Алексей Безносиков: «Даже сейчас наш сертификат по цене ниже, чем стоимость включенных в него товаров и услуг, если брать в среднем по рынку»

«УБЕРИТЕ ИЗ ОТНОШЕНИЙ КЛИЕНТА И ИСПОЛНИТЕЛЯ ФИНАНСОВУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ — И ВЫМОГАТЬ БУДЕТ НЕЧЕГО»

— Алексей, начну с шокирующей информации: согласно февральскому опросу института общественного мнения «Анкетолог», 91 процент респондентов считают, что сфера ритуальных услуг России отличается высоким уровнем коррупции. Как, по-вашему, это произошло?

— Я бы разделил факты и мнения в данном вопросе. Упоминания о фактах, случаях вымогательства с использованием служебного положения участников этой сферы я в СМИ практически не встречал. Но есть и обыденное мнение: хочешь, чтобы все прошло нормально, — всем дай. Хотя что такое оказание ритуальных услуг? Форма предпринимательской деятельности, business as usual*. В большинстве стран предоставление ритуальных услуг является одним из самых прибыльных видов экономической активности. Но известно: где присутствует высокий доход, всегда есть соблазн правонарушений. В 2004 году в России было отменено лицензирование ритуальной деятельности. Данный факт упростил создание ритуальных предприятий и снизил уровень бюрократических процедур. Но вопрос — насколько это пошло на пользу обществу и людям? Ритуальные услуги в России как в советское, так и в нынешнее время остаются одними из самых закрытых видов предпринимательской деятельности. Вполне закономерно, что тень неизбежно падает и на социальные, и на сервисные службы, которые вовлечены в эту орбиту.

— Какой выход из ситуации?

— Благоприятная почва для злоупотреблений при получении услуг складывается там, где обращаются наличные неучтенные средства. Уберите из отношений клиента и исполнителя финансовую составляющую — и вымогать в принципе будет нечего. Эта простая мысль и привела моего бизнес-партнера, предпринимателя из Татарстана, основателя компании «Вита-Пром», эксперта рынка ритуальных услуг, автора и разработчика патента «Похоронный Сертификат» Амира Заляльдинова, к идее создания в России единой системы.

— «Похоронные Сертификаты» — что это такое?

— Ноу-хау рынка ритуальных услуг, документ с несколькими степенями защиты: водяные знаки, номер и серия, голографическая наклейка. Указаны также персональные данные клиента, на обороте перечислен весь перечень заказываемых услуг. «Похоронный Сертификат» имеет несколько номиналов в зависимости от выбранных аксессуаров и услуг. Среди них могут быть выбор места захоронения, инвентарь, транспорт, сбор требуемых документов.

«В 2004 году в России было отменено лицензирование ритуальной деятельности. Данный факт снизил уровень бюрократических процедур. Но вопрос — насколько это пошло на пользу людям?»Фото: pxhere.com

— Но Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная, как в рамках одного сертификата предусмотреть разные обряды прощания?

— С технической точки зрения должен быть единый похоронный комплекс с большой территорией, который сможет предоставлять полную цепочку ритуальных услуг в одном месте в соответствии со всеми религиозными, национальными традициями. Строительство подобных комплексов — это отправной пункт в стратегии действий нашей группы компаний. На базе этих комплексов мы будем внедрять ряд технологических новаций, которые в дальнейшем позволят нам выйти на лидирующие мировые позиции в отрасли, причем все будет сделано без нарушения устоев и традиций. А с формальной позиции никаких сложностей не возникает, у нас уже разработано несколько десятков вариантов «Похоронного Сертификата». Они предусматривают различные требования. Например, мусульманский «Похоронный Сертификат» даже получил свидетельство по стандарту «Халяль». Есть сертификат для участников Великой Отечественной войны. Причем мы планируем чуть позже его предоставлять ветеранам безвозмездно. Имеются даже сертификаты категории VIP, в которых прописываются какие-то эксклюзивные условия и пожелания.

«С СЕРТИФИКАТОМ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ОГОВОРЕННЫЕ УСЛУГИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ БЕЗ ДОПЛАТ И ЧЕРЕЗ 5, И ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ»

— Алексей, вы называете «Похоронные Сертификаты» ноу-хау, но на рынке уже существуют услуги по ритуальному страхованию. В чем принципиальная новация вашего проекта?

— Мы потратили порядка 7 лет, объездили свыше 50 стран по всему миру, в том числе в Европе и США, изучая опыт организации оказания ритуальных услуг. И могу ответственно заявить, что полных аналогов нашего проекта по технологиям и инструментам нет. Мы вносим не одну, а ряд новаций на рынке и в течение пяти лет построим пилотные объекты, на которых внедрим существенную часть наших идей.

— Но параллели с полисом страхования жизни или прижизненным договором погребения все же возникают?

— Только на первый взгляд. Прижизненный договор — продукт несистемный, его может выдать компания со слабым материальным фундаментом. Не исключено, что к моменту наступления события этот игрок просто исчезнет, или сам договор потеряется, или родственники не обратятся за услугой. С «Похоронным Сертификатом» такое просто невозможно. Мы как единый федеральный оператор собираем все данные о проданных сертификатах, отчитываемся перед государством по количеству заключенных и закрытых договоров. Чтобы начать исполнять свои обязанности по «Похоронному Сертификату», нам достаточно будет просто получить по телефону сообщение о том, что событие наступило. А от страхового полиса сертификат отличает 100-процентная вероятность наступления обязательств. Мы готовимся к исполнению даже не столько финансово, сколько путем наращивания материальной базы. Строим похоронные объекты, выводим их на тот уровень качества, стандарты которого заложены в нашем проекте.

— Каковы гарантии вашей устойчивости?

— «Похоронный Сертификат» нами запатентован. Даже один негативный отзыв скажется на репутации продукта и финансовом благополучии всего проекта. Поэтому свою деятельность сейчас сосредоточиваем на создании инфраструктуры, с помощью которой будем исполнять обязательства. Сам сертификат как форма договора заключается в натуральном виде — это конкретный перечень товаров и услуг с фиксированной ценой и отложенной реализацией. Один раз заплатив, клиент гарантировано получит все, что прописано. Неважно, через какой срок наступит событие — год, 5 или 50 лет, какова будет инфляция и рост цен. Кстати, даже сейчас наш сертификат по цене ниже, чем стоимость включенных в него товаров и услуг, если брать в среднем по рынку. Также стабильность нашего проекта поддерживает обеспечение инвестиций гарантиями финансовых институтов. Ритуальный рынок сам по себе очень устойчивый и обширный. Спрос на его услуги был, есть и будет всегда. Инвесторам интересно сюда вложиться вдолгую, мы до сих пор рассматриваем предложения.

— На каком этапе ваш проект находится сейчас?

— В данный момент идет подбор контрагентов в регионах. Мы подходим к вопросу очень серьезно: изучаем их репутацию, рекомендации. В ближайшее время будет готов весь пакет документов, запущены сайты, где раскрывается суть сертификата, описаны стандарты, требования к партнерам. Параллельно ведем переговоры со страховыми компаниями о страховании ответственности наших контрагентов. В качестве пилотной площадки рассматриваем несколько регионов, в том числе Татарстан. Особенность рынка ритуальных услуг заключается в том, что у нас нет права на ошибку. Все услуги должны качественно предоставляться клиентам с первого раза.

«Должен быть единый похоронный комплекс с большой территорией, который сможет предоставлять полную цепочку ритуальных услуг в одном месте в соответствии со всеми традициями»

«ВОЗНИКНЕТ ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАМИ ДОКУМЕНТА»

— Алексей, президент России Владимир Путин еще в 2017 году поручил правительству повысить качество и доступность ритуальных услуг. Что с тех пор изменилось?

— На днях в прессе появились сообщения, что минстрой заканчивает работу над законопроектом «О похоронном деле». Мы в качестве экспертов рынка участвовали в разработке этого нормативного акта, давали предварительные оценки, в том числе на его коррупционную емкость, вносили правки. Данный законопроект фиксирует перечень услуг, которые считаются ритуальными, и подразумевает разделение ответственности за их оказание между всеми участниками рынка. Еще одна интересная новелла — предложение создать в России кладбища в рамках государственно-частного партнерства. На принадлежащей государству земле организуют новое кладбище, а частный оператор будет получать прибыль за оказанные услуги. Законопроектом вводится и понятие «Похоронного Сертификата», то есть возникнет полная правовая основа разработанного Заляльдиновым документа.

— Почему тема, связанная с ритуальной сферой, очень редко обсуждается в обществе, прессе? О ней вспоминают только лишь в связи со скандалами — например, в феврале все СМИ обошла информация, что жительница Самары принесла гроб с мужем к зданию областной администрации, так как не смогла найти 50 тысяч на атрибутику для похорон…

— На это мы и хотим обратить внимание общества! Раньше в нашем менталитете была заложена традиция серьезно размышлять о смерти, готовиться к ней. Видим еще на примере наших бабушек: кто-то откладывает «гробовые», оставляет распоряжения. Данная традиция, к сожалению, уходит. Сейчас в суете человек редко задумывается о неизбежном, как бы считая: «Это будет со всеми, но не со мной». Однако как писал Михаил Булгаков: «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен»! Потому момент утраты близкого человека — это испытание для родственников и друзей. Им, и так переживающим личную трагедию, приходится быстро решать массу административных вопросов, сталкиваться с искусственными препонами, равнодушием, искать деньги — словом, испытывать огромный стресс. «Похоронный Сертификат» своим участием в данном процессе освободит их от ненужной нагрузки, предоставив время проститься и скорбеть.

— Возможно, дело в том, что отложить достойную сумму на похороны многим сейчас просто не под силу и люди предпочитают жить сегодняшним днем?

— В прошлом году Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС представил результаты опроса среди людей старше 65 лет и членов их семей. Около трети россиян признались, что готовятся к смерти, но откладывают деньги на свои похороны только 25 процентов респондентов, у большинства — от 50 тысяч рублей и более. То есть, несмотря на небольшую среднюю пенсию, людям приходится откладывать приличные суммы. Разрабатывая «Похоронные Сертификаты», мы имели в виду еще и социальную функцию — изменить мышление людей, развить навыки финансового планирования, пока ты еще молод, здоров, неплохо зарабатываешь. Наше собственное маркетинговое исследование показало, что 81 процент опрошенных готовы приобрести «Похоронные Сертификаты». Причем больше всего интерес к продукту проявили люди среднего возраста, трудоспособная, экономически активная группа.

«Один раз заплатив, клиент гарантировано получит все, что прописано. Неважно, через какой срок наступит событие — год, 5 или 50 лет, какова будет инфляция и рост цен»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Алексей, давайте поговорим о вас лично — что привело в эту особую сферу?

— Я в бизнес пошел осознанно, готовил себя к предпринимательской деятельность смолоду. Будучи выпускником военного института, окончил еще и экономический вуз по специальности «управление предприятием». Мой первый серьезный опыт административной деятельности — должность коммерческого директора хлебокомбината. А собственный бизнес начал в форме проектной деятельности. Меня всегда привлекала возможность выделить перспективную цель и реализовать ее лучшим способом с наименьшими затратами и высоким КПД. Так получилось с Первой уральской инженерной компанией: начав с поставки средств связи, затем перешли к их собственному производству. Наш торговый дом «Биосфера» был задуман как компания по внедрению биотехнологий в сельское хозяйство. Но я быстро понял, что вводить их с ровного места в рамках одного сельхозпредприятия бесполезно, нужно менять технологический уклад на уровне всей отрасли. Начал искать единомышленников. С Заляльдиновым и его компанией «Вита-Пром» мы пересеклись изначально не в бизнес-интересах, а в общей точке зрения на подходы к изменению ситуации, так как «Вита-Пром» занимается не просто предоставлением ритуальных услуг, но и формирует устойчивый фундамент под преобразование всей отрасли.

— Как изменилось ваше мировоззрение после того, как вы вошли в проект компании «Вита-Пром»?

— Появилось философское осознание закономерностей жизни, ее начала и конца. Я стал ценить моменты даже в повседневной суете и всегда нахожу время для главного — детей, семьи. А в бизнесе мне близок принцип Марка Аврелия: «Делай, что должен, и свершится, чему суждено».

— То есть введение «Похоронного Сертификата» свершится?

— Внедрение «Похоронного Сертификата» в оборот — это важная часть нашей работы, но не единственная цель. Первая цель, которую мы перед собой ставим, — это снизить цены на рынке ритуальных услуг, сделать услугу доступной и качественной. Сегодня в Екатеринбурге, например, уровень полного комплекса по сертификату на треть ниже среднерыночного предложения. Вдобавок мы внедряем в отрасль новый уровень стандарта обслуживания клиента, переходим от архаичного подхода к похоронам к современному, технологически обусловленному, единому комплексу, работающему в режиме «одного окна», к сервису, который прост, понятен и открыт. Рынок ритуальных услуг оставался без инноваций очень долго. Так что работы непочатый край. И во главу работы мы ставим качество! Уровень качества предоставления услуг из нашей отрасли постепенно начнем проецировать на качество услуг смежных отраслей, закладывая тенденцию к их повышению, что в конечном итоге выльется в общие качественные преобразования. Свои средства планируем вкладывать именно в качество здоровья и жизни человека, окружающей инфраструктуры.

По вопросам сотрудничества и приобретению франшизы можно обратиться по адресу:

  • Единый федеральный номер 8-800-20-15-200
  • +7 (843) 203-27-70
  • info@vita-prom.ru
  • Сайт: похоронный-сертификат.рф