Айрат Хайруллин Айрат Хайруллин: «Мы решили провести открытый конкурс, с общественными обсуждениями и так далее, после которого будет принято решение. Собственно, чтобы все прошло честно, конкурс будет проводиться открыто» Фото: «БИЗНЕС Online»

АЙРАТ ХАЙРУЛЛИН: «ГОДЫ ИДУТ, ВКУСЫ МЕНЯЮТСЯ — МЫ РЕШИЛИ ПРОВЕСТИ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС»

Анонсированный еще в январе открытый конкурс на разработку проекта ТРК «Кольцо», наконец, обрел свои очертания. Напомним, ранее эти намерения собственников с трибуны делового понедельника озвучила главный архитектор города Татьяна Прокофьева. Толчком, по ее словам, стало регулярное попадание объекта в различные архитектурные антирейтинги. Например, в 2017 году он угодил в рейтинг самых уродливых зданий России. 

Хотя когда-то все было не так, заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Айрат Хайруллин, депутат Госдумы РФ и совладелец компании «Эдельвейс», чьим активом является комплекс. «Я помню, когда „Кольцо“ только было построено, оно признавалось самым красивым зданием города. Проводился какой-то конкурс, и по итогам торговый центр получил такой статус. Но, как мы видим, годы идут, предпочтения, вкусы людей меняются. И, кажется, в 2012-м здание стали называть уродующим облик центра города», — согласился он.

Своими силами разработать проект реконструкции, который устроил бы власти города, компании не удалось. Поэтому и созрело решение сделать процесс публичным. «Мы решили провести открытый конкурс, с общественными обсуждениями и так далее, после которого будет принято решение. Собственно, чтобы все прошло честно, конкурс будет проводиться открыто», — пояснил Хайруллин.

Здание «Кольца» стало регулярно попадать в в различные архитектурные антирейтинги. Например, в 2017 году оно угодило в рейтинг самых уродливых зданий России Фото: «БИЗНЕС Online»

СРЕДИ СУДЕЙ — СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ И ЕВГЕНИЙ ПРОКОФЬЕВ?

Конкурс стартует с 1 апреля. Он организован совместно с управлением архитектуры и градостроительства. «Цель — поиск оптимального архитектурного решения, учитывающего окружающую историческую застройку и приведение существующей территории к историческим границам», — говорится в пресс-релизе. На первом этапе оргкомитет собирает заявки и принимает архитектурные концепции, после чего следует квалификационный отбор финалистов. На втором этапе планируется разработка эскизных предложений и определение победителей. К 9 августа будет результат, но все работы, отобранные жюри, обещают выложить на официальном сайте «Кольца» для обсуждения и голосования.

Впрочем, судя по всему, окончательно раскрыть положение о конкурсе в компании пока не готовы. Помимо уже имеющейся информации, уточнить подробности (например, размер премий — а они будут!) в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» здесь не смогли. Все будет 1 апреля.

«В состав жюри войдут заслуженный архитектор Республики Татарстан, доктор архитектуры и дважды лауреат Государственной премии России, главный архитектор города Москвы, а также другие архитекторы высокой квалификации», — добавляют в пресс-службе. Другими словами, с уверенностью можно говорить только об участии главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Один из последних эскизов здания прорвался в сеть. Судя по картинке, сооружение отдаленно повторяет очертания фасада когда-то стоявшего здесь трехэтажного Татпотребсоюза

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОЛЬЦА ЗА МИЛЛИАРД: «МЫ С БРАТОМ НЕ ВМЕШИВАЛИСЬ В РАБОТУ АРХИТЕКТОРОВ»

Напомним, что впервые планы реконструкции в разговоре с «БИЗНЕС Online» в декабре 2014 года озвучил ныне покойный руководитель проектной студии «ВЕЛП» Виталий Логинов. И уже тогда им было, по словам Хайруллина, около двух лет. Было решено перестроить переднюю часть здания, снеся заодно и главный символ — кольцо.

Изначальный проект «Кольца» был иным. Как рассказывал Хайруллин, сама идея строительства пролоббирована экс-мэром Казани Камилем Исхаковым, но просьбу застроить площадь напротив ГУМа высказал первый президент РТ Минтимер Шаймиев. Казань тогда готовилась отмечать 1000-летие. «Я был категорически против строительства этого торгового центра и вообще не хотел за него браться, — вспоминает Хайруллин. — Но смотрю, мэр Исхаков улыбается, заместитель его… И я оказался в такой ситуации, когда ничего не мог объяснять. Что ж, раз так жизнь сложилась, построим. И мы начали проектировать этот комплекс». Первый проект, созданный архитекторами «Гипронииавиапрома» Радиком Сафиным и Максимом Быковым, был в европейском стиле. Однако по просьбе Шаймиева и Исхакова концепция была изменена. 

Изначальный проект «Кольца» был иным. Просьбу застроить площадь напротив ГУМа высказал первый президент РТ Минтимер Шаймиев. Казань тогда готовилась отмечать 1000-летиеФото: shaimiev.tatarstan.ru

«Мы с братом (Илшатом Хайруллиным — прим. ред.) ни на один процент не вмешивались в эти дела. Архитекторы сами создавали, разрабатывали проект. И мы лишь согласились с тем вариантом, который был принят градостроительным комитетом и другими людьми, участвующими в принятии решения», — рассказал «БИЗНЕС Online» Хайруллин.

В результате «ВЕЛП» предложил более двух десятков вариантов реконструкции, но никакой из них не устроил градостроительный совет. Один из последних эскизов, например, даже прорвался в сеть. Судя по картинке, здание могло отдаленно повторить очертания фасада когда-то стоявшего здесь трехэтажного Татпотребсоюза. Реконструкция в итоге расширила бы торговые площади: собственно, а стоит ли иначе владельцам тратить более миллиарда рублей на эти игры? 

Евгений Прокофьев Евгений Прокофьев: «Лучше, если будет привлечено больше экспертов со стороны. Хорошо, если будет главный архитектор Москвы или бывший главный художник города Москвы, доктор архитектуры» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У МЕСТНЫХ ЭКСПЕРТОВ СЛИШКОМ СИЛЬНЫ АМБИЦИИ — НУЖЕН И ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»

«БИЗНЕС Online» предложил высказаться представителям архитектурного сообщества. Сам Прокофьев в беседе с «БИЗНЕС Online» сообщил, что планирует представить на открытый конкурс проект, который ранее был отвергнут экспертами градсовета как слишком «столичный» и «пафосный».  

«Открытый конкурс — это, конечно, хорошо. Будет много новых вариантов реконструкции, много идей. Правда, должно грамотно работать жюри. Лучше, если будет привлечено больше экспертов со стороны. Пусть другие архитекторы посмотрят, из других городов. Хорошо, если будет главный архитектор Москвы или бывший главный художник города Москвы, доктор архитектуры», — говорит Прокофьев. Он считает, что у местных экспертов нередко при принятии решений играют роль собственные амбиции, а внешние эксперты способны оценить проект непредвзято. 

«Объект очень сложный, потому что место его расположения очень знаковое. Мы пять градсоветов прошли и все равно ни к чему не пришли», — сетует Прокофьев. Сложности проекту добавляет и то, что власти не до конца осознали, как в итоге должно выглядеть это место. Преобразить планируется более широкую территорию, которая захватывает не только само ТРЦ «Кольцо», но и частично улицы Петербургскую и Профсоюзную.

Также в рамках реконструкции торгового центра обсуждаются варианты изменения схемы движения транспорта на площади Тукая. «Пока мы шли в одном направлении — вернуть историческую градостроительную ситуацию, созданную Кафтыревым (Василий Кафтырев — первый профессиональный казанский архитектор, создатель первого плана Казани — прим. ред.), воссоздать бывший контур этой площади. Это сейчас там кольца-то нет, только название осталось. А раньше там троллейбусы разворачивались вокруг кольца, был сквер в центре этой площади, через который проходил трамвай», — вспоминает архитектор.

Александр Дембич Александр Дембич скептически относится к идее проведения открытого голосования по проектам претендентов Фото: «БИЗНЕС Online»

Завкафедрой строительства КГАСУ, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ Александр Дембич скептически относится к идее проведения открытого голосования по проектам претендентов. «Когда решается достаточно компактный объект — а это предполагает большую градостроительную работу, — гораздо важнее мнение экспертов-профессионалов, чем общенародное обсуждение. Потому что для этого нужно прекрасно разбираться в транспорте, знать историю города, разбираться в архитектурных стилях. Это все равно что выносить на обсуждение картины Айвазовского, насколько они качественны с художественной точки зрения», — пояснил эксперт.

Сам Дембич вряд ли будет участвовать в конкурсе. Что касается того, каким должно быть новое здание, то тут Дембич воздержался от комментария, сославшись на то, что это «в двух словах не опишешь». Тем не менее он поделился своими соображениями о нынешних недостатках «Кольца». «Существующее здание действительно такое разнохарактерное, в нем не сформировался единый архитектурный стиль, оно как бы собрано из кусочков», — считает архитектор.

По мнению заслуженного архитектора РТ Николая Васильева, в случае «Кольца» главное — это логистика. «Я уже не первый год на градостроительных советах говорю о том, что невозможно увеличение торговой площади в этой зоне, особенно без системного решения пешеходного движения с подземным переходом под улицей, которая идет от аэропорта». По словам архитектора, в эту точку и так стягивается много транспортных и пешеходных потоков, и если и делать реконструкцию, то только с минимальным увеличением торговой площади. Васильев полагает, даже без дополнительной нагрузки в виде строительства жилья в этом месте постоянно возрастает автомобильный трафик. Если размеры ТЦ увеличатся за счет пешеходной зоны, то исправить это решение будет крайне сложно. 

Объявленный конкурс Васильев считает правильной инициативой, но к общественному обсуждению также относится настороженно: учитывать его нужно, но последнее слово должно быть за экспертами. «Каждый архитектор, когда делает подачу своего проекта, прежде всего старается показать самые выгодные моменты. И зачастую те проекты, которые выставляются для неискушенного товарища, могут как раз броской подачей заслонить основные решения», — опасается собеседник издания. По его словам, сначала необходимо было принципиально решить, какое объемное и технологическое решение можно здесь применить с учетом транспортной и пешеходной развязок, то есть исходить из городских нужд, а не из желания застройщика получить побольше торговых площадей, сдаваемых в аренду. 

«Общественное пространство надо благоустраивать для человека, а не для машины, — говорит Васильев. — Когда меня спрашивали, стоит ли мне войти в состав жюри, я выразил сомнение. Потому что если там уже будет заложено решение с большим объемом, с требованиями по большой кубатуре, то я уже принципиально не хотел бы в этом участвовать».

Недостаток существующего здания, по словам архитектора, всего один: оно слишком «многостильное». «Это здание родилось как результат одной идеи, по эскизу оно должно было имитировать зеленый холм. Но в результате получилось ни то ни се, — смеется Васильев. — Мы его иногда называем антилопа гну: хвост одного, голова другого, туловище третьего. К тому же само это решение с открытой парковкой перед зданием, где должна кипеть городская жизнь, немножко смешное решение. Ну что это такое?»