетка — кто лучше подготовится, справится с этим».
При этом Мозер добавила, что все главные конкуренты (китайцы, американцы, канадцы и даже французы), т. к. катаются в Америке, с такими сложностями не сталкиваются. Для них по биологическим часам поздний вечер — время выступления — является самым комфортным.
«Только русские будут теми, кто пытается бороться. Все зависит не от профессионализма, психологии, а от физиологии», — заявила Мозер.
Сложности добавляет и местоположения отеля, где поселили спортсменов сборной России. Он в полутора часах езды от «Супер Арены», где проходят соревнования. Между тренировкой и выступлением примерно три часа, поэтому приехать и отдохнуть возможности нет. Для сравнения: в Москве фигуристов селят в пяти минутах ходьбы от соревновательного катка.
«ТРЕНИРУЕМСЯ ДО ВОСХОДА СОЛНЦА»
Что делать, когда на чемпионате мира, где и без того сверхвысокая конкуренция, сразу 6 пар имеют перед тобой географическое преимущество? Тревожными ожиданиями Мозер решила поделиться с давней подругой — президентом федерации лыжных гонок России Еленой Вяльбе.
Спортсмены Вяльбе в похожей ситуации бывали часто. Последний пример — Олимпийские игры в Пхенчхане. Вяльбе помогла Мозер составить уникальный для фигурного катания план подготовки к соревнованиям.
«Раньше я никогда не придавала всему этому значения. Мало кто в фигурном катании на это обращает внимание. Думают, что физиология — это только для цикликов. Большая ошибка!» — рассказывает Мозер.
Привыкать ко времени и условиям Сайтамы начали еще в Москве. Перед ЧМ пары Мозер (помимо Тарасовой и Морозова, это Наталья Забияко и Александр Энберт) вернулись на каток «Вдохновение». Рисковать с раздельной подготовкой спортсменов на разных катках в этой ситуации смерти подобно.
Постепенно Мозер стала менять время тренировок, сдвигала время физической активности. Каждую неделю — примерно на один час. Закрыла пары от внешнего мира, отвлекающих факторов. Нет интервью и прочим активностям. Главное — результат.
Федерация фигурного катания России решила не тратиться на акклиматизационный сбор для сборной. «Во-первых, это вопрос денег. Больших денег. Япония — дорогая страна, — объяснял в интервью „БИЗНЕС Online“ вице-президент ИСУ Александр Лакерник такое решение. — Во-вторых, некоторые специалисты считают, что нужно приехать за день до выступления, чтобы не попасть в акклиматизационную яму. Самые сложные дни для организма, как я слышал, пятый и седьмой. Но это все условно, у каждого все по-разному».
Мозер решила, что ее спортсменам сбор нужен, и на свои деньги организовала подготовку в соседней от Сайтамы Фукуоке. Там дешевле аренда льда, чем в Сайтаме, а условия для организма аналогичные префектуре Токио. А главное — никаких отвлекающих факторов, никаких фанатов и давления приближающегося ЧМ.
В Фукуоку пары Мозер приехали за неделю до старта. «Поселились на специальной базе, рядом с катком, — рассказывала Sport24 Забияко. — Вокруг нет ничего, кроме различных спортивных сооружений. Тренируемся рано утром, чтобы адаптироваться ко времени. До восхода солнца».
«КИТАЙЦЫ НА СЕГОДНЯ НЕПОБЕДИМЫ»
Дали ли эта работа плоды? Безусловно. В плане физической готовности и Тарасова с Морозовым, и Забияко с Энбертом подошли в лучшей форме. Можно ли было рассчитывать на большее? Судя по всему, нет. «Серебро» и «бронза» — лучший результат из возможных на данный момент.
«Такое ощущение, что ребята остановились и решили кататься стоя. Давил статус лидеров?» — с сожалением заметил комментатор «Матч ТВ» Андрей Журанков. Тарасова и Морозов откатали неплохо. Более того, за прокаты в Японии они получили лучшие баллы в сезоне. На каждом старте до ЧМ либо Евгения, либо Владимир допускали грубые ошибки. В Сайтаме серьезных ошибок не было, только небольшие помарки у Морозова на двух прыжковых элементах.
Но на чемпионате мира нет права даже на небольшую помарку. Дашь слабину — тебя обойдут. Так, главные конкуренты Тарасовой и Морозова — китайцы Суй и Хань — показали едва ли не самый крутой прокат в истории фигурного катания. По крайней мере, по мнению судей, зафиксировавших два мировых рекорда — по сумме баллов и за произвольную.
«Посмотрите, как они катаются. Вот как катаются. И зал встает», — не находит слов для восхищения Журанков. Ему вторит и Татьяна Тарасова в эфире Первого канала: «Понимаете, тут дело даже не в наших, не в баллах, в прокатах… Они просто уникальные, они лучшие».
Траньков после завершения соревнований заметил, что в лучшей форме китайцев физически невозможно обыграть: «Китайцы на сегодняшний день, если чисто катаются, практически непобедимы». В Японии прокат получился чистым: Вэньцзин и Цунь выполнили все элементы на хороший плюс, на максимальный уровень сложности.
Специалисты выделяют особый стиль катания китайцев и невероятную по энергетике хореографию. В этом году с парой работал опытный хореограф Лори Николь — культовая личность для мира фигурного катания. Николь ставила программы для Мао Асады, Саши Коэн, Каролины Костнер и Патрика Чана. И почти каждая ее постановка приносила победу.
Произвольную для первой китайской пары Николь ставила почти три месяца. Она не сразу пошла — на чемпионате Китая они даже не вышли на нее, на чемпионате четырех континентов сорвали несколько элементов. Привела в боевую готовность Николь Суй и Ханя только к ЧМ и настолько поразила всех, что тот же Журанков обращается к комиссии судей.
«Знаете, плевать на эти правила ИСУ и мнение судей. Пусть они себе засунут эти правила куда подальше. Глупость, что каждый год нужно менять программу. Не хочу. Мир должен видеть эту великую постановку еще и еще. Потому что это уже больше чем спорт — это искусство, если хотите».
Фигурное катание — это эмоции и экспрессия на льду. Вспомните последних чемпионов мира из России — Татьяну Волосожар и Транькова. Будучи спортсменом, Максим прекрасно чувствовал и понимал, что значит катать до слез, на разрыв аорты. Почему Траньков не может передать это чувство своим подопечным?
Программа — это история, которую фигуристы, словно артисты, рассказывают на ледовой арене. Тарасову и Морозова отлично подготовила Мозер. У них хорошая программа, сложнейшие элементы, но главного — эмоций — им не хватает. В фигурном катании нет мелочей, любой взмах, жест, взгляд важен. Ведь помимо технической оценки, с которой в этот раз у Владимира и Евгении все хорошо, есть оценка за компоненты. А она напрямую зависит от эмоций, которыми нужно сразить судей.
Возможно, отсутствие эмоций связано с тем, что если раньше Тарасова и Морозов были парой и на льду, и в обычной жизни, то теперь только на льду. В январе фигуристка объявила, что теперь живет с партнером раздельно. Как бы там ни было, если бы это действительно мешало спортсменам, то они не смогли бы подняться на пьедестал. Но эмоций все равно не хватает. И только поэтому китайцы сегодня первые, а наши — вторые.
Чемпионат мира. Спортивные пары. Итоговое положение
1. Вэньцзинь Суй / Цунь Хань (Китай) – 234,84 балла
2. Евгения Тарасова / Владимир Морозов (Россия) – 228,47
3. Наталья Забияко / Александр Энберт (Россия) – 217,98
..6. Александра Бойкова / Дмитрий Козловский (Россия) – 210,30
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.