Ирина Дябилкина Ирина Дябилкина: «Генплан — это один из основных документов, который позволяет достаточно серьезно регулировать и останавливать амбиции определенных застройщиков» Фото: Сергей Елагин

«ГЕНПЛАН — ЭТО Один из основных ДОКУМЕНТов, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ОСТАНАВЛИВАТЬ АМБИЦИИ ЗАСТРОЙЩИКОВ»

Новый генплан Казани с внесенными в него поправками Рослесхоза уже выложен в федеральные геоинформационные системы территориального планирования, рассказала в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» начальник управления архитектуры и градостроительства Казани Ирина Дябилкина. С 28 марта любой желающий может ознакомиться с той документацией, которую рассматривают сейчас согласующие инстанции. 

Генплан, напомним, собирались принять еще в конце прошлого года. Но вмешался федеральный центр, в очередной раз подправив законодательство. Федеральное агентство лесного хозяйства потребовало отразить в проекте границы лесного фонда, но поступил этот запрос очень поздно. Фактически Казань одной из первых в России столкнулась с необходимостью разрабатывать материалы генплана по новым правилам, вступившим в силу в августе 2018 года. И вот наконец документ готов. На очереди — этап согласования: одобрить либо внести корректировки в документ должны примерно 17 федеральных структур. «Но есть еще структуры республиканские, плюс смежные районы. И каждая структура нам может прислать замечания», — обращает внимание Дябилкина. По ее словам, в течение трех месяцев чиновники должны вынести свои замечания, а затем еще три месяца будет дано на то, чтобы их отработать. Какое-то время (не меньше месяца) займет процедура вынесения документа на Казгордуму. Поэтому фактически принятия документа стоит ожидать не раньше конца 2019 года.

Но это если не будет форс-мажора. Дискуссия о том, чтобы совсем отказаться от генпланов, признав их устаревшими, ведется не первый год. Но недавно эта тема приобрела четкие контуры. В конце прошлого года после заседания президиума Госсовета Владимир Путин дал поручение правительству обеспечить переход от генерального плана к мастер-плану — документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития города, основанного на стратегии социально-экономического развития.

«Действительно, на федеральном уровне уже рассматривается такой законопроект, — подтвердила Дябилкина, признавшись, что сама она относится к данной мере крайне отрицательно. — Генплан — это один из основных документов, который позволяет достаточно серьезно регулировать и останавливать амбиции определенных застройщиков», — деликатно аргументировала она свою точку зрения. Однако и так ясно, что закрепленное в генплане зонирование и прочие параметры служат сдерживающим фактором для аппетитов застройщиков, многие из которых, будь их воля, в радостью строили бы и повыше, и поплотнее, и без оглядки на социальные нужды города.


ДОРОГА В ДЕРБЫШКАХ — ЭТО НЕ НОВАЯ ТРАССИРОВКА: СОХРАНЕН ВАРИАНТ 2007 ГОДА ПО ПРОСЬБАМ НЕСОГЛАСНЫХ

Среди злободневных вопросов — всплывшее в публичном пространстве после обсуждения нового генплана строительство дорог, сопровождающееся возможным сносом домов и садовых участков. В первую очередь был задан вопрос, взволновавший жителей Дербышек, где протестуют по поводу будущего расширения дороги по улице Главной, которая, пересекаясь с существующей улицей Мира, будет делить Дербышки на четыре части. Однако, как оказалось, ничего нового не предлагается. Коридор для этой дороги уже был заложен в генплане 2007 года, и разработчики нового всего лишь согласились с ее необходимостью для развития города в будущем.

«Благодаря присоединению земель Пестречинского, Высокогорского и Лаишевского районов площадь Казани выросла в 1,4 раза. Когда город получил эти территории, было понимание, что они будут застраиваться. И уже генпланом 2007 года была заложена дорога параллельно Большому казанскому кольцу до трассы М7 — она сейчас выходит на улицу Главную в Дербышках», — акцентировала внимание Дябилкина.

Прошлым летом, когда обсуждался генплан, проектировщики из института генплана Москвы предложили несколько изменить ее трассировку, пройдя по краю зеленого массива. «Но, когда мы вынесли это на обсуждение, встало местное население: массив не трогайте, у нас все дома выходят на зеленый массив, дорогу мы видеть не хотим», — объясняет Дябилкина. Попробовали разработчики пройти и по улице Шоссейной, но в зале снова поднялись люди, живущие в расположенных на ней домах. Хотя надо понимать, что разработчики генплана руководствуются интересами не отдельного гражданина, а миллионного населения всего города и логики его дальнейшего развития.

«Разработчики генплана Москвы оставили проход таким, каким он был запланирован в 2007 году. Это не новая трассировка, — резюмирует Дябилкина. — Вы что же, думаете, такие болезненные решения принимаются специально, чтобы возмутить людей? Нет! Мы до последнего ищем варианты, чтобы обойти дома, сады. Но это город, и он развивается. Вспомните, что было когда-то на месте Ново-Савиновского района: где вся эта деревенская жизнь сейчас? Город постепенно растет, это неизбежный процесс». 

К тому же следует понимать, подчеркнула Дябилкина, что строительство магистрали в Дербышках стартует отнюдь не завтра: она отнесена к не первоочередным мероприятиям, реализация которых уходит далеко за горизонт. Но этот коридор земель необходимо держать свободным от дальнейшей застройки. Люди должны знать, что рано или поздно, но город придет сюда. Дябилкина подтвердила, что тогда какое-то количество уже построенных домов в итоге попадет под снос, но окончательно определиться, какие именно и сколько, невозможно без детального проекта дороги. А он появится только тогда, когда вопрос ее строительства встанет в финансовых планах. Примерно то же самое было, например, с трассой по БКК, которая разрежет Борисково. Садоводы знают, что их рано или поздно снесут, чуть ли не с 70-х годов прошлого века, но процесс этот начался только полсотни лет спустя. 

Еще одна дорога-раздражитель — будущий дублер Горьковского шоссе. Напомним, что первый участок этой трассы от улицы Несмелова пойдет прямехонько к будущему ЖК «Серебряный бор», где сосредоточены интересы Республиканского фонда поддержки банковских «погорельцев» (РФП). Тендер на него объявили совсем недавно: по предварительным данным, длина этого участка составит 6,2 км, а сам проект планируют составить до конца 2019 года. Само собой, этот проект тут же вызвал вал обвинений: ну конечно, все ради «элитки», а счастливых доселе обладателей дач в ближайших садово-огородных товариществах решили пустить под бульдозер! Естественно, появились предложения проложить дорогу как-то иначе — вдоль берега Волги, например. Но это невозможно хотя бы потому что такая трассировка потребует переноса насосной станции, которая обеспечивает водой весь город и трубы, через которую поступает эта вода. Оставить даже на короткое время весь город без воды немыслимо. Есть и другие технические препятствия. Например, те же железнодорожные пути, которые дорога может пересекать только под прямым углом и никак иначе. Но эти детали понятны только специалистам, а обыватели об этом не думают.  

Впрочем, пока нет и никаких подтверждений тому, что в «Серебряном бору» построят действительно элитное жилье.

              

В конечном итоге эта дорога нужна городу как выезд на трассу М7, что действительно разгрузит Горьковское шоссе, которое задыхается уже не первый год. Трасса протяженностью примерно 13 км, как писал ранее «БИЗНЕС Online», должна появиться параллельно улице Боевой, и в перспективе она свяжет улицу Несмелова и Кировскую дамбу с мостом через Волгу в районе Займища. А выделение РФП 759 га, которые теперь надо обеспечить подъездными путями, послужило локомотивом для реализации этих давних планов, на которые, как всегда, не хватало денег.

Как это ни грустно, но на особо ценных территориях Казани не удастся сохранить ни садовых товариществ, ни промышленных производств. Рано или поздно все это уйдет, как уже канули в Лету сады в районе улиц Высотная и Даурская, на берегу Казанки, где раскинулась «Казань Арена», «Ривьера» и ЖК «Берег», частные дома в самом центре города на улице Достоевского. «Сохранить СНТ, дачные участки, участки огородничества, как показывает практика городов, не получается», — констатировала Дябилкина. — Эту необходимость диктует логика развития города».

Перевод публичных слушаний на электронную площадку позволил достаточно сильно упорядочить процесс и сэкономить ресурсы сотрудников управления Фото: kzn.ru

НЕПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ: «СЕЙЧАС НИКТО ПОСТОРОННИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ УЧАСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ»

Еще одним ярким нововведением последнего года стал перевод публичных слушаний в электронный формат — соответствующую поправку в закон приняли на федеральном уровне. Эту тему начальник УАиГ также прокомментировала, признавшись, что перевод на электронную площадку позволил достаточно сильно упорядочить процесс и сэкономить ресурсы сотрудников управления.

«Все время не хватало человеческого ресурса. А теперь уже люди заносят данные сами. Протокол формируется автоматически, заключение — автоматически, и никто не может вмешаться в этот процесс», — объяснила Дябилкина. Корреспондент «БИЗНЕС Online» еще помнит те времена, когда сидящие в актовом зале сотрудники управления протоколировали все сказанное и периодически просили людей представляться, задавая вопрос (иначе замечания и предложения не попали бы в итоговый сборник). Теперь же не представившись вопроса и не задашь: система требует регистрации.

Переход на новую форму позволил исключить из участия в обсуждениях популистов всех мастей: если раньше пошуметь и покричать с плакатами любили различные активисты и представители политических партий (как правило, не имеющие отношения к обсуждаемым территориям), то теперь эта возможность предоставлена только настоящим интересантам, проживающим в этом доме или собственникам земельного участка. И такая проблема существовала по всей России, ведь закон внесли на федеральном уровне (хотя следовать ему или нет, каждый субъект решает сам — в Набережных Челнах, к примеру, слушания проводятся вживую, по старинке). В Казани решили следовать электронному тренду. Хотя тем, кто не владеет компьютером (или просто не доверяет), сохранена возможность личных обращений. Во время проведения обсуждений в УАиГ дежурят специалисты, готовые записать пожелания людей и ответить на интересующие вопросы. «У нас есть журнал по общественным обсуждениям. Мы можем их посадить за компьютер и обучить работе в этой программе. Они могут к нам письменно обратиться», — перечисляла Дябилкина варианты. По ее словам, все эти способы реализуются: бывает так, что человек отметится и на электронной площадке, и на всякий случай принесет еще и письмо — для большей надежности.


А вот увидеть ход обсуждения и выносящиеся вопросы может каждый. «Вы можете зайти на ресурс, посмотреть обращения и так далее», — пояснила Дябилкина.

«Я думаю, что плюсов здесь однозначно больше. Можно участвовать из другого города, можно высказаться в разное время дня и ночи. Понимаете, когда слушания назначались раньше в определенный час, это вызывало сложности. Ведь людям уйти с работы и прийти к нам не всегда бывает удобно», — заключает она.

Интернет-конференция продолжалась более полутора часов, за это время прозвучали десятки вопросов читателей «БИЗНЕС Online». Почему Казань растет в высоту, как учитывались мнения людей после публичных слушаний генплана, есть ли у города свободная земля под застройку, каковы перспективы застройки земель ГЖФ под снесенными аварийными домами — эти и другие вопросы найдут свое отражение в стенограмме разговора, которая будет опубликована позднее.