«ЭКСПОРТ — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТАБИЛЬНЫЕ ОБЪЕМЫ»

Местом проведения форума, привлекшего пристальное внимание практиков агроэкспорта республиканского и федерального уровня, стал белоснежный зал в Доме предпринимателя, названный в честь промышленника-инноватора своего времени и мецената Ивана Алафузова. Приветствуя собравшихся, модератор дискуссии, ректор Казанского кооперативного института Алсу Набиева, отметила важность совместной работы при решении задач, обозначенных в рамках соответствующих национальных проектов. По словам Набиевой, экспорт — это прежде всего стабильные объемы, которых можно достичь, объединяя сельхозпроизводителей.

Напомним, в «майских указах» президента Российской Федерации Владимира Путина обозначены в том числе два приоритетных национальных проекта — «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»: точкой пересечения двух стратегических «задачников» является акселерация малых форм хозяйствования в АПК, к числу которых относятся и сельхозкооперативы. Практическая работа по нацпроектам началась с 2019 года. Минэкономики РТ уже получило конкретное «техзадание» в виде пяти региональных проектов (ознакомиться с ними можно на сайте министерстваприм. ред.), предусматривающих в том числе развитие сельской кооперации.

Тем временем KPI по международной кооперации также в начале года были озвучены на высшем уровне. Цифры назвал на февральском совещании в Казани министр сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев: «Экспорт из Татарстана к 2024 году составит 360 миллионов долларов, плановый показатель на 2021 год — 327,7 миллиона долларов». Для сравнения: по итогам 2018 года, подсчитал минсельхозпрод РТ, республиканский экспорт АПК составил $180 миллионов. Президент Татарстана Рустам Минниханов тогда отреагировал в лучших традициях главного пилотного региона страны: «Мы нацелены на безусловное выполнение поставленной задачи по удвоению экспорта продукции АПК к 2024 году. Я думаю, что нам надо не в два, а в три и четыре раза вырасти». Пока на экспорт реально выходят только крупные игроки республиканского АПК, однако очевидно, что решить такие задачи в сольном режиме даже агрохолдингам не под силу.

«Для нас очень важно, чтобы наши мелкие и средние сельхозпроизводители научились выходить на экспорт. С этой целью сегодня мы собрали на одной площадке представителей всех основных институтов развития экспорта в Татарстане», — подчеркнула Алсу Набиева.

ХАЛЯЛЬ КАК ТОЧКА ЭКСПОРТНОГО РОСТА

В современных геополитических условиях выходить на внешние рынки, тем более «малышам» в традиционно остроконкурентной сфере АПК, непросто, но возможно. Вдохновить и помочь могут успешные экспортные практики государств – партнеров России, таких как Венгрия. Подтверждение тому прозвучало в приветственном слове посланника по внешнеэкономическим вопросам генерального консульства Венгрии в Казани г-на Мадари Акоша Имре.

Отметив, что внешнеэкономический успех — это прежде всего вопрос технологий, представитель венгерского консульства заявил о готовности оказать любое посильное содействие (в том числе в технологическом планеприм. ред.) татарстанскому бизнесу. Здесь, по словам спикера, уже есть успешный опыт взаимодействия, в частности наработано партнерство с Республиканским агропромышленным центром инвестиций и новаций (РАЦИН), представитель которого, специалист отдела экспорта Адель Хисматуллин, также выступил докладчиком форума. Должен сыграть свою роль и прямой авиарейс Казань – Будапешт, ожидаемый с сентября этого года. «Приходите даже просто с идеями — я готов вам помочь, найти венгерского партнера, предложить технологию. Думаю, в Татарстане достаточно возможностей для развития АПК-экспорта», — заявил венгерский посланник, отвечая на вопрос модератора о возможности внедрить успешный опыт этой страны на татарстанской земле.

Между тем при всем потенциале нашим экспортерам приходится заново учиться презентовать продукт для новых рынков. Так, сегодня наиболее перспективным направлением являются страны арабского мира — оборот мировой продукции халяль превышает триллионы долларов, и данный сегмент глава минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев на вышеупомянутом совещании в Казани обозначил как «приоритетный целевой рынок» и «точку роста» АПК-экспорта. Объем производства халяль-продукции в Татарстане сегодня составляет порядка 4,5 млрд рублей, поставлена задача по наращиванию, напомнил на форуме начальник отдела развития продовольственного рынка минсельхозпрода РТ Дмитрий Яшин. Для этого необходимо урегулировать вопросы международной халяль-сертификации: как сообщил в ходе форума руководитель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Ирек Зиганшин, в рамках KazanSummit 2019 будут решаться вопросы аккредитации свидетельства комитета в международных сертификационных организациях. Зиганшин также предложил разработать программу господдержки производителей по приоритетным экспортным направлениям «халяль». Например по баранине, которую так в любят в Иране, да вот беда — объемов не хватает.

«НАМ НУЖНО ТОЧНО ЗНАТЬ, ЧТО, ГДЕ И КЕМ ВОСТРЕБОВАНО»

«Какие виды сельхозпродукции, производимой в РТ малыми формами хозяйствования, вы порекомендуете нашим кооператорам ориентировать на экспорт? Может, какие-то производства изначально под экспорт создавать? Есть ли аналитические данные, реестр потенциальных экспортеров по республике?» — поинтересовалась далее модератор у представителя аграрного министерства. В ответ Яшин напомнил, что локомотивом является масложировая продукция, но также в приоритете наращивание несырьевого экспорта — вывозить, к примеру, не зерно, а муку. Везде красной нитью проходила тема нехватки объемов, и Алсу Набиева вновь подчеркнула: «Мы готовы помочь производителю обеспечить товарную массу в рамках экспортного кооператива, но нам нужно точно знать, что именно, для кого и по каким критериям востребовано».

Государство предлагает экспортерам целый комплекс мер поддержки, который участникам форума презентовал Артур Гайнов — начальник отдела развития институтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства департамента развития предпринимательства и конкуренции министерства экономики РТ. По его словам, за рубежом функционирует целый ряд торговых домов РТ, предлагающих татарстанскую продукцию АПК. «Сейчас перед нами стоит амбициозная цель — необходимо, чтобы через Центр поддержки экспорта вышли на внешние рынки более 90 субъектов МСП, в том числе в сфере АПК, а также нужно увеличить долю несырьевого экспорта на 10 процентов», — поделился Гайнов. По словам спикера, поддержку через Центр экспорта получили 600 малых компаний, из них 30 — сельхозпроизводители. Представитель минэкономики признал наличие проблемы формирования актуального реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и выразил готовность к совместной работе по этой задаче.

«ЧТОБЫ БЫЛ ЭКСПОРТ, НЕОБХОДИМО ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ!»

Окружить заботой экспортеров готов и Российский экспортный центр, рассказала Ирина Милосердная — заместитель директора «Выборг-Терминал Северо-Запад», аккредитованного партнера РЭЦ. Компания, татарстанское представительство которой базируется в особой экономической зоне «Алабуга», также предлагает желающим выйти на внешние рынки целый спектр компенсационных программ. Кроме того, по словам Милосердной, РЭЦ разработал региональный экспортный стандарт для 22 регионов России, среди которых есть и Татарстан. В числе наиболее перспективных рынков спикер назвала Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего Китай, а также Юго-Восточную Азию, Африку и Индию.

Практические вопросы таможенного перемещения ввозимых товаров, в частности фитосанитарного контроля, детально озвучила главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений таможни Александра Глушкова. По данным татарстанской таможни, в регионе деятельности ведомства на вывоз в 2018 году декларировались следующие агропромышленные товары: мука кукурузная, зерно пшеницы, пшеница мягкая, продовольственная, шрот подсолнечный, жом свекловичный сушеный гранулированный (корм для животных), ячмень фуражный (кормовой), жир технический, белковая кормовая смесь, крупный рогатый скот (нетели), консервированные овощи, джемы, кетчуп, майонез. Участники форума, среди которых было немало начинающих экспортеров сельхозпродукции, с интересом заслушали особенности прохождения фитосанитарного и ветеринарного контроля различных видов продукции.

Тему разнообразия и жесткости требований тех или иных стран к продовольственным товарам продолжил генеральный директор АО «Корпорация экспорта Республики Татарстан» Дмитрий Сиротин. Однако главное «зло», как выяснилось, даже не экспертиза, а неконкурентоспособность по цене на фоне засилья агрохолдингов и объективных логистических проблем Татарстана. Другая проблема, обозначенная экспертом, состоит в том, что «наши не умеют продвигать и презентовать товар лицом». Но шанс есть — по словам спикера, его дают новые технологии производства и предложения. «Чтобы был экспорт, необходимо перевооружение!» — подчеркнул Сиротин. По его словам, многие вопросы сняло бы включение в экспортный кооператив международных партнеров — Корпорация экспорта располагает позитивными примерами такой международной кооперации.

По итогам форума будет разработана «дорожная карта» развития экспорта на территории РТ, сформирован реестр экспортно ориентированных сельхозпроизводителей. В составе межведомственной рабочей группы, членами которой выступят участники данного мероприятия, планируется внедрение комплексного механизма экспортной поддержки малых сельхозпроизводителей РТ. Вопросы, озвученные в рамках форума, получат продолжение на дискуссионных площадках KazanSummit 2019.

16+
Партнерский материал