На фоне снижения доходов растут долги россиян: в среднем на каждого — по 100 тыс. рублей кредитов, били тревогу на медиафоруме ассоциации компаний розничной торговли. Ретейл констатирует нарастание «желтой угрозы» и прогнозирует развитие IT-платформ. О том, почему Дмитрий Медведев ускоряет принятие закона о нестационарной торговле и в чем, по мнению минпромторга, главная задача крупных сетей, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Тенденции на рынке ретейла обсуждали на III медиафоруме ассоциации компаний розничной торговли
«ЖЕЛТАЯ УГРОЗА»: китайские IT-тигры врываются в десятку крупнейших рЕтейлеров РФ
Тенденции на рынке ретейла обсуждали на III медиафоруме ассоциации компаний розничной торговли. Текущее состояние рынка описал гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: розничная торговля оказалась в непростой ситуации.
«Еще пару лет назад все было четко и понятно: существовали производители, владельцы брендов, торговые сети и потребители — такая прямая линейка. Сейчас она далеко не прямая. Каждый производитель и владелец бренда хочет выйти на потребителя напрямую, дотянуться до него сам — как онлайн, так и через службы доставки. При этом мы понимаем, что на российском рынке мы не одиноки. И те же китайские компании — в первую очередь AliExpress, Alibaba Group — очень плотно смотрят на наш рынок», — обозначил он один из основных вызовов. По словам Бурмистрова, только в прошлом году оборот AliExpress в России составил порядка 220 млрд рублей. По прогнозам на 2019-й эта цифра должна вырасти до 300 миллиардов. «Фактически это означает, что если бы мы формировали рейтинг крупнейших ретейлеров России, то AliExpress вошел бы в десятку», — пояснил он. В самом деле: по выручке-2018 китайцы уже обогнали сеть Metro Group (199 млрд рублей). И следующий шаг — сеть «Дикси» с оборотом под 300 млрд, которая находится на 6-м месте в десятке крупнейших ретейлеров России.
Говоря о динамике оборота розничной торговли, Бурмистров дал понять, что ситуация здесь обстоит двояко. С одной стороны, оборот розничной торговли уже 2 года находится в положительной зоне. С другой — гигантский провал 2015–2016 годов еще не преодолели. Выйти на показатели, которые были в докризисном 2014-м, при сохранении нынешних темпов продаж удастся в лучшем случае лет через пять. То есть процесс восстановления рынка займет 10 лет!
«Все объясняется просто: к сожалению, наш потребитель чувствует себя не очень хорошо. Пять лет реальные доходы населения не растут, а в первом квартале 2019-го они опять драматически снизились. В этом плане мы, похоже, выходим на 6-й год стагнации», — спрогнозировал гендиректор компании «Infoline-Аналитика».
Парадокс, но меньше тратить россияне не стали — директор по стратегии компании «Лента» Дмитрий Богод заметил, что сумма, которую население тратит на покупку продуктов, за последние годы увеличилась на 20–30%. Рост оборота произошел в основном благодаря закредитованности населения. В прошедшем году россияне очень серьезно увеличили объем своего кредитного портфеля, объяснил Бурмистров. «Естественно, что эта история не бесконечная. Уже сейчас на каждого жителя России приходится в среднем 100 тысяч рублей кредитов. Если пересчитать без грудных младенцев и тех, у кого этих кредитов нет, то есть только работающее и потенциально занятое население, на самом деле там сумма 250 тысяч и выше», — констатировал он. Все это не может не отражаться на рынке: население ищет скидки. Покупатель идет к тем, кто их дает. В данном вопросе преимущество, конечно, у федеральных сетей. «При этом с финансовыми сложностями сталкиваются ретейлеры региональные, достаточно крупные, заметные для своих регионов», — добавил гендиректор компании «Infoline-Аналитика».
Впрочем, и крупнякам не всегда легко. В условиях конкуренции происходит достаточно агрессивная консолидация — только за последний год свои бизнесы объединили «Дикси» и «Красное & Белое», «М.Видео» и «Эльдорадо». За слияние с «Лентой» совсем недавно боролся «Магнит», в начале апреля направивший владельцам предложение о покупке 100% компании почти за $1,8 миллиарда. Как отмечает Бурмистров, сделка, скорее всего, не состоится, но в целом тенденцию отражает хорошо. Лидеры будут укрупняться и искать новые рычаги влияния на потребителей — от персональных промоакций до развития портфелей собственных торговых марок.
Наибольшие перспективы, по словам гендиректора компании «Infoline-Аналитика», лежат в плоскости удаленных покупок и доставки продуктов на дом — эти услуги начинают предоставлять все больше сетей. «И здесь у нас есть огромный потенциал, потому что сейчас онлайн-коммерция на рынке товаров повседневного спроса находится в зачаточном состоянии, а на рынке питания — тем более», — констатировал эксперт.
«ГДЕ-ТО ЧТО-ТО СГОРЕЛО — СЛЕДОМ СРАЗУ ВОЛНА НОРМОТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
В продолжение выступления Бурмистрова директор департамента развития внутренней торговли минпромторга РФ Никита Кузнецов рассказал о мерах поддержки, которые государство готовит в помощь российскому ретейлу. Выступление его отличалось какой-то даже либеральной направленностью: спикер, в частности, заявил о возможности отменить санитарные правила для общепита. По его словам, количество норм и запретов в этой сфере уже превосходит все возможные логические пределы.
«Где-то что-то сгорело, кто-то отравился — следом сразу же следует волна нормотворческой работы со стороны госаппарата. И это количество норм постоянно увеличивается и растет в геометрической прогрессии. Недаром уже высшее руководство страны прямо заявило о том, что необходимо включить „регуляторную гильотину“, иначе ничего не сделаешь. Мы с этим полностью согласны», — заметил он. Напомним, в начале года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во всеуслышание объявил о разработке правительством «дорожной карты» по реализации механизма этой самой «гильотины». «Речь идет о том, чтобы весь объем прежних и зачастую очень консервативных нормативных актов, которые действуют в сфере регулирования, просто именно отрезать. Поскольку такая идея возникла, появился и термин „гильотина“. Мы сейчас „дорожную карту“ разработали по поводу того, как к этому двигаться», — объяснял тогда премьер.
В продолжение высказывания главы правительства Кузнецов заметил, что точечные усилия нужного эффекта не дадут. «Надо просто отменять, а потом обсуждать, что принимать взамен», — предложил он.
Причем речь идет не только о санитарных нормах, но и о технических. «Сейчас последние регулируют процесс. Как готовить еду в ресторане, на какой сковородке жарить, какой тряпкой вытирать стол. А обязаны быть требования к результату: не должно быть бактерий сверх такого-то уровня и так далее. Как это достигается — люди сами решают», — объяснил чиновник. Все это помогло бы уменьшить административное давление на бизнес, стимулировать его развитие, считает Кузнецов.
Главной задачей крупных ретейлеров Кузнецов назвал децентрализацию закупок сетей
«ЧЕМ РЫНОК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА? ЗАЧЕМ ЕГО ТАК СТРАШНО РЕГУЛИРОВАТЬ?»
Федеральный минпромторг сейчас трудится над новым прочтением законов о рынках. Действующий закон о рынках предполагается отменить вообще, а суть прописанных там норм перенести в федеральный закон о торговле, при этом снизив требования до минимума.
«Чем рынок отличается от торгового центра, зачем его так страшно регулировать?» — пояснил Кузнецов, отвечая на вопросы журналистов уже после основного выступления. По его словам, главным требованием в рамках закона останется прохождение ветеринарно-санитарного контроля. «Если ты продаешь на рынке продукцию животного или растительного происхождения — не фасованную, не фабричную, должен быть контроль, обязана находиться ветеринарная лаборатория. Вот, по сути, единственное требование», — объяснил он.
Необходимость внесения поправок чиновник объяснил тем, что ни один формат торговли в России сегодня не является настолько зарегулированным. Именно розничные рынки почему-то оказались достойны драконовских мер! Напомним, что рыночная розница стала столь страшна для государства, что рынки по большей части выдавили из городов-миллионников. Именно на волне этого процесса рядом с Казанью и возникла «Новая Тура»…
«Сети плачут, что сильно зарегулированы. Если бы они посмотрели, как зарегулированы розничные рынки, думаю, перекрестились бы с облегчением! Нам нужно приравнять рынки к другим форматам торговли. И тогда пойдет, мы считаем, волнообразный рост развития рынков», — отмечает директор департамента. А это, по логике министерства, должно способствовать созданию дополнительных каналов сбыта для мелких производителей и снятию излишней нагрузки, в том числе политической, с торговых сетей.
Главной же задачей крупных ретейлеров Кузнецов назвал децентрализацию закупок сетей. «Сейчас у крупнейших сетей все очень централизованно: закупки либо через центральный офис, либо через дивизион, а это огромное количество магазинов, считается сотнями. Соответственно, создает очень большие трудности. За границей вы можете в деревенском магазине, в гипермаркете каком-нибудь купить товар специфический, производства этой самой деревни. Он там лежит на полке, значит, магазин сам его закупает. Вот если сетям удастся децентрализовать свою деятельность, у нас исчезнет проблема взаимодействия поставщиков и производителей в том накале, в котором она существует сегодня», — объяснил он. Представитель «Ленты» в ответ заметил, что этот механизм правильнее назвать локализацией, но в целом согласился, что будущее в том числе и за ним.
В завершение чиновник напомнил о разработанном минпромторгом и внесенном в Госдуму законопроекте о развитии нестационарной и мобильной торговли, который тоже будет способствовать развитию малых форматов. В Татарстане его пока что встретили без восторга и уже предложили ряд поправок, которые в законопроекте стоит отразить. По словам Кузнецова, он уже готовится к первому чтению. Причем Медведев поручил ускорить процесс — вероятнее всего, документ вынесут на сессию уже после майских праздников.
Директор департамента отдельно рассказал, для чего понадобился закон о нестационарной торговле, в чем плюсы документа для бизнеса и почему его надо принимать как можно скорее. Подробности читайте на «БИЗНЕС Оnline».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.