Лариса Гоголевская вручила накануне на торжественной церемонии спецприз оперному спектаклю, поставленному в Свияжске Лариса Гоголевская вручила накануне на торжественной церемонии спецприз оперному спектаклю, поставленному в Свияжске Фото: «БИЗНЕС Online»

«СПАСИБО, ВИДИТЕ, МЫ ДАЖЕ НЕ ЗНАЕМ, КОМУ ВЗЯТЬ ЭТОТ ПРИЗ»

«Спектаклю „Сны Иакова, или Страшно место“ фонда поддержки современного искусства „Живой город“ и фонда развития исполнительского искусства Республики Татарстан Sforzando (Казань) — за освоение исторического материала средствами современной композиции и режиссуры», — с этими словами председатель жюри музыкального театра «Золотой маски», солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская вручила накануне на торжественной церемонии спецприз оперному спектаклю, поставленному в Свияжске.

На историческую сцену Большого театра поднялись композитор и режиссер «Снов Иакова» Александр Маноцков, художник Ксения Шачнева, а также директор фонда «Живой город» и один из продюсеров проекта Инна Яркова. Все трое, судя по всему, были удивлены случившемуся и немного растеряны, так что пару секунд никто не хотел забирать из рук Гоголевской заветную награду — «изделие на зеркальной поверхности в раме, представляющее собой лицо в маскарадной маске», как гласит «Википедия».

В итоге слово взял главный творец проекта Маноцков: «Спасибо, видите, мы даже не знаем, кому взять этот приз, потому что действительно спектакль делала замечательная команда. Это очень неожиданно, что нам вручили „Маску“, поэтому я не подготовил длинного списка, чтобы, как подобало бы, всех перечислить. Это не репертуарный спектакль какой-то институции, а постановка, которую делала команда единомышленников и энтузиастов. И большое спасибо жюри. Мы надеемся, что награда привлечет внимание к нашему проекту, который, в общем, продолжается. Мы уже выпустили второй спектакль в этой серии, даст бог, будет и третий».

Напомним, что «Сны Иакова» — первая опера свияжской трилогии Маноцкова, вторая — «Красный сад» — впервые была показана на острове прошлым летом, в этом году ожидается премьера третьей работы.

На историческую сцену Большого театра поднялись композитор и режиссер «Снов Иакова» Александр Маноцков, художник Ксения Шачнева, а также директор фонда «Живой город» и один из продюсеров проекта Инна Яркова На историческую сцену Большого театра поднялись композитор и режиссер «Снов Иакова» Александр Маноцков, художник Ксения Шачнева, а также директор фонда «Живой город» и один из продюсеров проекта Инна Яркова Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

Так Казань второй год подряд получила национальную театральную премию «Золотая маска», поскольку еще в памяти прошлогодний триумф Нурбека Батуллы за роль в спектакле «Әлиф» Туфана Имамутдинова. И, что интересно, российское профессиональное сообщество вновь отметило проект, созданный в Татарстане вне традиционных репертуарных театров.

Мы уже писали о том, как прошли показы «Снов Иакова» для «масочного» жюри в Москве, для чего спектакль, созданный в жанре site-specific (когда постановка максимально привязана к месту, где происходит действие), был вынужден переехать из естественных декораций Свияжска в атриум театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда по окончании столичная публика с искренним интересом спрашивала у Маноцкова о том, как родилась сама идея проекта, что за артисты в нем участвуют и прочее. В общем, принята была опера, в которой довольно причудливо соединены совершенно разные тексты (от Ветхого Завета и монастырских летописей до личных дел заключенных свияжской тюрьмы и медицинских карт пациентов местной психиатрической больницы), благосклонно.

И уже тогда, судя по реакции профессиональной публики, можно было предположить, что работа будет замечена жюри. Конечно, тягаться в главных оперных номинациях с титанами вроде Ромео Кастеллуччи, Кэти Митчелл или Константина Богомолова маленькому свияжскому проекту было трудно. Но потому у жюри «Золотой маски» и есть практика спецпризов для ярких и самобытных работ, требующих внимания и поддержки.

Артем Силкин говорит, что ни минуты не сомневался — «Сны Иакова» должны получить «Золотую маску», а то, что спектакль получился, было понятно еще после премьеры летом 2017 года Артем Силкин говорит, что ни минуты не сомневался: «Сны Иакова» должны получить «Золотую маску», а то, что спектакль удался, было понятно еще после премьеры летом 2017 года Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИХОДИТ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАНИМАЕШЬСЯ ВАЖНЫМ ДЕЛОМ»

Кто-то может спросить: а в чем здесь вклад Татарстана, если это работа московско-питерского композитора и режиссера? На данный вопрос отвечает один из соучредителей фонда «Живой город» Артем Силкин, который и предложил Маноцкову поставить оперу в Свияжске. «Важно то, что, кроме приглашенного композитора-режиссера, все остальные участники проекта были из нашей республики: художник Ксения Шачнева, генеральный продюсер фонда „Живой город“, музыкальный продюсер Данияр Соколов из Sforzando, а также наши замечательные оперные исполнители и музыканты», — сказал «БИЗНЕС Online» директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

Кстати, Силкин говорит, что ни минуты не сомневался: «Сны Иакова» должны получить «Золотую маску», а то, что спектакль удался, было понятно еще после премьеры летом 2017 года. Он надеется, что эта награда привлечет дополнительное внимание к Свияжску как развивающейся фестивальной площадке федерального и международного уровня: «И наша республика, уже добившаяся признания как центр развития спорта, продолжит на программной основе развивать мероприятия и институции, связанные с современным искусством и культурой». А еще Силкин напомнил, что в прошлом году театральная лаборатория «Свияжск АРТель», проходящая в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск», в качестве единственного примера от Российской Федерации вошла в обзор лучших практик сотрудничества музеев и креативных индустрий, подготовленный ассоциацией европейских музеев NEMO.

«Это признание театрального сообщества, чье мнение очень важно. И приходит понимание того, что ты действительно занимаешься важным делом. Это очень приятно и важно. „Золотая маска“ в некотором смысле легитимизирует факт нашей деятельности», — сказала нашему корреспонденту директор «Живого города» Яркова, которая пять лет назад создавала фонд поддержки современного искусства вместе с Силкиным и Дианой Сафаровой. «Мне кажется, здорово, что именно проект, созданный вне традиционных театральных пространств, получает „Золотую маску“. Значит, у таких спектаклей есть свое место. И надо понимать, что когда ты работаешь на острове, то это работа большой команды. Это и фонд Sforzando, и фонд „Живой город“, и Саша Маноцков», — продолжает Яркова.

«Конечно, испытываю гордость за республику, команду создателей, ребят-музыкантов. Огромный труд и терпение вылились в признание», — сказал «БИЗНЕС Online» директор Sforzando Данияр Соколов. Он отметил, что пока не может в полной мере насладиться успехом, поскольку вплотную занимается продолжающимся в Казани конкурсом им. Глинки.

Нужно отметить, что все создатели «золотомасочного» проекта отмечали поддержку республиканских властей. «Я только что об этом говорила с представителями управления культуры Москвы. Уникальность Татарстана, Казани в том, что у нас есть прямой диалог с властью, с тем же министерством культуры РТ. И когда мы делали самые первые шаги, то нас поддержала Ирада Хафизяновна Аюпова. Так что эта „Золотая маска“ и ее лично тоже», — говорит Яркова.

Саму Ираду Аюпову мы застали на пути в Уфу, где сегодня начинаются Дни Татарстана в Башкортостане. «То, что второй год подряд наши проекты, которые рождаются в творческом поиске, эксперименте, в рамках театральных лабораторий, получают признание профессионального сообщества, говорит о многом, — считает министр культуры РТ. —  Во-первых, это значит, что у нас имеется развитие в театральном искусстве. Во-вторых, у нас есть талантливая молодежь, и ей созданы условия для самореализации. В-третьих, я просто по-человечески радуюсь, что эти таланты — близкие мне по духу люди, что они рядом и могут открыто высказывать свою позицию, верят в победу и бесконечно любят театр. И отдельные слова поздравления коллегам из Башкортостана — театру имени Гафури — за спецприз спектаклю „Зулейха открывает глаза“. Камаловцы, у вас/нас все впереди!»