Накануне в театре им. Камала в 9-й раз вручали премию «Тантана» Фарид Мухаметшин вручил приз «Честь и достоинство» легенде театра им. Камала Наиле Гараевой

ДЕВЯТАЯ «ТАНТАНА»

Год назад один известный московский режиссер, большой друг и частый гость Казани, обратил внимание на спор, разгоревшийся в соцсетях между корреспондентом «БИЗНЕС Online» и одним из членов жюри «Тантаны». Последний доказывал первому, что репортаж нашей газеты о церемонии вручения театральной премии министерства культуры РТ оскорбляет большой и серьезный труд людей, которые ее делают. Интересно, что тот самый столичный деятель, кстати, лауреат «Золотой маски», удивился резкой отповеди, заметив, что из журналистского материала вынес две вещи. Во-первых, у Татарстана есть целая республиканская театральная премия, что само по себе уже здорово, а, во-вторых, оказывается, там еще и есть из кого выбирать, да так, что можно жарко спорить по этому поводу. Вот такая разница во взглядах на проблему изнутри и извне.

Кстати, основная претензия, звучавшая в той статье и повторяющаяся, по сути, из года в год (а награду минкульта вчера раздавали в 9-й раз), — это желание порадовать лауреатством как можно большее количество театральных учреждений, размазав премию тонким слоем. Хотя, глядя на совершенно счастливые лица победителей из Мензелинска или Атни (ни в коем случае не подвергая сомнению ничей успех), понимаешь, что у неофициального лозунга «По одной „Тантане“ в одни руки» есть и свои положительные стороны. Конечно, на этот раз можно было отдать кучу наград блестящему спектаклю Камаловского «И это жизнь?» режиссера Айдара Заббарова, но все же о социальном факторе премии тоже забывать не стоит — во всемирный День театра (27 марта) представители отрасли имеют право на свой большой праздник.

Глядя на совершенно счастливые лица победителей из Мензелинска или Атни, понимаешь, что у неофициального лозунга «по одной «Тантане» в одни руки» есть и свои положительные стороны Глядя на совершенно счастливые лица победителей, понимаешь, что у неофициального лозунга «По одной «Тантане» в одни руки» есть и свои положительные стороны

Тем не менее вчерашняя церемония, вернее ее напрочь испорченный финал, заставила лишний раз задуматься над тем, что Татарстан, в общем, не готов к нормальной театральной премии в том смысле, что в республике отсутствует профессиональная, независимая и многоступенчатая процедура отбора кандидатов, которая вызывала бы доверие у заинтересованной общественности. Одним критиком Ниязом Игламовым, известным в стране и реально знающим, что происходит в 15 республиканских и 3 муниципальных театрах РТ, эту брешь не закроешь. Вот и рассказывал один из директоров вчера корреспонденту «БИЗНЕС Online», что большинство членов жюри «Тантаны» даже не приезжали смотреть их номинированные спектакли вживую, ограничившись видеозаписью, которая, очевидно, не может давать четкого представления о постановках. Да и многие ли смотрели эти записи?

Отсюда и возникают решения, подобные тому, что накануне выдала Ирада Аюпова, у которой в первый год руководства министерством культуры больше получается не решать проблемы, а вскрывать уже существующие, причем ценой собственных же репутационных рисков. Но обо всем по порядку.


«ЗДРАВСТВУЙТЕ, НЕСЧАСТНЫЕ АРТИСТЫ!»

Вообще, Аюпову стоит и похвалить за церемонию, например, за довольно солидный состав ее гостей. В качестве «вручантов» премии, а номинаций у «Тантаны» было ровно 12, выступали сплошь люди авторитетные и на солидных должностях, вроде председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина или вице-премьера Лейлы Фазлеевой. Интересно, что два высоких чиновника, выходя к микрофону, коротко поделились своими соображениями о сути театра, невольно поспорив друг с другом. «Вы врачуете, лечите, учите. Вы самая гуманная и гуманистическая профессия… Я хочу пожелать вам всегда стремиться только в небо», — сказала вице-премьер Татарстана. «Через сценические постановки вы возвращаете нас на землю. Еще раз — на сцене и в зале — даете возможность посмотреть на себя со стороны, критически и показать, в общем, наши успехи и недостатки», — это уже слова спикера республиканского парламента, вручавшего приз «Честь и достоинство» легенде театра им. Камала Наиле Гараевой. И, кажется, мудрый аксакал татарстанской политики Мухаметшин был ближе к истине.

Свою «минуту славы» на «Тантане-2019» получили Марсель Таишев, Ильдус Тарханов, Зиля Валеева и Айрат Сибагатуллин (справа) Свою «минуту славы» получили и экс-министры культуры РТ Марсель Таишев, Ильдус Тарханов, Зиля Валеева и Айрат Сибагатуллин (справа)

Возвращаясь к нынешнему министру культуры, стоит отметить и еще один объединяющий жест — на церемонию были приглашены сразу несколько ее предшественников на этой должности, так что свою «минуту славы» на «Тантане-2019» получили Марсель Таишев, Ильдус Тарханов, Зиля Валеева и Айрат Сибагатуллин.

Вели «Тантану» опытный артист Камаловского театра Рамиль Вазиев и молодая актриса Казанского ТЮЗа Эльвина Булатова. Их традиционный конферанс разбавлял немного странный персонаж — бог Дионис в исполнении Искандера Хайруллина, который пытался импровизировать и все время сетовал на то, что не успел выучить местами остроумный текст, сочиненный Ильгизом Зайниевым («Это вам не Шекспир, а Зайниев»). Получалась такая постирония на любителя. Зато бог виноделия явно соблазнил часть публики, так что в антракте многие уже начали отмечать всемирный День театра не только вишневым соком с элешем.


Еще два ярких эпизода церемонии, так получилось, также были связаны со звездами театра им. Камала. Для начала было абсолютно феерическое выступление Эмиля Талипова, спародировавшего Рустама Минниханова, причем это тот случай, когда всяческих респектов заслуживают и сам артист, и автор придуманного монолога. Талипов-Минниханов в духе президентских совещаний поднимал с мест министра культуры и директоров, давая им комплиментарные характеристики, но и делая замечание. Например, отсутствие худрука Качаловского театра Александра Славутского было объяснено так: «А, он у меня в приемной остался. Я от него дворами хожу». Кроме того, оратор предложил скинуться на банкет по случаю премии директору оперного театра Рауфалю Мухаметзянову («Потому что он зарабатывает в валюте») и шефу Нижнекамской драмы Рустяму Галиеву («Уверен, ты справишься, тем более с таким именем, по себе знаю»). Но, вообще, концертный номер Талипова как раз из тех, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз про него услышать.

Наконец, запомнилась и речь главы СТД РТ Фарида Бикчантаева. Тот вспомнил, как его отец Рафкат отправлял ребенка в фойе театра им. Камала, где тот должен пройти мимо легендарных артистов маршем и со словами «Здравствуйте, несчастные артисты!».

Запомнилась и речь главы СТД РТ Фарида Бикчантаева (слева) Запомнилась и речь главы СТД РТ Фарида Бикчантаева (слева)

«МЫ НЕ СМОГЛИ…»

Однако всех интересовала развязка прежде всего в главной номинации «Спектакль — событие года». В этом году она были как никогда мощной, так что любое решение жюри, безусловно, вызвало бы жаркие споры, а значит, и дополнительный интерес к премии. Экспресс-опрос корреспондента «БИЗНЕС Online» выявил в качестве фаворита иммерсивное шоу Дианы Сафаровой и фонда «Живой город» «Анна Каренина» в особняке Демидова. Но у него были и мощные конкуренты — опера «Сююмбике» в театре им. Джалиля (к этому моменту Гульнора Гатина уже получила «Тантану» за лучшую роль в музыкальном спектакле) и все та же постановка «И это жизнь?» (у нее уже было два приза — «Лучшая эпизодическая роль» (Фаннур Мухаметзянов) и «Лучшая мужская роль» (номинант на «Золотую маску» и «бог Дионис на полставки» Хайруллин). Наконец, в главной номинации был заявлен еще и спектакль «Бал.Бесы» Казанского ТЮЗа в постановке Туфана Имамутдинова — оригинальное прочтение великого романа Федора Достоевского.

На сцену вышла сама министр культуры и сразу же огорошила заявлением. «Вынуждена вас всех в какой-то степени огорчить. Дело в том, что, когда мы обсуждали в рамках нашего жюри „Спектакль — событие года“, мы не смогли объективно выделить из этих четырех спектаклей ни один, который был бы самый-самый», — сообщила Аюпова, после чего «Событием года» в театральной жизни Татарстана были объявлены… сразу четыре спектакля. Также было сказано о решении жюри, согласно которому самая яркая и интересная номинация «Тантаны» больше присуждаться не будет.

Более странных и даже вредных вердиктов, откровенно говоря, слышать давно не приходилось.

«Событием года» в театральной жизни Татарстана были объявлены… сразу четыре спектакля «Событием года» в театральной жизни Татарстана были объявлены… сразу четыре спектакля

Откровенно говоря, Аюпову можно понять: она оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, наверняка политически правильным было бы дать награду национальной опере «Сююмбике», но как же быть с тем, что ее публике до сих пор показали лишь дважды (кстати, сопрано Гатина и вовсе, получается, заслужила свою «Тантану» за одно единственное выступление, потому что во втором составе на премьерных показах заглавную партию исполняла Гюльнара Низамова). С другой стороны, представители традиционных театральных учреждений могли не понять победы иммерсивной «Анной Карениной», и так обласканной вниманием. В-третьих, успех спектакля «И это жизнь?» на фоне «тяжеловесов» в виде «Сююмбике» и «Карениной» наверняка вновь спровоцировал бы разговоры о том, что главный режиссер Камаловского театра Бикчантаев чуть ли не лично определяет, кому и за что давать «Тантану», от чего Фарид Рафкатович всячески открещивается.

И все-таки это не повод, чтобы вот так «кастрировать» главную театральную премию республики. Представьте себе церемонию вручения «Оскара», по итогам которой решают дать приз «Фильм года» всем кандидатам, попутно упраздняя саму номинацию. Понятно, что «Тантана» — это премия минкульта РТ и ведомство вправе с ней делать все что угодно. Аюпова объяснила, что создавалась она прежде всего для поощрения конкретных деятелей театра, поэтому необходимо ввести новые номинации для гримеров, костюмеров и так далее. Все это замечательно и нужно делать, но будет ли такое интересно аудитории? Не исчезла ли накануне «Тантана» как действительно значимое общественное событие? Потому что, кажется, новому формату премии достаточно будет простого театрального капустника для своих, где драматург Зайниев вновь напишет симпатичный сценарий, а директор Мухаметзянов наконец-то уже оплатит банкет в евро или старых голландских гульденах.