«Я очень рада, что ЕСПЧ признал нарушение моих прав», — призналась координатор казанского штаба Навального Эльвира Дмитриева. Сегодня она одной из первых отсудила у России через Европейский суд 15 тыс. евро, доказав, что власти незаконно преследовали ее после митинга «Он вам не Димон» в марте 2017 года. Как распорядится активистка компенсацией и сколько еще сторонников Навального ждут своего решения в ЕСПЧ — в материале «БИЗНЕС Online».
Координатора штаба Навального в Казани Эльвиру Дмитриеву задержали весной 2017 года после организованной в Казани акции «Он вам не Димон», проходившей тогда почти во всех крупных городах России
«ДЕЛО ЭЛЬВИРЫ ДМИТРИЕВОЙ ПРОТИВ РОССИИ»
Координатора штаба Навального в Казани Эльвиру Дмитриеву задержали весной 2017 года после организованной в Казани акции «Он вам не Димон», проходившей тогда почти во всех крупных городах России. Напомним, Алексей Навальный опубликовал у себя на YouTube-канале одноименный документальный фильм, осуждающий премьер-министра Дмитрия Медведева, и призвал своих сторонников 26 марта выйти на митинг, причем вне зависимости от того, разрешат ли его власти. Мэрия Казани тоже в согласовании акции отказала, однако это решение было успешно оспорено в Вахитовском районном суде. Тем не менее за день до мероприятия на Дмитриеву составили протокол за призывы к участию в несогласованном митинге в соцсетях. В итоге акция все равно состоялось. Но после ее завершения женщину задержала полиция, составив два протокола — за проведение мероприятия и за невыполнение требований полицейских. В дальнейшем тот же Вахитовский райсуд осудил ее и оштрафовал за призывы к участию в митинге на 10 тыс. рублей, за невыполнение требований полиции — на тысячу рублей, а за проведение митинга — на 20 часов обязательных работ. Всего в акциях «Он вам не Димон» в 97 городах страны приняли участие, по разным оценкам, от 32 до 93 тыс. человек. Из них были задержаны и осуждены за административные правонарушения по меньшей мере 1,8 тыс. человек, так что случай казанской активистки не исключение.
В беседе с «БИЗНЕС Online» координатор казанского штаба Навального рассказала, что назначенные ей судом 20 часов обязательных работ она трудилась в организации, которая занимается уборкой улиц в Кировском районе Казани. «Я туда приходила, но работы особо не было. Они заставляли меня рвать траву вдоль забора. Приезжали сотрудники центра по борьбе с экстремизмом и снимали меня, а потом распространяли записи в казанских пабликах с таким текстом, что вот координатор [штаба Навального] траву рвет. Мне было смешно, потому что это же просто работа, тут нечего стыдиться. Потом я сама себе нашла работу. Увидела, что у рабочих были очень грязные шкафчики (у них руки в мазуте), и предложила их помыть», — отметила Дмитриева.
Но где-то в глубине души глава казанского штаба Навального с таким наказанием не согласилась и стала искать правды в судах. Не найдя желаемого отклика в российской судебной системе, активистка отправилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Помогать ей стали адвокат правозащитной ассоциации «Агора», сотрудничающая с проектом «Апология протеста», Ирина Хрунова и московский юрист Константин Терехов. В своей жалобе в ЕСПЧ Дмитриева указала на нарушение ее права на свободу выражения мнений и собраний, отсутствие эффективных средств защиты этого права и, разумеется, жаловалась на незаконный арест.
Как следует из материалов суда, российскую сторону на процессе представлял Михаил Гальперин, уполномоченный при ЕСПЧ. Рассматривая жалобу активистки в частном порядке, европейские судьи встали на сторону Дмитриевой, попутно обвинив российские власти в нарушениях пяти статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод: о свободе собраний (ст. 11), о праве на свободу выражения мнений (ст. 10), на свободу передвижения (ст. 5), на справедливое судебное разбирательство (ст. 6) и на отсутствие эффективных средств защиты права на свободу мирных собраний (ст. 13). Согласно решению ЕСПЧ, Россия в течение трех месяцев должна выплатить Дмитриевой 12,5 тыс. евро в качестве компенсации за моральный вред, а также 2799 евро как материальный ущерб. Большая часть второй суммы пойдет на возмещение затрат услуг адвокатов Хруновой (1350 евро) и Терехова (1300 евро). Переводя на текущий курс, Россия обязана выплатить Дмитриевой почти 914 тыс. рублей.
Эльвира Дмитриева: «Я не сомневалась, что получу справедливое решение, потому что права мои были нарушены, как и тех людей, которые 26 марта 2017 года пришли на акцию»
«МЫ ПОЛУЧИМ ТАКУЮ ВОЛНУ КОМПЕНСАЦИЙ И ПРИЗНАНИЙ РЕШЕНИЙ НЕЗАКОННЫМИ…»
Сама Дмитриева в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказала, что очень довольна решением ЕСПЧ. «Я не сомневалась, что получу справедливое решение, потому что права мои были нарушены, как и тех людей, которые 26 марта 2017 года пришли на акцию, — сказала она. — Два года (в течение которых было вынесено решение ЕСПЧ — прим. ред.) — очень короткий срок, я думала, что это займет около четырех лет».
Что примечательно, дело казанской активистки было рассмотрено первым в череде дел, которые были направлены в ЕСПЧ после антикоррупционных митингов 26 марта 2017 года, прошедших в ряде городов страны. Дмитриева говорит, что две ее жалобы в Европейский суд по правам человека рассматривались отдельно, поскольку она являлась организатором акции и, помимо всего прочего, было нарушено ее право на возможность проводить мероприятие. По словам координатора штаба Навального, из Татарстана в ЕСПЧ коммуницированы еще две коллективные жалобы — от участников митинга в Казани и Набережных Челнах, на которых были составлены протоколы и которые были задержаны после акции. Вероятно, решение по ним также будет принято в ближайшее время.
«Думаю, что в дальнейшем все дела пойдут достаточно быстро. Надеюсь, что мое решение этот процесс ускорит. Поскольку мое дело первое, другие дела будут рассматриваться уже на основании моего. А поскольку таких дел по России было очень много, думаю, что мы получим такую волну компенсаций, что это как-то будут учитывать судьи в дальнейшем, — рассуждает Дмитриева, — Если решение судьи опроверг ЕСПЧ, наверное, для судьи это не очень приятно. Ведь они же ездят в Европу, общаются со своими европейскими коллегами, наверное, им не хочется выставлять себя непрофессионалами».
Также прецедент может вразумить и муниципальные власти: зачастую если те и предоставляют площадки для проведения митингов, то они оказываются значительно хуже запрашиваемых активистами. «Мы получали совершенно издевательские ответы на наши заявки по митингам», — напомнила Дмитриева.
Активистка говорит, что пока не узнавала, каков механизм получения средств, и не задумалась над тем, как потратит кругленькую сумму. «Меня пока сам факт радует. Я довольно-таки скромно живу и не думаю, что это (полученные деньги — прим. ред.) как-то повлияет на мой образ жизни. Часть денег я планирую перечислить в ФБК, — говорит Дмитриева и добавляет. — То, что я делала, — организовывала, ходила на митинг... я бы это и без компенсации делала. Хотя я, конечно, очень рада, что ЕСПЧ признал нарушение моих прав».
По словам адвоката Дмитриевой, Ирины Хруновой, другие участники акции также обжаловали противоправные действия властей. В ЕСПЧ поступило около 10–20 заявлений от активистов данного мероприятия
«ЕСЛИ МЫ ОБРАЩАЕМСЯ В СУД, ЗНАЧИТ, ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВА»
Хрунова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заявила, что решение ЕСПЧ в отношении ее подзащитной не является прецедентным. «Эта ситуация с акцией Дмитриевой в Казани противоречила всем европейским стандартам, которые в отношении России вынесены Европейским судом, — пояснила адвокат. — Это, может быть, для Казани первый пример, но у нас уже есть решения Европейского суда, которые связаны с Алексеем Навальным, Гарри Каспаровым, Борисом Немцовым и другими. По этим делам ЕСПЧ уже определил стандарты, по которым должны проходить мирные акции граждан». Собеседница издания добавила, что в деле Дмитриевой все было достаточно очевидно. «Возможно, жалоба и была рассмотрена в такие короткие сроки потому, что там имелся целый набор нарушений» — уточнила Хрунова.
По ее словам, другие участники акции также обжаловали противоправные действия властей. Точное количество истцов адвокат назвать затруднилась, заметив, что в ЕСПЧ поступило около 10–20 заявлений от активистов данного мероприятия. «Жалобы давно поданы, им присвоены номера, они будут рассмотрены, — подчеркнула она. — У всех там разный набор нарушений. Кого-то задерживали, а кого-то нет, кого-то доставили в полицию, а кого-то нет, кого-то арестовали, а для кого-то все ограничилось штрафом». Перспективы рассмотрения жалоб адвокат оценила как «хорошие»: «Если мы обращаемся в суд, значит, есть перспектива».
По описанию Хруновой, механизм получения выплат по решению ЕСПЧ прост. «Это элементарная процедура. После того как решение вступает в законную силу, в течение трех месяцев деньги будут выплачены из бюджета РФ», — заключила адвокат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 187
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.