Решение упорядочить внешний вид прихожан Нижегородской Соборной мечети в эти дни неожиданно вылилось в бурные дискуссии на просторах исламского Рунета

«ТОТ ЖЕ КОНТИНГЕНТ ВЫСТУПАЛ И ПРОТИВ РЕШЕНИЯ ДУМ РТ О ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

Рассуждения о региональных формах ислама ведутся среди мусульман давно. Здравый смысл подсказывает, что ислам, будучи единым на уровне своего идейного генома, в реальной жизни всегда распускается пышным букетом многоликих эпифеноменов. Но вот что интересно: стоит цветам этого многообразия лишь явиться на свет, как всегда найдутся те, кто жаждет закатать пестрый ковер ислама под каток унификации и однообразия. Так случилось и на прошедшей неделе в просторах  исламского Рунета. Целая армия диванных борцов за желание быть святее папы римского обрушила свой праведный гнев на прихожан Нижегородской Соборной мечети за стремление последних отдать дань уважения величию пятничной молитвы. К травле верующих присоединился завсегдатай громких тем и заявлений муфтий духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов, некоторые журналисты и блогеры, в том числе из Казани, и даже какой-то африканский шейх из Египта, чью оскорбительную ругань муфтий азиатской части России усердно рассылал по WhatsApp в последние дни.

По сути тот же контингент выступал в свое время против решения ДУМ РТ вести пятничные проповеди в своих мечетях исключительно на татарском, по поводу чего в интернете стояло не меньше ору. На этот же раз сыр-бор разгорелся из-за правил посещения мечети, которые нижегородские мусульмане определи для своего храма. Удивительно, правила были приняты несколько лет назад, а шум поднялся только сейчас. Причем шум подняли не прихожане мечети (их-то как раз все устраивает), а совершенно посторонние люди, которые к этой махалля не имеют совершенно никакого отношения.

Как это часто бывает, буря в интернет-стакане разгорелась по принципу «слышал звон, да не знаю, где он». Как выяснилось, многие из интернет-ораторов не только не бывали в Нижегородской мечети, не только не знакомы с этим джамаатом и его имамом Умаром хазратом Идрисовым, но даже не удосужились прочитать правила, которые, собственно, и вызвали их возмущение. Не говоря уже о том, чтобы элементарно разобраться в фактуре. Для меня такое поведение всегда было странным. Сами мусульмане так много говорят о нравственности и благочестии, но, когда дело доходит до очередного — извините — срача, ведут себя как самые последние хейтеры с той лишь разницей, что декорируют свою хамскую речь элементами религиозной риторики ислама.

«ИМЕННО ТАК СТРОИТСЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ «ЖУРНАЛИСТИКА»

Правила нижегородских мусульман, наделавшие так много шуму, запрещают, в частности, «находиться в здании мечети в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения и его остаточными явлениями» и определяют внешний вид посетителей мечети. «Одежда должна быть, — говорится в них, — чистой, опрятной и красивой, закрывающей все части тела».

Именно требования к внешнему виду и вызвало негодование исламских хейтеров. Они даже окрестили нижегородскую мечеть «мечетью белорубашечников». Хотя, строго говоря, в правилах о белых рубашках как таковых не говорится ни слова. Там лишь оговаривается в отношении одежды посетителей пятничной молитвы и праздничных молитв «преобладание светлых тонов и белого цвета». Более того, отдельно подчеркивается, что любой мусульманин может надеть «религиозный костюм, соответствующий национальной традиции». Другими словами, можно приходить и в темной одежде. Главное, чтобы она соответствовала месту и времени — была  чистой, опрятной и закрывающей все части тела. Однако мусульманским интернет-хейтерам так понравилось слово «белорубашечники», что они, уже невзирая на фактическое положение вещей, от души предались хамству и матерщине.

Спусковым крючком для их словесных излияний послужило одно видео, на прошлой неделе распространившееся в соцсетях. На нем два обычных мусульманина, которые не являются сотрудниками мечети, но которые по зову сердца взялись в качестве волонтеров содействовать поддержанию порядка в ней, объясняют третьему, ведущему себя достаточно агрессивно, глядя на его непрезентабельный вид, что он не готов к намазу, и отказывают в доступе в мечеть. Именно последнее вызвало особый псих интернет-хейтеров, которые, не стесняясь в выражениях, выливали на мусульманских волонтеров просто ушаты словесных помоев, не забывая при этом облить грязью и татарский народ. Но вот, что любопытно: главные герои ролика к татарам вообще не имеют никакого отношения. У входа в мечеть волонтерили русский и чеченец, а нарушитель ее правил, судя по всему, был таджиком. Впрочем, о последнем мы можем только догадываться, так как в самой мечети его не знают. Вы скажете: заезжий провокатор? Не исключено.

К слову, интернет-телеканал «Алиф ТВ», который подключился к травле нижегородских мусульман, для своего сюжета не смог найти среди прихожан мечети ни одного недовольного существующими там порядками. Эту роль исполнили два анонима из других регионов, которые, утаивая свои имена и пряча лица, усердно подливали масла в огонь хейтерского интернет-негодования. Мне всегда казалось, что анонимство — жалкая форма избегания ответственности за свои слова и признак трусости. Но оказалось, что именно так и строится мусульманская «журналистика» в современной России.

Правила нижегородских мусульман, наделавшие так много шуму, запрещают, в частности, «находиться в здании мечети в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения и его остаточными явлениями» и определяют внешний вид посетителей мечети

«ДИСКУССИЯ ИДЕТ В ЗАЗОРЕ МЕЖДУ БУКВОЙ И ДУХОМ ЗАКОНА»

Давайте посмотрим на эту ситуацию в более широком контексте. Я уже не раз писал о том, что в  исламе на протяжении всей его истории, вплоть до сегодняшнего дня, всегда было две школы, или, можно сказать, две интенции мысли, два идейных полюса. Одни мусульмане были ориентированы на суть исламского Закона/учения, на то главное, что в нем заключено и ради чего можно пренебречь второстепенными вещами; другие — на его форму, делая акцент на том, что в религии важна каждая мелочь. Условно обе позиции можно обозначить как школу духовной мудрости и школу богословского формализма. На протяжении истории подобная дихотомия находила разные способы выражения: асхаб ар-рай и асхаб аль-хадис, суфии и факихи. Сегодня та же самая линия водораздела пролегает между тем, что иногда называют традиционным исламом, и пресловутым ваххабизмом.

На данную тему у татарского народа есть известная притча о том, как умудренный опытом мулла приучил жителей одной деревни, которые давно оставили религию, ходить в мечеть, разрешив им не мыть ноги во время предмолитвенного омовения, что было им в тягость. «Юмасагыз да була!» — сказал он им. Благодаря этому решению народ в деревне массово повалил в мечеть. На гневное и по всем богословским признакам справедливое возмущение молодого умника из медресе имам лишь спокойно ответил: «Я их приучил в мечеть ходить, а вот теперь ты приучи их ноги мыть». У старого имама не было ни одного формального аргумента, ни одного хадиса или аята, которые обосновывали его столь решительный шаг. Ни одного! Но он не побоялся взять на себя ответственность и сумел привести людей от порока и разврата к духовному спасению.

Эту идею духовной мудрости, выраженную в притче, имам Абу-Ханифа в свое время сформулировал на языке исламской юриспруденции в разработанном им методе правового толкования под названием истихсан, что буквально означает «предпочитать лучшее [несмотря на формальные доводы против]». В жизни имам сам нередко во благо простых людей применял этот метод, чем навлек на себя яростный гнев со стороны многочисленных буквоедов и формалистов-законников. Чего стоит, например, история о том, как он помог легко доверчивой матери-одиночке, которую «поматросил и бросил» один важный чин, получить от этого подлеца средства на содержание ребенка, хотя формально у нее не было на то прав, ведь она жила с ним в блуде (у «никаха» не было двух свидетелей), и без помощи Абу-Ханифы такое  сожительство никак нельзя было признать браком со всеми вытекающими из него юридическими последствиями.

Дискуссия межу нижегородским джамаатом и их интернет-противниками лежит именно в этой плоскости — в зазоре между буквой и духом исламского закона. Формально нижегородцы, подобно имаму из татарской притчи и великому имаму Абу-Ханифе, конечно же, неправы, ибо нет ни одного аята и хадиса, который бы предписывал не пускать нарушителей в мечеть. Но, по сути, на стороне их желания поднять культурный уровень мусульман и возвысить Дом Аллаха стоит весь Коран и вся Сунна. И с этим тоже невозможно спорить.

«ФОРМАЛЬНАЯ СТОРОНА ВОПРОСА ВО МНОГОМ СОБЛЮДЕНА»

Впрочем, справедливости ради заметим, что и формальная сторона вопроса у нижегородских мусульман во многом соблюдена. Неудивительно, что даже их оппоненты признают, что белый цвет одежды, оговоренный правилами посещения нижегородской мечети, напрямую вытекает из Сунны. Хотя, как уже было отмечено выше, согласно этим правилам, разговоры собственно о белых рубашках — не более чем передергивание фактов.

Оппоненты нижегородских мусульман упрекают последних в том, что, дескать, из-за принятых правил посещения мечети она перестает быть общедоступной, а общедоступность является одним из богословских условий действительности пятничной молитвы.

В чем же тут ошибка формалистов? Их сразу две. Первое. На самом деле, в силу упомянутых правил, нижегородская мечеть не перестала быть общедоступной, ибо правила ее посещения не налагают ограничений по социальному, национальному, политическому или еще по какому бы то ни было признаку. Любой желающий может приходить и молиться в ней. Ведь правила в том или ином объеме существуют во всех мечетях без исключения, хотя и не всегда излагаются на бумаге. Даже если сами правила, с формальной богословской точки зрения, не совсем корректны, их наличие само по себе не делает мечеть недоступной, ибо данные правила носят общий характер, они не выделяют среди мусульман элитарную группу, и их может исполнить абсолютно любой человек.

Во-вторых, общедоступность в шариате проговаривается не для молельного зала мечети, а в целом для места проведения пятничного богослужения. В Московской Соборной мечети, например, сотни и даже тысячи мусульман каждую пятницу молятся на улице. И от этого их намаз не становится недействительным или каким-то ущербным. Противнику правил, запечатленному на видео, никто не мешал, если уж так для него принципиально идти против решения джамаата, совершить свой намаз, подобно московским мусульманам, во дворе мечети. Да и потом, он мог отправиться и в любую другую нижегородскую мечеть: Умар хазрат, еще когда был во главе нижегородского муфтията, позаботился о том, чтобы в городе было три мечети, а не одна, как это обычно бывает в русских городах, и высокие стандарты к внешнему виду существуют только в одной из них — Соборной. Но он этого не сделал, а предпочел поднять шум на всю Россию.

Кто-то пишет, что нарушитель был путником и мог не знать о существующих правилах. Возможно. Но тогда и пятничная молитва, согласно исламскому праву — если уж говорить исключительно про формальную сторону вопроса, — для него не является обязательной и он, как путник, абсолютно без греха может ее пропустить. Другими словами, в Нижнем Новгороде никто не стоит на пути исполнения религиозных обязанностей мусульман. Более того, необходимо помнить, что, согласно исламскому учению, шариатские послабления для путников считаются милостью Бога. Из этого вытекает очень интересная логика. Например, в исламском праве прописывается, что если путник откажется от сокращения молитвы, то есть положенного для него послабления, то ему надлежит в наказание понести специальную штрафную епитимью (суджуд саху), ибо он подобным поступком неблагодарно отверг милость Бога, а это непозволительно.

Противники введенного дресс-кода указывают, что новые правила посещения мечети делают пятничный намаз верующих недействительным

«СУЖДЕНИЯ НА СТОРОНЕ НЕ СХВАТЫВАЮТ ВСЕЙ КАРТИНЫ»

Единственное за что, как нам кажется, можно упрекнуть решение нижегородских мусульман, — это чрезмерная суровость к тем, кто не соблюдает этикет посещения мечети. Многие указывают, что таким людям надо не воспрещать посещение мечети, а наставлять добрым словом. Если говорить абстрактно, то я, безусловно, соглашусь с таким подходом, но если говорить конкретно про нижегородскую мечеть, то к сказанному добавлю, что самая ключевая фраза в данном абзаце — «как нам кажется».

Мы, мусульмане, очень часто любим делать поспешные выводы со стороны. Помню, как шейх Юсуф аль-Карадави вынес для российских мусульман фетву о том, что для праздничных намазов они могут использовать стадионы, ибо сам Пророк проводил гаеты не в мечети, а за городом, там, где могло собраться максимальное число людей. Формально шейх аль-Карадави был прав: Пророк действительно в праздники молился не в мечети. Но по факту его фетва была направлена против российских мусульман. Почему? Потому что она пораженческая по своей сути. Шейх аль-Карадави, видимо, спутал нас с европейскими мусульманами. Но мы в России отнюдь не мигранты. Мы живем на своей родной земле, исторической родине. Наши деды и прадеды не раз проливали кровь за страну не для того, чтобы потом какие-то отдельные чиновники в нарушение принципов Конституции чинили нам препятствия в деле строительства мечетей. Соглашательство на молитву на стадионе — это унизительная позиция для коренных мусульманских народов России. И потому такая фетва нам никак не подходит, ведь она подыгрывает тем исламофобским силам, которые хотят выставить мусульман пришлым, чужеродным элементом в лоне российской цивилизации.

Вот почему суждения, сделанные на стороне, чреваты тем, что не схватывают всей полноты картины и в силу этого нередко бывают ошибочны. В данном конкретном случае они не видят общей атмосферы в нижегородской махалля, не учитывают многих региональных нюансов и особенностей. В этом контексте важно отметить, что имам нижегородской мечети Умар хазрат, который в силу своего высочайшего авторитета среди верующих во многом задает тон религиозной жизни нижегородских мусульман, всегда отличался особым радушием, щедростью и безграничным милосердием. Он являет собой тот редкий тип личности, который живет не для себя, а исключительно для других людей. Это признают даже его оппоненты. «Про Умара хазрата я не могу сказать ни одного дурного слова, — отметил в телефонном разговоре со мной муфтий Аширов. — Я ему многим обязан: когда мы учились в Бухаре, он меня поддерживал и всячески помогал». И такие слова о нижегородском имаме могут сказать многие, если не все, кому посчастливилось встретить его на своем жизненном пути. Поэтому когда в интернете сегодня мы видим, как хейтеры, у которых язык без костей, в пылу полемики обливают грязью достойного человека, даже ни разу не соприкоснувшись с ним в жизни, то, конечно же, понимаешь, что в этом потоке исламского сквернословия нет и маленькой толики подлинно исламского подхода к ведению дискуссии».

К слову сказать, Умар хазрат в плане высоких стандартов морали всегда отличался от многих своих коллег по религиозному цеху. Когда последние неустанно состязались в громкости самопровозглашенных регалий и должностей, называя себя муфтиями и шейху-ль-исламами, Умар хазрат даже тогда, когда стоял во главе муфтията и был одним из лидеров исламской уммы России, всем окружающим запрещал называть себя муфтием и всегда подчеркивал, что он лишь простой имам. Лично я другого такого примера среди руководителей муфтиятов не знаю. Все остальные религиозные служители весьма падки на громогласные титулы. Муфтию без единой фетвы Аширову вместо того, чтобы подавать дурной пример адаба полемики, называя иджтихад нижегородских мусульман дурдомом и маразмом, для начала было бы неплохо издать хотя бы одну профессиональную фетву или хотя бы элементарно запустить сайт своей организации, а не только отмечаться в интернете громкими заявлениями эдакого правдоруба по любому хайповому делу.

Вполне возможно, что нижегородская община мусульман, совершая свой иджтихад о правилах посещения мечети, допустила ошибку. Все мы грешные и можем ошибаться. Но судить об этом надо не наскоком со стороны, как это делает, например, африканский шейх, на которого ссылается Аширов, а находясь среди людей, к кому, собственно, и обращено данное решение, понимая все аспекты и нюансы жизни этой общины. Не залетные гастролеры, не диванные критики перед мониторами должны выносить вердикты о правилах, которые тот или иной джамаат установил для себя, а сами члены этого джамаата. Вот почему в данном вопросе надо поставить все точки над «i», ведь в противном случае то, как нам жить, будем решать не мы сами, а какие-нибудь заморские религиозные эмиссары. В этом смысле нижегородская община верующих, поддающаяся сегодня колоссальному информационному прессингу, стоит на страже принципа духовного суверенитета всех российских мусульман. Она отстаивает принцип, который важен для всех нас: право жить своим умом, а не по указке извне.

Но даже если кому-то со стороны хочется принять участие в дискуссии по вопросам жизни мусульман другого региона, то для начала надо разобраться в фактуре дела и не допускать элементарных фактологических ошибок, как это сделал, например, «Алиф ТВ» в своем сюжете на данную тему.  А во-вторых, нелишне помнить при этом и изречение нашего Пророка, который говорил, что люди, делающие иджтихад, в любом случае будут в сени милости Бога. Если они смогут найти верное решение, то Он сподобит их двум наградам, а если они ошибутся, то все равно вознаградит их за поиск истины и верного решения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции