В 1989 году на несколько дней Челны стали ареной борьбы милиционеров и чеченского бандита Супьяна Хамзатова. В детективной истории смешалось все: становление группировок, кража «КАМАЗов», общегородская облава и кровная месть. Участники и очевидцы тех событий рассказали «БИЗНЕС Online» об этих уже полузабытых событиях.
Хамзатова задержали. Но это оказалось лишь началом истории. Хамза заявил Новикову, что рано или поздно сбежит и первым, к кому он придет, будет задержавший его милиционер
Где спрятаться после убийства тещи? В Челнах
6 марта 1989 года из уголовного розыска в Набережные Челны поступило сообщение о том, что в город прибыл известный в то время в городе бандитский авторитет — 33-летний Супьян Алик Хамза Хамзатов. В то время он находился во всесоюзном розыске за совершение дерзких и особо опасных преступлений. Так, например, на родине, в Чечне, его обвиняли в убийстве тещи. Чтобы избежать кровной мести со стороны родственников, он подался в бега. Жил в Москве, Ленинграде, Киеве.
В Челнах у него появилась сожительница и родился сын. Их он время от времени и навещал. Сам Хамзатов был под два метра ростом, и поговаривали, что в свое время он был мастером спорта и даже чемпионом СССР по боксу — впрочем, подтверждений этому «БИЗНЕС Online» найти не смог.
Тем не менее, согласно ряду источников, Хамзатов в Челнах имел огромный авторитет в преступной среде и был гораздо опаснее обычной шпаны. Еще несколькими годами ранее он стал «прессовать» кооператоров — первых советских предпринимателей, которых вывозил за город и под угрозой убийства вымогал у них деньги. Согласно другим источникам, банда Хамзатова поначалу специализировалась на рэкете карточных шулеров. Кроме того, Хамза занимался и вооруженными налетами, которые для СССР были редкостью. Не исключено, что именно он стал вдохновителем и образцом для подражания для «Двадцатьдевятников», которые заявили о себе спустя пару лет.
Захват заложников и штурм квартиры
После появления информации о приезде Хамзатова, в Челнах были созданы специальные милицейские мобильные группы, которые занялись его поиском. Одна из таких групп нашла его возле дома 2/01 в новой части города, но задержать его милиционеры тогда не смогли. Преступник, угрожая пистолетом и гранатой, скрылся. Однако уже на следующий день он был обнаружен в одной из квартир на первом этаже дома 51/01. Руководить группой захвата из 8 человек выпало командиру батальона специального назначения Николаю Новикову. Хотя по существовавшим тогда правилам возглавить операцию должен был начальник УВД или его зам, связаться с ними дежурному не удалось. Прибыв на место, оперативник, который выслеживал Хамзатова, рассказал, что в квартире помимо преступника могут быть и заложники — женщина и ребенок.
Анвар Маликов демонстрирует бронежилет Курбатова
«Мы развернули свою группу, — вспоминает Новиков. — Через дорогу поставили снайпера. Я в составе группы пошел на задержание. Зашли в подъезд, стали разговаривать через дверь с Хамзатовым. Действительно, из квартиры раздавался и детский плач, и голос женщины. Так что со штурмом решили повременить».
У спецназовцев не было точной информации о вооружении Хамзатова. Хотя, как выяснилось позже, у него был серьезный арсенал по тем временам. Неизвестно, где и как, но Хамза помимо пистолета ТТ, свыше 150 патронов к нему и двух гранат, сумел раздобыть бронежилет ЖЗТ-71М, способный защищать от пуль. Челнинские милиционеры похвастаться таким средством защиты тогда не могли.
«Нам пришлось разговаривать с Хамзатовым, — продолжает Новиков. — Долго-долго шла беседа. Сама операция длилась два часа. Но в итоге мы вынудили его выйти на лестничный марш. Я с группой был внизу, а еще одного бойца, Петра Курбатова, поставил наверху с автоматом. Когда Хамзатов вышел, он сразу пошел в сторону Курбатова, одновременно стреляя в нас. Попал в ступеньки, полетела бетонная крошка. Следующими выстрелами он уже попал в Курбатова. Одна пуля пошла по касательной от бронежилета, а вторая попала ему в руку. После Хамзатов решил вернуться в квартиру. Когда он в нее забегал, я выстрелил ему в спину. Но он как ни в чем не бывало убежал и закрыл дверь».
По словам Новикова, в то время он отлично стрелял — как-никак подготовка спецназовца. Тем более что его отряд ранее проходил усиленную стажировку в легендарной «Альфе». Так что непробиваемый Хамзатов тогда сильно удивил командира спецназовцев. Позже выяснится, что Новиков тогда все-таки попал, но преступника спас бронежилет. На Хамзатове найдут лишь пару гематом.
Пока на лестничной клетке шла перестрелка, женщина с ребенком выбрались из окна квартиры. Раненого бойца вывели на улицу, а его место занял Новиков. Снова начались переговоры. «Я ему кричу уже нечеловеческим голосом: „Выходи, Хамзатов!“ — рассказывает Новиков. — А он мне в ответ: „Ты кто такой?“ Мне пришлось полностью представиться. Он замолчал. Я говорю, что буду применять оружие. Он в ответ заявил, что ранен, но выходить отказался. Я выстрелом из автомата выбиваю замок и даю очередь в квартиру, в одну из стен. Бетонная крошка полетела в Хамзатова, который был в укрытии. В итоге он вышел. Я ему говорю: „Пистолет и гранаты на пол!“ — а сам думаю, что за моей спиной детский сад. И если он кинет… Не успеешь, говорю, шевельнешься — сразу застрелю».
Хамзатова задержали. Но это оказалось лишь началом истории. Позже Новикова вызывали на следствие, где он пересекся с Хамзой. Тот ему заявил, что рано или поздно сбежит и первым, к кому он придет, будет задержавший его милиционер. «Через некоторое время утром мне звонит дежурный: „Хамзатов сбежал, — делится Новиков. — Я жене и детям сказал собираться в деревню. Но жена говорит, что никуда не поедет“. Так они и остались дома».
Хамза, помимо пистолета ТТ, свыше 150 патронов к нему и двух гранат, сумел раздобыть бронежилет ЖЗТ-71М, способный защищать от пуль. Челнинские милиционеры похвастаться таким средством защиты тогда не могли
Побег из УВД и похитители «КАМАЗов»
Обстоятельства побега Хамзатова выглядят довольно подозрительно, считает известный татарстанский журналист Анвар Маликов, бывший в то время пресс-секретарем МВД Татарстана и хорошо знакомый с этим делом. По его словам, чеченец оказался в одной камере с неким Анатолием Евсеевым, который был не менее интересным персонажем.
«…Некоторые молодежные группировки в Челнах занимались более серьезные делами, чем уличные драки, — рассказал Маликов „БИЗНЕС Online“ о событиях тех лет. — Они участвовали в кражах с КАМАЗа грузовиков с последующей продажей. Их крали банально: сотни готовых к отправке авто стояли на огромных площадках с символической охраной и оградой. Машины угоняли внаглую и сразу же продавали приезжим дельцам, которые без проблем перегоняли их в степи Казахстана, где советской власти никогда не было.
Милицией было доказано хищение нескольких десятков краж «КАМАЗов» (это только доказанных!), а руководители автогиганта об этом то ли не знали, то ли… Мне об этом стало известно потому, что пришлось участвовать в комплексной проверке КАМАЗа по линии борьбы с хищениями. Вскрылись вопиющие факты — не было элементарного учета готовой продукции.
Нескольких непосредственных исполнителей поймали. Почему я об этом рассказываю — самый опасный из них оказался в одной камере с нашим чеченцем. Да при интересных обстоятельствах. Охраняемый блок, где содержались арестованные по административным делам («пятнадцатисуточники»), вдруг закрыли на ремонт, а всех арестантов перевели в здание. Чеченцу стало известно, что его все-таки выдают на родину, и он организовал побег. Он заставил бежать остальных восьмерых сокамерников, чтобы никто не сообщил охране. Они просто выломали решетку на окне, выбрались во двор и беспрепятственно перелезли через забор. Что это было со стороны милиции — разгильдяйство или предательство?
Мне позвонили из УВД Челнов и попросили опубликовать в прессе ориентировки на розыск. Фотографии привезли на машине за 200 километров. Я на дежурном „УАЗике“ с мигалкой и сиреной помчался в телестудию, чтобы успеть к вечернему выпуску новостей. Но там меня настиг звонок из МВД — передали от имени руководства команду: ничего не сообщать, не надо, мол, народ пугать, да еще 9 бандюков по телевизору показывать — много чести. В итоге один сам явился, другого взяли дома, еще пятеро тоже не очень-то скрывались. А вот чеченец и похититель „КАМАЗов“ бесследно исчезли…»
Дальнейшая история Хамзатова полна многочисленных домыслов и неподтвержденных слухов. Новикова же (на фото) наградили орденом «За мужество», а раненого бойца Курбатова — орденом Красной Звезды
Облава и смерть в Чечне
В Челнах после этого началась, пожалуй, самая масштабная операция по отлову преступников за всю историю города. Спецназовцы Новикова вызвались дежурить возле его дома, но сам командир отряда им это делать запретил, о чем чуть было не пожалел уже через пару дней.
«Смотрю как-то: перед моим домом машина, а в ней трое кавказцев, — рассказывает Новиков. — Подхожу к ним. „Ты командир?“ — спрашивают меня. „Да“, — отвечаю. „Тот самый, который Хамзатова задержал?“ Говорю, а сам за пистолет хватаюсь».
Но до перестрелки дело не дошло. Приехавшие оказались «кровниками» Хамзатова — братьями бывшей жены, мать которых он убил в Чечне, за что те поклялись отомстить. «Кровники» поблагодарили Новикова и посоветовали ему не искать беглеца.
Дальнейшая история Супьяна Алика Хамзы Хамзатова полна многочисленных домыслов и неподтвержденных слухов. Известно, что ему удалось скрыться из Челнов. По некоторым данным, через несколько месяцев он объявился в Чечне, где примкнул к набиравшему в то время политическую силу Джохару Дудаеву. Позднее Хамзатов якобы стал одним из гвардейцев его личной охраны. Во время одного из ракетных обстрелов он был убит. По другим данным, он погиб от взрыва гранаты. Однако подтверждения этому редакция «БИЗНЕС Online» найти не смогла.
Новикова же наградили орденом «За мужество», а раненого бойца Курбатова — орденом Красной Звезды.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.