ФРОНТ РАБОТ ДЛЯ КАЗАНСКИХ МОТОРОСТРОИТЕЛЕЙ СУЖАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СПИСАНИЯ САМОЛЕТОВ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
КМПО так до сих пор и не сумело оправиться от последствий шоковой кризисной «терапии» - в отличие от большинства других крупных машиностроительных предприятий РТ. Хотя его выручка, судя по отчету за первый квартал 2011 года, и выросла втрое по сравнению с аналогичными показателями по 2010 году, но в плюс предприятию выйти не удается. Отчетность компании изучил аналитический центр «БИЗНЕС Online».
СУДЕБНЫЕ ТЯЖБЫ
В последнее время одно из крупнейших машиностроительных предприятий Татарстана фигурирует в СМИ как участник многочисленных судебных разбирательств, связанных с невыплатой арендных платежей авиакомпаниями, использующих двигатели производства КМПО в своих самолетах. О многих из них газета «БИЗНЕС Online» уже писала. Первое произошло в конце прошлого года. Тогда КМПО выступило с иском к сибирскому авиаперевозчику «Когалымавиа». Речь шла об аренде трех двигателей марки НK-8-2У, два из которых были произведены компанией ООО «РусАвиаКом», а один – КМПО. «Когалымавиа» арендовала двигатели, принадлежащие КМПО, в течение года, однако деньги по договору аренды выплатила далеко не все. После судебных разбирательств исковые требования КМПО об уплате причитающихся компании сумм были полностью удовлетворены.
Аналогичная ситуация случилась в июне этого года. В этот раз компания предъявила претензии авиакомпании «Москва». Авиадвигатели НК-86, установленные на самолетах Ил-86, сегодня находятся в аренде у компании, прежнее наименование которой ОАО «Авиационная компания «Атлант Союз». Однако здесь ситуация более сложная. Эта компания по сути является банкротом и не способна платить по своим обязательствам. Ситуация с авиакомпанией «Москва» не решена до сих пор.
Похожая ситуация сложилась у КМПО с ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (ОАО «Красэйр»), обанкротившейся в 2008 году. Решения суда по процессам, начавшимся в 2007 году, о взыскании задолженности с авиакомпании по договору аренды авиадвигателей, принадлежащих ОАО «КМПО» и составляющей около 100 млн. рублей, также не исполнены до сих пор.
Так что в последнее время КМПО все больше занимается тем, что судится со своими кредиторами. К сожалению, ни в отчете компании, ни в СМИ нам не удалось обнаружить те стратегические задачи, которые КМПО ставит на этот год. Однако возвращаясь к итогам первого квартала, можно констатировать, что 2011 год компания начала не очень удачно.
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРЕВЫШАЕТ ВЫРУЧКУ
Сначала, впрочем, скажем, о позитивных моментах. Выручка КМПО по итогам первого квартала увеличилась практически в три раза и составила 770 млн.рублей. Отметим, что это наилучший результат, которого достигла компания за последние пять лет. Основная причина роста – практически семикратное увеличение поставок газотурбинных установок для газовой промышленности. Как следствие, доля данного продукта в выручке выросла на 43% (или более чем в два раза). Однако на этом фоне себестоимость продукции в разы превосходит выручку предприятия - по итогам первого квартала в 1,2 раза, за аналогичный период прошлого года превышение было троекратным. К сожалению, структуру себестоимости продукции КМПО в своем отчете не раскрывает. Неясно, какие именно расходы делают себестоимость продукции предприятия такой высокой. В своем отчете предприятие говорит лишь о том, что основные поставщики сырья и материалов подняли цены. Среди них ОАО «Полема» (г. Тула) - на 35 - 40% и ЗАО «Металл Инвест» (г. Москва) – на 10 - 40%. Остальные поставщики увеличили цены на сырье от 1 - 10%.
Ко всему прочему в девять раз возросли сбытовые (коммерческие) расходы КМПО. Как результат - по итогам первого квартала предприятие получило убыток от операционной деятельности в размере 296 млн. рублей. По сравнению с предыдущим годом компания, конечно же, улучшила свой результат. Однако, судя по статистике последних пяти лет, операционная деятельность приносит КМПО одни убытки…
Наименование показателя |
1кв.2011г. |
1кв.2010г. |
1кв.2009г. |
1кв.2008г. |
1кв.2007г. |
Абсолютное изменение 1 кв.2011г. к 1 кв.2010г. |
Изменение в % |
Выручка от реализации, млн.руб., в т.ч. |
769,6 |
273,6 |
761,9 |
545,1 |
614,6 |
496,0 |
181,3 |
реализация газовых турбин |
568,8 |
84,0 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
484,8 |
577,1 |
доля, % |
73,9 |
30,7 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
- |
43,2 |
предоставление услуг по монтажу, ремонту и техобслуживанию об. двигателей |
101,4 |
78,9 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
22,6 |
28,6 |
доля, % |
13,2 |
28,8 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
- |
-15,6 |
Коммерческие расходы, млн.руб. |
3,5 |
0,4 |
2,7 |
4,8 |
0,9 |
3,1 |
775,6 |
Управленческие расходы, млн.руб. |
91,3 |
80,1 |
85,6 |
78,3 |
93,2 |
11,2 |
14,0 |
Себестоимость продаж, млн.руб. |
969,9 |
821,7 |
1 033,5 |
794,9 |
687,1 |
148,2 |
18,0 |
Операционная прибыль, млн.руб. |
-295,8 |
-628,6 |
-359,9 |
-333,0 |
-166,6 |
332,9 |
-53,0 |
Стоимость чистых активов, млн.руб. |
2 873,6 |
2 445,9 |
2 747,6 |
2 684,8 |
2 398,2 |
427,6 |
17,5 |
НЕТ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ, НЕТ ПРИБЫЛИ
По итогам отчетного квартала предприятие получило убыток в размере 241 млн.рублей. Основные причины – получение значительного убытка от операционной деятельности, а также отрицательное сальдо величины прочих доходов и расходов предприятия.
В целом хотелось бы отметить, что за последние пять лет КМПО получало прибыль по итогам своей деятельности дважды в 2009 и 2008 годах, даже несмотря на убыточность операционной деятельности. В эти периоды прочие доходы значительно превосходили прочие расходы предприятия, в результате по итогам этих двух лет предприятию удавалось закончить отчетный период с плюсом.
Обязательства КМПО за последние два года сократились на 13%. Основная причина – уменьшение величины краткосрочных кредитов и займов предприятия практически на 100%. Основную долю в структуре обязательств КМПО по итогам первого квартала занимает кредиторская задолженность - 89%. В числе основных кредиторов предприятия значатся: ООО «АвиагазЦентр» (размер задолженности 111 млн.рублей); ООО «Самара-Авиагаз» (размер задолженности 107 млн.рублей); ООО «Корпорация Инкор» (размер задолженности 135 млн.рублей).
Наименование показателя |
1кв.2011г. |
1кв.2010г. |
1кв.2009г. |
1кв.2008г. |
1кв.2007г. |
Абсолютное изменение 1 кв.2011г. к 1 кв.2010г. |
Изменение в % |
Прочие доходы, млн.руб. |
28,3 |
18,0 |
434,0 |
380,8 |
114,2 |
10,3 |
57,5 |
Прочие расходы, млн.руб. |
50,7 |
25,2 |
37,7 |
30,6 |
36,6 |
25,5 |
101,0 |
Чистая прибыль (убыток), млн.руб. |
-241,1 |
-422,3 |
22,2 |
0,9 |
-83,1 |
181,2 |
-42,9 |
Собственные оборотные средства, млн.руб. |
1 670,4 |
1 068,3 |
1 570,3 |
1 126,8 |
795,1 |
602,1 |
56,4 |
Обязательства, млн.руб., в т.ч. |
1 031,1 |
1 189,8 |
1 735,2 |
2 738,9 |
1 741,9 |
-158,7 |
-13,3 |
кредиты и займы, млн.руб. |
0,02 |
305,6 |
923,6 |
1439,9 |
1172,4 |
-305,6 |
-100,0 |
долгосрочные |
0,0 |
0,0 |
542,1 |
995,8 |
993,0 |
- |
- |
краткосрочные |
0,02 |
305,6 |
381,5 |
444,1 |
179,3 |
-305,6 |
-100,0 |
кредиторская задолженность, млн.руб. |
921,0 |
812,6 |
741,0 |
1 222,6 |
516,9 |
108,4 |
13,3 |
ЧИСЛЕННОСТЬ СОКРАЩАЕТСЯ, ЗАРПЛАТА РАСТЕТ
Среднесписочная численность сотрудников ОАО «КМПО» в первом квартале 2011 года снизилась на 678 человек или на 10,5%. При этом объем средств на оплату труда вырос на 280,6 млн. руб. или на 9%. Таким образом, с одной стороны произошло сокращение штата сотрудников, с другой – повышение средней заработной платы. К сожалению, в своем отчете компания не раскрывает какой именно категории персонала коснулось это повышение.
Наименование показателя |
1кв.2011г. |
1кв.2010г. |
1кв.2009г. |
1кв.2008г. |
1кв.2007г. |
Абсолютное изменение 1 кв.2011г. к 1 кв.2010г. |
Изменение в % |
Среднесписочная численность работников, чел. |
5 790 |
6468 |
7094 |
7624 |
8940 |
-678,0 |
-10,5 |
Объем средств на оплату труда, млн.руб. |
329,1 |
301,0 |
322,4 |
297,4 |
253,5 |
28,1 |
9,3 |
КОМПАНИЯ ОДНОГО ЗАКАЗЧИКА
О своих планах на текущий год компания дает довольно ограниченную информацию. В первую очередь это реализация 5 шт. ГПА-16 «Волга» (без двигателя и нагнетателя), 4 шт. ГПА-16 «Волга» в ангаре (без двигателя, с нагнетателем), блоки ГПА «Нева-25» - 1 комплект, монтажные части для ГПА (Ванкор) - 5 комплектов, шеф-монтаж 9 шт. ГПА. Все это в рамках сотрудничества со своим главным заказчиком - компанией Газпром. Также КМПО планирует поставку 11 шт. приводов НК-16СТ, 19 шт. приводов НК-16-18СТ, 4 шт. приводов НК-38СТ и 12 шт. свободных турбин АСТ НК-36СТ.
В рамках своей авиационной деятельности предприятие планирует аренду двигателей НК-8-2У и НК-86, а также реализацию 14 шт. вентиляторов. Так что, судя по всему, авиационная тематика потихоньку сходит на «нет» в деятельности КМПО. Во многом потому, что доля самолетов отечественного производства в структуре авиапарка гражданской авиации неуклонно снижается. Если в 2002 году в авиапарке было 50 самолетов Ил-86, то сейчас их только 8. По Ту-154Б ситуация еще хуже. В 2002 году их было 130 сейчас их количество в районе 25. Все это означает, что фронт работы для КМПО по производству и ремонту двигателей стремительно сужается.
В рамках авиационной тематики КМПО пыталось в прошлом году наладить серийное производство двигателей МС-500В, разработанного украинским предприятием «Мотор Сич». Первый опытный образец был собран на КМПО в начале августе прошлого года. Даже говорилось о возможном совместном производстве, причем украинцы предложили казанцам бесплатно не только 50% конструкторской документации, но и 50% акций будущего предприятия. Однако тогда Мотор Сич столкнулся с мощным противодействием ОДК (объединенной двигателестроительной корпорации), которая пыталась изолировать украинского производителя от российского рынка. В результате попытки ОДК увенчались успехом.
Как заявил в марте этого года генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус в конце 2012 года компетенция производства вертолетных двигателей, которая в СССР сосредотачивалась в Украине, полностью вернется на территорию России.
Работа будет вестись в кооперации тремя заводами – петербургским ОАО «Климов», уфимским ОАО «УМПО» и ОАО «Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева». Возможность производства вертолетных двигателей на КМПО даже не рассматривается…
***
Так что ясно одно - КМПО остается предприятием одного заказчика – компании "Газпром" и его дальнейшее финансовое состояние во многом будет зависеть от количества заказов крупнейшего газового монополиста.
Аналитический центр «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.