Руководитель Ирбитского музея изобразительных искусств вышел с инициативой привезти в Челны выставку живописи и гравюры европейского барокко «Питер Пауэль Рубенс и его время» Руководитель Ирбитского музея изобразительных искусств вышел с инициативой привезти в Челны выставку живописи и гравюры европейского барокко «Питер Пауль Рубенс и его время» Фото: «БИЗНЕС Online»

открытиЕ «марии магдалины» реставратором из тагила  

История с доставкой в Казань и Набережные Челны картины кисти великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, по информации «БИЗНЕС Online», началась еще в марте, когда Государственный музей изобразительных искусств РТ и Набережночелнинскую картинную галерею с деловым визитом посетил директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов и имел разговор с руководителями этих культурных учреждений — Розалией Нургалеевой и Ильсией Загидуллиной.

Обсуждал гость с Урала вопросы организации выставки «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко», по нашим данным, Карпов предлагает устроить экспозицию в ГМИИ РТ с ноября по декабрь 2019-го, после чего она могла бы переехать во второй по численности населения город республики. Но пока, по словам директора картинной галереи автограда Загидуллиной, формально договоренности никак не закреплены.

Так или иначе, как минимум в Набережных Челнах, судя по всему, вдохновлены перспективами появления картин и гравюр из Ирбита. В экспозицию входят как произведение самого Рубенса, так и его окружения. При этом главной жемчужиной коллекции является двухметровое полотно «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Картина считалась копией неизвестного художника с оригинала Рубенса, находящегося в собрании музея истории искусств в Вене, и была передана в Ирбитский музей в 1976 году из собрания Государственного Эрмитажа. До революции 1917 года она находилась в коллекции известного врача, профессора петербургской медико-хирургической академии Якобсона.

В 2012 году реставратор из Нижнего Тагила Антонина Наседкина после снятия четырех слоев лака пришла к выводу, что перед ней подлинник. После длящихся годами исследовательских и искусствоведческих работ эксперты, наконец, дали заключение — картина, переданная Эрмитажем в дар Ирбитскому музею, была написана в начале XVII века самим Рубенсом и двумя его учениками. Эта работа является первым авторским вариантом последующей картины, которая на данный момент находится в художественно-историческом музее Вены. В конце 2012 года произведение было представлено публике как работа знаменитого фламандского мастера. Сейчас картина находится на постоянной основе в собрании Ирбитского музея.


В конце прошлого и начале этого года экспозиция, состоящая из 40 произведений живописи и графики, уже гастролировала по музеям Омска, Кемерова и Екатеринбурга. В актуальном графике выставочной деятельности значатся Казань и Челны. 

«Валерий Андреевич Карпов рассказал об имеющихся проектах Ирбитского музея, о передвижных выставках репродукций и подлинных работах великих художников. Он предложил нам совместный проект по организации в городе передвижной выставки „Питер Пауль Рубенс и его время“. Это очень интересное предложение для Челнов. Карпов стоял у истоков этого музея и работы собирал самостоятельно с миру по нитке. По его рассказам, многие работы он брал не в самом хорошем состоянии, но реставрация сделала свое дело, и сейчас имеется богатая коллекция. «Ирбитский музей предложил нам немало вариантов, но заинтересовала больше всего экспозиция Рубенса и его эпохи. Они будут организовывать выставку в конце этого года в Казани, поэтому транспортировка будет удобной, если выставка сразу же направится к нам. Сейчас есть уникальная возможность привезти Рубенса в Челны. Если все получится, экспозиция откроется в начале 2020 года», — поделилась с корреспондентом «БИЗНЕС Online» планами директор челнинской галереи ЗагидуллинаСам Карпов прокомментировать ближайшие выставки не смог, так как он находится в дороге из Питера в Москву, но пообещал внести ясность после середины апреля.

Экспозиция, состоящая из 40 произведений живописи и графики оно уже гастролировала по музеям Омска, Кемерово и Екатеринбурга Экспозиция, состоящая из 40 произведений живописи и графики, уже гастролировала по музеям Омска, Кемерова и Екатеринбурга Фото: Наталья Чернохатова, momenty.org

«ЧЕЛНИНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ДАВНО СОТРУДНИЧАЕТ С ИРБИТСКИМ МУЗЕЕМ»

Между тем, по данным «БИЗНЕС Online», в министерстве культуры РТ пока изучают предложение директора Ирбитского музея, поскольку в коллекции только одна подлинная картина Рубенса, а большинство произведений — графические листы различных мастеров Голландии, Фландрии, Франции, Англии XVI–XVII веков. Так что Карпову, возможно, придется искать частных спонсоров. Впрочем, этот вопрос еще не решен, тем более что в том же ГМИИ РТ довольно высокого мнения о коллекции.

Искусствовед, хранитель отдела графики ГМИИ РТ Ольга Вербина подтвердила нашему корреспонденту, что у Ирбитского музея хорошая репутация. «Насколько я знаю, директор — человек достойный, который создал музей из ничего. Он открыл специализированный музей гравюр — сам создал условия, сам собрал коллекцию, это редкость. Помогали ему в этом столичные музеи. Собрание Ирбитского музея началось с того, что Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина подарил им западноевропейские гравюры, но они были в плохом состоянии, их отреставрировали и отдали на постоянное хранение в Ирбит. Эти гравюры и положили начало коллекции. Сейчас у них очень большая коллекция графики, в том числе известных мастеров, школы Рубенса; Фландрия, Нидерланды, Италия, XVI, XVII, XVIII века. Была и совместная выставка с Пушкинским музеем, по которой издавали каталог», — сказала Вербина. 

Искусствоведы автограда также одобряют выбор и уверены, что такая выставка должна состояться в Челнах. «Ирбитский музей — один из самых выдающихся в нашей стране. Когда-то в челнинской картинной галерее проходила выставка из их фондов под названием „Спасенные сокровища“. Это была одна из гениальных, самых лучших выставок в истории картинной галереи. Конечно, надо брать! Если все получится, это будет великий подарок городу. Всеми силами надо получать выставки от Ирбитского музея. В его коллекциях нет плохих работ. Вокруг этих картин можно такую историю рассказать! Прежде всего это история мира, которая увязана с библейскими сюжетами. Дай бог здоровья Карпову, если он приедет на выставку, он столько интересного и полезного может рассказать», — считает экс-директор челнинской картинной галереи Флюра Гайнутдинова. «Челнинская картинная галерея давно сотрудничает с Ирбитским музеем. Еще в далеких 90-х они делали серию выставок в Челнах. У ирбитского музея удивительные коллекции графики. Это здорово, что сотрудничество с таким уважаемым музеем возобновляется. Эту коллекцию уже показывали в других городах и будет замечательно, если ее представят в Челнах», — считает доктор искусствоведения, член коллегии критиков МК РТ Рауза Султанова. 

Но пока, повторимся, все упирается в средства. В смету расходов включены и страховка произведений, предоставляемых на временное хранение, и обеспечение гостиничных номеров для сотрудников Ирбитского музея в период монтажа и демонтажа выставки, а также транспортировка экспозиции в следующую точку. Хотя, к примеру, общая сумма выставки в Челнах оценивается в скромные 250 тыс. рублей.