На встрече учительское сообщество под руководством Альбины Насыровой в ходе мозгового штурма выдавало свои предложения по улучшению качества образования в школах и детсадах

«МНЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО УСЛЫШАТЬ ОТ ВАС НАПРЯМУЮ, КАКАЯ ОБСТАНОВКА В ВАШИХ ШКОЛАХ»

«Я приехала в Альметьевск, чтобы познакомиться с вами, чтобы подискутировать с профессиональными людьми, которые работают в наших школах и детских садах и значительно лучше многих других знают о наиболее важных и животрепещущих проблемах в нашей отрасли», — приветствовала накануне, открывая встречу с педагогами, генеральный директор сети казанских мультилингвальных детских садов и международной школы „Бала-Сити“ Альбина Насырова. — Я являюсь участником предварительного голосования партии „Единая Россия“, баллотируюсь в депутаты Госсовета республики и свою главную задачу сегодня вижу в защите интересов работников дошкольного и школьного образования. Я практик, взаимодействую с учителями в школах, с воспитателями в детских садах и каждый день слышу об этих проблемах. Учителя и воспитатели сегодня абсолютно не защищены. В депутаты иду не просто для того, чтобы рассказать о проблемах, которые есть сегодня в наших учебных заведениях, а для того, чтобы предложить конкретные решения. Сегодня мне очень важно услышать от вас напрямую, какая обстановка в ваших школах».

Первая из запланированных на ближайшее время встреч известного казанского педагога с учителями республики прошла в новом и, судя по всему, весьма эффективном формате дискуссионной сессии. На мероприятии учительское сообщество в ходе мозгового штурма специально созданных рабочих групп выдавало свои предложения по улучшению качества образования в школах и детсадах.

Педагогам предлагалось озвучить важнейшие с их точки зрения проблемы, мешающие получению качественного образования, и пути их решения. Учителя, разделившиеся на рабочие группы, с воодушевлением погрузились в обсуждение проблематики. На первый план было вынесено несколько тем: отношения учителя с родителями, необходимость сдачи преподавателем множества никому не нужных отчетов, отнимающих время от обучения детей. Также был поднят вопрос внеурочных нагрузок, за которые учитель не получает оплату, тема низкой оснащенности классов и др. Кроме этого, альметьевские педагоги дружно выступили за отмену ОГЭ и ЕГЭ, предложив вернуть в школы советскую систему приема экзаменов.

На вопрос Насыровой о том, что же нужно сделать, чтобы установить нормальные, рабочие взаимоотношения с родителями учеников, учителя предложили активнее вовлекать последних в жизнь класса, а также знакомить их со своими требованиями. Помешать же установлению нормальных взаимоотношений между педагогом и родителями, считают они, может только одно — наличие конфликтных или пассивных родителей.

«К КОМУ ПЕДАГОГУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ЗАЩИТОЙ? ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ»

Напомним, на состоявшихся неделю назад праймериз «Единой России» Насырова как один из участников предварительного голосования в качестве своей ключевой задачи в случае избрания в Госсовет республики назвала защиту интересов педагогов начального и общего образования. В числе наиболее актуальных была названа проблема незащищенности учителя и воспитателя детского сада. «Сегодня учителя и воспитатели часто оказываются под необоснованным прессингом со стороны родителей, администрации школы, общества, правоохранительных органов. К кому педагогу в случае возникновения неоднозначной ситуации обращаться за защитой — вопрос открытый», — подчеркивала она.

По ее мнению, учителям и воспитателям сегодня необходима всесторонняя защита и поддержка: юридическая, социальная, психологическая. «Мы очень часто видим, что в СМИ появляются те или иные публикации, в которых учителей начинают обсуждать и осуждать. И учителю сегодня на самом деле просто не к кому обратиться за помощью, объяснить ситуацию и высказать свою точку зрения», — заявила она.

Профсоюзы не могут быть единственным инструментом защиты интересов педагогов, поэтому участник предварительного голосования предложила создать свод правил или декларацию взаимного уважения, в которой бы четко прописывалось, на что имеют права педагоги и родители школьников. Подобный свод правил, по ее словам, уже три года действует в образовательных учреждениях сети «Бала-Сити». И это не просто бюрократический норматив, а реально работающий документ, который подписывается учителями и родителями в начале учебного года и действует на протяжении всего времени обучения ребенка. «Каждый раз мы детально проговариваем, какие права есть у каждой из сторон. Эти правила поведения в нашей школе соблюдаются неукоснительно, потому что все они взяты из жизненных кейсов. Я сама удивляюсь, оказывается, даже такие элементарные вещи родителям нужно просто проговаривать: к примеру, о том, что родители не имеют права, находясь в школе, делать замечания чужому ребенку. Такие случаи ведь бывают, мы часто слышим об этом, читаем в СМИ. Двое мальчишек подрались, а потом пришел родитель одного из них и начал выяснять отношения с учеником: «Ты что там натворил?» И начинается… А когда все четко прописано— что можно, а что нельзя, когда родитель ставит подпись под документом о том, что он прочитал его и понял, о чем речь, тогда это все начинает работать. Но важно, чтобы и директор школы об этом на родительских собраниях тоже говорил, желательно даже дважды в год. Или другой пример: если у родителя есть претензия к учителю, то он, согласно своду правил, не должен идти к педагогу и выливать на него все свои эмоции и весь негатив. Есть администрация школы, есть завуч, есть методист. Мы родителям так и объясняем: если есть какие-то претензии к учителю, скажите о них нам, а мы с данным учителем аккуратно на эту тему поговорим, потому что в конфликтных ситуациях, как правило, бывают виноватыми обе стороны», — отметила Насырова.

В ходе дискуссии Насырова выступила за то, чтобы разработать программу по повышению имиджа учителя, дать ему свободу творчества, свободу выбора

«ВСЕ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕМЫ, ГЛАВНОЕ — ЖЕЛАНИЕ»

Несмотря на рекомендательный характер, декларация, как считает гендиректор учебного заведения, может стать хорошим дополнением к трудовому договору. Насырова выразила готовность поделиться своим опытом с руководителями образовательных учреждений Татарстана: «Я готова дать обратную связь каждому, кого заинтересует наш опыт. Данные предложения вполне реально воплотить в жизнь. Особенно полезно это может быть для молодых педагогов, находящихся в начале профессионального пути».

Гендиректор «Бала-Сити» также заострила внимание на проблеме низкого имиджа профессии педагога, который, к сожалению, поддерживается телевидением, СМИ и социальными сетями.

«Меня очень беспокоит образ учителя, воспитателя, который формируется сегодня в СМИ, в кино. Если посмотреть советские фильмы, которые снимались об учителях, и современные, почитать о педагогах в социальных сетях… От этого нам, учителям, становится грустно и обидно, потому что несправедливо. Я считаю, что это просто недопустимо! У нас в республике много прекрасных и талантливых преподавателей, о них нужно рассказывать не один-два раза в год, по случаю, а постоянно. Учителей-новаторов нужно поддерживать», — заявила Насырова.

Чрезвычайная перегруженность учителей — еще одна болезненная для педагогического сообщества тема, которую тоже необходимо решать. Порой педагоги просто говорят: «Нам с детьми заниматься некогда, столько времени отнимает подготовка различных отчетов».

Еще одна проблема, на которой Насырова заострила внимание, — кадровая: «Молодые учителя уходят сегодня из школы, меняют профессию. Нужно предпринимать меры и всем вместе решать эти вопросы»

Еще одна проблема, на которой Насырова заострила внимание, — кадровая: «Молодые учителя уходят сегодня из школы, меняют профессию. Более того, уезжают в Китай, потому что заработная плата учителя там в 10 раз выше, чем в нашей стране! Эти вопросы нуждаются в срочном решении! Мы сегодня говорим о том, что система образования нуждается в инновациях, что надо изменять школу, изменять нашу систему образования, что нужны классные учителя, а мы их теряем. Считаю, что здесь нужно предпринимать меры и всем вместе решать эти вопросы».

В ходе дискуссии Насырова выступила за то, чтобы разработать программу по повышению имиджа учителя, дать ему свободу творчества, свободу выбора, чтобы он занимался только детьми, освободить педагогов от бюрократических вопросов. «Эти вопросы должна брать на себя и решать администрация школы. И безусловно, сегодня необходима психологическая помощь не только родителям и детям, но и учительскому составу. Им тоже нужно уделять внимание, детей становится с каждым годом все больше. Сложных детей много. Даже сегодня многие учителя задаются вопросом: „Как нам мотивировать детей к получению знаний?! Они вообще учиться не хотят!“ Учителю в этом вопросе нужна поддержка, необходима психологическая разгрузка», — высказалась участница предварительного голосования.

В ходе встречи Насырова, по ее собственным словам, аккумулировала самые актуальные, острые и насущные вопросы, поставленные учителями, а ценность такого общения в том, что многие из них становятся для нее программой к действию.

«Все эти проблемы, на мой взгляд, решаемы, главное — желание, — подвела итог модератор встречи. — На самом деле формула счастья учителя проста: если он спокоен, если занимается любимым делом, у него есть время для саморазвития, то и у детей возникнет мотивация, они станут с удовольствием идти в школу, а родители будут благодарны системе образования. Я за эти ценности, за решение этих проблем, потому и баллотируюсь в депутаты».