«Раз они не являются членами федерации профсоюзов, то сами в своем соку будут дальше жить и закрываться», — заявил накануне «БИЗНЕС Online» председатель федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков, комментируя ситуацию с закрытием заводов Ford в Набережных Членах и Всеволожске. О том, как он обещал отстоять пенсионный возраст для северян, насчитал «справедливый» МРОТ в 25 тыс. рублей и сравнивал монетарную политику властей РФ с гайдаровскими временами, — в репортаже «БИЗНЕС Online» со съезда.
За последние десятилетия численность профсоюзной армии сократилась более чем в два раза или даже в три
«ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ БОЛЕЕ ОБЕСПЕЧЕННЫХ ГРАЖДАН — ВОТ ПУТЬ К СПРАВЕДЛИВОЙ ЭКОНОМИКЕ»
«Если богатые не хотят социального взрыва и новой классовой войны, пусть платят за мир», — решительно призывал накануне на съезде федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) ее председатель Михаил Шмаков, попутно требуя ввести прогрессивную шкалу налогообложения, чтобы Роман Абрамович и уборщица тетя Маша не платили одинаковые 13%. «Повышение налоговых поступлений от более обеспеченных граждан — вот путь к справедливой экономике. Именно он реально снизит социальную напряженность в обществе, вызванную значительным разрывом между уровнем наименее и наиболее обеспеченных граждан», — считает глава ФНПР. По его словам, профсоюзы уже вовсе проталкивают идею нулевой ставки НДФЛ на доходы ниже прожиточного минимума.
Столь неожиданно резким высказываниям Шмакова, возможно, было простое объяснение — выборы на пост главы ФНПР, которые должны пройти сегодня на съезде. Впрочем, Михаил Викторович, который до этого пять раз переизбирался на пост председателя федерации профсоюзов, выглядел невозмутимым. «Да, буду баллотироваться, — признался вчера он журналистам. — Выберут — буду дальше работать. Не выберут — съезд перенесем на второй этап, кого-нибудь еще выдвинем». Однако второй сценарий, видимо, даже самому главе ФНПР казался фантастическим: уж до того дружно накануне взмывали вверх руки голосующих за повестку и прочие технические вопросы. Так что представить, что делегаты съезда прокатят своего бессменного начальника, очень трудно.
Вчера же Шмаков вовсю примерял на себя образ честного и порой даже грубого правдоруба, то и дело бросаясь яркоокрашенными словами наподобие «завопят» и «колониальная политика». Уже начинало казаться, что у ФНПР и КПРФ один и тот же спичрайтер. Например, председатель уверенно развенчивал подзабытый лозунг 1990-х о необходимости встраивания в глобальную торговлю. «Сегодня всем очевидно, что идея глобальной свободной торговли провалилась», — развел руками глава федерации профсоюзов. Он выражал уверенность в том, что развитие науки, технологий и человеческого капитала возможно лишь в условиях справедливой экономики, а локомотивом этого движения вперед, по его мысли, должны стать, конечно же, «майские указы» Владимира Путина. Вот только пока их реализация оставляет желать лучшего, печалился Михаил Викторович. То есть как всегда: верной дорогой идем, товарищи, — просто шагаем не с той ноги. Стратегия хорошая — тактика у исполнителей неправильная. Ну и так далее.
Но если все это заботы будущего, то в том прошлом, за которое отчитывался Шмаков, были очевидны плюсы, по его словам, внедренные исключительно благодаря профсоюзам. Например, в копилку своих достижений глава ФНПР записал рост доходов граждан через приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму и возврат индексации зарплат бюджетников. «На протяжении многих лет мы вели кампанию за то, чтобы начала работу соответствующая статья Трудового кодекса, устанавливающая нижнюю планку оплаты за труд на уровне прожиточного минимума», — с гордостью вспоминал председатель ФНПР. Кроме того, по его словам, на сторону профсоюзов аж дважды встал Конституционный суд РФ, который сначала определил, что в МРОТ недопустимо включать компенсационные и стимулирующие выплаты, а затем постановил, что оплату работы в праздники, доплаты за ночные смены тоже нельзя включать в зарплату, не превышающую МРОТ. «Оба эти решения играют огромную роль в установлении справедливой нижней планки оплаты труда. Сейчас ФНПР требует от законодателя оформить законом постановление Конституционного суда», — добавил он.
Дружно взмывали вверх руки голосующих за повестку и прочие технические вопросы
«ПРОФСОЮЗЫ ВЫСТУПАЛИ ПРОТИВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА. НАМ НЕ УДАЛОСЬ ОТБИТЬ ЕГО»
Яростно прошелся Шмаков по теме повышения пенсионного возраста. Правда, когда идея только продвигалась властями и бурно обсуждалась оппозицией, глава ФНПР почему-то комментировал ее весьма сдержанно, тщательно подбирая слова и делая акцент на том, что ему не нравится лишь предлагаемая редакция законопроекта. Но теперь это выглядело настоящим боем в рассказах чиновника (будем откровенны, председатель ФНПР по факту давно такой же чиновник, как министр или депутат). «Профсоюзы России выступали против повышения пенсионного возраста. Нам не удалось отбить его в целом», — скорбел он теперь. Но и тут оказалось, что документ слегка смягчили не вследствие массовых выступлений граждан, которые официальные профсоюзы просидели тихой мышью под веником, а только благодаря ФНПР. Вот это поворот! «В результате снижен возраст выхода на пенсию для женщин с первоначальных 63 до 60 лет, сохранен прежний порядок выхода на пенсию для малочисленных народов Севера. В качестве компромисса установлен выход на пенсию шагом 6 месяцев до достижения пенсионного возраста. Установлен льготный порядок назначения пенсий для многодетных женщин, сохранено право выплаты негосударственной пенсии мужчинам в возрасте 60 лет и женщинам 55 лет, введена 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве», — перечислял Михаил Викторович все добавленные в законопроект плюшки.
Правда, сейчас уже сложно установить, кто именно их инициировал, и в публичное пространство все эти поправки подавались как нововведения от Путина, а никак не от профсоюзов. Теперь же, когда главные баталии и опасности позади, Шмаков призывал не останавливать борьбу. Конечно, он не рисковал требовать повернуть путинскую пенсионную реформу (а она стала таковой, как только президент в телеобращении взял за нее всю ответственность на себя), но обещал подкорректировать закон для некоторой небольшой части граждан. «Сейчас у нас на первом месте возвращение границ пенсионного возраста для северян», — объявил глава ФНПР. Видимо, с остальными важными задачами профсоюзы уже закончили.
Яростно прошелся Шмаков по теме повышения пенсионного возраста
«ЭТО ТИПИЧНАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ГДЕ ВСЮ НАШУ СТРАНУ ДЕРЖАТ ЗА КОЛОНИЮ»
Вместе с тем Шмаков пообещал добиваться роста социальных расходов до уровня развитых стран. Тем более деньги для этого, по его мнению, у государства есть. «В результате жесткой бюджетной монетарной политики, которая напоминает гайдаровские времена, 2018 год завершен с серьезным профицитом. Он не пошел ни в кошельки граждан, ни в инвестиции в производство, а был в стилистике скупого рыцаря спрятан в сундуки золотовалютных резервов, — обличал со сцены глава ФНПР анонимных вредителей во власти. — Профсоюзы считают, что это неправильно. Деньги должны не лежать мертвым грузом, а работать рационально и эффективно для общества. Должны быть доступные кредиты для бизнеса, а не поддержка экономик заклятых партнеров». Дополнительные источники для финансирования социальных обязательств он призывал искать и в уже упомянутой прогрессивной шкале налогообложения, и в увеличении налога на дивиденды от акций.
Заодно уж председатель ФНПР прошелся по росту цен и тарифов, которые, по его мнению, должны идти за увеличением реальных доходов граждан, но не опережая, а запаздывая. От имени профсоюзов их глава возмущался ростом платежей за ЖКУ, тарифами за утилизацию ТБО. «„Мусорные“ протесты были вызваны хаотическим ростом платежей и откровенным бардаком в части реализации утилизации отходов. На население вновь переложили расходы за износ и устаревание инфраструктуры», — объявил он о происках других анонимных супостатов.
Следом Шмаков переключился на тему инвестиций, которые «государство должно искать не столько на внешних, сколько на внутреннем рынке». «Повышение доходов населения — это увеличение спроса на товары и услуги. Развитие экономики невозможно без приемлемого кредита. Но сейчас ставки ЦБ и коммерческих банков на уровне, недоступном для большинства предприятий сектора реальной экономики. Настаиваем на установлении приемлемых ставок», — отметил он.
Тут же глава ФНПР призывал пересмотреть потребительскую корзину, а МРОТ, по его словам, и вовсе сейчас должен составлять 25–27 тыс. рублей. Михаил Викторович отстаивал перед собравшимися в зале подчиненными и ежегодную индексацию зарплат, причем не только бюджетников, но и работников предприятий любой формы собственности. «Предлагаем установить в Трудовом кодексе положение об индексации зарплаты ежегодно на прогнозную величину индекса потребительских цен для всех работников независимо от формы собственности организации», — объявил он.
«Наши либералы тут же завопят: „Подрывается инвестиционный климат, к нам не пойдут иностранные инвесторы“, — нашел наконец виноватых Шмаков. — Но зачем нам такие иностранные инвестиции, которые основываются на минимизации издержек, в том числе в области зарплаты, вывозе всей прибыли за рубеж без вклада в развитие страны через увеличение человеческого капитала? Да и наши доморощенные частные инвесторы действуют так же — максимизация прибыли за счет минимизации зарплаты, отказ от увеличения вклада в основной капитал, нередко вывоз капиталов за рубеж. Это типичная колониальная политика, где всю нашу страну держат за колонию». Так что главный совет председателя ФНПР заключался в том, что правительство срочно должно скорректировать экономическую политику.
Татьяна Голикова напомнила, что к 2024 году перед кабмином действительно поставлена задача обеспечить рост реальных доходов граждан и пенсионного обеспечения выше инфляции, а также снизить бедность
«НОВУЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ КОРЗИНУ УДАСТСЯ ВВЕСТИ С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА»
Все это время два представителя кабмина спокойно выслушивали отповедь Шмакова, однако они не то что не вступили с ним в полемику, но даже не сочли нужным прокомментировать критику. Зампредседателя правительства Татьяна Голикова лишь напомнила, что к 2024 году перед кабмином действительно поставлена задача обеспечить рост реальных доходов граждан и пенсионного обеспечения выше инфляции, а также снизить бедность. «Как мы все понимаем, общий уровень благосостояния людей, в частности искоренение такого явления, как бедность, связан с позитивной динамикой экономического роста. Решение задач по данному направлению также увязано с прогрессом в социально-экономических областях, затронутых нацпроектами», — отметила она и пообещала, что для этого будут ежегодно индексироваться зарплаты бюджетников и размер МРОТ. «Принятое нами решение позволило увеличить МРОТ по сравнению с началом прошлого года на 19 процентов. Величина МРОТ имеет важное значение для регулирования оплаты труда, а также системы социального страхования. К примеру, этот показатель применяется при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности, а также пособий по беременности и родам», — пояснила вице-премьер.
Чтобы победить бедность, правительство планирует пересмотреть методику расчета потребительской корзины. «Пересмотр потребительской корзины позволит в том числе улучшить качество минимального набора продуктов питания и приблизить его к рациональным нормам здорового питания. Мы планируем, что новую потребительскую корзину удастся ввести с 1 января 2021 года», — пообещала Голикова. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин добавил, что с потребительской корзиной власти окончательно определятся до конца 2019-го. «В этой связи МРОТ повысится, безусловно, будет увеличение стандарта минимальной заработной платы», — подчеркнул он.
Как нарочно, в тот же день Счетная палата развеяла эти радостные ожидания победы над бедностью. В докладе о ходе исполнения федерального бюджета за январь–март 2019 года ведомство Алексея Кудрина указало, что реальные доходы населения в первом квартале снизились на 2,3%. «Для выхода в положительную область по итогам 2019-го реальные располагаемые денежные доходы населения во втором-четвертом кварталах должны существенно вырасти, что представляется маловероятным», — говорится в документе. Также в Счетной палате заметили, что для снижения уровня бедности доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2019 году должна сократиться до 10,5%. «С учетом того, что в 2018-м при условии применения значительных мер поддержки снижение уровня бедности составило только 0,3 п. п., сокращение в 2019 году на 2,4 п. п. представляется маловероятным», — поясняется в документе.
Еще один приоритет правительства — разобраться с задолженностью по зарплатам. «По данным на 1 апреля 2019 года, суммарная задолженность по заработной плате составила 2,9 миллиарда рублей, — объявила Голикова. — За период января-февраля текущего года была погашена задолженность перед 68 тысячами работников также на общую сумму 2,9 миллиарда рублей. При этом в 2018-м совместными усилиями удалось добиться погашения задолженности по заработной плате перед 540 тысячами работников, общая сумма погашенной задолженности — 13,6 миллиарда рублей».
В минтруде тем временем работают над поправками в Трудовой кодекс, которые позволят перейти на электронные трудовые книжки. «Причем право работников на трудовую книжку в бумаге остается, это должно быть выбором сотрудника. Но жизнь изменяется неумолимо. Электронные сервисы входят в обиход. Мы практически решили с переходом на электронный больничный. Такой законопроект, я надеюсь, до конца этого года палатами Федерального Собрания будет принят», — пообещал Топилин.
Надо сказать, даже стандартные высказывания вице-премьера и министра оказались содержательнее и актуальнее выступления главы независимых профсоюзов.
Максим Топилин добавил, что с потребительской корзиной власти окончательно определятся до конца этого года
«САМИ В СВОЕМ СОКУ БУДУТ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ И ЗАКРЫВАТЬСЯ»
Сегодня на съезде ФНПР изберут (точнее, переизберут — вряд ли в этом стоит сомневаться) председателя объединения, а завтра здесь ждут Путина. В качестве послесловия ко вчерашнему заседанию хочется вспомнить последние данные соцопроса ВЦИОМа, согласно которому 53% респондентов считают, что профсоюзы не помогают защищать трудовые права, а 82% полагают, что они и вовсе не играют в стране значительной роли. По данным исследования, лишь 2% опрошенных при нарушении трудовых прав обращались в профсоюз.
Также стоит напомнить, что Шмакова не раз критиковали за то, что за последние десятилетия численность профсоюзной армии сократилась более чем в два раза или даже в три — как писал РБК, с 65 млн человек в 1992 году до 20,7 млн в 2016-м. Так что, например, работники с закрывающихся заводов Ford в Набережных Челнах и Всеволожске рассчитывать на защиту ФНПР не могут. «Сотрудники этих заводов к нам не обращались, потому что не являются членами профсоюзов, входящих в федерацию. Раз они не являются, то сами в своем соку будут дальше жить и закрываться», — заявил глава ФНПР, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.