Новый виток взаимных санкций между Россией и Украиной привел к тому, что черное золото и его продукты с 1 июня попадают в черный список экспорта. «Татнефть», и без того уже погоревшая на «Укртатнафте», может лишиться части рынка, плюс у компании на Украине 94 собственные АЗС. Тем временем украинские нефтепереработчики предрекают «коллапс». Но эксперты успокаивают: спасет Беларусь, которая и сейчас, не имея ни одной шахты, заваливает Украину углем.
О запрете на поставки нефти и нефтепродуктов на территорию Украины объявил на заседании правительства лично Дмитрий Медведев
черное золото под запретом
Накануне стало известно, что Россия вводит запрет на поставки нефти и нефтепродуктов на территорию Украины — за три дня до выборов. О вышесказанном премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил лично на заседании правительства, параллельно с выходом соответствующего постановления, объяснив, что это ответная мера.
«Несколько дней назад кабинет министров Украины предпринял очередной недружественный шаг в отношении нашей страны — расширил список запрещенных для импорта на территорию Украины российских товаров. В этих условиях мы вынуждены свои интересы защищать и принять ответные меры. Во-первых, мы расширяем запрет на ввоз в Россию отдельных видов товаров. Эта мера коснется украинской продукции машиностроения, легкой промышленности, металлообработки, стоимость которой за прошлый год составила почти 250 миллионов долларов. Во-вторых, устанавливается запрет на экспорт на Украину российской нефти и нефтепродуктов. В-третьих, определяется перечень товаров, которые с 1 июня текущего года можно будет вывозить на Украину только на основании отдельных разрешений. В эту категорию включена продукция ТЭК, в том числе уголь и те же самые нефть и нефтепродукты», — сказал премьер (стенограмма опубликована на сайте кабмина РФ).
Постановление Медведева также отправляет в черный список продукты синтеза (этилен, пропилен, бутилен и т. д.), нефтяной кокс, битум и прочие материалы дорожных работ, сжиженные углеводородные газы (этан, бутан, изобутан и т. д). При этом подчеркивается, что поставка бензинов, дизтоплива, пропанов, бутанов и прочих сжиженных газов с 1 июня будет возможна, но при наличии разрешения правительства. Помимо этого, с лета только по отдельному разрешению правительства можно будет поставлять на Украину каменный уголь и некоторые его производные. Это дало возможность некоторым экспертам предположить, что фактически ничего принципиально не изменится. Анонимные источники «Коммерсанта» вообще назвали заявления премьера «показательными выступлениями» и усомнились, что получение разрешений на экспорт серьезно усложнится.
Напомним, в декабре 2018 года Украина после инцидента в Керченском проливе ввела новые антироссийские санкции в отношении политиков и компаний. В ответ на это РФ запретила импорт ряда украинских товаров. В список запрещенных к ввозу попала промышленная продукция, сельскохозяйственные товары, сырье и продовольствие. 10 апреля кабмин Украины расширил список товаров, запрещенных к ввозу из России, включив в него, в частности, стеклотару, формалин, аппаратуру для устройств железнодорожной автоматики и т. д. Это случилось буквально за несколько дней до второго тура президентских выборов, который пройдет 21 апреля. В первом туре (31 марта) планку в 50% голосов не преодолел никто из 39 кандидатов, во второй тур прошли двое лидеров — шоумен Владимир Зеленский (30,24% голосов) и действующий президент страны Петр Порошенко (15,95%).
Поставка бензинов, дизтоплива, пропанов, бутанов и прочих сжиженных газов с 1 июня будет возможна, но при наличии разрешения правительства
Украинские нефтяники в ожидании коллапса
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин уже оценил суммарный оборот попавших под запрет украинских товаров в $4,3 млрд, что составляет около 30% торговли между странами в прошлом году. По данным федеральной таможенной службы, на нефть и нефтепродукты пришлось 43,3% российского экспорта на Украину в 2018 году.
Запрет поставок предсказуемо вызвал тревогу у украинских нефтяников. «Прекращение таких поставок становится реальностью, это действительно может привести к коллапсу не только на топливном рынке, но и в украинской экономике и подорвать национальную безопасность страны», — сообщили в нефтеперерабатывающей компании «Укртатнафта».
Достаточно четкую картину украинского снабжения нефтью в эфире радио Sputnik нарисовал политолог Андрей Суздальцев. По его оценке, от 70% до 75% нефти на украинском рынке имеет российское происхождение, причем 30–35% поступает из России, остальное — из Беларуси. «Специфика этих поставок в том, что для ВСУ Украина не может покупать российскую нефть, поэтому покупает у белорусов. Остальная нефть — в большей степени из Азербайджана. Если рынок закроется на 75 процентов, Баку, конечно, не сможет в краткие сроки увеличить в три-четыре раза поставки. То есть это действительно будет коллапс, заявления украинских нефтяников правильные. Но мне думается, что Киев все-таки останется с нефтью — ее будет поставлять Беларусь, никакой угрозы Украине нет. Совсем недавно мы столкнулись с тем, что огромный поток угля был направлен из Беларуси на Украину. А в Беларуси нет ни одной шахты», — приводит его слова РИА «Новости».
Максим Орешкин уже оценил суммарный оборот попавших под запрет украинских товаров в $4,3 млрд, что составляет около 30% торговли между странами в прошлом году
татарстан и Украина
В общем российском потоке экспорта нефти и нефтепродуктов на Украину есть и небольшая струйка «Татнефти». В 2017 году она составила 50,3 тыс. т (32,6 тыс. т отгружались в розницу, 17,6 тыс. — мелкооптовыми партиями). Это даже чуть больше, чем объемы экспорта в Беларуси (туда удалось экспортировать 46 тыс. т). Розничная сеть ПАО «Татнефть» на конец 2017 года насчитывала 94 АЗС на Украине. Кроме того, у компании есть представительство на Украине (ООО «Татнефть-АЗС-Украина»), и, согласно отчету организации за 2017 год, в соответствии с инвестиционной программой «Развитие рознично-сбытовой сети» АЗС в Незалежной было выкуплено два земельных участка.
И это на фоне бесконечных судебных тяжб: «Татнефть» судится с Украиной с 2008 года — после того, как лишилась доли в крупнейшем Кременчугском НПЗ и практически полностью утратила контроль над «Укртатнафтой». Ранее часть акций «Укртатнафты» принадлежала структурам, близким к «Татнефти», минземимущества РТ и непосредственно «Татнефти». Однако в результате судебных разбирательств на Украине доля татарстанских акционеров в НПЗ была практически обнулена, а у предприятия появились новые акционеры, близкие к группе «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.
В 2014 году дело разбиралось в специально созданном (ad hoc) международном арбитраже в Париже. Арбитры тогда обязали Украину выплатить «Татнефти» компенсацию в размере $112 млн, а также проценты. После этого Незалежная подала апелляцию с целью отменить оба решения. В конце 2016 года апелляционный суд Парижа оставил все в силе. «Татнефть» в апреле 2017-го обратилась в Арбитражный суд Москвы и Высокий суд Лондона, чтобы принудить исполнить решения международного арбитража.
В Москве 27 июня 2017 года прекратили производство по делу, мотивируя это тем, что истец в качестве имущества Украины, на которое можно было бы обратить взыскание, назвал только здания в Леонтьевском переулке и на Новом Арбате в столице, а они находятся под дипломатическим иммунитетом. «Татнефть» оспорила данное решение в кассационной инстанции. Арбитражный суд Московского округа отменил определение АС Москвы и направил дело на рассмотрение суда первой инстанции, откуда оно было передано в ставропольский арбитраж — по принципу территориальной подсудности: там судебные приставы обнаружили принадлежащие Киеву санатории, на которые можно обратить взыскание. В Лондоне в конце июля признали решение международного арбитража, в Ставрополье 1 марта выдали исполнительный лист. Но минюст Украины снова подал кассацию.
Вероятно, что санкции на поставки продуктов синтеза (этилена, пропилена и прочего) затронут интересы и ТАИФа. Известно, что чуть ли не половина произведенной химической продукции НКНХ поставляется за рубеж. Однако компания не раскрывает структуру своего экспорта в годовых и в ежеквартальных отчетах. На химические продукты, к слову, получения разрешения не предусмотрено.
В общем российском потоке экспорта нефти и нефтепродуктов на Украину есть и небольшая струйка «Татнефти». В 2017 году она составила 50,3 тыс. тонн
«Конечно, «Татнефти» нужно продавать и заправки, потому что там все ненадежно»
Не ударят ли санкции рикошетом по «Татнефти»? В самой компании на момент публикации не смогли предоставить комментарий по этому поводу, а эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись во мнениях. Так, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Ренат Муслимов пояснил, что у «Татнефти» совсем небольшие объемы поставок на Украину.
«Это раньше было много, когда завод („Укртатнафта“ — прим. ред.) был наш! 50 тысяч тонн — это же очень мало. ТАИФ-НК, насколько мне известно, вообще не поставляет туда свою продукцию. Так что, я думаю, введение запрета не отразится на деятельности татарстанских компаний. Выгоды от работы с Украиной в нынешних условиях уже абсолютно никакой нет, оттуда только бежать и бежать надо. После того, как такие вещи сделали с заводом… Наш пакет (в „Укртатнафте“ — прим. ред.) был основной, а его отобрали. Хотя представители „Татнефти“ и судятся, но все бесполезно. Конечно „Татнефти“, нужно продавать и заправки, потому что там все ненадежно», — убежден он.
Муслимов не считает, что, потеряв украинский рынок, российские нефтяники сильно пострадают. «Видите, какие в мире изменения: Венесуэла дико сократила экспорт нефти. Американцы сначала хотели нас прижать, но потом посчитали и поняли, что без России нефтяной рынок не будет обеспечен нефтью, потому от этой идеи отступили. Иран, Судан… Как только какие-то волнения в мире возникают, сразу добыча нефти и экспорт снижаются, цены растут. Так что украинцы пострадают от данного запрета больше всего, давно было пора это сделать, они такие враждебные вещи совершают, а мы тут улыбаемся, ухмыляемся и вытираемся», — заключил он.
Президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, напротив, считает, что запрет Медведева не распространится на поставки топлива на собственные заправки «Татнефти». «Логики в этом нет, потому что, даже когда американцы объявляли свои запреты (а у „Лукойла“ свои заправки в Соединенных Штатах), „Лукойл“ поставлял туда свои нефтепродукты!» — говорит Шмаль. «Зачем нашу же компанию наказывать? Думаю, что не должны эти санкции распространяться на российские заправки, а иначе нужно убегать нам оттуда... Что же там делать? Продавать заправки», — рассуждает президент союза нефтегазопромышленников России.
По его словам, от подобных запретов обычно страдают обе стороны, потому что у российских нефтяных компаний и так возникают проблемы, связанные с тем, куда поставлять свои нефтепродукты. «Им придется искать новые рынки сбыта», — говорит он. Та же Украина всегда может получить продукцию по реэкспорту. «Как это было с поставками газа по реэкспорту из Словакии или Польши», — говорит Шмаль.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.