«Такое падение цены контрактов несколько шокирующее, скандальное и интригующее», — говорят участники рынка об итогах конкурсов на разработку «дорожных карт» по развитию 9 сквозных цифровых технологий. 8 из 9 программ победители будут разрабатывать за свой счет — в ходе торгов стоимость упала вплоть до 1 копейки. Что об этом думает создатель «Цифровой экономики» Николай Никифоров — в материале «БИЗНЕС Online».
На торги была выставлена разработка «дорожных карт» по развитию всех 9 сквозных технологий, записанных в национальной программе «Цифровая экономика», рассчитанной до 2024 года
7 программ за 7 копеек
9 знаковых для рынка цифровых технологий РФ тендеров прошли на минувшей неделе на площадке «Россельторг». На торги было выставлена разработка «дорожных карт» по развитию всех девяти сквозных технологий, записанных в национальной программе «Цифровая экономика», рассчитанной до 2024 года. Объявленные «Росатомом »закупки стартовали 1 марта 2019 года, а 31 марта стали известны победители по всем направлениям.
На открытые конкурсы была выставлена разработка следующих «дорожных карт»: «Компоненты робототехники и сенсорика» (здесь и далее начальная стоимость — 12,2 млн рублей), «Системы распределенного реестра» (11,7 млн рублей), «Нейротехнологии и искусственный интеллект» (12,4 млн рублей), «Технологии виртуальной и дополненной реальностей» (11,7 млн рублей), «Большие данные» (12,3 млн рублей), «Технологии беспроводной связи» (12,1 млн рублей), «Квантовые технологии» (11,8 млн рублей), «Новые производственные технологии» (12,6 млн рублей) и «Промышленный интернет» (12,2 млн рублей).
Если бы все лоты были выиграны по максимальной цене, то заказчику все 9 «дорожных карт» обошлись бы в 109 млн рублей. Однако, как показало подведение итогов 31 марта, создание планов по развитию главнейших российских цифровых технологий обойдется казне практически бесплатно. 7 из 9 программ были выиграны по цене 1 копейка, один конкурс ушел за 1 рубль и еще один — за 5 млн рублей.
Самая жесткая борьба развернулась вокруг тендера «Компоненты робототехники и сенсорика», который в итоге за символическую сумму в 1 копейку выиграл Университет Иннополис
«Робототехника» — за университетом Иннополис
Самая жесткая борьба развернулась вокруг тендера «Компоненты робототехники и сенсорика», который в итоге за символическую сумму в 1 копейку выиграл Университет Иннополис. Помимо татарстанского вуза, в конкурсе также принимали участие другие маститые игроки: «Сбербанк России», НИИ Автоматической аппаратуры им. Семенихина, АО «Концерн «Созвездие», ФГАУ «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики», АО «Специальное конструкторское бюро приборов подземной навигации» и проч.
Именно «Сбербанк России» изначально считался фаворитом гонки, в профессиональных кругах поговаривали, что подчиненные Германа Грефа уже приступили к написанию программы. В итоге сразу четыре участника вышли с предложением выполнить работу еще дешевле — за 1 копейку. Но Университет Иннополис оказался первым среди «копеечных» претендентов по сумме набранных баллов.
Впрочем, как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель центра технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис Александр Климчик, университет не собирается писать дорожную карту по робототехнике в одиночку. «Мы не отказываемся от сотрудничества с нашими индустриальными партнерами и рассчитываем на плодотворное взаимодействие. Например, одним из важнейших партнеров в подготовке „дорожной карты“ станет член нашего консорциума „Сбербанк“», — заверил Климчик. Говоря о причинах, которые позволили Иннополису победить конкурентов при одинаковой ставке в 1 копейку, он заявил, что определяющими победу факторами стало то, что университет имеет статус российского центра компетенций по робототехнике, а также собранные в вузе ведущие специалисты по данному направлению.
«Для нас победа в конкурсе — в первую очередь возможность предложить сообществу „дорожную карту“ по развитию отрасли, опираясь на российский и международный опыт консорциума Национального центра компетенций НТИ в области робототехники и мехатроники, который мы возглавляем. В него входят ведущие вузы страны, прикладные академические институты, иностранные партнеры из Франции, Китая, Дании, Швеции, Германии и Норвегии и индустриальные компании», — говорит Климчик. Снижение итоговой стоимости контракта до копейки он объяснил тем, что написание «дорожной карты» позволяет задать России «правильный вектор» развития, а финансовая составляющая здесь отошла на второй план. Что ж, вероятно, вектор этот теперь опять же будет направлен в сторону Иннополиса.
НЦИ, на 100% принадлежащее ГК «Ростех» Сергея Чемезова, по цене в 1 копейку станет разработчиком трех «сквозных технологий» — «Технологии беспроводной связи», «Промышленный интернет» и «Большие данные»
«дочка» «Ростеха» из Иннополиса обошла Mail.ru
6 других лотов также ушли за 1 копейку. Казус произошел с компанией Mail.Ru, которая считалась фаворитом в конкурсе «Большие данные». Принадлежащая миллиардеру Алишеру Усманову компания пыталась получить победу за 1 копейку, но на последнем этапе также уступила по сумме баллов другой компании, зарегистрированной в Иннополисе, — ООО «Национальный центр информатизации» (НЦИ). Кроме того, НЦИ по цене в 1 копейку станет разработчиком еще двух «сквозных технологий» — «Технологии беспроводной связи» (в проигравших здесь — «Ростелеком») и «Промышленный интернет».
НЦИ на 100% (через АО «Концерн «Автоматика») принадлежит ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Компания была создана в 2014 году в Иннополисе в качестве «интегратора комплексных высокотехнологичных решений для цифровой экономики». По данным базы «Контур.Фокус», в сотрудниках числится 190 человек, генеральный директор — Константин Солодухин. В 2018 году НЦИ продемонстрировал двукратный рост продаж, выручка по итогам года составила 7,6 млрд рублей. В числе проектов, которыми занимался НЦИ, можно отметить построение ИКТ-инфраструктуры чемпионата мира по футболу стоимостью 10,8 млрд рублей, внедрение систем «Безопасного города» в ряде регионов РФ, а также развитие «Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».
В пресс-службе «Ростеха» нам так объяснили причину феномена, когда компании готовы были снижать стоимость контрактов до копеек: для победителей подготовка дорожных карт — это не коммерческий проект, а возможность участвовать в формировании принципов и направлений развития сквозных цифровых технологий в России. Этим обусловлена символическая цена работ. «Для ведущих российских компаний важно заложить в «дорожные карты» реальные технологические заделы, перспективные проекты, потребности, рыночную ситуацию и сделать эти документы максимально прикладными для промышленности и государства», — говорится в ответе компании.
Например, в рамках проекта по развитию в России беспроводной связи (в том числе и мобильной связи пятого поколения) планируется построить новую инфо-телекоммуникационную инфраструктуру. «Поскольку «Ростех» — крупнейший российский игрок в разработке и производстве IТ-, телеком-оборудования и соответствующего софта, выбор НЦИ оператором «дорожной карты» по 5G означает, что архитектуру проекта будут создавать те же специалисты, которым предстоит воплощать эти планы в жизнь. Такой подход позволяет избежать разрыва между планами и их реализацией», — уверены в «Ростехе».
«Сбербанк России» получил проект «Нейротехнологии и искусственный интеллект»
У «Сбера» — искусственный интеллект, у МИСИС — кваНтовые технологии
В свою очередь, «Сбербанк России» получил проект «Нейротехнологии и искусственный интеллект» (1 копейка), ПАО «Новосибирский институт программных систем» будет писать «дорожную карту» «Системы распределенного реестра» (1 копейка), Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС» взял на себя «Квантовые технологии» (1 копейка).
За 1 рубль Дальневосточный федеральный университет выиграл конкурс «Технологии виртуальной и дополненной реальностей» (Иннополис получил здесь 2-е место). И только один тендер — «Новые производственные технологии» — был взят Санкт-Петербургским политехническим университетом им. Петра Великого по более-менее адекватной цене в 5 млн рублей, но и здесь цена снизилась в 2,5 раза (с первоначальных 12,6 млн рублей). «Дорожные карты» по развитию каждой сквозной технологии должны быть разработаны до 30 сентября 2019 года.
То, что почти половину конкурсов на разработку «дорожных карт» выиграли организации, связанные с Иннополисом, бывший глава минсвязи РФ считает логичным
«Тот, кто формирует «дорожные карты», тот и выигрывает стратегически»
Экс-министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, который в свое время разрабатывал программу «Цифровой экономики», ответил на вопросы «БИЗНЕС Online». Прежде всего он вспомнил свое выступление — еще в статусе федерального министра — на совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам с участием президента РФ Владимира Путина 5 июля 2017 года, когда был утверждён основной эконтур программы «Цифровая экономика».
«В своем выступлении я подчеркнул, что для успеха „Цифровой экономики“ нам нужно создание правильной экосистемы, в которой, с одной стороны, могут работать и крупные компании — операторы этих цифровых платформ. С другой стороны, это может быть начинающий малый бизнес, стартапы, которые будут искать новые идеи, тестировать их, апробировать их, и нишевые компании, которые могут работать в различных отраслях экономики», — вспоминает Никифоров.
То, что почти половину конкурсов на разработку «дорожных карт» выиграли организации, связанные с Иннополисом, бывший глава минсвязи РФ считает логичным. «Здесь и очень крупные компании-операторы цифровых платформ, и еще только зарождающиеся стартапы, а также сотрудники из 50 регионов России и 30 стран мира. Плюс — их всех связывает Университет Иннополис», — перечисляет он плюсы наукограда.
Ту аномалию, что компании готовы выполнять госзаказ практически бесплатно, Никифоров объясняет тем, что деньги в «Цифровой экономике» не у государства, они — в самой экономике. «Тот, кто формирует „дорожные карты“ и закладывает путь долгосрочного лидерства, тот и выигрывает стратегически, собирает вокруг себя индустрию. Отрадно, что после недавнего визита Владимира Путина 12 февраля Иннополис в очередной раз доказал свое реальное лидерство в процессе формирования цифровой экономики России. Работы будет много, работа будет интересная!»
Впрочем, с тезисом, что «деньги не у государства», можно поспорить. На развитие «сквозных технологий» выделено более 60 млрд рублей, а в целом объем финансирования национальной программы по развитию цифровой экономики на ближайшие 5 лет превысит 1,8 трлн рублей, из них более триллиона составят средства федерального бюджета. Есть подо что писать «копеечные» программы.
«Здесь и очень крупные компании-операторы цифровых платформ, и еще только зарождающиеся стартапы, а также сотрудники из 50 регионов России и 30 стран мира. Плюс — их всех связывает Университет Иннополис»
«Такое падение цены контрактов несколько шокирующее, скандальное и интригующее»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», сходятся во мнении, что компании пошли на демпинг ради имиджа и будущих вероятных миллиардных заказов.
Сергей Наквасин — директор по направлению «Формирование исследовательских компетенций и научно-технологических заделов» («Цифровые технологии») АНО «Цифровая экономика»:
— Разработка «дорожных карт» даст возможность бизнесу заявить о потребностях в развитии цифровых технологий, на удовлетворение которых будут направлены проекты по реализации этих документов. На первом этапе операторы получат репутационные преимущества. При этом в соответствии с ТЗ (техническим заданием — прим. ред.) они не смогут формулировать технологические приоритеты без учета мнения экспертов других организаций. Финансирование будет выделяться под определенные проекты, которые будут формироваться на основе приоритетов «дорожных карт».
Айдар Гузаиров — гендиректор «ICL Системные технологии»:
— Понятно, что такое падение цены контрактов несколько шокирующее, скандальное и интригующее. Здесь можно сказать, что существует целый ряд компаний, у которых есть некий технический задел для того, чтобы провести работы за счет собственных инвестиций, а не государственных денег. А еще это возможность быть на переднем крае национальной программы «Цифровая экономика». Написание «дорожной карты» — это нулевой шаг, и за этим будут стоять какие-то дальнейшие этапы, которые позволят затраченные инвестиции вернуть.
Я могу сказать, что цифровая экономика — это данность, которая существует в России и мире. Хотим мы того или нет, для меня она связана с некими инновациями. Цифровизация помогает выйти из текущего конкурентного поля либо в совсем новые ниши, либо в своих же нишах резко сократить собственные затраты и выйти на новый уровень конкуренции. Фактически это создание новых продуктов, которых нет нигде.
Дмитрий Еремеев — основатель группы компаний Fix:
— Возможно, это больше имиджевая история, и я допускаю, что подобные «дорожные карты» данные компании уже готовили для кого-либо, поэтому трудозатраты этого процесса, вполне возможно, не будут критически большими. К «дорожным картам», стратегиям развития и среднесрочным или долгосрочным планам я отношусь положительно, но, когда мы говорим о технологиях, очень важно иметь большую скорость перестраиваться и принимать решения исходя из трендов. Прогнозировать что-то на 5–10 лет крайне сложно. Поэтому важно, насколько гибким будет подход, насколько быстро мы в состоянии будем перестроиться исходя из развития того или иного направления — от этого будет зависеть эффективность.
Не думаю, что в этих «дорожных картах» прямо будут прописаны какие-то конкретные подрядчики. Но в любом случае если вы раньше других понимаете тренды развития, то вы сможете спрогнозировать какие-то процессы для своих компаний, работающих в этих сферах. Это можно будет использовать как конкурентное преимущество.
Прекрасно, что у Университета Иннополис есть сильные эксперты и есть возможность и желание заниматься этим (разработкой дорожной карты по робототехнике — прим. ред.), но я бы не стал напрямую связывать данный факт с экономической эффективностью самого университета. Вряд ли в документе будет записано, что Иннополис напрямую станет развивать все эти перспективные направления. Хотя сам факт того, что Университет Иннополис и другая компания из Иннополиса будут этим заниматься, приятен.
Ту аномалию, что компании готовы выполнять госзаказ практически бесплатно, Никифоров объясняет тем, что деньги в «Цифровой экономике» не у государства, они — в самой экономике
«можно не торговаться из-за каких-то 10 миллионов на концепцию, а просто подарить ее государству»
Леонид Делицын — аналитик ГК «Финам»:
— На программу развития цифровой экономики планировалось направить более триллиона рублей — на гражданские высокие технологии, которые таких денег никогда не видели. Эта сумма немногим уступает всей выручке российской отрасли сотовой связи.
Как правило, затраты на разработку стратегии составляют около десятой доли процента того пирога, который потом достанется разработчикам. В данном случае 109 миллионов рублей составляют меньше — сотую долю процента средств. Можно предположить, что та же пропорция сохраняется в среднем и для направления — 100 миллиардов рублей на технологию и 10 миллионов рублей на концепцию. Если от списка конкретных направлений, которые попадут в стратегию, зависит судьба миллиардов, то можно не торговаться из-за каких-то 10 миллионов на концепцию, а просто подарить ее государству.
Андрей Смирнов — директор по маркетингу ПАО «Таттелеком»:
— Программа по цифровой экономике, как написано, по «сквозным технологиям», охватывает практически весь спектр тенденций и развития цифровых отраслей, что является основой для конкурентоспособности на общемировых рынках и экономиках. Результатами по этим направлениям станет рост производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что, безусловно, может существенно повысить конкурентоспособность России, качество жизни наших граждан, обеспечит экономический рост и национальный суверенитет.
Россию цифровая экономика не может обойти стороной, так как это процесс глобальный. Интернет вещей и работа с «большими данными», нейросети и смежные направления уже не являются для многих россиян чем-то далеким и непонятным. Когда появляется новый рынок, затрагивающий права и свободы граждан, — появляется необходимость в регулировании новой отрасли, как минимум понимания нюансов ее функционирования.
Другое дело, что государству не всегда удается донести до граждан причины своих решений в области регулирования цифровых процессов вовремя. В свое время общество с недоверием воспринимало такие инициативы, как «Электронное правительство», «Открытое правительство», повсеместное внедрение служб одного окна и МФЦ. Время показало, что эти инициативы привели к существенному росту уровня сервиса для граждан. Лет 15 назад мы только мечтали об этом, а сейчас электронные госуслуги понятны и стали естественным элементом жизни.
Компании, участвующие в разработке программы, безусловно, заинтересованы в правильном написании основ правового регулирования, стимулирования разработок, информационной безопасности, так как именно в этом поле они видят свое существование и развитие на длительную перспективу. Прогнозы — дело неблагодарное, но мое мнение, что доля цифровой экономики в ВВП России может вырасти с нынешних 4–5 процентов до 8–10 процентов к 2025 году. По оценкам специалистов, потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году до 10 триллионов рублей. Это составляет от 20 процентов до 35 процентов общего ожидаемого роста ВВП страны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.