ФРОНТ РАБОТ ДЛЯ КАЗАНСКИХ МОТОРОСТРОИТЕЛЕЙ СУЖАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СПИСАНИЯ САМОЛЕТОВ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

КМПО так до сих пор и не сумело оправиться от последствий шоковой кризисной «терапии» - в отличие от большинства других крупных машиностроительных предприятий РТ. Хотя его выручка, судя по отчету за первый квартал 2011 года, и выросла втрое  по сравнению с аналогичными показателями по 2010 году, но в плюс предприятию выйти не удается. Отчетность компании изучил аналитический центр «БИЗНЕС Online».

СУДЕБНЫЕ ТЯЖБЫ

В последнее время одно из крупнейших машиностроительных предприятий Татарстана фигурирует в СМИ как участник многочисленных судебных разбирательств, связанных с невыплатой арендных платежей авиакомпаниями, использующих двигатели производства КМПО в своих самолетах. О многих из них газета «БИЗНЕС Online» уже писала. Первое произошло в конце прошлого года. Тогда КМПО выступило с иском  к сибирскому авиаперевозчику «Когалымавиа». Речь шла об аренде трех двигателей марки НK-8-2У, два из которых были произведены компанией ООО «РусАвиаКом», а один – КМПО. «Когалымавиа» арендовала двигатели, принадлежащие КМПО, в течение года, однако деньги по договору аренды выплатила далеко не все. После судебных разбирательств исковые требования КМПО об уплате причитающихся компании сумм были полностью удовлетворены.

Аналогичная ситуация случилась в июне этого года. В этот раз компания предъявила претензии авиакомпании «Москва». Авиадвигатели НК-86, установленные на самолетах Ил-86, сегодня находятся в аренде у компании, прежнее наименование которой ОАО «Авиационная компания «Атлант Союз». Однако здесь ситуация более сложная. Эта компания по сути является банкротом и не способна платить по своим обязательствам. Ситуация с авиакомпанией «Москва» не решена до сих пор.

Похожая ситуация сложилась у КМПО с ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (ОАО «Красэйр»), обанкротившейся в 2008 году. Решения суда по процессам, начавшимся в 2007 году, о взыскании задолженности с авиакомпании по договору аренды авиадвигателей, принадлежащих ОАО «КМПО» и составляющей около 100 млн. рублей, также не исполнены до сих пор.

Так что в последнее время КМПО все больше занимается тем, что судится со своими кредиторами. К сожалению, ни в отчете компании, ни в СМИ нам не удалось обнаружить те стратегические задачи, которые КМПО ставит на этот год. Однако возвращаясь к итогам первого квартала, можно констатировать, что 2011 год компания начала не очень удачно.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРЕВЫШАЕТ ВЫРУЧКУ

Сначала, впрочем, скажем, о позитивных моментах. Выручка КМПО по итогам первого квартала увеличилась практически в три раза и составила 770 млн.рублей. Отметим, что это наилучший результат, которого достигла компания за последние пять лет. Основная причина роста – практически семикратное увеличение поставок газотурбинных установок для газовой промышленности. Как следствие, доля данного продукта в выручке выросла на 43% (или более чем в два раза). Однако на этом фоне себестоимость продукции в разы превосходит выручку предприятия - по итогам первого квартала в 1,2 раза, за аналогичный период прошлого года превышение было троекратным. К сожалению, структуру себестоимости продукции КМПО в своем отчете не раскрывает. Неясно, какие именно расходы делают себестоимость продукции предприятия такой высокой. В своем отчете предприятие говорит лишь о том, что основные поставщики сырья и материалов подняли цены. Среди них ОАО «Полема» (г. Тула)  - на 35 - 40% и ЗАО «Металл Инвест» (г. Москва) – на 10 - 40%. Остальные поставщики увеличили цены на сырье от 1 - 10%.

Ко всему прочему в девять раз возросли сбытовые (коммерческие) расходы КМПО. Как результат - по итогам первого квартала предприятие получило убыток от операционной деятельности в размере 296 млн. рублей. По сравнению с предыдущим годом компания, конечно же, улучшила свой результат. Однако, судя по статистике последних пяти лет, операционная деятельность приносит КМПО одни убытки…

Наименование показателя

1кв.2011г.

1кв.2010г.

1кв.2009г.

1кв.2008г.

1кв.2007г.

Абсолютное изменение 1 кв.2011г. к 1 кв.2010г.

Изменение в %

Выручка от реализации, млн.руб., в т.ч.

769,6

273,6

761,9

545,1

614,6

496,0

181,3

реализация газовых турбин

568,8

84,0

н.д.

н.д.

н.д.

484,8

577,1

доля, %

73,9

30,7

н.д.

н.д.

н.д.

-

43,2

предоставление услуг по монтажу, ремонту и техобслуживанию об. двигателей

101,4

78,9

н.д.

н.д.

н.д.

22,6

28,6

доля, %

13,2

28,8

н.д.

н.д.

н.д.

-

-15,6

Коммерческие расходы, млн.руб.

3,5

0,4

2,7

4,8

0,9

3,1

775,6

Управленческие расходы, млн.руб.

91,3

80,1

85,6

78,3

93,2

11,2

14,0

Себестоимость продаж, млн.руб.

969,9

821,7

1 033,5

794,9

687,1

148,2

18,0

Операционная прибыль, млн.руб.

-295,8

-628,6

-359,9

-333,0

-166,6

332,9

-53,0

Стоимость чистых активов, млн.руб.

2 873,6

2 445,9

2 747,6

2 684,8

2 398,2

427,6

17,5

НЕТ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ, НЕТ ПРИБЫЛИ

По итогам отчетного квартала предприятие получило убыток в размере 241 млн.рублей. Основные причины – получение значительного убытка от операционной деятельности, а также отрицательное сальдо величины прочих доходов и расходов предприятия.

В целом хотелось бы отметить, что за последние пять лет КМПО получало прибыль по итогам своей деятельности дважды в 2009 и 2008 годах, даже несмотря на убыточность операционной деятельности. В эти периоды прочие доходы значительно превосходили прочие расходы предприятия, в результате по итогам этих двух лет предприятию удавалось закончить отчетный период с плюсом.

Обязательства КМПО за последние два года сократились на 13%. Основная причина – уменьшение величины краткосрочных кредитов и займов предприятия практически на 100%. Основную долю в структуре обязательств КМПО по итогам первого квартала занимает кредиторская задолженность - 89%. В числе основных кредиторов предприятия значатся: ООО «АвиагазЦентр» (размер задолженности 111 млн.рублей); ООО «Самара-Авиагаз» (размер задолженности 107 млн.рублей); ООО «Корпорация Инкор» (размер задолженности 135 млн.рублей).

Наименование показателя

1кв.2011г.

1кв.2010г.

1кв.2009г.

1кв.2008г.

1кв.2007г.

Абсолютное изменение 1 кв.2011г. к 1 кв.2010г.

Изменение в %

Прочие доходы, млн.руб.

28,3

18,0

434,0

380,8

114,2

10,3

57,5

Прочие расходы, млн.руб.

50,7

25,2

37,7

30,6

36,6

25,5

101,0

Чистая прибыль (убыток), млн.руб.

-241,1

-422,3

22,2

0,9

-83,1

181,2

-42,9

Собственные оборотные средства, млн.руб.

1 670,4

1 068,3

1 570,3

1 126,8

795,1

602,1

56,4

Обязательства, млн.руб., в т.ч.

1 031,1

1 189,8

1 735,2

2 738,9

1 741,9

-158,7

-13,3

кредиты и займы, млн.руб.

0,02

305,6

923,6

1439,9

1172,4

-305,6

-100,0

долгосрочные

0,0

0,0

542,1

995,8

993,0

-

-

краткосрочные

0,02

305,6

381,5

444,1

179,3

-305,6

-100,0

кредиторская задолженность, млн.руб.

921,0

812,6

741,0

1 222,6

516,9

108,4

13,3

ЧИСЛЕННОСТЬ СОКРАЩАЕТСЯ, ЗАРПЛАТА РАСТЕТ

Среднесписочная численность сотрудников ОАО «КМПО» в первом квартале 2011 года снизилась на 678 человек или на 10,5%. При этом объем средств на оплату труда вырос на 280,6 млн. руб. или на 9%. Таким образом, с одной стороны произошло сокращение штата сотрудников, с другой – повышение средней заработной платы. К сожалению, в своем отчете компания не раскрывает какой именно категории персонала коснулось это повышение.

Наименование показателя

1кв.2011г.

1кв.2010г.

1кв.2009г.

1кв.2008г.

1кв.2007г.

Абсолютное изменение 1 кв.2011г. к 1 кв.2010г.

Изменение в %

Среднесписочная численность работников, чел.

5 790

6468

7094

7624

8940

-678,0

-10,5

Объем средств на оплату труда, млн.руб.

329,1

301,0

322,4

297,4

253,5

28,1

9,3

КОМПАНИЯ ОДНОГО ЗАКАЗЧИКА

О своих планах на текущий год компания дает довольно ограниченную информацию. В первую очередь это реализация 5 шт. ГПА-16 «Волга» (без двигателя и нагнетателя), 4 шт. ГПА-16 «Волга» в ангаре (без двигателя, с нагнетателем), блоки ГПА «Нева-25» - 1 комплект, монтажные части для ГПА (Ванкор) - 5 комплектов, шеф-монтаж 9 шт. ГПА. Все это в рамках сотрудничества со своим главным заказчиком - компанией Газпром. Также КМПО планирует поставку 11 шт. приводов НК-16СТ, 19 шт. приводов НК-16-18СТ, 4 шт. приводов НК-38СТ и 12 шт. свободных турбин АСТ НК-36СТ.

В рамках своей авиационной деятельности предприятие планирует аренду двигателей НК-8-2У и НК-86,  а также реализацию 14 шт. вентиляторов. Так что, судя по всему,  авиационная тематика потихоньку сходит на «нет» в деятельности КМПО. Во многом потому, что доля самолетов отечественного производства в структуре авиапарка гражданской авиации неуклонно снижается. Если в 2002 году в авиапарке было 50 самолетов Ил-86, то сейчас их только 8. По Ту-154Б ситуация еще хуже. В 2002 году их было 130  сейчас их количество в районе 25. Все это означает, что фронт работы для КМПО по производству и ремонту двигателей стремительно сужается.

В рамках авиационной тематики КМПО пыталось в прошлом году наладить серийное производство двигателей МС-500В, разработанного украинским предприятием «Мотор Сич». Первый опытный образец был собран на КМПО в начале августе прошлого года. Даже говорилось о возможном совместном производстве, причем украинцы предложили казанцам бесплатно не только 50% конструкторской документации, но и 50% акций будущего предприятия.  Однако тогда Мотор Сич столкнулся с мощным противодействием ОДК (объединенной двигателестроительной корпорации), которая пыталась изолировать украинского производителя от российского рынка. В результате попытки ОДК увенчались успехом.

Как заявил в марте этого года генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус  в конце 2012 года компетенция производства вертолетных двигателей, которая в СССР сосредотачивалась в Украине, полностью вернется на территорию России.

Работа будет вестись в кооперации тремя заводами – петербургским ОАО «Климов», уфимским ОАО «УМПО» и ОАО «Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева». Возможность производства вертолетных двигателей на КМПО даже не рассматривается…

***

Так что ясно одно - КМПО остается предприятием одного заказчика – компании "Газпром" и его дальнейшее финансовое состояние во многом будет зависеть от количества заказов крупнейшего газового монополиста. 

Аналитический центр «БИЗНЕС Online»