Нет разницы между хулиганствующими футболистами, ворующими режиссерами и чиновниками, оскорбляющими граждан, отмечает Петр Акопов. Это явления одного порядка. Это уверенность в том, что кому-то закон не писан. Приговор Кокорину и Мамаеву — ясный сигнал, что отныне закон един для всех. Приговор «может привести в чувство всех тех, кто в самых разных формах проявляет «неуважение к обществу», если, конечно, они смогут и захотят понять смысл происходящего». А если не захотят — их ждет скамья подсудимых.
«ВСЕМ СЕГМЕНТАМ ЭЛИТЫ ДАЮТ ПОНЯТЬ, ЧТО ЗАКОН ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ»
Приговор Александру Кокорину и Павлу Мамаеву стал вехой не столько в истории российского правосудия. Знаменитые футболисты являются важной частью национальной элиты. Обвинительный приговор полностью отвечает общественным настроениям, требующим большей справедливости для всех и каждого, но одновременно выявляет и узкие места нашего правосудия.
Подробности похождений футболистов Кокорина и Мамаева 8 октября прошлого года уже хорошо известны всей стране — гуляли всю ночь с друзьями, потом избили водителя, ударили в кафе стулом подвернувшегося под руку чиновника. Все это время друзья-подельники провели в СИЗО. И вот сегодня, спустя семь месяцев после произошедшего, суд вынес им приговор — по статьям 213-й «Хулиганство» и 115-й «Нанесение легкого вреда здоровью».
Кокорин получил один год и шесть месяцев, а Мамаев — один год и пять месяцев (столько же получил и брат Кокорина Кирилл, и еще один участник хулиганки Александр Протасовицкий). Отбывать срок они будут в колонии общего режима. Но учитывая, что оба отсидели уже больше трети срока, а время пребывания в СИЗО засчитывается им с коэффициентом 1,5, то в худшем случае они выйдут к концу года, а в случае смягчения приговора (крайне маловероятного) или УДО (гораздо более реального) могут вернуться домой уже к концу лета.
И хотя Кокорин стал в СИЗО чемпионом России (благодаря досрочной победе «Зенита» в чемпионате), его дальнейшая карьера, и уж тем более карьера более старшего по возрасту Мамаева, под очень большим вопросом. Будет почти чудом, если им не просто удастся восстановить форму и дух, но и доверие серьезных клубов и зрителей. Хотя мало кто сейчас желает им плохого — свое они уже получили. И в этом приговоре содержится важный урок не только для них, но и для всего общества.
Неслучайно судья в приговоре упомянула «желание обвиняемых противопоставить себя обществу» и «публичную демонстрацию неуважения». Это не только характеристика поведения загулявших друзей, но и то, как немалая часть нашей элиты относится к обществу, то есть к обычным людям вообще. Нет, конечно, чиновники или олигархи, как правило, не бьют стульями по голове сделавших им замечание людей — но так у каждого своя специализация.
Кто-то говорит такое, что воспринимается людьми как оскорбление. Кто-то ворует. Кто-то назначает себе зарплату, на пару порядков превышающую выплаты подчиненным. Кто-то нагло задирает цены, пользуясь своим положением монополиста.
Объединяет все это не только высокомерие, но и ощущение собственной безнаказанности.
Нигде в мире нет абсолютной справедливости и равенства всех перед законом — но нам важно то, что происходит у нас в России. После краха социалистической модели у нас стало складываться не просто классовое общество, а общество, откровенно разделенное на верхи и низы. На тех, кому закон (что моральный, что уголовный) не писан, и тех, кто в случае чего получит по полной.
Сейчас мы видим настойчивые пытки изменить эту модель, начался процесс национализации элиты, то есть не просто обновление ее, но и принуждение к соблюдению правил и законов. В этом смысле между арестами бывших министров и олигархов, судебным процессом против Серебренникова или делом Кокорина — Мамаева нет никакой разницы. Всем сегментам элиты дают понять, что закон един для всех, что никаких поблажек не будет, что за сделанное придется отвечать. Да, мы еще в начале пути — но именно поэтому такие дела так важны и показательны.
«ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»
Конечно, дело Кокорина — Мамаева стало образцово-показательным — и в этом, естественно, есть и свои плюсы, и минусы. Плюсы понятны — общество увидело, что богатые и знаменитые не могут уйти от ответственности. Заключение под арест и жесткий приговор были в этом смысле абсолютно закономерны и правильны. Да, Кокорин и Мамаев получили по полной в том числе и для того, чтобы это стало «другим наукой», но тут им некого винить кроме самих себя.
А вот самому обществу и власти стоит задуматься и над другими уроками дела Кокорина — Мамаева. Главный из которых — чрезвычайно долгое следствие. Почему обвиняемые семь месяцев ждали приговора — в деле, в котором и расследовать-то особо нечего, почти все зафиксировано камерами наблюдения, есть все показания и признания? Подобная затяжка имеет сразу несколько вредных последствий.
Во-первых, непонятно, почему люди должны сидеть под следствием месяцами. Дело не только в правах человека. Если такое происходит со знаменитыми футболистами, то чему удивляться, когда незнаменитые подследственные проводят в СИЗО год-два, а то и больше. Сколько раз говорилось о необходимости сокращать сроки нахождения под следствием — и хотя подвижки есть, но они явно недостаточны. Что и показало дело Кокорина — Мамаева, и в этом тоже его большая польза.
Во-вторых, важна не форма, а суть — людям было важно увидеть, что нарушившие закон отвечают перед ним. То есть в деле Кокорина — Мамаева был важен не конкретный приговор даже и уж тем более не сроки их пребывания в СИЗО — важен сам факт наказания и его оперативность. То есть, если бы уже в январе они получили приговор даже в виде шести месяцев заключения, то это бы было воспринято обществом с куда большим удовлетворением, чем полтора года сейчас.
Потому что за семь месяцев ожидания приговора настроения стали меняться — одни поверили в то, что это заказное дело, другие стали объяснять всё личностью одного из потерпевших (чиновника из аппарата правительства), а многие и просто начали жалеть «погулявших пацанов». Эффект справедливости стал размываться и утрачиваться, а вместо него полезли прямо противоположные чувства, в том числе уже и к власти, которая якобы «несправедлива с ребятами». Вот к чему приводит «медленное правосудие».
Но при всем этом, значение дела Кокорина — Мамаева действительно велико. Оно может привести в чувство не только самих футболистов, но и всех тех, кто в самых разных формах проявляет «неуважение к обществу». Может — если, конечно, они смогут и захотят понять смысл происходящего. А если нет — то потом им не стоит удивляться и расстраиваться, как Кокорину и Мамаеву в зале суда.
Петр Акопов
«ВЗГЛЯД», 08.05.2019
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.