Олег Бачурин — председатель правления Банка Казани

«В МОСКВЕ БРЕНД «КАЗАНЬ» ЗНАЮТ ОТЛИЧНО»

— Олег Сергеевич, Банк Казани стал инициатором проведения конкурса, посвященного Дню космонавтики. Почему банк решил отметить этот день таким необычным проектом?

— Нам интересны совместные проекты с «БИЗНЕС Online». И первый наш проект — конкурс по курсу валют, который прошел в конце прошлого года, — нашел большой отклик среди читателей газеты. Мы поняли, что людям это интересно и они активно участвуют. Конкурс — это не реклама, а интеллектуальная имиджевая история, которая может смело выйти за рамки банковского сектора. Ну а конкурс, посвященный Дню космонавтики, — вообще крутая идея. Этот день для нас связан с теми открытиями, которые привнесла в нашу жизнь космическая отрасль. И конечно, такой день символизирует перспективы освоения новых высот. А это первостепенная задача: мы растем в объеме бизнеса, кроме того, Банк Казани вышел на совершенно новые просторы. Мы закрепились в Нижнем Новгороде, открыв несколько офисов по всем направлениям — и у них отличные перспективы развития. А если сравнить наше развитие с покорением космоса, то для нас он, конечно, Москва — и мы его покоряем. Мы пришли в российскую столицу, причем решили создать сразу сеть из пяти офисов, четыре из которых уже открыты.

— Московский рынок банковских услуг более чем конкурентен — удалось на нем закрепиться?

— Честно признаюсь, мы предполагали, что у нас уйдет много времени на раскачку, узнаваемость бренда. Но оказалось, что в Москве бренд «Казань» знают отлично и он работает сам на себя. И название нашего банка, который ассоциируется с Казанью как столицей Татарстана, — для нас это большой плюс. А плюс для наших клиентов в Москве — наша оперативность, удобство и качество обслуживания. Конечно, в Москве есть более именитые банки, но и в наших московских офисах идет поток клиентов, причем они интересуются всеми направлениями. Мы даже не ожидали, что получим показатели в два раза выше, чем рассчитывали.

— По базовому образованию вы специалист в области IT. Как, по-вашему, наработки российской космической отрасли повлияли на развитие высоких технологий, которые мы применяем сегодня в разных областях обыденной жизни, в том числе в банковской сфере?

— Действительно, большинство разработок в IT-сфере появилось из военной области и космонавтики. Лично мое мнение: пусть данные технологии приходят из освоения космоса — это мирная отрасль, которая связывает государства, нации. Да, есть внутренняя конкуренция между государствами в разработке космических технологий, но нет противостояния. Освоение космоса — это общий проект всех землян. А если говорить о банковской сфере, ее основа — связь. Скорость проведения платежей, связь между допофисами, с Центробанком и многое другое идут исключительно по каналам связи, которые в том числе развивались благодаря космической отрасли.

— В начале текущего года прошла информация о возможном строительстве в России частного космодрома. Как вы относитесь к данной идее?

— Идея строительства частного космодрома классная. Но это будущее, пока же частные полеты в космос — очень дорогостоящее удовольствие. Думаю, рано или поздно подобное станет доступной услугой.

— А вас лично что-то с космосом связывает?

— Пожалуй, две вещи. У меня IT-образование, а эта отрасль, как я уже говорил, развивалась в том числе и благодаря освоению космоса. Ну и конечно, кто не хотел в детстве стать космонавтом?

— Доводилось ли Банку Казани участвовать в финансировании необычных проектов, связанных, к примеру, с космосом?

— Банк Казани выступал гарантом для одной московской компании по строительству звездного городка на космодроме Восточный. Кстати, по гарантиям мы работаем в серьезных объемах на территории всей России.

— Вы бы хотели исполнить мечту кого-нибудь о полете в космос? Помочь полететь?

— Прокредитовать человека под полет в космос? Если у человека есть такое желание, пожалуйста — целевой кредит, обращайтесь! Ресурсов у нас достаточно.

НАДО БЫТЬ КОСМОНАВТОМ В СВОЕЙ ОБЛАСТИ

— Существует мнение, что банкиры — очень консервативные люди, которых интересуют исключительно финансы. На ваш взгляд, насколько это соответствует действительности?

— Не соответствует. Слишком консервативные люди сегодня с трудом работают на рынке. Те, кто не может сегодня посмотреть за пределы своего рынка, просто исчезают — не выдерживают конкуренции.

— А каким должен быть современный банкир?

— Полагаю, прежде всего надо быть космонавтом в своей области, то есть стремиться осваивать новые горизонты. Во-вторых, уметь соблюдать баланс между интересами вкладчиков и заемщиков — это оценка уровня рисков и так далее. Если раньше клиенты были из числа знакомых (так строились банки), то теперь в активном банке такой модели быть в принципе не должно. Сейчас очень важно выстраивать процессы для продвижения массового сегмента.

— Ваш приз — путевка в путешествие — предоставляет победителю возможность побывать в любой точке земного шара. Какие ощущения вы испытали, когда осуществили мечту человека?

— Замечательные ощущения! Обычно, когда банкир осуществляет чью-то мечту, человек платит за нее ежемесячно, да еще и с процентами. Мы вручили подарок победительнице нашего конкурса и больше ничего с нее не спросим — подарили ей возможность освоить новые просторы безвозмездно. Я надеюсь, что она поедет в новую для себя страну и эта поездка станет для нее открытием, потому что на самом деле важно делать открытия как в жизни, так и в бизнесе, в том числе и банковском.