В казанской галерее современного искусства «БИЗON» открылась персональная выставка татарстанского художника Ленара Ахметова «Фантомы». Это первая серьезная экспозиция творчества Ахметова в Казани. В чем главная сложность техники нурани, кто такой Dueso Lenar и чем близок современному искусству татарский певец №1, разбиралась корреспондент «БИЗНЕС Online».
В казанской галерее современного искусства «БИЗON» открылась персональная выставка татарстанского художника Ленара Ахметова «Фантомы»
«Я ДАЖЕ НЕМНОГО ВОЛНОВАЛСЯ, ЧТО МНЕ НЕСВОЙСТВЕННО»
Художник Ленар Ахметов родился и живет в Набережных Челнах, но география его творческого существования гораздо обширнее. Он успел поработать в Москве, показать персональные выставки в Ижевске (который называет своим местом силы) и Уфе, однако в Казани его работы экспонируются не так часто. «Нет пророка в своем Отечестве», — вздыхает куратор выставки, искусствовед Светлана Кузнецова. Именно она предложила идею персональной выставки Ахметова казанской галерее современного искусства «БИЗON». «Это мой выбор, я считаю его удивительным художником — самобытным, с внутренней идеологией, — объясняет Кузнецова корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — В нем есть духовность, он очень мудр и не по годам открыт, искренность художника подкупает. Я познакомилась с его монументальной серией „Фантомы“ полтора года назад, когда он выставлял ее в Набережных Челнах, и уже тогда знала, что привезу ее в Казань».
Сам Ахметов признает на вернисаже — в «БИЗONе» у него первая серьезная выставка: «Были экспозиции в других пространствах, но все они стали дополнением к чему-то другому. А здесь я перебрал каждую работу, продумал систему подвески и даже немного волновался, что в принципе мне несвойственно, когда делаю выставку». Важность момента заметил и учитель Ахметова, народный художник РТ Мадьяр Хазиев: «Мы очень рады, что в Казани растет количество галерей, а „БИЗON“ — удивительное явление».
В Казань приехали не только «Фантомы» (серия винтажной графики), но и другие направления творчества Ахметова
Однако в столицу РТ приехали не только «Фантомы» (серия винтажной графики), но и другие направления творчества Ахметова: работы в технике нурани «Инкрустация сознания», поп-арт коллажи «Субкультурная валюта», линейная графика на тарелках, скульптуры из дерева и олова и полиптих «Навруз», выполненный с помощью фрезерного станка. «Хочется максимально разнообразно проявить художника, и чтобы в то же время у экспозиции была единая концепция, — продолжает Кузнецова. — Линейная графика — основание творчества Ленара, его сердце, то, с чего он начинал. Поэтому мы расположили эти работы в центре зала. После яркой и экспрессивной „Субкультурной валюты“ у художника наступило затишье. Он взял черный листочек и начал, как в первом классе, прописывать линии, которые показали внутреннюю идейность. Благодаря им Ахметов вспомнил, с чего начинал. Графичность мысли, лабиринты его идей и сознания одновременно и сложны, и очень понятны».
Скульптур в экспозиции всего две — оловянный «Зов» и вырезанная из корыта «Степная Мадонна», но их выразительность отметила как Кузнецова, так и искусствовед Дина Ахметова. «Ленар — человек пассионарного типа. Это идеальный вариант экспозиционера. Он может из любого материала сделать объект искусства, на который посмотришь и удивишься, насколько он образен. Для меня стало откровением — как можно из корыта сделать мать с ребенком? При этом не просто мать с ребенком, а их взаимодействие, причем совершенно минимальными средствами», — искренне восхитилась она.
«Хорошая композиция всегда многоуровневая, — считает Кузнецова. — Мы показали живопись, наслоение графики, но также нужны объемы, заполнение пространства. У Ленара это замечательно получается, вот, например, деревянная Мадонна. Она очень тонко продумана — к корыту можно отнестись как к чему-то низкому, а ведь это женское начало, природная сущность. Все зависит от того, насколько ты по-доброму, искренне переосмыслишь данные идеи».
Скульптур в экспозиции всего две — оловянный «Зов» и вырезанная из корыта «Степная Мадонна», но их выразительность отметила как Кузнецова, так и искусствовед Дина Ахметова
«ГРАФИКА АХМЕТОВА УНИКАЛЬНА, С НЕЙ ХОРОШО ЖИТЬ ВМЕСТЕ»
У входа в галерею расположились работы на стекле из серии «Инкрустация сознания», которые приковывают внимание своей необычностью. Техника нурани предполагает рисунок на обратной стороне стекла, который подсвечивается фольгированным металлом. Так создавались татарские шамаили, но теперь эта технология уходит в плоскость светского искусства. «Возможности техники бесконечны, можно много экспериментировать, и одновременно это чисто татарская тема. Это может быть саянская фольга, голографические принты — просто нужно найти свой материал и способ работы с ним», — считает художник. «Название „Инкрустация сознания“ — мое личное изобретение, которое очень понравилось Ленару, — отмечает куратор выставки. — Это некие кусочки его сознания, которые складываются, инкрустируются, и их восприятие меняется под разными углами. Его искусство как калейдоскоп: посмотришь чуть-чуть под другим углом — и появляются совершенно иные ощущения».
С калейдоскопом сравнивает работы Ахметова и его коллега, художница Арина Кузнецова. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она отмечает, что создавать работы на стекле — титанический труд: «На стекле очень трудно работать — сначала тушью делаются контуры с его обратной стороны, потом они заливаются краской, добавляется фольга, и все это заклеивается. Такая работа делается не один день, на нее уходит много времени».
Но затраченные ресурсы с лихвой восполняются — по словам Кузнецовой, картины у Ахметова получаются такие, с которыми комфортно жить. «Его графика уникальна, с ней хорошо жить вместе. У меня дома есть несколько работ художника. Они не надоедают, не перетягивают на себя внимание. Вроде бы есть яркий акцент, но ты не ощущаешь картину мертвым грузом. Часто мы вешаем какие-то пейзажи, натюрморты и со временем ощущаем, что от них веет стариной, они кажутся лишними, начинают напрягать, вызывать непонятные ассоциации. А картины Ленара выполнены в спокойных тонах, содержат один яркий акцент и добавляют гармонии в интерьер, вкусности, ты не чувствуешь перенасыщения, как от ярких импрессионистских работ. Их очень тяжело повесить в бытовой интерьер или офис, а работы Ахметова более гармоничны», — уверена его коллега.
Одна из работ на стекле немного отличается от других — три девушки сидят на стульях, у одной завязаны глаза. «Вечерняя игра» открывает новую для Ахметова серию «Гарем»
Одна из работ на стекле немного отличается от других — три девушки сидят на стульях, у одной завязаны глаза. «Вечерняя игра» открывает новую для Ахметова серию «Гарем» — это изображение обнаженного женского тела, украшенного орнаментами. «Я бы хотел сделать чисто национальный контекст, чтобы тело читалось сквозь орнамент и наоборот. Я ставлю себе задачу выполнить это без пошлости, не уходить в порнографию, а сделать акцент на эстетике. Глаз начинает гулять по орнаментам, а, когда ты понимаешь, что там еще и тело спрятано, подобное особенно привлекает», — говорил художник. Работа действительно получилась абсолютно не пошлой: женские контуры лишены излишней физиологичности, они воспринимаются как продолжение орнамента, а он — как продолжение тела.
Специально для выставки серия пополнилась еще одним экспонатом — на долларе засияло в улыбке лицо Салавата Фатхетдинова
«БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ, НАШ, ТАТАРСКИЙ»
Другая серия картин — «Субкультурная валюта». Похожая на яркие поп-арт работы, она изображает различных музыкантов на импровизированной валюте. В интервью «БИЗНЕС Online» Ахметов рассказывал об истории создания этих картин: «Музыка для меня все, она формирует необходимую атмосферу для творчества и в какой-то степени делает меня причастным к мировой культуре. Живя в Татарстане, я без проблем могу слушать Элвиса Пресли, Курта Кобейна, Боба Марли, поэтому у меня появилась идея создания „Субкультурной валюты“ как общемировой ценности в культурном контексте — на мой взгляд, наибольшей ценностью является именно культурный продукт. Продукт — потому что мы вкладываем в него деньги, покупаем произведения. А стилистику поп-арта я выбрал потому, что она очень яркая, и мне показалось, что это близко нашему татарскому колориту и мировоззрению».
Специально для выставки серия пополнилась еще одним экспонатом — на долларе засияло в улыбке лицо Салавата Фатхетдинова в сопровождении блестящей, как костюмы татарской эстрады, фольги, растительных орнаментов и «девяток» с буквами «Салават» вместо номера. Интересно, что данная работа выполнена на стекле и объединяет сразу две серии — «Субкультурную валюту» и «Инкрустацию сознания». «Это татарский ответ долларам, которые я раньше делал с рок-музыкантами, но здесь появился наш родной Салават, — рассказал Ахметов „БИЗНЕС Online“. — Я неспроста обратился к фигуре певца — мысль изобразить его была давно, эскиз придуман еще в 2013 году, но не представлял, какой материал использовать. В итоге я позже раскрыл для себя технику на стекле, и Салават появился именно в ней. Блистательный, наш, татарский».
Обращение к соловью татарской эстрады художник объясняет соседством — как буквальным, так и ментальным. «Мы земляки, и мне нравится его взгляд на мир. Мы с Салаватом жили в Челнах практически в соседних комплексах, находились в одной среде, информационном поле, и мне он очень понятен. Отец слушает его песни, поэтому с детства певец отпечатался у меня каким-то жизненным саундтреком. Мне симпатичен Салават и как музыкант, и как человек, — говорит Ахметов. — Он организует в Челнах автогонки, занимается благотворительностью — призовой фонд гонок передают в детские дома. Фатхетдинов — патриот, а для меня это эталон в искусстве, потому что я стараюсь не терять самоидентификацию в своих произведениях. Насколько знаю, певец переживает за потерю татарских традиций в музыке, и я понимаю, о чем он говорит: очень остро ощущаю отличие старых татарских песен от всего того, что присутствует в мире, их самобытность и особенность».
Интересно, что Салават изображен на валюте в куртке пилота «КАМАЗ-Мастера». «Я читал интервью, в котором певец рассказал о своей мечте: он был готов поехать даже автомехаником, чтобы хотя бы быть причастным к команде, к ралли. И я исполнил его мечту на таком уровне», — улыбается художник.
Адам Штифтер: «Мне очень близка винтажная часть, также я узнал много интересного о современных технологиях создания картин»
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВЕНГЕРСКИЕ ВОЛКИ ОТ ТАТАРСКИХ, А ГРУППИРОВЩИКИ — ОТ ОХОТНИКОВ
Название всей выставке дала серия винтажной графики «Фантомы», выполненная в смешанной технике — живопись и линейная графика. «Я стараюсь представить произведение так, как будто оно из прошлого — XIX – начала XX века, — продолжает Ахметов. — Мне интересно обратиться к классике через современные возможности. Меня впечатляют предметы из прошлого. Когда вы увидите паровоз или военную технику времен Первой мировой войны, она впечатлит вас своими заклепками и листами». Военная техника в серии представлена танками (триптих «Противостояние вечности»), немецкой субмариной (Kriegsmarine). Кроме того, в винтажной графике нашлось место и более мирным сюжетам из татарских сказок «Сак Сок» и «Карга Боткасы».
«Фантомы — это проработка нашей памяти, сознания, — отмечает Кузнецова. — И слава богу, что у Ленара она такая крутая. Это противостояние вечности и временности, а также возврат к легендам. Когда он был вдалеке от родной земли, в 2005 году в Москве, у него это все всплыло, прородилось в нем, и появились такие удивительные вещи. Я думаю, они тоже найдут своего хозяина».
Название всей выставке дала серия винтажной графики «Фантомы», выполненная в смешанной технике — живопись и линейная графика
К слову, поклонники у этой техники уже появились — одним из них стал генеральный консул Венгрии в Казани Адам Штифтер. «Мне очень близка винтажная часть, также я узнал много интересного о современных технологиях создания картин», — признался он на вернисаже. Штифтер добавил, что открыл для себя новые знания в мифологии и антропологии: «Как я узнал, для тюркских народов волк — священное животное, а для венгров он, наоборот, символ зла, ведь волк нападает, хочет убить. Поэтому я совершенно другим взглядом смотрю на картину, где рядом с деревом стоят волки, а в небо улетают птицы, которые будто освобождаются от зла. Для меня как для венгра открылось много нового. Конечно, приятно быть в галерее — я здесь не первый раз и, уверен, не последний».
Одной из работ в серии винтажной графики стала картина «29-ники в 1929», объединяющая два культурных пласта (преступные группировки и охотники начала XX века) и две техники — винтажную и линейную графику. На первом плане — два графичных воющих волка, деревья и птицы, на втором — охотники, словно высеченные из дерева, молча и сурово смотрят на зрителя. «Идея создания этой работы возникла, когда я участвовал в создании музея Набережных Челнов, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Ахметов. — Я перебрал очень много снимков, и среди них попалась фотография охотников. Она отпечаталась у меня в сознании, и мне захотелось создать что-то с ней. Когда я начал делать работу, у меня получились брутальные охотники из прошлого. И мы начали размышлять — возможно, это были предки знаменитых „29-ников“, которые валили волков, а их потомки стали заниматься другими делами. Это такой постисторический, постмодернистский, привязанный к Челнам сюжет. Хотелось его усложнить, не уходить в документальность и копирование, а создать наложение двух разных техник».
Некоторые картины на выставке подписаны как Dueso Lenar, и корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у художника о значении этого словосочетания. «Dueso — мой псевдоним, который придумал Юрий Лобанов — автор флага и герба Удмуртии. В нем соединены два слова: due — „верблюд“, и so — „путь“, получается „караван“. Я много ездил и постоянно возил картины — загружал, разгружал, развешивал. И этот псевдоним сам собой прикрепился. Теперь я стараюсь соответствовать тому, что придумал Юра», — говорит Ахметов.
Евгений Жудров: «Ленар — перспективный художник, он работает с современными материалами и задал серьезный старт своего творческого пути
«КАРТИНА, БЕЗУСЛОВНО, МЕНЯЕТ ПРОСТРАНСТВО — ДАЖЕ НЕБОЛЬШАЯ»
Одним из гостей открытия стал известный казанский коллекционер Евгений Жудров, и корреспондент «БИЗНЕС Online» не смогла удержаться от практического вопроса специалисту: насколько интересны работы Ахметова собирателям современного искусства? Вопрос тем актуальней, что сам художник считает важной наполняющую функцию искусства, его способность менять пространство.
«Картина, безусловно, меняет пространство — даже небольшая, — соглашается Жудров. — Возникают новые смыслы, разговоры. Я всегда ратую за то, чтобы люди покупали то, что им нравится, вешали это на стенку, потому что пространство меняется кардинально. Когда ты вешаешь работу на стенку, она говорит и о твоем интеллектуальном уровне: одно дело, когда на стене ковер, и совсем другое — картина. По изобразительному искусству на стенах оценивают интеллектуальный потенциал хозяина и люди, которые приходят к нему в дом или офис. Многие мои знакомые, которые занимаются собиранием современного искусства, всегда говорят, что не только пространство меняется, но и сами люди, которые в нем находятся. Меняется все, потому что ты окунаешься в новый мир».
Жудров отмечает коллекционный потенциал Ахметова, его стремление к новизне и освоению современных материалов. «Ленар — перспективный художник, он работает с современными материалами и задал серьезный старт своего творческого пути. Самое нехорошее для художника — топтаться на одном месте, но это не про Ленара. Каждый раз я вижу у него что-то новое, новые смыслы, материалы, интересную технику, разные темы в творчестве. Я обычно сторонник того, чтобы экспонировался один проект, проговаривалась одна тематика, но в данном случае все довольно гармонично смотрится, несмотря на различную стилистику. Я думаю, каждый из коллекционеров может найти свое — национальные корни, поп-арт, мне понравились винтажные вещи: танки, подводные лодки. Даже в них Ахметов использует современные технологии, и это здорово, потому что художник сейчас должен использовать современные технологии, если он хочет быть актуальным», — уверен коллекционер.
Убедиться в коллекционном потенциале работ Ахметова самому и, возможно, присмотреть какую-то для себя можно уже сегодня — выставка открыта с 16 мая по 30 июня.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.